Рабочая программа факультатива «Подготовка к ЕГЭ по истории 10-11 класс».


centerbottom10500090000centercenter0105000centercenter0105000centertop10500090000
Рабочая программа факультатива «Подготовка к ЕГЭ по истории 10-11 класс».
Учитель истории и права Куркина А.П.


Рабочая программа факультатива «Подготовка к ЕГЭ по истории 10-11 класс».
Учитель истории и права Куркина Александра Павловна
К числу важнейших вопросов современной государственной политики в области образования относится обеспечение гарантий реализации конституционных прав молодых людей на получение полноценной суммы знаний.
Одним из ведущих направлений развития образования является создание независимой системы оценки качества образования. Основные мировые тенденции развития образования нашли отражение в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», в которой определена необходимость создания системы объективной оценки качества подготовки выпускников. С этой целью в 2001 г. В Российской Федерации начался эксперимент по введению Единого государственного экзамена.
В число задач ЕГЭ входят следующие:
• повышение доступности профессионального образования;
• повышение объективности вступительных испытаний и процедуры
приема в вузы и сузы;
• обеспечение государственного контроля и управления качеством
образования на основе независимой оценки уровня подготовки
выпускников.
В целях обеспечения объективности итогов аттестации выпускников общеобразовательных учреждений используются контрольно-измерительные материалы, разрабатываемые с учетом единых концептуальных подходов: соответствия нормативной базе по предмету, достаточно полного охвата учебного материала, сбалансированности числа заданий разного типа, выравнивания вариантов по уровню сложности и пр. ЕГЭ обеспечивает разностороннюю проверку подготовки выпускников школы и их дифференциацию по уровню и качеству подготовки.
ЕГЭ по истории – сложный и специфический экзамен. В отличие от наиболее близкого ЕГЭ по обществознанию, история - более комплексный, объемный и информативный предмет. Подготовка ЕГЭ по истории является актуальной задачей, как для учащихся, так и для учителей. ЕГЭ по истории России охватывает исторический материал с древности до наших дней. Для успешной сдачи экзамена требуется знания огромного количества фактов, терминов, хронологии. При этом надо усвоить и уметь анализировать разные аспекты истории – экономика и социальные отношения, внутренняя и внешняя политика, история культуры.
История - один из компонентов общей культуры человека и необходимое слагаемое подготовки специалиста СПО и специалиста с высшим образованием. Он призван укрепить чувство патриотической гордости у его носителей, развить возможности каждой личности, сообщить необходимые для выбранной профессии знания.
Место предмета в учебном плане:
Программа факультатива рассчитана на 2 года обучения, 34 учебных часа, из них 1 час в неделю в 10 классе (17 часов) и 1 час в неделю в 11 классе(17 часов).
Цель курса: углубление специальной подготовки учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний, формирование целостного представления обучающихся об отечественной истории в логике исторического развития России и новыми историческими концепциями.
Задачи курса:
- сформироватьположительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до конца XX века;
- акцентировать внимание учащихся на тех учебных аспектах и темах, которые являются для них трудными, сложными.
Требования к результатам:
Личностные результаты: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.); формирование исторической компетентности; осознание своей идентичности как гражданина страны; локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантностьМетапредметные результаты: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии; осуществлять расширенный поиск информации; выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент.
Предметные результаты: учащиеся должны знать: основные понятия и термины, используемые в исторической науке; основные этапы и особенности исторического процесса в России; содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды её истории; основные хронологические рубежи, календарные даты истории России; составлять хронологические и синхронистические таблицы; читать историческую карту с опорой на легенду; составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности; соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия; излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе; сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия; определять, объяснять, аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Литература:
Кадневский В.М. Интенсивная подготовка.М.АйрисГевуркова Е.А.Типовые тестовые задания.М.ЭкзаменСеверинов К.М. Тренировочные тесты с комментарием к ответам.П.ТригонБаранов П.А. Интенсивная подготовка.М ЭксмоСоловьёв Я.В. Типовые тестовые задания.М.АстрельГевуркова Е.А Универсальные материалы.М. Интеллект-Центр
Гевуркова Е.А Интенсивная подготовка.М ЭксмоГевуркова Е.А Тематико-типовые задания. М Эксмо Гевуркова Е.А. История. Решение сложных заданий. М. Интеллект-Центр
Пазин Р.В. История России. Тематические тесты. Задания С. Р – Д. Легион
Краморов Н.И. История . Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Р – Д. Легион
Гевуркова Е.А История. Подготовка к ЕГЭ. М Национальное образование
Филиппова А.В. История России 1945-2008 гг.- М.: Просвещение ,2008 .
П.П. Епифанов, О.П. Епифанова «Хрестоматия по истории России с древнейших времен до конца XVIII века».- М.: Просвещение,1989 .
.А.Н. Сахаров «История России конец XVII – XIX век»- М.: Просвещение ,2010 .
А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко «История России XX – начало XXI века.- М.: Просвещение ,2009 .
М.Н. Чернова, В.Я. Румянцев «Работа с документами на уроках истории».- М.: Айрис пресс 2008 .
Сахаров «История России XX – начало XXI века» - М.: Просвещение, 2010 .
Кацва Л.А. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающий в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.
В.А. Бердинских История России с древнейших времен до конца ХIХ века. Практикум. 10 класс. М.: Дрофа, 2010.
Владимирова О.В.история: Эксспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России с древности до на конца ХХ века». М.:АСТ: Астрель, 2009.
А.С. Орлов, Т.Л. Шестова. Основы курса истории России. Тесты. - М.: Простор, 2001.
Тематическое планирование факультатива «Подготовка к ЕГЭ по истории 10 класс»
№ тема дата
1 Введение. Единый государственный экзамен по истории: структура и содержание
экзаменационной работы. Вводное тестирование. 2 Общая характеристика заданий части 3 (С). Особенности заданий С1-С4 3 Специфика заданий С5-С7 4 Предыстория народов России 5 Восточные славяне в VI – IX вв. и их соседи. Образование Древнерусского государства. 6 Киевская Русь в конце IX – в начале XII века. 7 Русь удельная. 8 Культура Руси IX-XII вв. 9 Русь в XIII-XV вв. 10 Россия в XVI в. 11 Русская культура в XIV-XVI вв. 12 Россия в XVII в. после Смуты. 13 Культура России в XVII в. 14 Решение вариантов экзаменационных заданий 15 Решение вариантов экзаменационных заданий 16 Репетиционный экзамен в формате ЕГЭ 17 Анализ результатов итогового репетиционного экзамена Тематическое планирование факультатива «Подготовка к ЕГЭ по истории 11 класс»
№ тема дата
1 Введение. Единый государственный экзамен по истории: структура и содержание экзаменационной работы. Вводное тестирование. 2 Общая характеристика заданий части 3 (С). 3 Россия в первой половине XVIII в. 4 Россия во второй половине XVIII в. 5 Культура России в XVIII в. 6 Россия в первой половине XIX в. 7 Россия во второй половине XIX в. 8 Культура России в XIX в. 9 Россия в 1900-1916 гг. 10 Россия в 1917 – 1922 гг. 11 Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг. 12 ВОВ 13 СССР в 1945-1991 гг. 14 Россия 1992-2010 15 Решение вариантов экзаменационных заданий 16 Репетиционный экзамен в формате ЕГЭ 17 Анализ результатов итогового репетиционного экзамена № п/п Тема занятия Дата проведения
план факт
РАЗДЕЛ 1: РУСЬ В НАЧАЛЕ IX–XII в. (разделы А1-А5, В1-В5, В10-12 в ЕГЭ по истории)
1.
Этногенез славян. Славяне и их соседи в I тыс н.э.
Образование Древнерусского государства. 2. Древнерусское государство в конце X – середине XII вв3. Древнерусские княжества в эпоху раздробленности. Отработка заданий разделов ЕГЭ по истории А1-А5, В1-В5, В10-12. Работа с бланками. РАЗДЕЛ 2: РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА В XII–СЕРЕДИНЕ XV в. (разделы А6-А9, В1-В5, В10-12 в ЕГЭ по истории)
4. Монгольское нашествие и судьбы древнерусских земель в XIII в. Русские княжества в эпоху монгольского владычества. 5. Возрождение русской государственности в XIV – первой половине XV вв..6. Русская культура в XIII-XV вв..Отработка заданий разделов ЕГЭ по истории А6-А9, В1-В5, В10-12. Работа с бланками. РАЗДЕЛ 3: РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV–XVII в. (разделы А6-А9, В1-В5, В10-12 в ЕГЭ по истории)
7. «Смутное время» 8. Российское государство и общество в XVII в.
Культура России в XVI- XVII вв..Отработка заданий разделов ЕГЭ по истории А6-А9, В1-В5, В10-12. Работа с бланками. РАЗДЕЛ 4: РОССИЯ В XVIII-СЕРЕДИНЕ XIX в. (разделы А9-А13, В4, В5, В10-В12 в ЕГЭ по истории)
9. Россия при Петре I. 10. Россия при приемниках Петра I 11. Россия в эпоху «просвещенного абсолютизма».
Культура России в XVIII в..12. Социально-экономическое и политическое развитие России в первой половине XIX в.
Реформы Александра II.
Социально-экономическое и политическое развитие пореформенной России. Диагностическая работа № 1 (СтатГрад) 13. Внешняя политика России в XIX в..Отработка заданий разделов ЕГЭ по истории А9-А13, В4, В5, В10-В12. Работа с бланками. Пробный ЕГЭ по истории на бланках Федерального Центра Тестирования в конце первого семестра РАЗДЕЛ 5: РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX в. (разделы А10-А13, В5, В10-В12 в ЕГЭ по истории)
14. Развитие общественно-политической мысли в России в XIX – начале XX вв.
Первая Русская революция.
15. Россия после революции 1905 г.. Первая мировая война. 16. Культура России в XIX – начале XX вв..Отработка заданий разделов ЕГЭ по истории А10-А13, В5, В10-В1.2 Работа с бланками. РАЗДЕЛ 6: РЕВОЛЮЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ (разделы А14, А15, В5, В10-В12, В20 в ЕГЭ по истории)
17. От Февраля до Октября 1917 г..18. Гражданская война и военная интервенция. Отработка заданий разделов ЕГЭ по истории А14, А15, В5, В10-В12, В20. Работа с бланками. РАЗДЕЛ 7: СССР В 1921-1991 гг. (разделы А14-А19, В10-В12, В20 в ЕГЭ по истории)
19. Создание СССР. Новая экономическая политика 1921-1927 гг..Форсированное строительство государственного социализма в 1928-1939 гг..20. СССР в годы Второй мировой войны 1939-1945 гг..21. СССР в 1945-1953 гг..22. «Оттепель» 1953-1964 гг..«Развитой социализм» 1964-1985 гг..Отработка заданий разделов ЕГЭ по истории А14-А19, В10-В12, В20. Работа с бланками. РАЗДЕЛ 8: РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (разделы А19-А21, В7-В12 в ЕГЭ по истории)
23. «Перестройка» 1985-1991 гг..24 Российская федерация 1990г. по настоящее время Отработка заданий разделов ЕГЭ по истории А19-А21, В7-В12. Работа с бланками. РАЗДЕЛ 9: РАБОТА С ЧАСТЬЮ «С» В ЕГЭ ПО ИСТОРИИ
25. Работа с текстом. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос (С1-С2) 26. Развитие навыков использования принципов структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источником, а также при рассмотрении фактов, явлений, процессов (С3-С4) 27. Развитие навыков формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения (С5) 28. Письменное рассуждение (форма исторического сочинения) (С6) 29. Структура письменного рассуждения 30. Развитие навыков представления результатов историко-познавательной деятельности в форме исторического сочинения 31. Отработка заданий группы С ЕГЭ по истории. Работа с бланками. 32. Пробный ЕГЭ по истории на бланках Федерального Центра Тестирования 33. Работа над ошибками34. Работа над ошибками