ПАООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)


ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ(ВАРИАНТ 7.1)
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных)компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах,: Требования к результатам освоения программы коррекционной работыконкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР всоответствиисего потенциальнымивозможностямии особыми образовательными потребностями.
Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
Оценка достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения программы коррекционной работыОценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику .Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы используется метод экспертной оценки, который, представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы специалистов (экспертов).не выносятся на итоговую оценку.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации.
Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии ;создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
Осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-
педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей; оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО; возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
Программа коррекционной работы должна содержать:
перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающихзанятий,систему комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ЗПР в условиях образовательного процесса,
психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогов, специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, медицинских работников организации и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
планируемые результаты коррекционной работы.
Программакоррекционнойработы должнавключатьв себя взаимосвязанные направления, отражающие еѐ основное содержание:
коррекционно-развивающаяработа.
консультативнаяработа. информационно-просветительскаяработа.
Основными направлениями в коррекционной работе являются:коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитиеэмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитиепознавательной деятельности и целенаправленное формирование высшихпсихическихфункций;развитие зрительно-моторной координации;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учѐбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:
оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации ,обеспечивающее системное сопровождение обучающихся специалистами различного профиля: социальное партнѐрство, предполагающеепрофессиональное
взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами(организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.
Программа коррекционной работы должна содержать: цель, задачи,программы коррекционных курсов, систему комплексного психолого-медико-педагогическогообследованияобучающихся,основныенаправления
(диагностическое,коррекционно-развивающее информационно-просветительское), описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, планируемые результаты освоения программы коррекционной работы, механизмы реализации программы, консультативное. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей.
Требования к кадровым условиям
В штат специалистов образовательной организации, реализующейвариант 7.1 АООП НОО обучающихся с ЗПР должны входить: учительначальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физическойкультуры, учитель иностранного языка, воспитатель, педагог-психолог,социальныйпедагог,педагог-организатор,педагогдополнительного
образования, учитель-логопед.
Педагоги образовательной организации, которые реализуют программу коррекционной работы АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:
а)по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» пообразовательным программам подготовки олигофренопедагога;
б)по направлению «Педагогика» по образовательным программамподготовки олигофренопедагога;
в)по специальности «Олигофренопедагогика» или по специальностям«Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» при прохождениипереподготовки в области олигофренопедагогики;
г)попедагогическимспециальностямилипонаправлениям(«Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») собязательным прохождением профессиональной переподготовки в областиолигофренопедагогики.
Педагоги, которые реализуют предметные области АООП НОО обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1), должны иметь высшее профессиональное образование, предусматривающее освоение одного из вариантов программ подготовки:Уровень квалификации работников образовательной организации,реализующей АООП НОО обучающихся с ЗПР, для каждой занимаемойдолжности должен соответствовать квалификационным характеристикам посоответствующей должности,адляпедагогическихработников
государственной или муниципальной образовательной организации - также квалификационной категории.
3) Моя роль в реализации программы как учителя-логопеда ,думаю , заключается в следующем:
- Я работаю в районе, где большую часть поступающих в 1 класс детей из неблагополучных семей. Эти обучающиеся чаще всего, не посещавшие детский сад ,обладают замедленным темпом интеллектуального и психофизического развития, имеют бедный словарный запас ,недоразвитие фонематического слуха, нарушение звукопроизношения, недостаточно развитую мелкую моторику. Если я ,как учитель-логопед не окажу этим детям логопедическую помощь, дефекты речи могут служить препятствием к полноценному усвоению программного материала, тормозить общее развитие, что в дальнейшем приведёт к трудностям в социальной и трудовой адаптации.
- Моя роль как учителя-логопеда в работе с детьми ОВЗ состоит в том ,чтобы подобрать отимальные пути логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции такого ребёнка в социуме в тесном контакте с другими специалистами сопровождения.

,
.