Литературный вечер. «Кто придумал алфавит. Зарождение книгопечатанья в России.»



Литературный вечер.
«Кто придумал алфавит. Зарождение книгопечатанья в России.»
18.05.2016
Провела библиотекарь Копова М.А.

Цель: раскрыть происхождение славянской азбуки, роль просветителей Кирилла и Мефодия, показать значение письменности в жизни общества в целом и в жизни отдельного человека, воспитывать любовь и уважение к родному языку и другим языкам мира.
Воспитывать у детей интерес и любовь к книге, закрепить правила обращения с книгой, развивать позновательные способности у детей, расширить знания учащихся об истории создания книги.
Знакомить у учащихся со славянской культурой.
Оформление:
1. Три плаката с афоризмами,
Книга – это окна ,через которые душа смотрит в мир. Р. Вильсон
- Язык – это история народа А. Куприн
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
А.Ахматова.
2. Плакаты с изображениями: глиняных табличек с клинописью; берестяных грамот; церковь и голуби,2 манаха, 863, 3.Презентация ,4. Гимн Кириллу и Мефодию,5.Жетоны с буквами(глаголица и кириллица),6. Славянские костюмы.
7. Буквы – карточки (для показа).- «Й» , «Ё», «юс малый», «юс большой», «кси», «пси», « зело», «омега».,8. Перо, 9. Книги,10. Свеча.
Библиотекарь: Дорогие ребята, сегодня мы с вами поговорим о письменности. Каждый год 24 мая на русскую землю приходит праздник весны - юной и древний – День славянской письменности и культуры. Попробуем представить себе, какой бы была бы наша жизнь, если бы когда – то, тысячи лет назад, люди не изобрели письмо, не придумали, как записывать свои мысли, закреплять в документах все, что нужно запомнить. Мы бы жили без книг и газет. Весь накопленный людьми опыт передавался бы из поколения в поколения только устно. Развитие человечества шло бы очень медленно, буквально черепашьим шагом. Нет, совершенно невозможно представить себе нечто подобное.
ЧТЕЦ :
Простая речь, а сколько в ней ума.
Звучат слова не на года, а на века.
На бересте, на глиняных досках
Мы записали то что на устах.
С древнейших лет и до сих пор жива
Бегущая словесная строка.
Не знаем мы кто это написал,
Науки мир их до сих пор не распознал.
Е. Завялова.
Библиотекарь:
Возникновение письменности относятся к глубокой древности. Путь к ней был долгим и сложным. Не сразу появились те системы письма, которые существуют ныне. Одно из величайших сокровищ культуры – древнейшие письменные памятники – все что записано на камнях и глине, на дереве и бересте, на пергаменте и на бумаге.(Показывает изображение глиняных табличек, берестяных грамот).
( На сцене чтец 1- 4. В левом углу сцены за столом сидит летописец).
1 чтец (Никишова Анжела):
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли.
2 чтец (Цевелев Руслан):
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах,
О земле о древнерусской
Быль записывал монах
Н.Кончаловская.
Летописец
Еще одно, последнее сказанье-
И летопись окончена моя
Исполнил труд завещенный от бога
Мне,грешному не даром много лет.
Свидетелем меня господь поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда – нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И пыль веков от хартии отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет
Да ведают потомки праославных
Земли родной минувшую судьбу
Еще одно последнее сказанье.
В тяжелую минуту, человече откроешь книг. Словно в храм светлый войдешь и найдешь ответ на любой вопрос, ибо и до нас люди жили и вопрошали. Прими же, отец наш небесный, молитву благодарную за то, что искусству книжному меня вразумил. Слава и вам братья Солунские Кирилл иМефодий, что буквы нам придумали, свет книжный принесли.
- Чу, слышу шорох. Кто здесь?
(входят 3 мальчика)
Захарка: Это мы батюшка.
Летописец: Заходите, чада любезные.с с чм пожаловали?
Захрка: Прослышали лы ,батюшка,что тут грамоте можно научится.

Летописец: Грамоте? Пожалуй, что можно. А вы чьи будете?
Захрка: Я Захрка Ивана – кузнеца сын.
Ивашка: А я Ивашка, Никиты Кожемяки сын.
( третий мальчик молчит)
Летописец: А ты чего молчишь?
Мальчики: Это Онфимка, сирота он,нищета,без роду без племени, а тудаже, учится.
Летописец: Не горюй, Онфимка , подойди ближе. И я когда – то сиротой был. Дом мой враги сожгли,все у нас в роду погибли. Отроком пришел я в Киево – Печерскую Лавру. Сделали меня переписчиком, а зовут все меня «библиофил», значит любитель книг. Наставник мой был добрый, устану я писать , велит отдохнуть, бежать во двор и стучать по дереву.
Захрка: Разве ты дятел , чтоб по дереву стучать?
Летописец: Нет, это у нас обычай был такой. Стукнишь три раза,все монахи должны были садится читать. Только был я неугомонный и любознательный. Все у наставника своего выпрашивал, откуда буквы взялись?
Ивашка: Правда, откуда? Расскажи, батюшка.
Летописец: давным – давно люди писать не умели, посылали друг другу предметы.
Онфимка: А как, батюшка, люди писали?
Летописец: На скалах рисунки делали, потом на сырых глиненых дощечках клинопись делали палочками.
Захрка: А мы, батюшка как будем писать?
Летописец: Наше письмо славянское. А подарили нам его Кирилл И
Ивашка: Расскажи, батюшка, нам о них.
Летописец: Если спросите у славян – грамотеев: « Кто вам азбуку сотворил или кто книги перевел?» они ответят: «Святой Кирилл – философ и Мефодий, брат его..» . Если спросить, когда это было, знают и скажут « Во время греческого царя Михаила, и болгарского князя Бориса, и моравского князя Ростицы, и блатенского князя Коцела, в 863 г. По Рождеству Христову».
Видеоролик о Кирилле и Мефодии.
Итак, в 863 г. Просвещенные братья Константин и Мефодий прибыли из Византии в земли славян. Оба хорошо знали славянский язык, к тому же владели даром убеждения. Основной их задачей была проповедь христианства, но они стали еще и учителями. В первой славянской азбуке оказалось 40 букв(глаголица). Позднее изобрели вторую и главную славянскую азбуку – кириллицу, в честь Кирилла.
Чтец :
"В далекие, далекие годаТакие, что представить даже трудно,В Солониках (Солуни назывался он тогда)В семье два брата жили дружно.Тот, что постарше - был Мефодий,Помладше брат - был Константин,Славянами считались все они в народеИ жили долго, до седин…Мефодий стал военным, как отец,А Константин был образован - чтец,Учился вместе с ним и малолетний император - МихаилИ Константин с отличием свою учебу завершил.А в Греции, затем, ученым знаменитым сталИ философию в университете преподавал.За ним ученых степеней тянулся караван,Он выучил латынь, арабский, он читал Коран.Интересовался муж риторикой, наукойИ не испытывал он муку,Когда учил на память он святого Богослова,Он мог пересказать Писание из слова в слово.В те времена славяне из МоравииМечтали получить побольше знаний о православии.Все потому, что греческий, латынь они не зналиИ проповеди в церкви плохо понимали.Ведь не было письменности у славян своейИ с просьбою к царю обратились ото всех людей.Поэтому царь греков МихаилПридумать алфавит скорее Константину поручил.А обещал ему помочь в этом Мефодий,Который отслужил 14 лет и был уже в народе,Он принял постриг и жил теперь у них.Два брата попросили помощи у БогаИ в 863 году они создали Алфавит свой понемногу.Их письмена были просты, красивы и понятны,Слова Евангелия Константин писал все внятноИ перевел с латыни для славян Писание Святое.Молитвы и ученье Божье стало всем доступное, простое.А, приняв постриг, Константин в миру Кириллом сталИ алфавит его народ кириллицей прозвал.Обоих братьев - и Кирилла, и МефодияС тех пор все стали звать в народеСвятыми просветителями всех славянИ имена их помнят до сих пор и благословят!"
Раздается колокольный звон.
Чтец ( Альбертина)
Славим Русь нашу святую!
По великим именам.
Православную, родную нашим
мыслям и сердцам.
Как прошла ты сквозь тревогу,
сквозь безграмотность, вражду?
Вразумил тебя Мефодий с Константином на молву!
Чтец ( Казакова 3 кл)
Выходцами из Солуни Русь была восхвалена.
Почитали, как родную, излагая письмена,
Прородители Софии воцарились на земле
И от мая к маю славим ваши имена везде.
Чтец ( Осламов з кл)
Памятник мы извояли в вашу честь уже в москве
И бессмертьем начертали ваши лики на холсте!
( снова раздается колокольный звон)
Звучит гимн Кириллу и мефодию.
( демонстрируется картина В.М. Васнецова «Нестор – летописец»

Юмористическая сценкаНа сцене появляются два старца (Кирилл и Мефодий). Их изображают ученики, накинувшие на голову и плечи большие темные плащи до пят с капюшонами, надев бороды от костюмов Деда мороза."Старцы" с удивлением осматривают зал, в котором проводится праздник, плакаты с буквами кириллицы и говорят:Кирилл:Посмотри сюда, Мефодий -Это ж наши с тобой буквы,Говорил тебе - в народеНаши буквы помнить будут!Знать, трудились не напрасно,Видишь - торжество какое,Посмотри-ка, жизнь - прекрасна!Видно, празднество большое.Мефодий:Слышал, гимн пропели и тебе и мне,Значит, мы прославили Россию на Земле.Такой язык красивый создали не зря,Ты видишь - все славяне нас благодарят.Однако, кто это кричит,А речь мне не понятна?"Старцы" отходят в сторонку. На сцене появляются мальчик и девочка (в очках), ведущие между собой диалог (громко):Мальчик: "Эй, очкарик, прикинь - училка по физ-ре вконец оборзела, мне пару вкатила за то, что я с полурока сорвался. Мне теперь предки на мобилу бабки не дадут!"Девочка: "А мой предки запретил мне купить прикид, видать - с дуба рухнул. В чем мне теперь на тусовку подрулить?"Мальчик и девочка, оживленно жестикулируя, удаляются.Снова на сцену выходят "старцы":Кирилл:Видать заморские словаПроникли в речь на РусьИ трудно будет их изжить, боюсь…Мефодий:Да нет, ведь это отроки младые,Не выучили все они слова красивые, простые,А как прочтут Толстого, Пушкина все книжки,То враз их головы наполнятся умишком,Поймут они, что никогда нельзя предатьЯзык родной, как Родину и Мать!
Библиотекарь.
Первые книги были рукописными, поэтому на их создание уходило много времени. Почему? Переписчиками были монахи - в тиши монастырских келий они изо дня в день старательно трудились над старинными текстами, любовно выписывая каждую букву. Рукописи держали на коленях, в руках гусиное перо, которое они обмакивали в баночку с чернилами.
Буковки у них получались не такие кривые и корявые, как у многих из вас сейчас в тетрадях, а ровные, прямые, четкие – это называлось «писать уставом» Или, наоборот, замысловатые, кудрявые, похожие на кружевной узор, - это называлось «писать вязью»


Чтец (Литвинов Иван)
На девственном листе, под узеньким окном,Неспешно буковки выводит он пером.И между ярко-черными рядамиВставляет красную строку; веселыми цветами,И разноцветными головками зверей,И птиц невиданных фантазии своей,Искусной вязью – вдоволь есть сноровки -Украсит он заставки и концовкиИ заголовки все, - ведь некуда спешить!Порою труд прервет, чтоб луки заострить,Перо гусиное, и глянет: радость-солнцеСтолпами падает на стол через оконце.
М. Богданович.
Ведущий:
Рукописные книги это произведения искусства. поэтому они стоят очень дорого. Человек, имевший несколько книг,считался обладателем огромного богатства. И не потаму что ,обложки книг богато украшались серебром, золотом и драгоценными камнями, а потаму, что в них был вложены многолетний труд писца и многовековая человеческая мудрость.
Ведущий 1 :
Славянский алфавит просществовал на руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, что бы кождая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма . они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, увидев их, сразу захотел овладеть письмом.
Ведущий 2:
Лишь в петровское время понадобилось внести в алфавит некоторые изменения.
Чтец 3
Господа! Царским указом велено упростить правописание отменить буквы «юс малый», «юс большой»,
«кси», «пси», «зело», «омегу»,которые стали обузой в русском алфавите (убирают со стенда название букв и уходят за кулисы, потом возвращаются).
В первой половине 18- го столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке. это буквы «й» и «ё» ( прекрипляют на стенд карточки с названием букв и уходят за кулисы.)
Чтец 4
В начале 20 века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания . такая реформа была проведина в 1918 году.
Ведущий 1
Сейчас наша азбука, основа которой составлена Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв – 33.
Наша азбука удивительная! Все мы, славяне, и каждый человек ,изучающий русский язык, должен знать и хранить в памяти имена первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи,поляне,
Скажите, кто вы?
ВСЕ:
МЫ – СЛАВЯНЕ!
Ведущий 2
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне – россияне
Издревле кто вы?
ВСЕ:
МЫ – СЛАВЯНЕ!
Библиотекарь:
А сейчас , я вам буду загадывать загадки, а вы отгадывать.
Не куст, а с листочками не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)
Семя плоско, поле гладко; кто умеет, тот и сеет; семя не всходит, а плод приносит. (Бумага и письмо)
Склеена, сшита, без дверей, а закрыта. Кто её открывает - многое знает. (Книга)
Кто говорит молча? (Книга)
На грядках не убывает, а в голове прибывает. (Знания из книг)
Еду по градам, рву без счету, а все цело. (Чтение)
Родился от плоти, а крови нет, грамоте не знаю, а век пишу. (Гусиное перо)
Земля беленькая, а птички на ней черненькие. (Бумага и письмо)
Белое поле, черное семя; кто его сеет, тот разумеет. (Бумага и письмо)
Без рук, без ног, а везде бываю. (Письмо)
Тридцать три БогатыряК нам пришли из букваря.Каждый ростом не велик,А учиться всем велит.Расскажут детям,О всём на свете.(Буквы.)
Какое русское слово
Состоит из з слогов,
А указывает на 33 буквы. ( Азбука)
С подругами и сёстрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам.
(Газета.)
Снаружи смотришь –Дом, как дом,Но нет жильцов обычных в нём.В нём книги интересныеСтоят рядами тесными.На длинных полкахВдоль стеныВместились сказки старины,И Черномор,И царь Гвидон,И добрый дед Мазай...Как называют этот дом?Попробуй угадай!(Библиотека.) 
Легенда, преданье народное,Ребята ее обожают.Родители, если свободные,Ее тебе на ночь читают.(Сказка.)

Вам выражения знакомы:Про первый блин, что вечно комом,Про сор, что из избы несут…Как их в народе все зовут?(Пословицы.)
Да правельно это пословицы
А сейчас я объявляю конкурс на знание поговорок и пословиц.
Грамоте учится - всегда пригодится
Азбука – мудрости ступенька
Сперва аз да буки, потом и науки
Учёного учить только портить.
Недоученный хуже неученого. Переученный хуже недоученного.
Ученье лучше богатства.
Век живи, век учись.
Ребята, а какие пословицы об учении и труде знаете вы?
Библиотекарь:
Ребята книги не всегда писались от руки. Чтобы книжные знания стали достоянием народа, потребовалось упростить процесс изготовление книги. В середине 16 века на Руси пришло книгопечатание. При содействии Ивана Грозного в Москве, Китай – городе,начал работать первый в стране Печатный двор, которым руководил Иван Федоров. Жизнь русского первопечатаника полна загадок. Неизвестны ни год, ни место его рождения. Известно только, что Иван Федоров служил дьяконом в храме и была у него дерзкая мечта – книги свещенные без писцов переписывать.
19 апреля 1563 года Иван Федоров приступил к набору первой страницы , первой печатной книги. (показать фотографию « Апостола» Ивана Федорова). Книга выступает одним из звеньев духовной культуры людей, она заставляетнас возвращатся к истокам. Культура продолжает творится на наших глазах. Появляются новые способы хранения и передачи информации.но их появление не было бы возможным без тех « черт и рез», с которых мы начинали наш разговор,без книг, переписанных некогда в ручную терпеливыми монахами.
Чтец 3 кл. Липатов
Все что создано умом,
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книге бережно хранится.
Библиотекарь:
А сейчас, дорогие ребята, мы проведем с вами небольшую викторину на тему нашей встречи.
Викторина:
Как возникло слово «азбука»? (слово произошло от первых букв славянского алфавита: «аз», «буки»).
Откуда произошол термин «красная строка».(переписчики книг, начиная новый раздел (главу),ервую букву расписывали яркими красками, среди которых преобладал красный цвет.)
Вспомните пословыцу про азбуку.( азбука – к мудрости ступенька, азбуку учат - во всю избу кричат).
Где используется алфавитный порядок? ( в телефонных справочниках, библиотечных каталогах, в классных журналах, в различных славорях ит.д.)
Зачем нужно знать алфавит?
Сколько букв в современном алфафите? ( 33)
Как чтят память Кирилла и Мефодия? ( празднечное богосужение, праздник славянской письменности)
Кто был русским первопечатанником?( Иван Федоров)
Назовите имена первых переводчиков богослуженных книг с греческого на славянский язык?( Кирилл и Мефодий).
Самая крупная библиотека в России?( Российская государственная библиотека в москве)
Какиеже вы молодцы, на этом позвольте закончить наш литературный вечер , посвещенный славянской письменности.