Технологическая карта урока на тему Прямоугольный параллелепипед (5 класс)
«Лучший инновационный урок I полугодия 2014-2015 учебного года»
Номинация: Разработка урока.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №2 имени Александра Жаркова г.Яранска Кировской области
Тема: Прямоугольный параллелепипед.
5 класс
Автор
Киселева Галина Вячеславовна,
учитель математики
первой категории
г.Яранск
2015 г
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Киселева Галина Вячеславовна, первая категория, МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова
г. Яранска, Кировской области
Предмет: математика
Класс: 5
Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.
Тема урока: Прямоугольный параллелепипед
Тип урока: урок получения и первичного закрепления новых знаний
Урок был проведен 5 декабря 2014 года в рамках работы экспериментальной площадки «Проектирование деятельности учителя в условиях ФГОС», организованной на базе Яранского района.
Цели урока:
Образовательная: формировать понятие прямоугольного параллелепипеда;
Развивающие: способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной и индивидуальной работе.
Оборудование: доска; задания для выполнения на уроке; карточки целей и задач урока, наборы геометрических фигур; задания для домашней работы, презентация
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);• познавательными УУД:
собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);
У большинства учащихся не сформированы:
• коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
• личностные УУД:
осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие прямоугольный параллелепипед, грань, ребро, вершина, площадь боковой поверхности 3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение
умение решать задачи на нахождение площади прямоугольника, квадрата, боковой поверхности параллелепипеда, решать задачи с практическим содержанием 3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение
Регулятивные самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном 2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму (списку целей и задач)
планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления 2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними
Познавательные закрепляют навыки и умения применять формулы для нахождения площадей фигур; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме «Прямоугольный параллелепипед». 3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач
Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля, самоорганизации и самоконтроля
Личностные формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе. 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм
Структура и ход урока
Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учеников Время (в мин) Формируемые УУД Способ деятельности
1. Организационный этап Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Включаются в деловой ритм урока.
1 Регулятивные: организация своей учебной деятельности (положительный настрой на урок - самоорганизация)Самоорганизация
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока, отмечают индивидуально значимость для себя каждой цели в списке целей и задач 4 Познавательные: умение ориентироваться в системе своих знаний (отличать новое от уже изученного, преобразовывать информацию из одной формы в другую)
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Сравнение, сопоставление.
Выбор из списка целей и задач наиболее значимых знаний для себя.
Определение личной цели.
Ведение диалога, построение высказывания.
3. Актуализация знаний Актуализация опорных знаний и способов действий. Организация практической работы по нахождению площадей фигур, единиц измерения величин. Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. 5 Познавательные: уметь ориентироваться в системе своих знаний, применять знания в новой ситуации
Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, умение договариваться друг с другом
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание значимости усваиваемого материала. Практическая работа на вычисление площадей фигур: работа по алгоритму.
Оформление вычислений в соответствии с требованиями.
Самопроверка и взаимопроверка результатов, сравнение с другими.
Отмечают значимость материала с помощью знаков + или - .4. Этап изучение нового материала.
Показать необходимость нового знания через затруднение Организует работу с учебником и другими источниками информации Работают индивидуально с учебником и преобразуют информацию в виде кластера (схемы) 5-7 Познавательные:извлечение информации и представление её в сжатом виде.
Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, участвовать в коллективном обсуждении, договариваться друг с другом.
Личностные: формирование готовности к самообразованию
Регулятивные: уметь составлять план действий по решению проблемы, соотносить результаты своей деятельности с целью и оценивать его.
Составление кластера к понятию прямоугольный параллелепипед.
Рисуют схему на листе формата А-4, обсуждают в паре.
Отмечают значимость понятия на листе целей.
Самостоятельная работа с учебником.
5. Физкультминутка Смена деятельности. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. 2 6. Применение знаний и умений в новой ситуации Показать разнообразие задач на прямоугольный параллелепипед Организация и контроль за процессом решения задач. Работают в парах над поставленными задачами. 10 Познавательные:осознание необходимости новых знаний, формирование интереса к данной теме.
Личностные: способность к саморазвитию, личностная саморефлексия.
Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Работа в парах над поставленной проблемой.
Выбор задач из списка.
Ведение диалога в паре.
Взаимоконтроль и оценка своей деятельности.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. 5 Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Личностные: формирование позитивной самооценкиПриём: незаконченное предложение.
По чертежу назвать грани, ребра, вершины.
Назвать предметы из окружения в форме прямоугольного параллелепипеда.
8. Рефлексия (подведение итогов урока) Дать количественную оценку работы учащихся Подводит итоги работы групп и класса в целом. Учащиеся сдают карточки самооценивания. 3 Регулятивные:оценивание собственной деятельности на уроке.
Отмечают на листе целей знаками + или – то, что усвоили на уроке.
9. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания Дает комментарий к домашнему заданию Учащиеся записывают в дневники задание. 3 Коммуникативные:принимать другие позиции
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД Способ деятельности
1. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
- У каждого из вас на столах лежат карточки и всё необходимые для работы на уроке. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:
"+" –важно для меня и я принимаю знания и буду применять
"-" – неважно, но возьму во внимание. Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки целеполагания и мотивации Регулятивные: организация своей учебной деятельности (положительный настрой на урок - самоорганизация)Самоорганизация
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Учитель подводит учащихся к теме урока и постановке целей.
- У вас на столах имеется несколько фигур, разделите их на известные вам и неизвестные.
- Назовите известные вам фигуры.
- Как можно назвать оставшиеся фигуры?
–Откройте Аудит! Отследите основные понятия по данной теме. Какое понятие ещё не изучено?
- Почему его так назвали?
- И так тема нашего урока…..
- А какие предметы вокруг нас имеют форму прямоугольного параллелепипеда?
-А я вам принесла шкатулку, спичечный коробок, коробочку.
Давайте поставим цель на урок? Что вы хотите узнать о прямоугольном параллелепипеде Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока: прямоугольный параллелепипед.
Он состоит из прямоугольников, и они попарно параллельны.
-шкаф, кабинет, коробка, аквариум, шкатулка, коробка, спичечный коробок, кирпич.
Учащиеся выбирают цели на урок из списка целей, некоторые формулируют сами. (Приложение 1). Познавательные: умение ориентироваться в системе своих знаний (отличать новое от уже изученного, преобразовывать информацию из одной формы в другую)
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные:умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
Сравнение, сопоставление.
Выбор из списка целей и задач наиболее значимых знаний для себя.
Определение личной цели.
Ведение диалога, построение высказывания.
3. Актуализация знаний
Учитель организует работу на повторение:
- Вернёмся к нашим фигурам и выполним несколько заданий (Приложение 2)
1) Вычислите площадь квадрата и прямоугольника, выполнив необходимые измерения. Выразите полученные величины в см и мм, см2и мм2. Запишите полученные результаты на выкройках фигур.
2) Вычислите, сколько бумаги потребуется для оклеивания данного прямоугольного параллелепипеда, чтобы придать ему эстетичный нарядный вид. Как называется вычисленная величина?
3) Постановка проблемы: Вычислите, сколько дерева ушло на изготовление данного прямоугольного параллелепипеда.
Учащиеся письменно выполняют предложенные задания, ответы записывают на фигурах.
Учащиеся обсуждают в парах план выполнения поставленной задачи.
Учащиеся испытывают затруднение и необходимость нового знания.
Познавательные: уметь ориентироваться в системе своих знаний, применять знания в новой ситуации
Коммуникативные:уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, умение договариваться друг с другом
Регулятивные:контроль иоценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание значимости усваиваемого материала. Практическая работа на вычисление площадей фигур: работа по алгоритму.
Оформление вычислений в соответствии с требованиями.
Самопроверка и взаимопроверка результатов, сравнение с другими.
Отмечают значимость материала с помощью знаков + или - .4.Этап изучение нового материала.
Учитель организует работу с учебником: стр 120-121, п.20; слайдом презентации, справочником по математике
Учитель предлагает заслушать один вариант кластера.
.
Учащиеся индивидуально извлекают информацию из различных источников, представляют её в сжатом виде – кластер. (Приложение 3).
Обсуждают в парах, дополняют друг друга.
Сопоставляют с предложенным учителем вариантом (Приложение 4).
Познавательные:извлечение информации и представление её в сжатом виде.
Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, участвовать в коллективном обсуждении, договариваться друг с другом.
Личностные: формирование готовности к самообразованию
Регулятивные: уметь составлять план действий по решению проблемы, соотносить результаты своей деятельности с целью и оценивать его.
Составление кластера к понятию прямоугольный параллелепипед.
Рисуют схему на листе формата А-4, обсуждают в паре.
Отмечают значимость понятия на листе целей.
Самостоятельная работа с учебником.
5. Физкультминутка Физкультминутка
Давайте немного отдохнем.
Поднимает руки класс – это «раз».Повернулась голова – это «два».Руки вниз, вперед смотри – это «три».Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,С силой их к плечам прижать – это «пять».Всем ребятам надо сесть – это «шесть». Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.
6. Применение знаний и умений в новой ситуации Учитель организует работу по применению знаний в новой ситуации по учебнику: стр. 121, выполнить задания №790, №791.
- Вернемся к задаче о количестве древесины, которое пошло для изготовления нашего прямоугольного параллелепипеда. Как будем её решать, используя новые знания?
- Вычислять объём мы будем на следующих уроках.
Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач.
По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах целей.
Ответ к задаче:
№790 а) АЕМД,ДМКС,СКFB,BFTA,
ADCB,EMKF
б)AB,AD,DC,BC,DM,CK,MK,EM
,KF,FE,AE,BF
в)A,D,M,E,B,C,R,F.
№791
12*4+3*4+5*4=48+12+20=80см Познавательные:осознание необходимости новых знаний, формирование интереса к данной теме.
Личностные:способность к саморазвитию, личностная саморефлексия.
Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Работа в парах над поставленной проблемой.
Выбор задач из списка.
Ведение диалога в паре.
Взаимоконтроль и оценка своей деятельности.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Учитель организует работу по усвоению новых знаний: (Приложение 5)
Закончи предложение …
На модели назови и покажи верхнюю грань, боковые рёбра, вершины.
Назови предметы в форме прямоугольного параллелепипеда. Учащиеся дописывают окончание начатого предложения, работают по готовому чертежу, называют предметы. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Личностные: формирование позитивной самооценкиПриём: незаконченное предложение.
Работа по чертежу: назвать грани, ребра, вершины.
Назвать предметы из окружения в форме прямоугольного параллелепипеда.
8. Рефлексия (подведение итогов урока)
- Наш урок подходит к концу. Был ли он для вас открытием? Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.
Регулятивные:оценивание собственной деятельности на уроке.
Отмечают на листе целей знаками + или – то, что усвоили на уроке, что для них было важно.
9. Информация о домашнем задании Домашнее задание:
Заданиявыбор: 1) Обклеить готовый или сделать самим прямоугольный параллелепипед.
2) Найти площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.
Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы. Коммуникативные:принимать другие позиции Приложение 1. Этап целеполагания и мотивации. Карточка целей.
Ф. И. _______________________________________________
Система оценивания:
"+" –принимаю или справился с задачей без затруднений,
"±" –принимаю или справился с задачей, но возникали сложности,
"-" –не принимаю или не справился с задачей.
№ задания Задание
Оценка
2 Тема урока: прямоугольный параллелепипед.
Цели на урок:
Иметь представление о прямоугольном параллелепипеде.
Приводить примеры тел в форме прямоугольного параллелепипеда.
Знать три измерения прямоугольного параллелепипеда.
Знать, что такое грань, ребро, вершина прямоугольного параллелепипеда.
Уметь вычислять площадь боковой поверхности 1 Актуализация знаний: вычисление площадей фигур. 4 Усвоение новых понятий:
прямоугольный параллелепипед,
грань,
ребро,
вершина,
площадь поверхности. 5 Применение новых знаний к решению задач. 6 Рефлексия: был ли урок открытием для вас?
Приложение 2. Этап актуализации знаний и построение затруднения.
1) Вычислите площадь квадрата и прямоугольника, выполнив необходимые измерения. Выразите полученные величины в см и мм, см2и мм2. Запишите полученные результаты на выкройках фигур.
2) Вычислите, сколько потребуется бумаги для оклеивания данного прямоугольного параллелепипеда, чтобы придать ему эстетичный нарядный вид. Как называется вычисленная величина?
3)Вычислите, сколько древесины ушло на изготовление данного прямоугольного параллелепипеда.
Приложение 5.
Задания для закрепления изученного:
Закончи предложение.
Прямоугольный параллелепипед – это ….
Он состоит из ……
Грань – это…..
Ребро – это….
Вершина – это…
Три измерения прямоугольного параллелепипеда - это….
Чтобы найти площадь всей поверхности прямоугольного параллелепипеда нужно….
На модели покажи:
Верхнюю грань
Боковые ребра
Вершины
Приведи примеры предметов в форме прямоугольного параллелепипеда.