Конспект открытого занятия Путешествие в мир театра


1. Конспект занятия по теме: «Путешествие в мир театра»
2. Объединение «Миллениум»
3. Группа 1.2.
4. Возраст детей 8 -12 лет
5.Подготовила (ФИО, должность) Петряева С.И. педагог дополнительного образования
6. Цель занятия: Сформировать у детей интерес к занятиям в театральном объединении и к искусству театра в целом, к профессии актера театра.
7. Задачи:
обучающие: овладение детьми приёмами перевоплощения на сцене;
развивающие: расширение кругозора и познавательной активности обучающихся,   развитие в детях необходимых для восприятия искусства психологических структур   (внимание, воображение, фантазия, память),развитие атерского мастерства;
воспитательные: создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы   сотрудничества педагога и обучающихся, интереса к театральному искусству,к профессии актера.
8. Оборудование:
ноутбук;
проектор;
слайдовая презентация;
костюмы к этюду;
цветные карточки;
карточки с текстом роли.
Ход занятия
Вводный этап.
Представление педагога (слайд №1)
Так заведено, что со дня сотворения театра благодарные зрители, приносят актерам цветы. Вы тоже пришли в наш «театр» в надежде увидеть чудо и принесли с собой цветы, цветы своего настроения.

п/п. Этапы учебного занятия Содержание Время Примечание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19. Вводный этап.
Знакомство с настроением детей (тест «Моё настроение»);
Сообщение темы занятия: «Путешествие в мир театра».
Знакомство с понятием «театральное искусство»
Знакомство с «Азбукой театра».Основные направления образовательной программы «Азбука театра»,театральная терминология.
Упражнение «Слушаем тишину»
Упражнение – игра «Поймай хлопок»
Упражнение «Держи- держу, лови –ловлю»
Упражнение «Переход»
Упражнение «Стеклянный шар»
Упражнение «Замороженный лес»
Упражнение «Изобрази звуком»
Упражнение «Взрыв»
Виды театров.
Информация о театральной студии «Миллениум».
Знакомство с перспективами занятий.
Самостоятельная работа.
Этюд на тему «Волшебная сказка»
Заключительный этап.
Закрепление полученных знаний.
Подведение итогов.
Тест «Мое настроение»
Представление педагога (слайд №1)
Так заведено, что со дня сотворения театра благодарные зрители, приносят актерам цветы. Вы тоже пришли в наш «театр» в надежде увидеть чудо и принесли с собой цветы, цветы своего настроения.
Сейчас вы выберите себе цветную карточку - «цветок». Если у вас плохое настроение, вы берете карточку коричневого цвета. Если настроение хорошее – карточку желтого цвета. Если настроение отличное – карточку красного цвета.
На нашем занятии мы совершим путешествие в необыкновенный мир театра. (Слайд 2)
Театральное искусство возникло давно, на заре человеческой культуры. И развивалось вместе с жизнью самого человечества. Один из главных элементов театрального искусства – это игра. (Слайд 3) Сначала были игры и обряды первобытных народов. Местом зарождения театрального искусства можно считать Древнюю Грецию. (Слайд4).Навсегда остались знаменитыми пьесы, написанные в IV и V в. До нашей эры.(Слайд 5)
Я познакомлю вас с азбукой театра (Слайд 6) и первая буква:
А – актер (Слайд 7) – деятельностный, действующий. Вы знаете, чем в театре занимается актер? Он играет роль, перевоплощается, как бы превращается в своего героя. Первые русские актеры – скоморохи, комедианты (Слайд 8) устраивали свои представления прямо на улицах, площадях и ярмарках. Они шутили со зрителями, разыгрывали маленькие шутливые сценки собственного сочинения, пели забавные песенки, показывали акробатические номера.
Б – бенефис (Слайд 9)– в переводе с французского языка (польза), бенефисная роль – главная, блестящая, выигрышная роль, дающая возможность актёру блеснуть своим талантом. Каждый актёр стремится получить бенефисную роль. Сейчас мы все вместе повторим это слово – бенефис.
В – внимание (Слайд 10). Актер, как на репетициях, так и на выступлениях должен быть очень внимательным. Для чего это необходимо? Д ля того, чтобы всё замечать, быть в курсе событий, происходящих вокруг, это необходимо для успешной актёрской игры.
Я предлагаю вам прислушаться “к тишине”, к звукам на улице. Расскажите, что вы услышали? Прислушайтесь к звукам в здании. Что вы слышите? Какие звуки происходят в зале? А теперь, прислушайтесь к себе. Что происходит в вашем организме? Молодцы, вы очень внимательные и предлагаю вам упражнение – игру “Поймайте хлопок”:
– я хлопаю в ладоши, вам необходимо поймать мой хлопок. Так как будто при хлопке вылетает шарик, или бабочка, или капля воды, или сухой лист с дерева.
Следующее упражнение «Держи – держу, лови – ловлю»:
– вы должны по кругу передавать предмет (цветок) и говорить: 1– ый – 2 – му – “Держи”, 2 – ой отвечает – “Держу”, 2– ой – 3 – му – “Лови”, 3 – ий – “Ловлю” и т.д.
Г – грим (Слайд 11). Это подкрашивание лица. Искусство предания лицу внешности, необходимой актеру для исполнения роли. На наших занятиях мы изучаем грим персонажа, виды грима, как правильно наложить грим. Будем изучать законы старения лица, выражения, морщины.
Д – движение (Слайд 12). Сценическое движение актера на сцене включает в себя физическое развитие, работу с равновесием, работу с предметами, развивает гибкость, координацию движений, реакцию.
Нам необходимо двигаться, то есть переходить от одной стороны зала до другой. Вообразите, что мы все вместе идём “по тонкому льду”, тянем носочки, двигаемся осторожно и быстро, смотрим, чтобы лёд под ногами не треснул. А теперь побежали “по холодной траве с росой” попробуйте ощутить восторг утренней прохлады. А сейчас прыгаем “по раскаленным углям”, как горячо! Идём “по колено в снегу” широко раздвигая ноги, проваливаемся в сугробах, выбираемся. Бежим “босиком по гравию” стараемся не уколоться и не пораниться. Наконец мы пробираемся “по лесу через непроходимую чащу”, осторожно отодвигаем колючие ветви деревьев. Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
К – костюм театральный (Слайд 13). Вы знаете, для чего актёру нужен костюм? Костюм является очень важным звеном работы актера над ролью. Он помогает актеру ощутить, передать характер героя. В понятие театральный костюм входят все виды одежды, обувь, головные уборы и даже украшения.
М – мимика (Слайд 14). Движение лицевых мышц, изменение выражения лица. Давайте попробуем вместе изобразить мимику лица человека грустного, радостного, плачущего, злого, удивленного, загадочного. Мимика – это мысли и чувства, передаваемые не словами, а движением лица, отражающие эмоциональное состояние человека.
– вообразите, что здесь лежит большой стеклянный шар. Наша задача, медленно, слитно по всей линии шара двигать руками, создавая образ шара.
Сейчас мы все вместе встанем вокруг воображаемого шара и начнём создавать его образ. Если где то получились неровности, загладьте и держите руки. В идеале наш шар должен быть виден.
– попробуйте представить себя деревьями в лесу, поднимите руки вверх, изобразите качающиеся ветви, листву и вдруг неожиданно лес сковал мороз, замрите, вас заморозили. Каждый из вас – ледяная глыба. А теперь, вас разморозили, встряхните пальцами рук, медленно оттаивают ладони, локти, затем зашелестела листва. Молодцы, отдохните и посмотрите на экран.
Р – речь (Слайд 16). У актёра театра, хорошо развита речь. И поэтому, на своих занятиях мы учимся как красиво и правильно говорить на сцене.
Сейчас, вместе мы произнесём звуки: И – Э – А – О – У – Ы. Такое сочетание звуков называется звукорядом. Начнем говорить тихо, затем громче и потом очень громко, переходя в крик. Прислушивайтесь друг к другу, старайтесь произносить одновременно со всеми. Не все старались, поэтому повторим упражнение ещё несколько раз.
Добавим звук М и произнесём вместе звуки: МИ – МЭ – МА – МО – МУ – МЫ. Начнём говорить тихо, затем громче и потом очень громко. Повторим упражнение.
А теперь, попробуйте изобразить звуком плач ребенка, крик, затем восторг, радостные возгласы.
С – сценическое воображение (Слайд 17). У актера должно быть хорошо развито воображение и фантазия. Для чего, как вы думаете? Для того, чтобы актёр мог вообразить представить своего героя, свои действия и действия окружающих людей. Вообразите себя “скульптором”, а свою левую руку мягкой “глиной”. Попробуйте из своей левой руки “глины” вылепить растение, цветок, ветку дерева. Молодцы, у вас замечательно получается!
– а теперь, сядьте, обнимите руками колени, голову опустите как можно ниже. Положение тела замкнутое, закрытое. Вы находитесь в позиции “точка”. По моему хлопку вам необходимо “взорваться” – максимально быстро выбросить энергию, при этом вы можете принимать любые позы. Попробуйте представить себя зерном или семенем растения (из зерна может появиться росток, растение, цветок и т. Д.). В зависимости от того, что вы хотите получить в итоге. Итак, по моему хлопку, начинаем…
Далее вообразите себя яйцом (птицы, змеи, ящерицы, динозавра, крокодила и т. Д.). Сядьте в позицию “точка” и по моему хлопку вам необходимо “взорваться” и принять позу родившегося из яйца животного. Помните, что взрыв должен быть мгновенным. Начинаем…
Т – театр (Слайд 18). Слово театр греческого происхождения. Оно означает место для зрелища, да и само зрелище. На экране театр оперы и балета г.Новосибирска. Затем перед вами Новосибирский драматический театр юного зрителя “Глобус”. (Слайд 19)
Какие театры знаете вы? Молодцы! Посмотрите на экран, вы видите кукольный театр (Слайд 20), оперы и балета (Слайд 21), драматический (Слайд 22), музыкальной комедии (Слайд 23), самодеятельный театр (Слайд 24).
На экране театральная студия « Миллениум» Городского Дома детского творчества. Дети приходят в наше объединение и остаются надолго, занимаются 3-4 года. На многие годы, у детей остаётся интерес к занятиям, они активные участники театральных фестивалей и конкурсов. Один из наших выпускников Лавренов Антон учится в университете культуры и искусства г.Тюмени. Другие выпускники паралельно с учебой в институте,играют в народных театрах, программах КВН в г. Кургане и Волгограде.
Занимаясь в нашем объединении, вы много узнаете о профессиональной деятельности актёров театра и кино, истории театрального искусства.
Э – этюд театральный (Слайд 25). Небольшой спектакль. Предлагаю вам разыграть этюд на тему “Волшебная сказка”. Выберите роли, возьмите карточки с текстом, наденьте костюмы и попробуйте вообразить себя героями сказки. Внимательно слушайте текст и постарайтесь разыграть роли. Прислушайтесь, слышите мелодию, сказка начинается:
Когда – то давно в одном королевстве родилась принцесса. Это случилось утром, что даже солнце в этот день встало пораньше, чтобы посмотреть на малышку – такая она была славненькая. Солнечные лучи залили старый замок золотым сиянием. И король с королевой склонились над колыбелью, столько лет они мечтали о ребенке, и наконец мечта сбылась. Прошли годы, принцесса выросла, наступил день ее шестнадцатилетия. Радостная весть быстро разнеслась по королевству. На торжество было приглашено множество гостей из разных стран (Индии, Персии, Африки). Они съехались из разных мест, с щедрыми подарками. Но тут, неожиданно, в центре дворца послышался взрыв, вспыхнула молния, из которой появилась злая волшебница. Она очень рассердилась, что ее не пригласили на торжество, и усыпила принцессу, посадив в ледяной шар. Гости бросились к шару пытаясь освободить принцессу, но все кто прикасались к шару, превращались в деревья и замерзали на месте. Все люди, присутствующие в замке превратились в огромные замороженные глыбы. Сделав свое гадкое дело, волшебница удалилась в свой замок. Прошло сто лет. И как принято в сказках нашелся принц, который в смелой битве победил злую волшебницу и прогнал ее из королевства. Чары развеялись, лед стал таять, лес начал медленно оживать и размораживаться. Принц пробрался сквозь густые ветви деревьев к шару, увидел спящую принцессу и разрубил шар мечом. Принцесса пробудилась ото сна, она стала прекрасней, чем была. Солнечные лучи медленно скользили по деревьям от ветки к ветки, превращая деревья в людей. Люди просыпались ото сна, и радовались жизни. Принц и принцесса поженились, они жили долго и счастливо.
Сегодня вы совершили путешествие в удивительный мир театра, познакомились с “Азбукой театра”, терминами. Давайте вспомним, чем в театре занимается актер? Бенефисная роль, какая роль? Для чего актеру необходимо быть внимательным? Для чего необходимо развивать сценическую речь? Для чего актеру нужен грим, костюм, мимика? А вы хотели бы стать актерами? Замечательно. Ведь профессия актера очень интересная. Я думаю,что тот кто из вас,мечтает стать актером,непременно им станет.
О каких театрах вы узнали? Вы самостоятельно разыграли этюд на тему “Волшебная сказка” и я вижу, что вы стали настоящими актерами, исполнили свои роли отлично!
В заключении подумайте, какое настроение у вас сейчас, всё ли получилось? Какого цвета цветы вы принесёте в театр? Возьмите цветные карточки и покажите какой цвет вы выбрали.Спасибо за внимание, до новых встреч!!!
1 мин.
2 мин.
1 мин.
1 мин.
3 мин.
1 мин.
2 мин.
2 мин.
3 мин.
2 мин.
2 мин.
1 мин.
2 мин.
5 мин.
1.5 мин.
5 мин.
5 мин.
1 мин.
1 мин.
Сообщение учебного материала.
Работа над вниманием.
Работа над воображением.
Тренинг лицевых мышц.
Работа над сценической речью.
Работа над сценическим воображением.
Работа над этюдами
Список литературы:
Ю.Б. Борев Эстетика, М. Из-во “Полит. Литература”, 1988.
Л.С. Выготский Психология искусства, М. Из-во “Искусство”, 1989.
Б.Е. Захава Мастерство актёра и режиссёра, М. “Искусство”, 1984.
Е.Н. Ильин Герой нашего урока, М. Из-во “Педагогика”, 1991.
З.Я. Когородский Театр, в котором играют дети, С-П Из-во “АКС”, 1988.
Я.А. Смоленский Дети и слово, М. Из-во “Дет.лит-ра”, 1979.
П. Брук Пустое пространство, М. Из-во “Искусство”, 1996.
П.М.Ершов Технология актёрского искусства. 2-е изд, М. Из-во “Педагогика”, 1992.