Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей НОД, по лексической теме «Насекомые» в разновозрастной коррекционной группе


Тема НОД: «Насекомые».
Цель НОД: актуализировать и обобщить ЗУН по основным учебным направлениям, полученным в 2014-2015 учебном году.
Задачи НОД: 1) актуализировать знания об образовании чисел в пределах 10 и соотнесении их с соответствующими цифрами, актуализировать и конкретизировать временные и пространственные представления ребенка согласно возраста и программы, актуализировать представления ребенка об основных цветах и величинах в соответствии с возрастом и программой, обобщить ЗУН в звукобуквенном, слоговом анализе слов на основе дидактических и коррекционно-развивающих игр и упражнений; 2) корригировать некоторые ВПФ (произвольное внимание, восприятие, запоминание, мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и сравнения, формировать элементы логического мышления), увеличивать и усиливать непрерывный речевой выдох, развивать связную устную речь ребенка, фонематический слух, анализ и синтез, формировать лексико-грамматические категории на основе дидактических и коррекционно-развивающих игр и упражнений;
3) воспитывать навыки элементов обще-учебного поведения, познавательный интерес, учебную мотивацию.
Оборудование: мяч, набор цифр, набор предметных картинок по теме «Насекомые», цветы разных цветов и размеров, «Волшебный мешочек», набор пластмассовых букв, календарь природы, стоклеточные таблицы с изображением геометрических фигур разного цвета и размера, маленькие картинки с изображением насекомых, таблицы Шульте двухцветные (№ 8, № 9), таблицы для игры «Четвертый лишний», слова для игры «Аналогии», большие бабочки для подарков детям и для игры «Посади бабочку на цветок», фланелеграф для коррекции пространственной ориентировки.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
1). Сообщение темы и задач НОД.
2). Работа над коррекцией временной ориентировки.
а). Игра с мячом « Отвечай предложением».
- Какое сейчас время года? ( …будет?, …было? ) - Как называется текущий месяц? (…будет?, …был? ) - Какой сегодня день недели? (…будет завтра?, …был вчера?)
- Какая сейчас часть суток? (…будет после?, …была до? )2. Зрительная гимнастика по таблице для коррекции зрения с лазерной указкой «Проследи глазками за летающим светлячком».
3. Основная часть.
1). Вступительная беседа с сюрпризным моментом «Кто прилетает в мае?».
( Педагог произносит звукоподражательные звуки з-з-з, ж-ж-ж, с-с-с, ч-ч-ч, ф-ф-ф, а дети угадывают, кто такие звуки издает).
- Как можно назвать их одним словом? (Насекомые).
2). Игра «Сосчитай насекомых, покажи цифрой». ( Образование чисел от 1 до 10, соотнесение названий насекомых с цифрами, лежащими на подносе перед ребенком).
- Педагог выставляет и присоединяет по оной картинке на наборное полотно, а дети по очереди называют число и показывают соответствующую цифру (цифры лежат на подносах перед каждым из двух детей).
- Кто это? Сколько стало насекомых? Покажи цифрой.
3). Игра на коррекцию произвольного внимания и запоминания с двумя рядами карточек и цифр «Кого не хватает?» (с насекомыми), «Что изменилось?» (с цифрами).
- Сначала на наборном полотне только насекомые (7 штук), а затем картинки убираются, а цифры выставляются в два ряда по 4 штуки в каждом).4). Коррекционное упражнение на развитие произвольного внимания и запоминания с использованием двухцветных таблиц Шульте «Сосчитай насекомых и покажи цифры по порядку» (от 1 до 9 – красные, от 9 до 1 – черные).
- Показывай красные цифры от 1 до 9 и соотноси названия цифр со словом «бабочка».
Показывай черные цифры от 9 до 1 и соотноси названия цифр со словом «кузнечик».
( Перед одним ребенком выкладывается картинка бабочки, а перед другим – кузнечика).
5). Пальчиковая гимнастика «Дружба».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
маленькие пальчики.
1-2-3-4-5!
Начинай считать опять.
1-2-3-4-5!
Мы закончили считать!
6). Дидактическая игра на коррекцию восприятия цвета и величины «Посади бабочку на цветок».
- Мы с вами говорили, что май в народе называют «цветень», т.к. в этом месяце цветут травы, кустарники и деревья. На лугу расцвели цветочки, и наши бабочки полетели на лужок, чтобы с цветов нектар собирать. Гордея, я буду цветочки раскладывать, а ты называй, какого они цвета и размера.
(Один ребенок со значительным нарушением мелкой моторики называет размер и цвет цветочков, которые педагог «раскладывает по лугу», а другой - рассаживает бабочек на цветы разных величины и цветов по словесной инструкции педагога).
- Расскажи, кто на каком цветке?(1 ребенок)
- Правильно ли он все сделал? (2 ребенок)
7). Упражнение «Узнай звук, назови букву». ( С использованием «Волшебного мешочка» с пластмассовыми буквами.)
( На наборном полотне картинки с изображением насекомых).
- Ребенок на ощупь узнает букву, называет ее, вытаскивает и называет звуки, которые эта буква обозначает. Потом он находит и называет картинку с насекомым, название которого начинается на соответствующий букве звук.
8). Упражнение «Разделите слова на слоги».
- Ребенок делит на слоги слова, обозначающие названия насекомых.
9). Дыхательное упражнение «Назовите насекомых на выдохе» (от 1 до 7).
10). Дидактическая игра «Четвертый лишний». (Детям предлагается 2 таблицы).
- Что здесь лишнее? Почему?
- Что у всех общее? ( Они умеют летать и т.д.)
11). Коррекционно-развивающее упражнение «Аналогии» (вербально) на основе игры «Хлопки».
- Педагог называет словосочетание и хлопает ребенка по ладошкам, ребенок называет аналогичное словосочетание и хлопает педагога по ладошкам.
( Жук – жужжать, комар - …, муха – зудеть, кузнечик - …, бабочка – порхать, кузнечик - …, муха – му-ха, стрекоза - …, пчела – пче-ла, комар - …, шмель – ш, оса - …, муха – м, жук - ….)12). Дидактическая игра на развитие пространственной ориентировки с фланелеграфом «Где бабочка?».
- Педагог устанавливает бумажную бабочку в разных местах фланелеграфа и спрашивает детей о том, где она находится. Ребенок должен ответить с использованием в речи пространственных предлогов и наречий.
13). Коррекционное упражнение на развитие произвольного внимания и восприятия формы и цвета «Закрой фигуры насекомыми».
- На подносе маленькие картинки с изображением насекомых. Педагог предлагает ребенку со значительным нарушением моторики назвать, какие фигуры изображены на таблице, чем они отличаются, чем похожи, а второму ребенку – закрывать синие большие квадраты на стоклеточной таблице маленькими картинками с изображением насекомых. При этом, первый ребенок следит за работой второго и контролирует ее.

4. Подведение итогов НОД.
- О ком мы говорили на НОД?
- Какие упражнения выполняли?
- Какие игры вам понравились больше всего?
- Сколько насекомых «прилетало» к нам на НОД?
5. Оценивание работы детей на НОД, поощрение.
1). Расшифровка слова «молодцы».
- Педагог предлагает детям узнать, как они работали на занятии. Для этого они должны расшифровать слово, напечатанное на доске.
- Напечатано на доске:
л м ы д о ц о
3 1 7 5 2 6 4
- Дети расставляют буквы в указанном порядке и читают слово «Молодцы!».
- Педагог хвалит детей, просит их поаплодировать друг другу и дарит им по бабочке.
- НОД закончено, до свидания!