Организация инклюзивного образовательного пространства для детей с ЗПР в образовательной организации
Городские педагогические чтения
«Современные подходы к организации и содержанию диагностической и коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении»
Организация инклюзивного образовательного пространства для детей с ЗПР в образовательной организации
Филичева Татьяна Михайловна,
заместитель директора, учитель русского языка и литературы
(муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 29»
город Череповец, Вологодская область)
2016 год
Введение
Инклюзивное образование – (от франц. Inclusive – включающий в себя), термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.
Общепринятым считается, что инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, что и обеспечивает доступ к образованию детям с особыми потребностями. Инклюзия предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья за счет адаптации образовательного пространства, школьной среды к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, (перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей, необходимые средства обучения согласно типу отклонения развития ребенка, психологическую и методическую готовность учителей, и другое). Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Деятельность образовательной организации должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами, так и между учащимися с ограниченными возможностями здоровья и их здоровыми сверстниками.
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации» создание специальных условий получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов подразумевает использование специальных (адаптированных) образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ учащимися с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Основные направления создания специальных условий получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с ЗПР, и детей-инвалидов включают в себя:
Организационное обеспечение
Психолого-педагогическое обеспечение
Кадровое обеспечение
Основная часть
1 глава Теоретические аспекты организации инклюзивного образовательного пространства для детей с ЗПР в образовательной организации
Среди учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении и адаптации к школе, особое место занимают дети, не имеющие выраженных сенсорных отклонений, грубых нарушений интеллектуального и речевого развития. Именно такие дети составляют контингент специальных коррекционных классов для детей с ЗПР. Такие классы предусматривают создание для детей щадящих санитарно-гигиенических, психологических и дидактических условий, учитывающих их индивидуально-типологические особенности. Такие классы часто называют «классами индивидуального подхода». В специальные (коррекционные) классы для детей с ЗПР принимаются дети с задержкой психического развития (ЗПР) различного генеза, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин. Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Специальные (коррекционные) классы для детей с ЗПР являются формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
Целенаправленная работа по формированию общих способностей к учению, коррекции индивидуальных недостатков развития, а также лечебно-профилактическая работа должна обеспечить выполнение детьми с трудностями в обучении требований федерального государственного образовательного стандарта. Важнейшей задачей является охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей с ЗПР, а также их социализация. Состав специальных (коррекционных) классов для детей с ЗПР подвижен. При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы по решению психолого-медико-педагогического консилиума учащиеся специальных (коррекционных) классов могут быть переведены в общеобразовательные классы с согласия самих учащихся и их родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии. В случае неуспешного усвоения учебных программ указанных классов вопрос о дальнейшей форме обучения осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (или законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии. Наполняемость специальных (коррекционных) классов для детей с ЗПР – не более 15 человек. Распорядок дня для учащихся в указанных классах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента учащихся. Целесообразна работа этих классов в первую смену по режиму продленного дня с организацией необходимых оздоровительных мероприятий, бесплатного питания. Детям и подросткам со сниженной работоспособностью при наличии выраженных невротических расстройств, аффективном поведении организуется индивидуальный щадящий режим (снижение заданий, дополнительный день отдыха в течение недели) и обязательная лечебная психотерапевтическая помощь (специалисты могут привлекаться по договору). Особое значение приобретает социализация детей с ЗПР, том числе детей с ЗПР, обучающихся индивидуально на дому, их привлечение в участии в мероприятиях различного уровня, в том числе дистанционных (олимпиады, конференции, конкурсы).
2 глава Структура плана внедрения инклюзивного образовательного пространства для детей с ЗПР
Организационное обеспечение
Создание нормативно-правовой базы инклюзивного образования в образовательной организации,
организации сетевого взаимодействия с внешними организациями,
организация медицинского обслуживания и питания,
финансовое обеспечение,
информационное обеспечение,
материально-техническое обеспечение.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
- нормализация учебной деятельности;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- повышение уровня их умственного развития;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
- социально-трудовая адаптация.
Нормативно-правовая база организации инклюзивного образовательного пространства для детей с ЗПР:
-Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с ЗПР, и лиц, не имеющих таких ограничений
-Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы и/или индивидуального учебного плана
-Положение об организации инклюзивной практики или Положения об организации образования детей с ОВЗ.
-Положение о ПМПк (психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения)
-Договор с родителями
-Положение о коррекционно-развивающих классах для детей с ЗПР
-Учебный план, в том индивидуального обучения (приложение № 1, 5)
-Индивидуальный маршрут развития (приложение № 2); ИПР (приложение № 3)
-Дневник индивидуального сопровождения (приложение № 4)
-Положение о рабочей, в том числе адаптированной, программе педагога (приложение № 6).
Организации сетевого взаимодействия с внешними организациями (система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров - территориальной ПМПК, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций).
Организация медицинского обслуживания и питания (по договору с учреждением (организацией) здравоохранения в части сопровождения врачом-психиатром в процессе обучения ребенка, индивидуальная организация питания по заявлению родителей).
Финансовое и материально-техническое обеспечение (финансово-экономические условия должны обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований, включенных в рекомендации ПМПК и разработанной на основе этих рекомендаций адаптированной образовательной программы; возможность для беспрепятственного доступа учащихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательной организации; санитарно-бытовые условия с учетом потребностей детей с ОВЗ (ЗПР), обучающихся в данном учреждении; пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ (ЗПР), обучающихся в данном учреждении.
Информационное обеспечение (совокупность технологических средств - компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ (ЗПР), включая формирование жизненной компетенции, социализации; компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ (ЗПР) с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Психолого-педагогическое обеспечение
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса (программа коррекционной работы в образовательной организации - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии; адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (ЗПР) в образовательном учреждении:
-индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия
-психолого (медико) педагогический консилиум
в задачи консилиума входят:
- изучение личности ребенка, выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи;
- выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
- определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам при положительной динамике и компенсации недостатков развития;
- профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;
- подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обучаемого при отсутствии положительной динамики в обучении и воспитании (в течение одного года пребывания ученика в классе) для представления в психолого-педагогическую и медико-педагогическую комиссию города;
- организация лечебно-оздоровительных мероприятий;
-организация службы сопровождения (приложение № 7)
Кадровое обеспечение
В специальных (коррекционных) классах для детей с ЗПР работают учителя, воспитатели (при наличии), имеющие опыт работы в образовательной организации и прошедшие специальную подготовку, а также специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог в соответствии с действующими нормативами.
Укомплектованность образовательной организации педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ (ЗПР);
Уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ (ЗПР);
Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательной организации в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии, инклюзивного образования.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Приложение № 1
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
адаптированной общеобразовательной программы основного общего
образования для детей с задержкой психического развития (8-9 классы)
на 2014 – 2015 учебный год (пятидневная учебная неделя)
Учебные предметы
Классы/ количество часов в неделю
Формы промежуточной аттестации
Федеральный компонент
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
Информатика и ИКТ
История
Обществознание (включая экономику и право)
География
Природоведение
Физика
Химия
Биология
Искусство (Музыка)
Искусство (ИЗО)
Технология
ОБЖ
Физическая культура
Региональный (национально-региональный компонент)
Истоки
Компонент образовательного учреждения
Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 5-дневной учебной неделе
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия
Занятия с психологом
Русский язык
Литература
Математика
Физика
Химия
Приложение № 2
МБОУ №_________________ Класс _______________ Дата ___________________
Примерный индивидуальный маршрут развития ________________________________________ на ____________________________________
(фамилия, имя ребенка) (указывается на какой период времени )
Специалисты
(при наличии)
Направления деятельности
Педагог-предметник
Классный руководитель
Медицинский
работник
Педагог-психолог
Социальный педагог
Учитель-логопед
Направление работы с ребенком
цели, задачи, которые специалист ставит на определенный период времени в работе с учащимся
формы и методы работы с учащимся
возможно указание конкретных сроков
Изменения в содержании и организации сопровождающей работы с учащимся (на основе промежуточной диагностики и наблюдений)
Итоги работы,
оценка эффективности
(по итогам диагностики и наблюдений)
Дальнейшие рекомендации по работе (на следующий период времени)
Приложение № 3
Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида_______________________МБОУ
Цель программы: формирование благоприятных условий для социализации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование, психологическую поддержку учащегося с ограниченными возможностями здоровья и его семьи.
Задачи:
обеспечить детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, индивидуальное обучение на дому;
оказывать социально-психолого-педагогическую помощь родителям и детям из данной категории семей в реальных условиях их проживания;
формировать активную педагогическую позицию родителей (законных представителей), повышать правовую, психолого-педагогическую грамотность;
активно вовлекать детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в учебный процесс, во внеурочную деятельность, способствовать их самореализации и социализации
Этапы:
социальное обследование семьи, установление проблемы;
разработка ИПР;
корректировка ИПР
Компоненты реабилитационного воздействия
Задачи
Формы
Ответственный
1. Социальная реабилитация
2.Психолого-педагогическая реабилитация
3. Образовательная реабилитация
4. Творческая реабилитация, формирование и становление учащегося как творческой личности
Приложение № 4
Дневник индивидуального сопровождения.
Разделы:
-общие сведения
-медицинские данные
-рекомендации специалистов ПМПК
-психолого-педагогическая информация
-рекомендации психолога
-рекомендации логопеда
-педагогические наблюдения
Приложение № 5
УТВЕРЖДЕН приказом директора МБОУ «СОШ № 29» от №_________
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
учащегося 8 класса
МБОУ «СОШ № 29»
на II полугодие 2014 – 2015 учебного года
Учебные предметы
Очная форма обучения (часов в неделю)
Дистанционная форма обучения (часов в неделю)
Итого
Русский язык
2,25
1
3,25
Литература
0,75
1
1,75
Иностранный язык
0,5
0,5
Математика
2
2
Информатика
0,25
0,25
История
0,75
0,75
Обществознание (включая экономику и право)
0,25
0,25
География
0,75
0,75
Биология
0,75
0,75
Физика
0,75
0,75
Технология
0,25
0,25
Искусство (Музыка)
0,25
0,25
Искусство (ИЗО)
0,25
0,25
Физическая культура
0,25
0,25
Всего:
10
2
12
Обязательная нагрузка учащихся
10
10
Итоговая нагрузка
12
Согласовано
законный представитель
учащегося _________________ / _____________/
(подпись)
«____» _____________2014 г.
Ознакомлена
Директор БУ СО ВО «Центр
информатизации и оценки
качества образования» _________________ / _ ____________/
(подпись)
«____» _____________201 __ г.
Приложение № 6
Календарно-тематическое планирование - структурный элемент Программы, содержащий разделы: номер урока по порядку, дата урока, тема урока, цели урока. Другие разделы календарно-тематического планирования могут быть добавлены по усмотрению педагога. Для специальных (коррекционных) классов для детей с ЗПР в планировании дополнительно разрабатываются графы «Коррекционная работа», состоящая из предполагаемых педагогических мер и педагогических средств коррекции и «Повторение».
№ ур
дата
Тема урока
Цели урока
Повторение
Коррекционно – развивающая работа
Педагогические меры
Педагогические средства
Раздел программы
Приложение № 7
Медико-психолого-педагогическое сопровождение
и способы организации его диагностики
В учреждении функционирует «Служба сопровождения», одной из основных форм работы которой является психолого – медико – педагогическая диагностика.
Цель: сбережение здоровья учащихся, сопровождение процессов адаптации к школе (успешная адаптация), изучение уровня интеллектуальных способностей.
В учреждении создана служба, осуществляющая психолого - медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: заместитель директора, учитель- логопед (при наличии), педагог-психолог, член Совета профилактики школы, учителя, преподающие по адаптированным программам для детей с задержкой психического развития, воспитатели и медицинский работник (фельдшер поликлиники МУЗ «ГБ № 2», прикрепленной к учреждению). Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого – медико - педагогическом консилиуме.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в учреждении, является обеспечение условий для оптимального развития и социально-психологического благополучия ребенка, формирование социально-адаптивной личности с учетом ее индивидуальных особенностей и успешной интеграции его в социум.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:
диагностику когнитивно - познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;
создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.
Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:
- диагностическая работа;
- коррекционно-развивающая работа;
- консультативная работа;
- профилактическая работа;
- информационно-просветительская работа;
- организационная работа.
Заключение
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех учащихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Общее образование учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в образовательной организации, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Должны быть созданы специальные условия для получения образования указанными учащимися: образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуга ассистента (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, дистанционное обучение.
Список использованной литературы
Нормативно-правовая база в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации включает в себя документы нескольких уровней:
международные (подписанные Российской Федерацией);
федеральные (конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
правительственные (постановления, распоряжения);
ведомственные (Министерства образования и науки);
региональные (правительственные и ведомственные).
1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года.
2. Всемирная программа действий в отношении инвалидов принятая генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1982 года.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Приказ Минобрнауки России (Министерства образования и науки РФ) от 30 августа 2013 г. №1015.
5. Приказ Минобрнауки России (Министерства образования и науки РФ) от 19 декабря2014 г. №1598, № 1599
6. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 85 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2011 г., регистрационный № 22637).
7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
13PAGE 15
13PAGE 141915
Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615