Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Пахомова Елена Валерьевна
(МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» г. Рязань)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации
по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
2015 год
Содержание
Введение ………………………………………………………………..стр. 2
Основная часть.
Глава 1.
1.1.Психологические особенности детей с ОВЗ…………………………..стр.4
1.2.Основные направления создания условий для детей с ОВЗ
в образовательной организации…………………………………………….стр. 10
Глава 2
Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МБОУ «СОШ №45» ………………стр. 12
Заключение ………………………………………………………… …стр.20
Список литературы ………………………………………………….стр. 22
Введение
Актуальность.
Проблемы образования детей с ограниченными возможностями сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. В частности в МБОУ «СОШ №45» г. Рязани наблюдается ежегодное увеличение количества детей с ОВЗ. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании", федеральных законах от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об Общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования с учетом их психофизических особенностей.Цель работы: раскрыть особенности организации образовательного пространства в МБОУ «СОШ№45» г. Рязани.
Задачи: 1) изучить психологические особенности развития детей с ОВЗ;
2) проанализировать направления создания условий для детей с ОВЗ в образовательной организации;
3) проанализировать особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МБОУ «СОШ№45»
Гипотеза: Я предполагаю, что если будут созданы условия для развития личности ребенка с ОВЗ в образовательной организации, то это окажет положительное влияние на успешную социализацию, обеспечению их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности.
Методы:
Анализ, синтез, проектирование.
Практическая значимость работы: Практическая значимость состоит в возможности использовании опыта для решения задач организации инклюзивного образовательного пространства на базе общеобразовательного учреждения. Кроме того анализ работы может быть использован заместителями директора по УВР, педагогами для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Основная часть.
Глава 1.
1.1.Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обучение ребенка с ОВЗ может организовываться по адаптированной основной образовательной программе, реализуемой в образовательной организации или классе для детей с нарушениями слуха, зрения, нарушений опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра и др. Для того чтобы организовать инклюзивное образовательное пространство для детей с ОВЗ, необходимо знать их психологические особенности. Дети- аутисты.
Аутизм – психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями. Это заболевание проявляется в трехлетнем возрасте. Похожие состояния, но более с мягкими признаками и симптомами причисляют к синдрому Аспергера. Это прежде всего задержка речевого развития и отсутствие желания идти на контакт – дефицит общения, ограниченность интересов, стереотипы, налицо проблема в развитии невербального общения (отказ смотреть в глаза и неприятие телесных объятий), неспособность дружить со сверстниками, разделять радость и увлечения с товарищами, отсутствие сопереживания за друзей; не восприятие таких чувств, как боли и грусти людей из своего окружения; неутомимое стремление упорядочивать предметы и наводить порядок .
Умственно отсталые дети.
Умственная отсталость (олигофрения) – стойкое нарушение и недостаточность психического развития, обусловленное прежде всего патологией развития интеллектуальной деятельности на фоне органических нарушений центральной нервной системы. Данное заболевание представляет собой следствие самых разных форм патологий психической деятельности человека, связанных с генетическими, интоксикационными или органическими повреждениями мозга. При этом олигофрения, представляющая собой врожденный психический дефект, отличается от приобретенного слабоумия. Клинической картине умственной отсталости свойственно не только общая психическая неполноценность, но и различные соматические и неврологические проявления, которые являются своеобразным показателем неправильного развития всего организма.
Дети с задержкой психического развития.
ЗПР - обратимое замедление темпа психического развития, обнаруживаемое при поступлении в школу. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости интеллектуальной деятельностью. Ребенок с ЗПР отличается от олигофрена сообразительностью в пределах имеющихся знаний. Дети с задержкой психического развития относятся к аномалии, имеющей более благоприятное будущее, чем другие дети с проблемами в развитии. Возможная «обратимость» возникших нарушений в случае проведения соответствующих коррекционных мероприятий предопределяет временный характер трудностей.
Особую категорию представляют собой дети с синдромом ДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), которые в силу определенных нарушений испытывают огромные трудности в плане социального приспособления с раннего возраста. Проблемы коммуникативного поведения, высокая возбудимость и гиперактивность детей требуют повышенного внимания и напряжения.
Дети с недостатками речевого развития
Особенности развития детей с алалией, афазией, дизартрией, анартрией, заиканием и другими тяжелыми речевыми нарушениями являются отягощающими для психики. Нарушение речи или ее полное отсутствие является предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отчужденности и отгороженности в отношениях. Нарушение речевого развития ребенка выступает как психотравмирующий фактор, снижающий возможности успешной адаптации его как в группе сверстников, так и при установлении отношений со значимыми взрослыми (учителями, воспитателями). Переживания, связанные с затруднениями в общении, формируют у ребенка с нарушениями речевого развития чувство неполноценности.
Дети с сенсорными нарушениями
Детей с сенсорными нарушениями подразделяют на глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих.
Недоразвитие органов слуха или зрения лишает ребенка важнейших источников информации, что обусловливает его отставание не только в психическом, но и в физическом плане. Степень выраженности отставания в значительной мере зависит от тяжести и времени возникновения сенсорных нарушений, а также раннего начала специальной коррекционно-реабилитационной работы.
Дети с недостатками слуха.
Основной причиной отставания в умственном развитии ребенка с недостатками слуха, является нарушение развития речи, так как ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Характер речевых дефектов непосредственно зависит от выраженности снижения слуха и времени возникновения слуховой аномалии.
Социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха часто (40%) осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные за счет сенсорной и социальной депривации, возникающей при неадекватных условиях воспитания ребенка как в семье, так и в детском учреждении. Такие дети в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта. Их речь характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечаются нарушения звуко-буквенного состава слов: некоторые звуки ребенок не улавливает, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные части слова, недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов.
Дети с нарушениями зрения.
Особенностями психического развития слепых и слабовидящих детей является слабость абстрактно-логического мышления, ограниченность знаний и представлений об окружающем с преобладанием общих, неконкретных знаний. Характерен малый объем чувственного опыта, формальный словарный запас и недостаточно точная предметная соотнесенность слов. Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений, пространственной ориентировки и определяют малую моторную активность ребенка, общую его медлительность. Такие дети чувствуют себя скованно, неестественно и дискомфортно. Стесняются обращаться за помощью. Бывают ранимы и чувствительны к критике. При глубоких нарушениях зрения могут наблюдаться навязчивые движения. Дети надавливают на глаза, чтобы получить ощущение света, раскачиваются, издают стереотипные звуки.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Выделяют три группы таких детей, у которых выполнение произвольных движений невозможно или затруднено. К первой относят детей, страдающих остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника). Ко второй группе относят детей, страдающих различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной и периферической нервной системы), а также детей, страдающих тяжелыми формами сколиоза . Особую группу составляют дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или повреждением моторных механизмов ЦНС.
В основе детского церебрального паралича (ДЦП) лежит раннее (как правило, внутриутробное - до 50% случаев) повреждение или недоразвитие мозга, вследствие эндокринных, инфекционных и хронических заболеваний матери, интоксикации, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору, иммунологическим характеристикам и др., иногда - возникающее в результате родовой травмы или асфиксии новорожденного, реже - как следствие энцефалита. Наследственным заболеванием ДЦП, как правило, не является. Основной симптом ДЦП - двигательные расстройства, которые могут наблюдаться в одной конечности (монопарез или моноплегия), обоих верхних или нижних конечностях (верхний нижний парапарез или параплегия), на одной половине тела (гемипарез и гемиплегия), во всех 4-х конечностях (тетрапарез или тетраплегия). Частым клиническим проявлением ДЦП является слюнотечение. В целом, при ДЦП наблюдается синтез двигательных, речевых, ментальных, эмоционально-волевых дефектов. Сложность общего развития детей с церебральным параличом заключается в наличии выраженных нарушений скоординированной двигательной работы (асинергии - от греч. a - приставка со значением отрицания, sin - вместе и ergon - работа).
Психическое развитие детей с ДЦП имеет типичные особенности, которые обусловлены как органическим поражением ЦНС, так и ограниченностью самостоятельного передвижения и самообслуживания. Во-первых, оно замедленно, во-вторых, характерна непропорциональность в развитии высших психических функций, в частности мышления. При некоторых формах заболевания отмечается несоответствие между удовлетворительным общим уровнем сформированности абстрактно-логического мышления и недостаточностью пространственных представлений, что в дальнейшем обусловливает специфические трудности в усвоении ребенком, например, счетных операций. Часто имеют место нарушения умственной работоспособности. Уровень интеллектуального развития широко варьирует - от нормального интеллекта (IQ около 110) до различных по структуре и выраженности форм олигофрении (до IQ=20). У большинства детей с ДЦП наблюдается специфическая задержка психического развития (70%). Норма наблюдается в 10% случаев, умственная отсталость - в 20%.
Такие дети ранимы, впечатлительны, имеют эмоционально-поведенческие и личностные расстройства. Отмечается сильная привязанность к родителям или людям их заменяющим.
Отклонения психического развития в большинстве случаев обусловлены недостаточностью практической деятельности (в частности, игровой) и социокультурного опыта детей с ДЦП, а также невозможностью осуществлять в большинстве случаев продуктивную коммуникацию с окружающими людьми. Более половины детей имеют дизартрические расстройства речи.
1.2. Основные направления создания инклюзивной образовательной среды для ребенка с ОВЗ в образовательной организации.
Создание инклюзивной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка и признающей его уникальность, неповторимость и право на качественное образование опирается, в первую очередь, на модернизацию образовательной системы образовательной организации. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет собственного гибкого переструктурирования, учета особых образовательных потребностей каждого включаемого ребенка.
Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию любого ребенка, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) для организации их образования в массовых общеобразовательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные потребности обучающихся.
Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой подход проявляется, прежде всего, в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения, разработкой адаптированной образовательной программы, созданием инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ. Создание всеобъемлющих условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе" Об образовании в Российской Федерации" понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ, подразделяются на следующие общие направления:
Организационное обеспечение,
Психолого-педагогическое обеспечение,
Кадровое обеспечение.
Глава 2.
2.1.Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МБОУ «СОШ №45» г. Рязани
Общие сведения
МБОУ «СОШ №45» г. Рязани оказывает услуги на получение начального общего, основного общего, среднего (полного) образования. Однако современные социально-экономические условия, ФЗ «Об образовании» требуют организации в общеобразовательной школе инклюзивного образования, если на то есть запрос со стороны потребителей образовательных услуг. Ежегодно в школе есть обучающиеся с ОВЗ различного типа. И в каждом случае осуществляется свой подход к образовательному маршруту таких учеников.
Родители детей с ОВЗ школьного возраста изъявили желание обучать их в соответствии с возможностями ученика.
Большая часть обучающихся имеет свой индивидуальный образовательный маршрут и посещает индивидуальные занятия с учителями по основным предметам. Ученики с ОВЗ также имеют возможность посещать занятия эстетического цикла вместе со своим классом. Дети, которые посещать занятия в здании школы не могут, занимаются с учителями дома. Но имеют возможность участвовать в олимпиадах и школьных делах.
Цели и задачи образовательной политики Учреждения
Цель: коррекция отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки, социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Для этого Учреждение выполняет ряд задач:
1) обеспечивает условия для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) осуществляет формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения специального государственного образовательного стандарта;
3) обеспечивает условия для адаптации и социализации обучающихся к жизни в обществе;
4) осуществляет обучение различным профилям труда с учетом психофизических особенностей детей, местных условий;
5) осуществляет формирование здорового образа жизни;
6) создает условия для максимального развития обучающихся.
В работе педагогического коллектива обеспечивается полная реализация возрастных возможностей и резервов детей с опорой на психические особенности того или иного возраста, на зону ближайшего развития.
Задачи в развитии личности ребенка:
Помочь ребенку преодолеть социально-педагогические трудности, «перешагнуть» через возникший кризис.
Корректировать отклонения, имеющиеся в развитии и поведении.
Создавать положительную Я-концепцию, снимать «синдром неудачника».
Укреплять положительные нравственные начала личности ребенка.
Способствовать адаптации в коллективе сверстников, умению включаться в социальные и внутри коллективные отношения.
Задача в социальной реабилитации: привлечь ребенка к социально значимой и трудовой деятельности.
Педагогический коллектив учреждения учитывает, что личность ребенка – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе общественных форм сознания и поведения. Развитие ребенка и формирование личности его возможно только в общении со взрослыми и происходит в процессе ведущей деятельности – обучении. При наличии специально организованных условий дети обладают возможностью развития. Развитие обусловлено и определяется обучением, воспитанием, общением и зависит от особенностей организации учебно-воспитательного процесса с детьми ОВЗ.
Основные условия развития обучающихся:
Учет возрастных особенностей;
Развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей;
Создание благоприятного психологического климата при наличии продуктивного общения ребенка и взрослого, обучающегося и сверстников.
В школе используются следующие формы организации учебного процесса: классно – урочная система, индивидуально-групповые занятия, организация внеурочной деятельности.
Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья учащихся.
В школе проводятся регулярные медосмотры, беседы на уроках и классных часах с приглашением специалистов. На уроках применяются здоровье сберегающие технологии. Ежемесячно в школе проходят дни здоровья, спортивные соревнования. Организованы: летний отдых при школе, дидактические паузы между уроками.
В учреждении существуют следующие меры безопасности: пожарная сигнализация, журнал учета посетителей. С учащимися с ОВЗ постоянно проводятся беседы по технике безопасности, по ПДД, логопедические и психологические занятия.
Материально-техническое оснащение
В школе функционируют следующие кабинеты специального назначения: кабинет психолога, , малый спортивный зал, медиа ресурсный центр.
Методическое обеспечение
В обучении детей с ОВЗ используются программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида под ред.: В.В. Воронковой, И.М. Бгажноковой, А.М. Щербаковой, А.Р. Маллера. Программы VII вида максимально адаптированы к возможностям учащихся. Программы учитывают особенности познавательной деятельности с задержкой психического развития и умственно отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации. В них конкретизированы пути и средства коррекции недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с ОВЗ в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения. Педагоги, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, заполняют на них карты сопровождения. Система специального обучения детей с ЗПР предусматривает проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий с учащимися.
Цели занятий – индивидуальная коррекция пробелов общего развития учащихся, их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала. При проведении коррекционных занятий учителя учитывают интерес ребенка к учению, состояние психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи), работоспособность, усидчивость, темп работы, умение самостоятельно преодолевать затруднения в решении поставленных задач, принимать помощь учителя.
Воспитательная работа в школе с детьми с ОВЗ рассматривается как наиболее важное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса в культурной среде. Моделируемая культурная среда школы ориентируется в первую очередь на нравственное саморазвитие и самоопределение школьников в ходе овладения знаниями, на развитие их мышления, чувств и личного опыта.
Чтобы преодолеть социальную изоляцию детей с ОВЗ мы расширяем воспитательное пространство школы за счет дополнительного образования. Организация дополнительного образования, связанного с внеурочной работой, повышает эффективность педагогического процесса, позволяет осуществлять не только подготовку учащихся к школе, но и включать ребят в жизнь, дает возможность корригировать нарушенное развитие учащихся.
Дополнительное образование реализуется по нескольким традиционным
направлениям, охватывает все группы обучающихся с ОВЗ. Учащиеся получают дополнительное образование в центре детского творчества, детской спортивной школе, занятия по программам дополнительного образования проводятся на базе школы. Организуя дополнительное образование детей с ОВЗ в школе, осуществляя выбор форм проведения занятий, отбирая содержание образования, педагогический коллектив ориентируется на требования педагогической целесообразности организации детей. Существенным моментом является то, что, на наш взгляд, дополнительное образование не есть что-то второстепенное по отношению к базовому, а является логическим продолжением его. Дополнительное образование несет на себе основную ответственность за обновление содержания образования и его индивидуализацию. Выбирая из предложенных занятий то, которое больше всего отвечает индивидуальным интересам, возможностям и способностям, ученик реализует внутреннее желание деятельности и интерес к ней.
Вся воспитательная работа проводится по направлениям:
- гражданско-патриотическое воспитание;
- трудовое воспитание;
- нравственно-эстетическое воспитание;
- охрана здоровья и физическое воспитание.
Внеурочная деятельность проводится по направлениям: обще-интеллектуальное, обще-эстетическое, спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное.Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса.
Начальное общее образование
Виды деятельности младшего школьника:
- индивидуальная и коллективная учебная деятельность
- игровая деятельность
- творческая деятельность (конструирование),
- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде)
- спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности:
- научиться достигать поставленной цели;
- научиться контролировать и оценивать свою учебную работу;
- овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
- овладеть различными видами игры;
- научиться доводить начатое (для VIII вида – простое) дело до конца;
- приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда (технологии);
- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить нормы этикета,
научиться правильно выражать свои мысли и чувства.
Задачи, решаемые педагогами:
- реализовать образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, игры, практики, конкурсы, соревнования)
- обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную.
- обеспечить условия формирования учебной деятельности, для чего организовать постановку учебных целей, побуждать и поддерживать детские инициативы, осуществлять функции контроля и оценки, создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.
Основное общее образование
Виды деятельности школьника:
- индивидуальная и коллективная учебная деятельность
- проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта,
- социальная деятельность,
- творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание,
- спортивная деятельность
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности
- научиться самостоятельно планировать учебную работу, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности совместно с педагогом,
- научиться осуществлять контроль и оценку собственного участия в разных видах деятельности,
- выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности;
- научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства.
- научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
Задачи, решаемые педагогами:
- реализовать образовательную программу основной школы в разнообразныхорганизационно-учебных формах,
- подготовить учащихся к выбору профессии,
- организовать систему социальной жизнедеятельности
- создать пространство для реализации подростков, проявления инициативных действий.
Педагогические технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе.
Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ. В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, педагоги используют следующие педагогические технологии: технология здоровье сбережения, интерактивные технологии, технологии активных форм и методов.Заключение
Полноценное развитие любого ребенка – одна из важнейших задач общества на современном этапе развития – требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов и психологов.
Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде всего, связано с новым отношением к людям с проблемами в развитии. Люди, имеющие отклонения в интеллектуальной, физической, психической сферах, рассматриваются как объект особой общественной заботы и помощи, а отношение к таким детям становится критерием оценки уровня цивилизованности общества. Оно находит свое выражение, в том числе, в отказе от широкого употребления прямолинейной терминологии, маркирующей ребенка, и в смещении акцентов в характеристике детей с недостатков их развития на фиксацию потребностей в особых условиях и средствах образования. Одним из первых идею максимальной ориентации в обучении на нормально развивающихся детей обосновал в своих трудах Л.С. Выготский. Ученый утверждал, что задачами воспитания ребенка с нарушениями развития являются осуществление компенсации недостатков путем активизации деятельности сохранных анализаторов и его интеграция в жизнь. Причем компенсацию Л.С. Выготский понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что в коррекционно-воспитательном процессе приходится иметь дело не столько с факторами первичного дефекта, сколько с их вторичными наслоениями.
Проблемы формирования новой философии отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности находятся на пересечении различных отраслей научного знания, однако интегрирующая роль в разработке теории и практики организации системы комплексной помощи и поддержки ребенка принадлежит специальной психологии и коррекционной педагогике. В нашей стране в области специальной психологии и коррекционной педагогики более 80 лет проводятся фундаментальные и прикладные исследования, направленные на развитие системы психолого-педагогической помощи, социальной адаптации и реабилитации разных категорий детей с нарушениями в развитии.
За эти годы внесен весомый вклад в изучение психики и особых образовательных потребностей детей с интеллектуальным недоразвитием, глухих и слабослышащих, незрячих и слабовидящих, детей с тяжелыми речевыми нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, детей с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм), детей с комбинированными нарушениями. Все системы образования призваны решить проблему интеграции в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями. Интеграция предполагает включение в социум, т.е. процесс и результат предоставления ребенку прав и реальных возможностей участвовать в различных видах социальной жизни сообщества наравне и вместе с остальными в условиях, компенсирующих ему отставание в развитии.
Изучение теоретических положений об особенностях лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также и анализа практического опыта является основой успешной профессиональной деятельности педагогов в психолого-педагогическом сопровождении.
Список литературы
Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология: учебное пособие / Под общ. ред. Н.Н. Богдан. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с.
Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с.
Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 400 с., 2005.
Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. –– M.: Владос – 332 с. , 2002.
Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной — СПб.: Речь, 2003. — 216 с.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989.—223 с.
Инклюзивное образование. Настольная книга педагога работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие — М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 167 с.
Электронный ресурс: http://www.inclusive-edu.ru// Институт проблем инклюзивного образования.
Лекции по программе повышения квалификации «Доступная среда».