Проект по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
г. Ухта
Образовательная программа обсуждена и принята на Педагогическом совете МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
Протокол № -___ от _______2014 Утверждена
Протокол № _____ от___
Проект по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Ухта 2014
Содержание:
Раздел I. Актуальность проблемы.
Раздел II. Паспорт Проекта
Раздел III. Приоритетные направления, цель и задачи работы школы с детьми с ОВЗ.
Раздел IV. Основные этапы эксперимента и прогнозируемые результаты
Раздел V. Основные подходы к организации образовательного пространства школы.
5.1. Анализ образовательного пространства школы. Содержание образования для детей с ОВЗ.
5.2. Содержание воспитания и дополнительного образования в школе.
3.3.Медико-психологическое сопровожение образовательного процесса. Материально-техническое оснащение.
5.4.Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса.
5.5. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию Проекта
5.6. Система аттестации обучающихся с ОВЗ.5.7. Мониторинг образовательного процесса обучающихся в ОВЗ.
Раздел VI. Контроль и управление реализацией Проекта по организации инклюзивного образовательного пространства.
Раздел VII. Приложения.
Раздел I. Актуальность проблемы.
Актуальность проекта многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и Государственной политикой в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно:
1. Демократические преобразования в нашем обществе, произошедшие в последние годы, диктуют необходимость создания модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования всем детям. Такой моделью может стать модель инклюзивного образования.
2. Анализ того, что отвечает истинным интересам ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (в специальных учреждениях)) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей. Родители детей с особыми потребностями в развитии все чаще отказываются обучать своих детей в специальных учреждениях и стремятся воспитывать их в общеобразовательных учреждениях, обучать в среде сверстников, которая в дальнейшем даст возможность детям быстрее адаптироваться в окружающей среде и приносить пользу обществу.
3. Анализ образовательных технологий и программ говорит о том, что образовательные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми. Этого можно достигнуть путем внедрения методологии инклюзивного образования, в основе которой лежат следующие принципы:
Дети ходят в ближайшую школу. Это важно для детей и родителей, так как не все родители могут возить детей в специальные или частные учреждения.
Методология предусматривает поддержку в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и показатели всех детей).
Все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и детская среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и т.д.) являются инклюзивными.
Понятийно-категориальный аппарат
Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15% от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.
Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению
Образовательных программ в неспециальных условиях обучения и воспитания.
Таким образом, создание модели психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри общеобразовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направленных в специальные образовательные учреждения.
Раздел II. Паспорт Проекта
Наименование Проекта Проект по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МОУ «СОШ №4»
Основания для разработки Проекта В своей деятельности школа руководствуется Уставом, федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка и его законных интересов.
Программа разработан на основе федерально-правовой базы:
- закона РФ «Об образовании»
-Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 г. «№ 189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 г. № 189).
- Конституции РФ
- Конвенции о правах ребенка
- Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"
Заказчик Проекта Администрация МОУ «СОШ №4»
Координатор Проекта Администрация МОУ «СОШ №4»
Основной разработчик Проекта Администрация МОУ «СОШ №4», творческая группа.
Стратегическая цель Проекта
Создание в МОУ «СОШ №4» гуманной инклюзивного образовательного пространства для учащихся с различными формами отклонений в развитии
с целью социально – персональной реабилитации их и последующей интеграции в современном социально – экономическом и культурно - нравственном пространстве.
Стратегические задачи Проекта
Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
Организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;
Совершенствование системы кадрового обеспечения.
Сроки реализации 1 этап. (2014-2015 учебный год) – подготовительный.
2 этап. (2015-2016 учебный год) – реализация проекта
3 этап. (2016-2017) - подведение итогов, обобщение опыта
Основные мероприятия Проекта Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ, академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве.
Качественная организация социально – персональной реабилитации школьников с ОВЗ.
Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности, терпимости, сострадания, сопереживания.
Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.
Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.
База экспериментальной работы: Оснащение ОУ с помощью федеральной Программы «Доступная среда», в том числе установка пандуса, доступных туалетов, создание сенсорной комнаты, приобретение аппаратно-программных комплексов для работы с детьми с ОВЗ, сотрудничество с Центром социальной помощи семье и детям.
Источники финансирования Проекта Муниципальный бюджет, внебюджетные средства образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты реализации Проекта и показатели социально-экономической эффективности
Обеспечение высокого уровня качества образования для обучающихся в ОВЗ.
Достижение высоких показателей коррекционной работы:
-уменьшение количества детей с диагнозом VII вид на ранней ступени обучения;
- подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации;
Организация качественного профессионально-трудового обучения для учащихся VIII вида.
Взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями по вопросам ранней диагностики отклонений в развитии.
Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии до 50%.
Обеспечение предметов адаптированной образовательной Программы электронными образовательными ресурсами до 50%
Система организации контроля исполнения Проекта
Управление Проекта по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации осуществляют администрация школы, Педагогический совет.
Контроль хода исполнения Проекта по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации осуществляет Администрация школы.
Постановление об утверждении Проекта Решение педагогического совета
приказ № .
Раздел III. Приоритетные направления, цель и задачи работы школы с детьми с ОВЗ.
Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно:
социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей;
реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.
Таким образом, организация инклюзивного образования в школе строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:
осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
обеспечение непрерывности начального общего, основного общего специального (коррекционного) образования;
создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья, для осознанного выбора им профессии через организацию углубленного трудового обучения,
реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;
обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;
создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.
Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:
педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;
психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;
дополнительное образование;
углубленная трудовая подготовка, направленная на социализацию учащихся;
воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.
Проект по организации инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении направлен на:
внедрение технологии инклюзивного образования в ОУ;
отработку принципов инклюзивного образования в отношении ко ВСЕМ детям (не только к детям с ограниченными возможностями здоровья).
Совместная реализация общеобразовательной Программы и методик, предусматривающих инклюзивное образование, позволит создать в школе образовательное пространство, отвечающее принципам инклюзивного образования.
Эффективным направлением решения задачи обеспечения доступа к получению качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении выступает реализация спроектированных моделей социальной и педагогической интеграции данной категории детей. Важнейшим условием эффективной интеграции является обоснование грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.
Таким образом, Проект по организации инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении направлена на достижение и решение нижеуказанных целей и задач.
Цель Проекта: создание и отработка модели инклюзивного образования, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для КАЖДОГО ребенка, имеющего различные образовательные потребности.
Процесс включения, успешной интеграции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательно-воспитательную среду общеобразовательной школы будет в большей мере способствовать их успешной социализации,если:
сформирована необходимая мотивация у педагогического коллектива школы на решение проблем детей с ограниченными возможностями здоровья;
в основу деятельности образовательного учреждения положена концепция, основанная на личностно-деятельностном, комплексном подходах к личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
в результате педагогической деятельности будет создана система педагогических средств, направленных на поддержку адаптационных свойств личности и на успешное вхождение в ребенка в образовательное пространство общеобразовательной школы;
в ходе проектирования реализации и коррекции образовательно-воспитательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья будут приниматься во внимание результаты диагностики;
разработана дидактическая система (содержательно-целевой и технологический аспекты) психолого-педагогического сопровождения с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
Определить содержание, структуру работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
Разработать концепцию включения детей с ограниченными возможностями здоровья в школьное сообщество.
Выявить педагогические условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство общеобразовательной школы.
Разработать модель деятельности педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в условиях общеобразовательной школы.
Создать условия для психолого-педагогической среды, способствующей полноценному развитию различных сторон психологической жизни каждого ребенка (эмоциональной, волевой, мотивационно-личностной, интеллектуальной), навыков эффективного социального взаимодействия.
Осуществить опытно-экспериментальную апробацию модели по обеспечению психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы достижения поставленных целей:
Теоретические: изучение философской, социологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы, учебно-программной документации учебников, учебных пособий, документов по вопросам образования, методических писем и рекомендаций по организации обучения детей с ограниченными возможностями в массовых школах; логико-исторический, теоретический и системный анализ и синтез исследуемой проблемы, изучение и обобщение существующего педагогического опыта в стране и за рубежом.
Эмпирические: прямое, косвенное, включенное наблюдение за деятельностью детей; анкетирование, тестирование, глубинное интервьюирование, беседы с учителями и родителями, регистрация наблюдений в протоколах.
Статистические: констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент; статическая и математическая обработка результатов исследования.
Практическая значимость проекта заключается в том, что в результате его осуществления будет разработана модель инклюзивного образовательного пространства школы
При этом дети остаются учиться в общеобразовательном классе, либо обучаются в классе коррекции, но принимают активное участие в жизни школы в рамках общешкольного плана.
Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в участие в проекте. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Раздел IV. Основные этапы эксперимента и прогнозируемые результаты
1 этап. Подготовительный (2014-2015)
Цель: Создание условий для организации инклюзивного образования
Задачи Содержание работы
Оформление результатов
1.Определить содержание, структуру работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
2.Разработать концепцию включения детей с ограниченными возможностями здоровья в школьное сообщество.
3.Выявить педагогические условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство общеобразовательной школы.
4. Разработать модель деятельности педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в условиях общеобразовательной школы.5. Создание психолого-педагогической среды, способствующей полноценному развитию различных сторон психологической жизни каждого ребенка (эмоциональной, волевой, мотивационно-личностной, интеллектуальной), навыков эффективного социального взаимодействия Повышение квалификации педагогов; проведение педагогических советов, семинаров, круглых столов; создание доступной среды; проведение психолого-медико-педагогического изучения детей экспериментальной группы; разработка плана коррекционно-развивающей работы; подготовка и ведение документации; постепенное вовлечение в учебно-воспитательный процесс всех обучающихся школы.
Перечень мероприятий по реализации Проекта по организации инклюзивного образования в образовательном учреждении
Первый этап (2014-2015 учебный год) – планирование проекта
Задачи Мероприятия Сроки Ожидаемый результат Ответственный (ФИО, должность)
1.Определить содержание, структуру работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.2.Разработать концепцию включения детей с ограниченными возможностями здоровья в школьное сообщество.3.Выявить педагогические условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство общеобразовательной школы.4. Разработать модель деятельности педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в условиях общеобразовательной школы.5. Создание психолого-педагогической среды, способствующей полноценному развитию различных сторон психологической жизни каждого ребенка (эмоциональной, волевой, мотивационно-личностной, интеллектуальной), навыков эффективного социального взаимодействия. Обучение педагогических коллективов. Курсы повышения квалификации по теме инклюзивного образования До мая 2014г. Сформированность понятийного аппарата у педагогического коллектива в области инклюзивного образования Директор, зам директора по УВР
Проведение педагогических советов, семинаров, круглых столов с целью детального изучения методик личностно-ориентированного и дифференцированного обучения. По плану методической работы на учебный год Педагоги, владеющие методиками специальной коррекционной педагогики Директор, зам директора по УВР
Создание доступной среды, подготовка кабинетов.
До сентября 2014г. Обеспечение специальных условий обучения (воспитания) детей с ОВЗ (материально-техническое оснащение) заместитель директора по АХЧ
Проведение углубленного психолого-медико-педагогического изучения детей экспериментальной группы (список детей с диагнозом) Сентябрь 2014г. Комплектование экспериментальной группы детей.
Правильно выбранные направления работы с детьми с ОВЗ, имеющими разные диагнозы. педагог-психолог
Классные руководители
Составление протоколов психолого-медико-педагогического обследования. Сентябрь 2014г. педагог-психолог
Классные руководители
Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Сентябрь 2014г. Эффективная образовательная модель. Рабочая группа
Разработка плана коррекционно-развивающей работы, оценка её эффективности: составление индивидуальной Программы обучения каждым специалистом, динамическое отслеживание результатов обучения. Сентябрь 2014г. Разработанные рабочие Проекта специалистов, мониторинг. Рабочая группа
Подготовка и ведение документации, отражающей уровень интеллектуального развития ребенка, динамику его состояния здоровья, уровня развития познавательной, личностной сферы, уровня адаптации и социализации. 2 раза в год Мониторинг (рост развития ребенка, положительная динамика) Рабочая группа
Постепенное вовлечение в учебно-воспитательный процесс всех обучающихся школы.
В процессе реализации проекта Подготовленный ученический коллектив, который сможет без проблем принять детей с нарушениями здоровья, а так же подготовленные ученики с ОВЗ, в силу собственной психологической неготовности после длительной изоляции в домашних условиях к обучению в среде здоровых сверстников. заместитель директора по ВР
Рабочая группа
Изучение общественного мнения. Август 2014г. Восстребованность данного направления.
Степень удовлетворенностью деятельностью ОУ в данном направлении. Рабочая группа
Создание воспитательной среды, основанной на развитии у детей общечеловеческих ценностей, как условия эффективности инклюзивного образования. Октябрь-ноябрь 2014г. Скорректированная воспитательная система школы с учётом включения в ОУ детей с ОВЗ заместитель директора по ВР
Привлечение всех нуждающихся детей района к учебно-воспитательному процессу в школе. Сентябрь 2014г. Социализация детей с ОВЗ Рабочая группа
Второй этап (2015-2016 учебные годы) – реализация проекта
6.Осуществить опытно-экспериментальную апробацию модели по обеспечению психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработка методических рекомендаций по организации образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования. В процессе реализации проекта Анализ методических особенностей работы в рамках инклюзивного обучения заместитель директора по УВР, рабочая группа
Анализ развития детей в условиях инклюзивного образования. Выявление недостатков и трудностей и путей их преодоления. 2 раза в год Анализ результатов мониторинга Рабочая группа
Работа по популяризации идеи инклюзивного образования среди школ города. В процессе реализации проекта Участие в мероприятиях по обмену опытом. Рабочая группа
Третий этап (2016-2017 учебный год) – подведение итогов, обобщение опыта
7. Провести анализ результативности проекта, обобщить опыт Анализ итогов эксперимента.
Май 2017г. Повышение качества образования и результатов обучения всех детей общеобразовательной школы. заместитель директора по УВР, рабочая группа
Создание сборника статей «Опыт работы инклюзивной школы». По итогам реализации Проекта Публикация опыта ОУ. заместитель директора по УВР, рабочая группа
Создание методических рекомендаций по организации работы с детьми в условиях инклюзивного образования.
В процессе реализации проекта Банка методических рекомендаций для учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования по организации эффективной работы в разноуровневых группах. заместитель директора по УВР, рабочая группа
Тиражирование опыта инклюзивного образования через систему семинаров, круглых столов, публикаций.
По итогам реализации проекта Организация и проведение мероприятий по обмену опытом ОУ, с целью развития данного направления. заместитель директора по УВР, рабочая группа
Прогнозируемые результаты проекта:
При условии успешной реализации данного проекта:
будет разработана модель инклюзивного образовательного пространства школы;
создана единая психологически комфортная образовательная среда для детей с разными стартовыми возможностями;
разработана система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;
повысится профессиональный уровень и компетентность педагогов области инклюзивного образования;
повысится информационная компетентность родителей детей с ОВЗ;
разработана серия научно-практических семинаров по теме проекта.
Средства контроля и обеспечение достоверности результата.
Анализ развития детей два раза в год.
Реализация мониторинга качества образования.
Создание личностно-ориентированной системы оценивания результатов развития ребенка.
Создание портфолио ребёнка и наполнение портфолио педагога материалами по данному направлению.
Проведение открытых семинаров с целью тиражирования опыта работы, выявления трудностей и путей их преодоления.
Подготовка статей и методических пособий из опыта работы.
Риски, затрудняющие эффективную реализацию проекта
Разрабатывая Программу, необходимо было учесть все факторы риска и, поставив задачи по их преодолению, выбрать адекватные задачам методы и приёмы.
1 фактор риска. Неверная тактика педагогических воздействий при возникновении трудности восприятия другими детьми и их родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2 фактор риска. Нерациональная организация УД (перегрузка участников образовательного процесса на первых этапах эксперимента).
Преодолевая трудности, связанные с необходимостью изменять учебный режим школы, были поставлены следующие задачи:
организация дополнительного обучения;
расширение методической и материально-технической базы, позволяющей педагогам самостоятельно подбирать эффективные методы и приемы работы, создавать качественно новые средства обучения для разных категорий воспитанников.
3 фактор риска. Низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах ИО.
Для решения данной проблемы были поставлены задачи:
Внедрить в практику Проекта «Обучение взрослых» для педагогов.
Внедрить в практику тематические родительские собрания в рамках ИО.
Информировать всех участников реализации Проекта о процессах модернизации образования и происходящих изменениях в ОУ через официальный сайт ОУ.
Раздел V. Основные подходы к организации образовательного пространства школы.
5.1. Анализ образовательного пространства школы. Содержание образования для детей с ОВЗ.
Образовательная деятельность школы направлена на решение социальных задач, конкретных потребностей родителей и детей, учитывает четыре основополагающих принципа: научить жить, научить жить вместе, научить учиться, научить работать – социализация, трудовая реабилитация, адаптация в обществе учеников.
При работе с детьми с ОВЗ внимание уделяется следующим моментам:
- государственный заказ;
- потребности учащихся;
- ожидания родителей;
- потребности педагогов;
- удовлетворение ожиданий учреждений профессионального образования.
Социальный заказ Предполагаемые пути его реализации Степень выполнения заказа
Сохранение и укрепление здоровья детей - диагностика физического, психического, нравственного здоровья учащихся;
- работа школьного ПМПк;
- листок здоровья класса;
- диспансеризация учащихся в соответствии с графиком;
- улучшение медицинского обслуживания;
- создание щадящего и охранительного режима образовательного процесса;
- развитие спортивно-оздоровительной работы;
- организация питания; динамические паузы, физкультминутки;
- игровые зоны в классах;
- проведение Дней здоровья;
- участие в спортивных мероприятиях школы и района
- контроль питания школьной комиссией, администрацией.
2. Качественное и эффективное образование. - профильное трудовое образование;
- работа по индивидуальным учебным планам; - надомная форма обучения;
- индивидуальное обучение ( по рекомендации ПМПк школы);
3. Расширить возможности дополнительного образования. - усиление гуманистического, культурологического, нравственного аспекта дополнительного образования. - внедрение новых курсов доп. образования в школе;
- участие в районных конкурсах;
4.Социализация учащихся - нравственное воспитание;
- социально-бытовая ориентация; - классные часы;
- родительские собрания;
- посещение театров, выставок;
- экскурсии;
- знакомство с баз-ми предпр-ми;
- посещение Дней открытых дверей в колледжах, ПТУ;
- занятия с выходом на социальные объекты;
5. Совершенство-вание методической работы в школе. - расширение поисковых методик, использование современных педагогических технологий (в том числе информационных);
- усиление направления методик на развитие коммуникабельности, диалоговой культуры общения; - взаимопосещение уроков, организация открытых уроков, семинаров;
- факультативная, внеурочная деятельность, занятия в библиотеке;
- сюжетные игры, праздники;
6. Совершенство-вание предметной среды - создание комфортных условий жизнедеятельности учителей и учащихся в школе, культуры школьного быта; - оформление ОУ работами детей,
- организация выставок;
- совершенствование классных комнат;
-оборудование и переоборудование помещений школы;
7. Совершенство- вание организационно-управленческого компонента. - усиление культуры управления;
- обеспечение функциональной психолого-медико-педагогической службы. - постоянная модернизация системы управления, разработка функцио- нальных обязанностей всех управ-ленческих единиц, положений обо всех структурах;
- планирование работы всех единиц и структур;
- повышение роли педсоветов, заседаний творческих групп, методического совета школы, планирование их работы, контроль выполнения решений.
Учителя, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, заполняют на них карты сопровождения.
В начале учебного года было проведено обследование речи как вновь поступивших учащихся, так и выявлено состояние речи к началу учебного года у детей с ОВЗ
В результате тщательного обследования были выявлены характерные особенности нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности каждого обучающегося.
5.2. Содержание воспитания и дополнительного образования в школе.
Воспитательная работа в школе с детьми с ОВЗ рассматривается как наиболее важное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса в культурной среде. Моделируемая нами культурная среда школы ориентируется в первую очередь на нравственное саморазвитие и самоопределение школьников в ходе овладения знаниями, на развитие их мышления, чувств и личного опыта.
Чтобы преодолеть социальную изоляцию детей с ОВЗ, в том числе с нарушениями интеллекта, мы расширяем воспитательное пространство школы за счет дополнительного образования. Организация дополнительного образования, связанного с внеурочной работой, повышает эффективность педагогического процесса, позволяет осуществлять не только подготовку учащихся к школе, но и включать ребят в жизнь, дает возможность коррегировать нарушенное развитие учащихся.
Дополнительное образование реализуется по нескольким традиционным направлениям, охватывает все группы обучающихся с ОВЗ.
Занятия по программам дополнительного образования проводятся в школе.
Организуя дополнительное образование детей с ОВЗ в школе, осуществляя выбор форм проведения занятий, отбирая содержание образования, педагогический коллектив ориентируется на требования педагогической целесообразности организации детей. Существенным моментом является то, что, на наш взгляд, дополнительное образование не есть что-то второстепенное по отношению к базовому, а является логическим продолжением его. Дополнительное образование несет на себе основную ответственность за обновление содержания образования и его индивидуализацию. Выбирая из предложенных занятий то, которое больше всего отвечает индивидуальным интересам, возможностям и способностям, ученик реализует внутреннее желание деятельности и интерес к ней.
Результаты воспитательной работы
Воспитательная работа в школе ведется по следующим направлениям:
- гражданско-патриотическое воспитание;
- трудовое воспитание;
- нравственно-эстетическое воспитание;
- охрана здоровья и физическое воспитание.
Ведутся маршрутные листы воспитанников, в которых отражена занятость и результативность детей во второй половине дня.
Содержание подготовки учащихся:
- на первой ступени обучения - педагогический коллектив начальной школы призван: сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; помочь детям с ОВЗ приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, коррегировать нарушенные познавательные процессы, заложить основы формирования личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия
- на второй ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для освоения общеобразовательной Проекта (в случае отсутствия у ребенка отклонений в умственном развитии, а также для детей VII вида), профессионально -- трудового обучения и выбора учащимся направления профессиональной подготовки (дети VIII вида) с учетом собственных способностей и возможностей; создать условия для самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в школеВ школе используются следующие формы организации учебного процесса: классно – урочная система, индивидуально-групповые занятия, внеурочные виды деятельности.
5.3. Медико-психологическое сопровожение образовательного процесса.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение для детей с ОВЗ организовано в школе с целью изучения личности, выявления возможностей ребенка с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Организация психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ возложена на классного руководителя и заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Основное общее образование - коррекционные курс «Социально-бытовая ориентировка
В учебный план школы включены коррекционные курсы и индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Начальное общее образование - коррекционные курсы: развитие устной речи на основе изучения предметов, коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
Основное общее образование - коррекционные курс «Социально-бытовая ориентировка»; индивидуальные коррекционные занятия .
Психологическое сопровождение образовательного процесса реализуется во время проведения коррекционной работы на уроках и во внеурочное время . В рамках сопровождения реализуются следующие Проекта:
Программа адаптационных психокоррекционных занятий для пятиклассников
Программа коррекционно-развивающих занятий «Волшебная страна внутри нас»
Программа занятий по коррекции тревожности
Программа коррекционно-развивающих занятий «Уроки общения»
Психолого-медико-педагогический консилиум осуществляет являются сопровождение учащихся на протяжении всего периода обучения в школе, консультирование всех участников педагогического процесса и пропагандирование дефектологических знаний.
В школе складывается система лечебно - оздоровительной работы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, которая включает в себя следующие мероприятия: мониторинг состояния здоровья учащихся; просветительскую работу с учащимися и родителями; создание здоровьесберегающей среды, предполагающей соблюдение охранительного режима, санитарных норм и правил, введение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, проведение спортивных мероприятий и праздников.
Все педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, ведут наблюдение за развитием, особенностями психических функций каждого ребенка, фиксируют это в дневниках психолого-педагогических наблюдений за развитием ученика, что позволяет всем педагогам изучить прошлый опыт и на нем строить коррекцию и проводить корригирующие мероприятия.
Социально-педагогическое сопровождение обучающегося осуществляется социальным педагогом, классными руководителями и учителями.
В школе уделяется большое внимание профилактике правонарушений, ведется индивидуальная работа с учащимися группы риска, осуществляется контроль посещаемости данными учащимися школьных занятий, организуются встречи с инспекторами КДН, встречи с родителями, консультации педагога – психолога, обследование семей. Разработана и внедряется в действие программа по защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике курения и алкоголизма, токсикомании и наркомании среди учащихся с ОВЗ в том числе.
На психолого-медико-педагогическую службу возложена обязанность
отслеживать уровень психического и психологического развития учащихся;
вести коррекцию познавательных процессов, личностного и эмоционально-волевого развития детей,
оказывать психологическую помощь учащимся, имеющим трудности в поведении и общении;
своевременно выявлять социально-дезодаптированные семьи и оказывать психологическую поддержку детям из них.
вести мониторинг уровня физического здоровья детей с последующими рекомендациями по снижению (в случае необходимости) объема домашних заданий, выбора форм занятий, перевода на индивидуальный учебный план.
Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья учащихся. Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер, сопровождаются в течение учебного года работой психолого-медико-педагогической службы (консультации с психологом)
В школе проводятся регулярные медосмотры, беседы на уроках и классных часах с приглашением специалистов. На уроках применяются здоровьесберегающие технологии. Ежемесячно в школе проходят дни здоровья, спортивные соревнования. Организованы: летний отдых при школе, дидактические паузы между уроками.
Внеурочная деятельность организована во второй половине дня через работу по программам дополнительного образования: 1-2 классы занятия ВУД в рамках ФГОС НОО, 4 – 9 классы посещение общешкольных спортивных секций «Легкая атлетика», «Настольный Теннис» В учреждении существуют следующие меры безопасности: пожарная сигнализация, журнал учета посетителей. С учащиеся с ОВЗ постоянно проводятся беседы по технике безопасности, по ПДД, тренинги.
Материально-техническое оснащение
В школе функционируют следующие кабинеты специального назначения: кабинет информатики, кабинет технологии, библиотека, столовая, спортзал.
Питание – одноразовый завтрак.
УМК
В обучении детей с ОВЗ используются Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида под ред.: В.В. Воронковой, И.М. Бгажноковой, А.М. Щербаковой, А.Р. Маллера. Проекта максимально адаптированы к условиям школы и возможностям учащихся. Проекта учитывают особенности познавательной деятельности с задержкой психического развития и умственно отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Проекта содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения.
Материально-техническое оснащение и УМК не в полной мере создает необходимые условия для реализации концепции инклюзивного образования.
5.4.Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса.
Начальное общее образование
Виды деятельности младшего школьника:
индивидуальная и коллективная учебная деятельность
игровая деятельность
творческая деятельность (конструирование),
трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде)
спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности
научиться решать поставленные учителем цели;
научиться контролировать и оценивать свою учебную работу;
овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
овладеть различными видами игры;
научиться доводить начатое (для VIII вида – простое) дело до конца;
приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда (технологии);
приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить нормы этикета, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.
Задачи, решаемые педагогами:
реализовать образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, игры, практики, конкурсы, соревнования)
обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную.
обеспечить условия формирования учебной деятельности, для чего организовать постановку учебных целей, побуждать и поддерживать детские инициативы, осуществлять функции контроля и оценки, создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.
Основное общее образование
Виды деятельности школьника:
индивидуальная и коллективная учебная деятельность
проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта,
социальная деятельность,
творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание,
спортивная деятельность
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности
научиться самостоятельно планировать учебную работу, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности совместно с педагогом,
научиться осуществлять контроль и оценку собственного участия в разных видах деятельности,
выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности;
научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства.
научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
Задачи, решаемые педагогами:
реализовать образовательную программу основной школы в разнообразных организационно-учебных формах,
подготовить учащихся к выбору профессии,
организовать систему социальной жизнедеятельности
создать пространство для реализации подростков, проявления инициативных действий.
5.5.Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию Проекта.
Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ. В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учителя используют следующие педагогические технологии:
Традиционные технологии:
обязательные этапы на уроке:
- проверка усвоения пройденного;
- объяснение нового материала;
- закрепление полученных знаний;
- домашние задания
Технологии активных форм и методов:
виды уроков:
- уроки - путешествия;
- уроки-сказки;
- игра по станциям;
- путешествие
Технологии активных форм и методов:
- игровые технологии;
- проектная технология;
- работа в парах и группах;
Здоровьесберегающие технологии:
- психолого-педагогические приемы здоровьесбережения
- технологии телесно-ориентированного подхода
Авторские педагогические технологии: - технологии индивидуального и дифференцированного подхода В.В.Воронковой, С.Д.Забрамной,-
Технологии организации внеучебной деятельности: - коллективно-творческие дела классный руководитель, педагог-организатор
- социального самоопределения классный руководитель, ЗД по УВР,
- социализации личности классный руководитель, ЗД по УВР
5.6.Система аттестации учащихся.
Промежуточная аттестация учащихся осуществляется в 4 классе. Итоговая аттестация учащихся проводится в 9 классе
В школе принята 5-бальная система отметок всех работ детей с ОВЗ. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутри школьного контроля.
Ведущими формами промежуточной и итоговой аттестации являются:
мониторинг знаний, умений и навыков по предметам инвариантной части учебного плана;
административные контрольные работы инвариантной части учебного плана;
мониторинг знаний, умений и навыков учащихся по предметам вариативной части учебного плана;
мониторинг уровня развития учащихся (совместно с психологической и логопедической службой).
Мониторинг образовательного процесса.
Критерии и компоненты образовательного мониторинга Показатели критериев Периодичность контроля Объект изучения Ответственный
Качество образования. Уровень освоения образовательной Проекта (контрольные работы, проверка техники чтения)
Итоговая государственная аттестация 1 раз в четверть
Июнь
ЗУН
ОУУН Учитель, Заместитель директора по УР
Учитель
Заместитель директора по УР
Динамика развития психических функций и эмоционально - волевой сферы Состояние высших нервных процессов
(листы динамики развития) сентябрь
Психические функции уч-ся
ШППК, учитель
Состояние здоровья учащихся Физическое развитие учащихся
Психосоматическое здоровье учащихся (медосмотр, листки здоровья и физического развития, данные о пропусках уроков по болезни, комфортность обучения, уровень адаптации к обучению в школе, уровень школьной тревожности). Сентябрь, май Учащиеся Мед. Работники, Учитель физкультуры
Заместитель директора по ВР
Уровень воспитанности учащихся Сформированность интегративных качеств личности.
Количество учащихся, состоящих на учете в КДН.
Выявление учащихся группы риска. Сентябрь, апрель
2 раза в год
1 раз в четверть Учащиеся
Классный руководитель
Заместитель директора по ВР, инспектор по охране прав детства
Социальное положение учащихся Состав учащихся по уровню материального и морального благополучия (социальный паспорт класса). Сентябрь Учащиеся
Классный руководитель
Степень социализации и трудовой адаптации Данные социометрии,
Результаты трудоустройства,
Результаты участия учащихся школы в различных предметных конкурсах Два раза в год
1 раз в год Учитель технологии,
классный руководитель
Раздел V . Контроль и управление реализации Проекта в школе
Контроль реализации образовательной Проекта основывается на системе управления Школой, исходит из необходимости постоянно осуществлять научно-педагогический поиск в выбранном направлении, корректировать Проекта обучения, воспитания и развития, осуществлять методическое сопровождение образовательного процесса. В управление Школой на полноправной основе включается методический совет, являющийся одновременно и экспертным советом. Методический совет Школы проводит экспертную оценку программ, учебных планов, внедряемых в образовательный процесс, на основе анализа результатов деятельности коллектива по всем направлениям. Методический совет дает научное обоснование рекомендации по изменению содержания образования, выбора средств и методов обучения, воспитания, развития.
Расширенная система дополнительного образования и воспитания реализуется при достаточном количестве ставок педагогов дополнительного образования. Ответственность за эффективность дополнительного образования несут непосредственные руководители секций, кружков, клубов, члены администрации. Принцип управления школой заключен в Уставе Школы.
Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом.
Цель внутришкольного контроля: обеспечить уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития учащихся соответствующие требованиям, предъявляемым к коррекционному образованию и позволяющие создать гуманную лечебно-оздоровительную коррекционно-развивающую образовательную среду.
Задачи внутришкольного контроля:
осуществлять контроль за достижением учащегося уровня обученности в соответствии с требованиями образовательных программ;
осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями образовательных программ;
осуществлять контроль за выполнением программ инвариантной части учебного плана;
осуществлять контроль за выполнением программ вариативной части учебного плана;
предъявлять требования к преподаванию, соответствующего программе развития целостной образовательной среды;
осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим уровнем и повышением квалификации педагогов;
осуществлять контроль за организацией преемственности в преподавании и обучении между I, II ступенями обучения;
осуществлять контроль за соблюдением санитарно – гигиенических требований к образовательному процессу;
осуществлять контроль за осуществлением взаимосвязи основного базового и дополнительного образования..
Главным итогом проведенного внутришкольного контроля будет достижение всеми учащимися уровня обученности, соответствующего его психофизическим возможностям, готовность учащихся к освоению профессии.
Внутришкольный контроль за образовательным процессом осуществляется по традиционным направлениям:
1. Контроль за качеством преподавания.
выполнение учебных программ;
эффективность урока;
методический уровень учитель, рост профессионального мастерства;
обеспеченность учебным и дидактическим материалом;
индивидуальная работа с детьми;
соответствие преподавания Программе развития школы;
выполнение санитарно – гигиенических требований.
2. Контроль за качеством обучения.
уровень знаний, умений и навыков учащихся;
достижение государственных образовательных стандартов;
навыки самостоятельного познания учащихся;
готовность к освоению содержания образования по предметам художественно – эстетического цикла.
3. Контроль за ведением школьной документации.
ведение школьных журналов;
ведение ученических дневников;
ведение ученических тетрадей;
оформление личных дел учащихся.
План работы внутришкольного контроля согласуется с приоритетными направлениями работы Школы. Формирование плана внутришкольного контроля производится на основе анализа данных диагностических срезов знаний, мониторинга образовательной деятельности школы. Ежегодный план внутришкольного контроля является самостоятельным локальным актом школы.
Модель выпускника школы
Выпускник начальной школы - это ученик,
который успешно освоил образовательную программу начальной школы;
у которого есть потребность выполнять правила для учащихся;
у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел,
который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;
который стремится стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.
Воспитанник школы:
овладение общеучебными умениями и навыками;
овладение навыками общения и основами гигиены и здорового образа жизни,
сформированность психических процессов,
восприятие и понимание таких ценностей, как «школа», «учитель» «товарищ»
соблюдение порядка и дисциплины в школе и общественных местах;
Семьянин:
восприятие себя членом семьи;
психофизическое здоровье,
Член сообщества:
овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать,
наличие потребности выполнять правила для уч-ся, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.
Гражданин:
проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру,
обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел,
активное участие в жизнедеятельности класса и школы.
Индивидуальность:
развитие нравственных и эстетических начал личности.
Выпускник основной школы – это социально адаптированный человек, соблюдающий нормы общественного поведения, владеющий коммуникативными навыками. Это профессионально – определившаяся личность с развитыми творческими способностями; личность, умеющая принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовать свои способности наиболее эффективными для себя и окружающих способами, ведущими к постоянному успеху, самореализации и самоактуализации.
Воспитанник школы:
уровень образовательных способностей, успеваемость;
участие в коллективных, творческих делах школы;
внешностные показатели поведения.
сформированность психических процессов.
Семьянин:
социальный статус семьи;
психофизическое здоровье.
Член сообщества:
участие в досуговой деятельности;
характер межличностных отношений в коллективе.
Гражданин:
сформированность правосознания;
сформированность человеческих качеств личности
профессиональная ориентация;
участие в самоуправлении.
Индивидуальность:
направленность и особенности личности;
гражданская позиция;
способность интегрироваться в различные социальные сферы.
Список литературы
1. Абакшина С.В. Урок в личностноориентированном обучении (из опыта работы начальной школы) // По материалам сайта http://festival.1september.ru «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Раздел «Преподавание в начальной школе».
2. Акулова О.В., Заир Бек Е.С., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Компетентностная модель современного педагога. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.
3. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе (пер. с англ.). — М.:, Прометей, 2005.
4. Банч Г. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса. Пособие для учителей (пер. с англ.) / Под ред. Н.В. Борисовой. —М., РООИ «Перспектива», 2008.
Выготский Л.С. Собрание соч.: В 6 т. — М., 1982, Т. 4.
Гайдукевич С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании // Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. — Минск: Четыре четверти, 2007, с. 34.
Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 3. «Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении». — М, «МИРОС», 2010.
Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. — М.: Дрофа, 2008.
9. Инклюзивное образование: право, принципы, практика / Сост. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. — М.:; Владимир: Транзит ИКС, 2009.
Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. — тМинск: Четыре четверти, 2007.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — 2е изд. — М.: Просвещение, 2010.
Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса / Пер. с англ. О.Е. Биченковой. — М.: Новая школа, 1995.
Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. — М.: Просвещение, 2011.
13. Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе / Пер. с англ. Н.В. Борисовой — М.: РООИ «Перспектива», 2008.
14. В.И. Олешкевич «Факторы успешности совместного обучения» — Минск: «Четыре четверти», 2007.
15. Пронина О.В. прописи «Мои волшебные пальчики» — М.: «Баллас», 1995.
16. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
17. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». — М, «МИРОС», 2010.
18. Тихончук Т.В. «Управление деятельностью учеников — важнейшая функция учителя»//По материалам образовательного портала ucheba.com http://ucheba.com/met_rus/k_nachalka/upravlenie.htm
19. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-диагностический комплекс. Книга для учителей и родителей. — М.: Соборъ,
1997.
20. Шульга М.М. Читай, играй, рисуй. — М.: «Галс», 1993.
21. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. 3инченко. М., «Педагогика», 1989, с. 555.
22. Раздел I Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011—2015 годы// Интернет-портал Правительства Российской федерации/Правительство России http://government.ru/gov/results/ 14607/
23. Статья 16 «Итоговая аттестация лиц с ограниченными возможностями здоровья» Закона города Москвы No 16 от 28 апреля 2010г. «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»//Официальный сайт Департамента образования г. Москвы/Документы/Правовые акты Российской Федерации и города Москвы/Законы города Москвы http://www.educom.ru/ru/documents/ prav_akt/moscow_laws/
24. Статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. No 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,1995, No 48, ст. 4563, Российская газета, 1995, No 234).
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011.