План-конспект урока информатики и ИКТ по теме: « Кодирование графической информации» (9 класс)

План-конспект урока информатики и ИКТ
9 класс
Тема: « Кодирование графической информации»


Цели и задачи урока.
Образовательные:
сформировать представления о пространственной дискретизации, растровом изображении, пикселе;
показать основные способы получения растрового изображения;
сформировать представление о разрешающей способности;
сформировать представления о способе кодирования графической информации, о глубине цвета, о палитре цветов;
активизировать знания по физике по теме «Оптика»;
дать представление о системах цветопередачи в технике.

Развивающие:
развить познавательные и творческие способности учащихся;
развить интерес к задачам на кодирование графической информации;
научить оперировать понятиями: объем видеопамяти, глубина цвета, цветовые палитры, разрешающая способность при решении задач, в частности задач ЕГЭ;
научить определять цвет в различных системах цветопередачи;
развить интерес к работе в графических редакторах.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, ответственность за результаты своего труда;
совершенствовать навыки групповой работы;
воспитывать доброжелательность среди учащихся, нацеленность на результативность обучения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.

Пояснительная записка. Этот урок является логическим продолжением темы «Кодирование информации» и имеет важное значение в понимании процессов хранения и преобразования информации в компьютере. Урок формирует у учащихся умение оперировать понятиями: объем видеопамяти, глубина цвета, цветовые палитры, разрешающая способность при решении задач, в том числе задач ЕГЭ.
Схемы и знаковые модели, составляющие основу презентации, проецируются на интерактивную доску.
Урок включает в себя:
методы ИКТ;
технологию обучения на основе схемных и знаковых моделей;
технологию развивающего обучения;
здоровьесберегающую технологию.

Итогом урока станет понимание, каким образом хранится графическая информация в компьютере, умение учащихся определять объемы памяти для хранения изображений, понимание связи количества цветов в палитре и глубины цвета, понимание того, как формируется палитра цветов в различных системах цветопередачи.
Оборудование: Презентация «Кодирование графической информации», компьютер, мультимедийный проектор, электронная доска, раздаточный материал с условиями задач различного уровня сложности.
Учебное пособие: Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс. Учебник для 9 класса, М., «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2009.
Дополнительная литература: 1. Крылов С.С., Ушаков Д.М. ЕГЭ. Информатика. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ. М., издательство «Экзамен», 2010
2. «Начала WEB дизайна», компакт диск
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Ход урока.
Организационный момент. Озвучивается тема урока, определяются цель и задачи.
Подготовка к восприятию нового материла.
Повторение:
В процессах передачи и хранения информации происходит ее кодирование. При использовании компьютера применяется двоичный код.
Формула определения объема информации N=2i.
Шестнадцатеричная система счисления.
Объяснение нового материала.
Слайд 2
Информация может быть представлена в аналоговой форме (непрерывной) и дискретной (прерывистой) формах.
Слайды 3,4,5
Даются понятия: пространственной дискретизации, растрового изображения, пикселя, разрешающей способности. Запись в тетрадь.
Слайды 6,7
Показаны способы получения растрового изображения. Используется Интернет ссылка для показа принципа действия сканера, . [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Слайд 8
Для того, чтобы закодировать цвет пикселя необходимо выделить какое-то количество бит в памяти компьютера (определяем глубину цвета). Количество цветов, которые может иметь пиксель, определяется по формуле N=2i. Запись в тетрадь.
Первичная проверка усвоения знаний
Слайд 9
Вопрос: Если пиксель будет только в двух состояниях: светится – не светится, то сколько цветов в изображении?
Ответ: 2 цвета.
Вопрос: Сколько бит памяти достаточно для его кодирования?
Ответ: для кодирования 2-х цветов достаточно 1 бита.
Слайд 10
Вопрос: Сколько бит потребуется для кодирования монохромного четырех цветного изображения (с полутонами серого)?
Ответ: Для кодирования 4-х цветного изображения потребуется 2 бита.
Вопрос: Как можно закодировать цвета?
Ответ: Закодировать можно таким образом:
00 – черный
01 – темно-серый
10 – светло-серый
11 – белый
Продолжение объяснения нового материала
Слайд 11
Таблица соответствия глубины цвета и количества цветов в палитре заносится в тетрадь.
Первичная проверка усвоения знаний
Слайд 12
Вопрос: В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов уменьшилось с 65536 до 16. Во сколько раз уменьшился информационный объём?
Выступление учащегося с обоснованием решения задачи.
Ответ: 1)2х=65536, х=16
2)2у=16, у=4
3)к=х/y=16/4=4, информационный объем уменьшится в четыре раза.
Продолжение объяснения нового материала
Слайды 13, 14, 15, 16
Растровое изображение на мониторе характеризуется пространственным разрешением и глубиной цвета. Демонстрируется изображение видеокарты. Записывается в тетрадь формула для расчета объема памяти. На следующем слайде показан числовой пример вычисление требуемого объема видеопамяти.
Слайд 17 Физкультминутка
Слайды 18, 19, 20
Активизируются знания учащихся по физике. Учитель просит ответить на вопросы: почему мы видим свет, что представляет собой белый свет, почему мы видим предметы цветными.
В каких природных явлениях и физических опытах можно видеть разложение белого света на его составляющие?
Слайд 21
Запись в тетрадь. Система цветопередачи RGB. Цвет с монитора воспринимается как сумма излучений 3 базовых цветов: красного, зеленого, синего. Цвет = R + G + B, где R, G, B принимают значения от 0 до max
Слайды 22, 23
Таблица поясняет, каким образом формируется цвет в системе RGB.При выделении под каждый базовый цвет 8 битов, количество возможных уровней интенсивности каждого цвета составит 256.
Слайд 24
Запись в тетрадь. Таблица кодирования цвета при глубине цвета 24 бита
Слайд 25
Поясняет на наглядных примерах, как можно получить любой цвет из базовых цветов
Слайд 26
Запись в тетрадь. Система цветопередачи CMYK. Используется при печати изображений на принтере. Основные краски в ней: Cyan – голубая, Magenta – пурпурная и Yellow - желтая. Система CMYK основана на восприятии отражаемого света. Цвет можно определить с помощью формулы: Цвет = C + M + Y, где C, M и Y принимают значения от 0% до 100%
Слайд 27
Таблица поясняет, каким образом формируется цвет в системе CMYK.
Слайд 28
Запись в тетрадь. Система цветопередачи HSB. Базовые параметры: Hue(оттенок цвета), Saturation(насыщенность) и Brightnees( яркость).
Палитра цветов формируется путем установки значений оттенка цвета, насыщенности и яркости
Слайд 29
Поясняет на наглядных примерах, как можно получить цвет в системе HSB
Слайд 30
Выбор цвета в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB.
Слайд 31
Использование систем цветопередачи RGB, CMYK в технике.
Контроль и самопроверка знаний.
Каждой паре учащихся раздаются материалы с условиями задач. Первые учащиеся, правильно решившие задачу и получившие оценку «отлично», проверяют решение у следующей пары. Таким образом, выявляются качество и уровень овладения знаниями, при необходимости, можно вернуться к отдельным моментам изложения материала.
Слайды 32,33,34
Представлены задачи для самостоятельной работы на уроке или в качестве домашнего задания. Ответы к задачам размещены на скрытых слайдах в конце презентации.
Информация о домашнем задании
Учащиеся выбирают задание по своему усмотрению
Обязательное задание: Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс. Учебник для 9 класса, М., «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2009,прочитать параграф 1.1, выполнить задание с кратким ответом №1.8 на стр.21.
Творческое задание: Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс. Учебник для 9 класса, М., «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2009,прочитать параграф 1.1. Определить цвета геометрических фигур на рисунке в системе цветопередачи RGB.
Итог урока
Урок сформировать представления о кодировании графической информации, о системах цветопередачи, используемых в технике, сформировал умение учащихся определять объемы памяти для хранения изображений, развил навыки решения задач по определению количества цветов в палитре, глубине цвета.
15