План — конспект открытого урока информатики и ИКТ в 9М классе по теме «Построение графиков функций в электронных таблицах»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 6
городского округа Тольятти
План - конспект открытого урока информатики и ИКТ
в 9М классе
по теме «Построение графиков функций в электронных таблицах»
Учитель:
Петрова Ирина Александровна,
учитель информатики
высшей категории
МБУ лицея № 6 г.о. Тольятти
Самарской области
Дата проведения:
19.03.2015г.
Присутствовали:
Надточий И.С., к.п.н., заместитель директора по УВР
Серокурова А.А., Мажова Т.В. – учителя информатики лицея
Тольятти
2015 год
Конспект урока информатики и ИКТ в 9м классе по теме «Построение графиков функций в электронных таблицах»
Дата проведения урока: 19.03.2015г.
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Используемые технологии: ИКТ, проблемного обучения, здоровьесберегающая.
Оборудование урока:
компьютер учителя с программой работы с презентациями OpenOffice Impress;
персональные компьютеры с операционной системой MS Windows, программой работы с презентациями OpenOffice Impress и табличным процессором OpenOffice Calc;
карточки с тестовым заданием;
карточки с заданиями практической работы.
Цели:
сформировать у учащихся умение обрабатывать числовую информацию с использованием электронных таблиц;
уметь использовать ЭТ для построения графиков элементарных и сложных функций.
Задачи урока:
- образовательные:
проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках по электронным таблицам,
обобщить и систематизировать знания теме «Электронные таблицы»;
продолжить формирование умений и навыков в электронных таблицах: табулировании функции, построение графиков, диаграмм.
закрепить программный материал при решении задач, табулировании функций и построение графиков в ЭТ;
совершенствовать навыки построения и анализа реальной ситуации.
- развивающие
развивать навыки самостоятельной работы за компьютером, работы в сети, умении сохранять файлы в разных форматах, оформлять, распечатывать и получать результат тестирования программы;
развивать творческий подход в оформлении программы на компьютере;
развитие логического мышления, памяти и внимательности;
формирование информационной культуры, компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний;
формировать представление учащихся о том, что ЭТ применяются при решении жизненно важных задач.
- воспитательные
повысить активность, развивать соревновательные качества учащихся на уроке;
воспитание трудолюбия;
привитие учащимся навыков самостоятельности в работе;
развить познавательный интерес и творческую активность;
выработать аккуратность и организованность в работе;
продемонстрировать возможности применения компьютеров, в частности ЭТ, для решения задач;
формировать навыки взаимодействия и принятия решений.
Обоснование метода обучения и форм работы:
помогают активизировать внимание учащихся;
создают обстановку сотрудничества, взаимопомощи;
воспитывают дух здорового соперничества;
служат формированию у учащихся творческого подхода к решению задач, чёткости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.
План урока:
организационный момент – 1 мин.;
проверка домашнего задания – 5 мин.;
фронтальная тестовая работа – 5 мин.;
актуализация знаний (презентация) – 15 мин.;
зрительная гимнастика – 1 мин.;
компьютерный практикум - 10 мин.;
подведение итогов, выставление оценок - 2 мин.;
домашнее задание - 1 мин.
Ход урока
1. Организационный момент
Пожелание детям интересной и плодотворной работы на уроке.
2. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается самостоятельно проверить выполненное домашнее задание по готовой презентации и задать вопросы, если они возникли.
Тема домашнего задания «Использование диаграмм в заданиях ЕГЭ по информатике».
Задача 1
Дан фрагмент электронной таблицы.
A
B
C
D
1
2
4
1
2
=(В1–A1)/2
=A1–D1
=(С1–А1)*D2–4
=B1/2
Какое целое число должно быть записано в ячейке C1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2 : С2 соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.
Ответ: 5
Решение:
Определим значения в ячейках А2, B2, C2.
A2 = (B1 – A1) / 2 = (4
· 2) / 2 = 1.
B2 = A1 – D1 = 2 – 1 = 1.
C2 = (C1 – A1) * D2 – 4. Значение ячейки C1 неизвестно. Его и нужно найти.
Обозначим C1 за х.
C2 = (x
· 2) * 2
· 4.
По диаграмме видно, что соотношение значений в ячейках А2 : B2 : C2 равно 1 : 1 : 2
А2=1,В2=1. Поэтому C2=2. Отсюда (x
·2)*2
·4=2 => 2x
·4
·4=2 => 2x=10 => x=5.
Получим, C1=5.
Задача 2
В цехе трудятся рабочие трех специальностей – токари (Т), слесари (С) и фрезеровщики (Ф). Каждый рабочий имеет разряд не меньший второго и не больший пятого. На диаграмме I отражено количество рабочих с различными разрядами, а на диаграмме II – распределение рабочих по специальностям. Каждый рабочий имеет только одну специальность и один разряд.
Имеются четыре утверждения:
А) Все рабочие третьего разряда могут быть фрезеровщиками.
Б) Все слесари могут быть пятого разряда.
В) Все токари могут быть четвертого разряда.
Г) Все рабочие третьего разряда могут быть токарями.
Какое из этих утверждений следует из анализа обеих диаграмм?
Ответ: Г
Решение:
Рассмотрим диаграмму 1.Из нее следует, что всего было рабочих 25 + 40 + 20 + 15 = 100. Тогда рабочих по разрядам было 2 = 25%, 3 = 40%, 3 = 20%, 4 = 15%.
Рассмотрим диаграмму 2. Из нее следует, что: Токарей = 50%, Слесарей = 25%, Фрезеровщиков = 25%.
Проверим все варианты:
Утверждение А "Все рабочие третьего разряда могут быть фрезеровщиками " говорит о том, что:
3 разряд <= Ф
3 разряд = 40%, Ф = 25%.
40% > 25% - поэтому утверждение не подходит.
Утверждение Б "Все слесари могут быть пятого разряда" говорит о том, что:
С <= 5.
С = 25%, 5 разряд = 15%.
25% > 15% - поэтому утверждение не подходит.
Утверждение В "Все токари могут быть четвертого разряда" говорит о том, что:
Т <= 4 разряд.
Т = 50%, 4 разряд = 20%.
50% > 20% - поэтому утверждение не подходит.
Утверждение Г "Все рабочие третьего разряда могут быть токарями" говорит о том, что:
3 разряд <= Т.
3 разряд = 40%, Т = 50%.
40% <= 50% - поэтому утверждение подходит.
Поэтому ответ: Г.
На прошлом уроке мы изучали тему «Расчетные задачи в электронных таблицах», и к некоторым задачам строили диаграммы на плоскости и объемные. Давайте посмотрим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок.
Учащиеся отвечают на вопросы в тестовой форме (приложение 1).
По истечении отведенного на эту работу времени учащиеся сдают карточки с выполненным тестовым заданием для проверки.
Ключ:
А
С
A
B
C
D
B
C
C
D
Оценка
«5»
«4»
«3»
«2»
Кол-во правильных ответов
9 – 10
7 – 8
6
5 и меньше
3. Актуализация знаний (приложение 2)
Итак, тема нашего урока: «Построение графиков функций в электронных таблицах».
Запишем тему в тетрадь.
Ребята, какую цель Вы ставите перед собой на сегодняшний урок? Сформулируйте её.
Выслушать ответ учащихся.
Сегодня на уроке мы научимся строить графики элементарных математических функции.
Ответьте на вопросы:
Вспомните, с помощью какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Excel? (Вероятный ответ: с помощью кнопки вызова Мастера диаграмм, находящейся на панели инструментов Стандартная или команды меню Вставка/ Диаграммы)
С какого знака начинается ввод формулы в ячейку таблицы? (Вероятный ответ: с знака «=»).
Для чего в ЭТ используется автозаполнение? (Вероятный ответ: для копирования данных в ячейки, соседние относительно текущей)
Как вызвать мастер функций? (Вероятный ответ: нажать на кнопку Вставка функции fx , расположенную левее строки формул или выполнить команду Вставка/Функция).
Что называется функцией? (Вероятный ответ: переменная величина, которая зависит от аргумента, называется зависимой переменной или функцией, если каждому значению аргумента соответствует единственное значение функции)
Что называется аргументом? (Вероятный ответ: переменная величина, которая произвольно задается, называется независимой переменной или аргументом.)
Что такое функциональная зависимость? (Вероятный ответ: функциональной зависимостью называется связь между двумя величинами, при которой изменение одной из них вызывает изменение другой.)
Величина у называется функцией аргумента х.
Записывается y=f(x) или y=F(x).
Перечислите способы задания функции, сколько их? (Вероятный ответ: функция может быть задана тремя способами: аналитическим, табличным и в виде графика).
Кто знает и может рассказать про табличный способ задания функций? (Вероятный ответ: аргумент и вычисляемая функция записываются в таблицу. Форма таблицы может быть вертикальной или горизонтальной.)
Решим задачу: в 12 часов ночи (0 ч.) слуга зажег хозяину две свечи и ушел спать, а утром в 8 часов обнаружили его убитым. Одна свеча лежала потухшая на полу, а вторая догорала. В какое время произошло убийство, если длина целой свечи – 21 см, опрокинутой во время убийства – 14 см, а непотухшего огарка – 5 см? Постройте диаграмму зависимости длины горящей свечи от времени и с ее помощью определите время, когда было совершено преступление.
Цель решения задачи: продемонстрировать учащимся, что построение графика функции в ЭТ требует предварительного вычисления ее значений в отдельных точках (табулирование функции).
Решение задачи:
Целая свеча – 21 см
1 свеча – 14 см, горела ? ч.
2 свеча – 5 см, горела 8 часов (с 0 ч. до 8 ч.).
Т. е. за 8 часов свеча сгорела на 16 см,
значит скорость горения свечи (21 – 5) : 8 = 16 : 8 = 2 см/час (если она горит равномерно).
Получаем, что зависимость длины свечи от времени горения свечи выражается формулой:
L = 21 – 2t
Что нужно сделать, чтобы построить диаграмму зависимости горения свечи от времени? (Возможный ответ: определить вид диаграммы, построить таблицу значений)
Какие виды диаграмм мы уже изучили? (Возможный ответ: круговую, гистогамму)
Какой из них больше подходит для построения нужной нам функции (Возможный ответ: гистограмма)
Теперь построим таблицу значений. Открываем программу OpenOffice.org Calс. В столбец А будем заносить значения времени через каждый час горения свечи от 0 ч. до 8 ч. А в стодбец В – соответствующую длину свечи. Для этого в ячейки А1 и В1 введите соответствующие заголовки.
В ячейку А2 введите формулу =А1+1 и скопируйте ее в диапазон А4:А10 автозаполнением (см. рис.):
В ячеку В2 – формулу =21-А1*2 и скопируйте ее в диапазон В3:В10 автозаполнением (см. рис.).
Строим гистограмму по заполненной таблице (см. рис.):
Удобно ли по такой диаграмме находить ответ к задаче? (Возможный ответ: нет)
Что делать? (Возможный ответ: нужно построить диаграмму другого вида).
Правильно. С помощью контекстного меню измените тип диаграммы на тот, с помощью которого можно будет ответить на вопрос задачи.
Какой тип диаграммы вы выбрали? (Возможный ответ: график).
Молодцы. В электронных таблицах OpenOffice.org Calс графиком является диаграмма, которая называется «Диаграмма XY».
Итак, начинаем построение как всегда с выделения таблицы значений (диапазон А1:В10). Первым шагом выбираем тип Диаграммы XY – Линии и точки.
Вторым шагом проверяем выделенный ранее диапазон А1:В10
Третьим шагом проверяем диапазон значений X – А2:А10 и диапазон значений Y – B2:B10:
Четвертым шагом указать подписи осей (это поможет в решении задачи):
ОХ – время (ч.), OY – длина свечи(см). Можно переместить легенду и график готов.
Теперь можно найти время преступления? (Возможный ответ: да, но только приблизительно)
Чего не хватает нашему графику, чтобы ответ стал точным? (Возможный ответ: не хватает клеток в области графика)
Клетки можно нарисовать. Для этого в режиме редактирования Диаграммы выделяем ось Х (зеленые маркеры в начале и в конце оси) и в контекстном меню (по правой кнопке мыши) выбираем пункты «Вставить основную сетку», «Вставить доп. сетку», а по оси Y только «Вставить доп. сетку».
После этого можно находить ответ к задаче по графику: t искомое = 3,5 ч.
А теперь сформулируйте алгоритм построения графика.
Возможный ответ:
Построить таблицу значений аргумента и функции.
Выбрать Диаграмму XY
Исправить, если необходимо, Диапазон для значений Х
Дать подписи осям X и Y
Изменить расположение легенды.
Вставить основную и доп. сетки обеих осей
Запишите этот алгоритм в тетрадь.
4. Зрительная гимнастика (приложение 3)
5. Компьютерный практикум
Итак, скажите, чему мы научились? (Возможный ответ - строить график функции). Правильно. А для чего это нам нужно? ((Возможный ответ – чтобы решить задачу). Действительно, но задачи бывают разные. Сейчас я предлагаю вам разделиться на 3 группы и решить следующую задачу:
Решить уравнение:
группа) x2 – 4х – 12 = 0
группа) x2 + 7х + 6 = 0
группа) x2 – 3х – 4 = 0
Во время данной работы учитель ходит по классу, наблюдает за работой учащихся и, в случае необходимости, корректирует ее.
По истечении отведенного на эту работу времени учитель приглашает от каждой группы выделить по одному представителю для объяснения решения задания.
1 группа. Ответ: х1=-2, х2=6
2 группа. Ответ: х1=-6, х2=-1
3 группа. Ответ: х1=-1, х2=4
Ответчики должны сказать, что для решения уравнения надо было построить таблицу значений аргумента и функции так, чтобы график заданной функции пересекался с осью OY. Ответом к задаче будет значение абсциссы точек пересечения.
7. Итог
Что мы с вами сегодня делали? Чем занимались? Что нового вы узнали для себя? (Возможный ответ - строили графики функций). Правильно, сегодня мы научились строить графики функций на заданном интервале в электронных таблицах OpenOffice.org Calc. Давайте еще раз вспомним алгоритм построения графика. (Вызванный учителем учащийся зачитывает алгоритм из тетради)
Оценки за выполненный тест вы узнаете на следующем уроке. Оценки за компьютерный практикум
8. Домашнее задание
При выполнении домашнего задания вам предстоит решить уравнение с помощью построения графиков функций в электронной таблице. Вам нужно:
1. Построить график функции y = 2x2 – 5х + 2.
2. С его помощью решить уравнение 2x2 – 5х + 2 = 0.
3. Написать в тетради алгоритм решения уравнений с помощью построения графиков функций в электронных таблицах.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15