Методический материал Личностно-ориентированный классный час
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
Приемы и методы подготовки
В настоящее время, личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания стремительно завоевывают образовательное пространство России, они обеспечивают развитие и саморазвитие личности ребенка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.
Личностно-ориентированный подход - это общепедагогическая технология, которая дает возможность обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его индивидуальности.
В этой связи часто перед нами встает вопрос: как сделать воспитательный процесс удачнее, как повысить роль классного часа в развитии личности ребенка, формировании его неповторимой индивидуальности. Каким ему быть – решают учитель и ученики, и тогда классный час превращается в час общения, доверительный разговор близких людей, когда каждая встреча становится интересной и нужной каждому. Проведение классного часа должно быть потребностью, как учителя, так и ученика, органично вплетаться в систему воспитательной деятельности класса и школы. Рождается новый тип классного часа - личностно-ориентированный.
Если при традиционном классном часе тему и содержание чаще определяет сам педагог, то при личностно-ориентированном классном часе содержание является личностно значимым, так как в определении темы и содержания наряду с педагогом участвуют учащиеся и их родители.
При личностно-ориентированном классном часе учащиеся являются полноправными организаторами, акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка. Проведение таких классных часов требует серьезной предварительной подготовки. Необходимо выявить интересы детей, сформировать рабочие группы, определить форму и место проведения, поставить целевые установки, обеспечить эмоционально-психологический настрой и мотивационную готовность ребенка к участию в коллективной деятельности.
Классный час строится так, чтобы ребенок был поставлен в ситуацию решения проблемы, выбора, самоанализа-самооценки. Таким образом, классный час носит не назидательный характер, а является личностно-значимым для каждого ученика, а значит, и более результативным.
Технология подготовки и проведения личностно-ориентированногоклассного часа
При подготовке и проведении личностно-ориентированного классного часа следует руководствоваться алгоритмом совместной деятельности классного руководителя и его воспитанников. Его можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий (Приложение 1).
Первый шаг - составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год.
Как правило, деятельность по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа начинается задолго до его проведения. Очень важно, чтобы еще при планировании воспитательной работы на новый учебный год классный руководитель предусмотрел включение в план воспитательной деятельности классных часов, непосредственно направленных на развитие индивидуальности и креативности учащихся.
При определении их тематики педагог должен не только опираться на индивидуальные особенности своих воспитанников, в том числе уровень их личностного развития, потребности, интересы, ценностные ориентации.
Правильно поступают те классные руководители, которые накапливаемые сведения о ситуации и особенностях развития учеников класса фиксируют и систематизируют в своих дневниках, а затем используют эту информацию при планировании и организации воспитательного процесса.
В определении тем классных часов должны принимать участие учащиеся и их родители. Очень важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителя существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъективную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов.
Второй шаг - уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению.
В начале деятельности по подготовке конкретного классного часа педагогу следует выяснить: остается ли проблема, названная при разработке тематики классных часов на учебный год, актуальной до сих пор, не существует ли сейчас более злободневного вопроса для коллективного обсуждения. Это можно выявить на ученическом собрании или классном часе с помощью методик экспресс-опроса учащихся.
На этом этапе подготовительной работы может оказаться полезной методика, которую назвали «Куча мала». Она представляет собой блиц-опрос учеников по проблеме организации предстоящего классного часа. В течение одной-двух минут учащиеся отвечают на вопросы: что, где, когда, как, для кого, для чего и т. п. На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество. Пусть они окажутся недостаточно разработанными и слабо взаимосвязанными, но из образуемой ими «кучи малы» опытный педагог сможет выбрать интересные и полезные предложения.
Третий шаг - выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов.
Будет уместным заметить, что в качестве педагогических целей этих классных часов выступают следующие целевые ориентиры:
содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;
побуждать детей к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего пространства;
выявлять склонности детей к различным видам человеческой деятельности;
содействовать формированию у ребенка способности сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности;
способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся.
Форма классного часа и место его проведения могут быть различными - в зависимости от пожеланий его участников, от особенностей избранного содержания и деятельности.
Успешность действий на данном этапе во многом зависит от того, насколько классный руководитель и его воспитанники сумели овладеть приемами и методами коллективной творческой деятельности. Разработанная известным советским ученым И.П. Ивановым методика КТД помогает обеспечить не только общественную, но и личностную значимость классного часа и деятельности по его организации. Хотя не следует исключать и другие способы подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.
В подготовительной работе чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов, как инициативная группа, совет дела, творческая группа. При их формировании важно соблюдать принципы добровольности и интереса.
Четвертый шаг - это индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа.
Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки. Например, в подготовительной работе к классному часу «Мир моих увлечений» можно сочетать приемы и методы как индивидуальной, так и групповой деятельности. Успешное проведение этого классного часа во многом зависит, с одной стороны от того, как ребенок сможет подготовить интересное представление своего хобби, а с другой - от того, насколько умело и творчески сумеют разработать и воплотить свой замысел творческие группы учащихся «Викторина», «Реклама».
Классный руководитель готовит свое выступление о значении увлечения в развитии человека, выполняет роль консультанта и координатора совместных усилий по подготовке классного часа. Педагог старается сделать все для того, чтобы готовящееся действо было полезным и интересным для большинства учащихся, способствовало проявлению и развитию их индивидуальности, творчества.
Пятый шаг - составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа.
Классный руководитель должен подумать и найти ответы на следующие вопросы:
1. Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и готовность учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?
2. Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?
3. В какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности?
4. Каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность детей по самопознанию и саморазвитию?
Когда учитель сумеет ответить на эти вопросы, то у него сам собой появится сценарный план предстоящего классного часа.
Шестой шаг - проведение классного часа.
Во вступительной части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми учащимися темы и целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем.
Главное назначение основной части - это создать для членов классного коллектива максимальное количество возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. На данном этапе можно провести мини-конкурсы с творческим заданиями, презентацию интересов и увлечений учащихся, смотр их достижений в учебной, досуговой и других видах деятельности, психолого-педагогические тренинги умений и личностных качеств, упражнения для самопознания и саморазвития школьников.
Правильно поступают те классные руководители, которые создают не одну, две или три подобные ситуации, а целую систему, позволяющую каждому ребенку попробовать и оценить свои силы и попытаться стать лучшим среди одноклассников в каком-либо состязании.
Трудно представить личностно-ориентированный классный час без построения ситуаций выбора для учащихся. Можно использовать игровые задания различного уровня сложности.
Седьмой шаг - анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.
Критериальный аппарат для выявления результативности личностно- ориентированного классного часа может включать следующие критерии:
1) личностная значимость для учащихся;
2) благоприятный психологический климат;
3) возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей школьников;
4) обогащенность жизненного опыта учащихся;
5) духовно-нравственная ценность;
6) вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа.
Использование различных приемов и методов позволяет классному руководителю выявить спектр вопросов и проблем, в наибольшей степени волнующих детей и взрослых, и, учитывая их мнение, составить личностно значимую для членов классного сообщества тематику классных часов на будущий учебный год.
Перечислим некоторые из них:
Методы социологического опроса.
Его специфика состоит, прежде всего, в том, что источником первичной информации является человек - непосредственный участник исследуемых явлений.
Опрос это выяснение позиции людей или получение от них справки по какому-либо вопросу.
В ходе анкетирования, беседы, интервью можно выяснить мнение учеников и родителей по следующим вопросам:Что следует в первую очередь обсудить в нашем классе?На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на классном часе?Какая тема классного часа будет интересной для большинства одноклассников?Коллективное обсуждение каких вопросов необходимо продолжить?
2. Методики «Незаконченное предложение» и «Недописанный тезис».
На первом шаге, при определении тематики классных часов на новый учебный год учащимся предлагается за небольшой промежуток времени завершить такие фразы:
Самая главная проблема в нашем классе - это ...Больше всего меня волнует проблема ...
Я считаю, что в нашем классе надо обязательно обсудить такую проблему, как ...
Направленность личности может быть изучена с помощью метода «недописанный тезис» или «Незаконченное предложение».
Дописать тезис — это значит высказать вполне определенное суждение и обозначить свое отношение к предмету речи. Наилучший вариант проводимой методики — когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает.
Человек счастлив, когда...
В хорошей школе всегда...
Если бы я все мог, то я...
Самое главное в жизни...
Нельзя прожить без...
Я всегда хотел…
Если все против меня, то… Будущее кажется мне…
Знаю, что глупо, но боюсь…
Хорошая жизнь — это ...,
Когда я вижу недостатки человека, то я...
Составление цветограммы «Почва».
На классной доске мелками зелёного, желтого и красного цвета условно изображаются три слоя почвы. Школьникам рекомендуется «окультурить» изображенную почву своими суждениями. В верхний (зеленый) слой с целью «подкормки» вносится то, что надо обсудить в классе в первую очередь; в средний (желтый) - то, что следует обсудить во вторую очередь, в нижний (красный) - то, что можно обсудить еще позже.Методика «Строим новый классный дом».
Учащимся предлагается положить в «строящееся» на классной доске здание свой «кирпичик» с темой классного часа на новый учебный год.
Метод«мозговой штурм».
На одном из классных часов микрогруппы учащихся выполняют течение 5-7 минут задание: определить наиболее злободневные проблемы в деятельности класса и назвать соответствующие им темы классных часов.
Приложение1
Технология подготовки и проведения личностно-ориентированногоклассного часа
При подготовке и проведении личностно-ориентированного классного часа следует руководствоваться алгоритмом совместной деятельности классного руководителя и его воспитанников. Его можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых следующих действий: