Методическое пособие для учителей начальных классов по теме Личностно ориентированный классный час и способы его проведения в начальной школе
Личностно ориентированный
классный час и формы его
проведения в начальной школе
(методическое пособие для учителей начальной школы)
Тамбов, 2012г.
Автор работы: Яркина Александра Эдуардовна, учитель начальных классов
Оглавление
1.
2.
3.
4.
5.
Введение
Понятие «классный час», его характерные черты..
Алгоритм подготовки и проведения личностно ориентированного классного часа ..
Критерии эффективности личностно ориентированного классного часа ...
Характеристика некоторых форм проведения классного часа личностно ориентированной направленности ..
Создание «Банка творческих идей» по организации и проведению личностно ориентированного классного часа в начальной школе ...
Заключение
Банк творческих идей (Приложение)
Библиографический список..
4
5
7
11
13
24
27
28
48
Введение
Воспитательный процесс, организуемый в современной школе, процесс сложный, трудоёмкий, но вместе с тем и творческий. Педагоги стремятся к применению разнообразных методов, приёмов, средств воспитания, которые реализуются, прежде всего, через организацию классных часов, а также других форм воспитательной работы.
На наш взгляд личностно ориентированный подход в воспитании наиболее эффективно влияет на развитие личности воспитанников, формирование его мировоззрения, нравственных качеств, эстетических чувств, жизненного самоопределения, формирование неповторимой индивидуальности личности. И поэтому мы задались целью изучить научно-методическую литературу по проблеме использования личностно ориентированного подхода в воспитательной деятельности.
Цель и задачи работы:
1. изучение научно методической литературы по вопросам подготовки и проведения личностно ориентированного классного часа;
2. разработка и проведение личностно ориентированных классных часов в начальной школе;
3. создание банка идей по организации классных часов в разной форме.
Для реализации поставленных задач нами были изучены труды Степанова Е.Н., Александровой М.А., Рожкова М.И., Байбородовой Л.В., Щурковой Н.Е., Финданцевич Н.С. и других авторов.
Результатом работы стало методическое пособие, включающее теоретический материал по проблеме проведения личностно ориентированных классных часов в разнообразных формах, конспекты классных часов для учащихся начальной школы, памятки для классных руководителей по подготовке и проведению личностно ориентированных классных часов.
Надеемся, что данное пособие будет использовано в работе учителей начальной школы, классных руководителей, студентов-практикантов.
( 1. Понятие «классный час», его характерные черты
Для того чтобы узнать, что же в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час, мы обратились к публикациям известных учёных Н.И.Болдырева, Н.Е.Щурковой, Н.С.Финданцевич,. Л.В.Байбородовой, В.П.Созонова и других. Одни считают, что «классный час - это одна из наиболее распространённых форм организации фронтальной воспитательной работы» (Н.И.Болдырев), другие дают такое определение классному часу: «классный час - это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приёмы, средства и способы организации взаимодействия» (Е.В.Титова), третьи считают, что классный час можно назвать «специально организованной, ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру» (Н.Е.Щуркова, Н.С.Финданцевич). И те, и другие, пожалуй, правы. Исходя из определений классного часа, можно выделить следующее:
- во-первых, это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;
- во-вторых, это форма организации фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми; но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;
- в-третьих, это гибкая по своей структуре форма воспитательного взаимодействия;
- в- четвертых, это форма общения классного руководителя и воспитанников, в организации которой приоритетную роль играет педагог.
Исходя из всего выше сказанного, нельзя не согласиться с более точным определением, которое даёт группа исследователей под руководством Степанова Е.Н.:
«Классный час- это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов».
Опыт успешно работающих педагогов свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:
обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;
формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;
развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;
содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей;
формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Решение всех перечисленных задач следует связывать не с традиционным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведённым, а с хорошо продуманным личностно ориентированным классным часом, который имеет характерные черты.
К характерным, отличительным чертам личностно ориентированного классного часа относят:
- связь целевой установки с развитием индивидуальности и субъектности ребёнка;
- личностно значимое содержание классного часа (оно должно включать материал, необходимый для самореализации самоутверждения личности, для её разностороннего развития);
- совместная деятельность учителя и детей (акцентирование внимания на активном, заинтересованном участии каждого ребёнка);
- создание ситуации успеха.
Для того чтобы осознанно осуществлять выбор цели, содержания и способов организации личностно- ориентированного классного часа, необходимо придерживаться алгоритма подготовки и проведения классного часа, о котором пойдёт речь в следующем параграфе.
( 2. Алгоритм подготовки и проведения личностно ориентированного классного часа
Рассмотрим алгоритм совместной деятельности классного руководителя и его воспитанников по подготовке и проведению личностно ориентированного классного часа. Его можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий:
составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;
уточнение темы личностно ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;
выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий;
индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;
составление учителем совместно с учащимися плана классного часа;
проведение классного часа;
анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.
Реализация данного алгоритма в практической деятельности предполагает использование некоторой совокупности педагогических приёмов и методов. Назовём и рассмотрим их в последовательности, соответствующей порядку действий по подготовке и проведению личностно ориентированного классного часа.
Первый шаг – составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год.
Как правило, деятельность по подготовке и проведению личностно ориентированного классного часа начинается задолго до его проведения. Очень важно, чтобы ещё при планировании воспитательной работы на новый учебный год классный руководитель предусмотрел включение в план воспитательной деятельности классных часов, направленных на развитие субъектности, индивидуальности и креативности учащихся.
При определении их тематики педагог должен не только опираться на существующие в науке представления о типичных психолого-физиологических характеристиках личности, но и учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников, в том числе уровень их личностного развития, потребности, интересы, ценностные ориентации. В определении тематики классных часов должны принимать участие учащиеся. Очень важно выяснить их мнение о том, какие проблемы существуют в классе.
Второй шаг – уточнение темы личностно ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению.
В начале деятельности по подготовке конкретного классного часа педагогу следует выяснить, остаётся ли проблема, названная при разработке тематики классных часов на новый учебный год, актуальной до сих пор, не существует ли сейчас более злободневного вопроса для коллективного обсуждения. Это можно выявить на ученическом собрании или классных часах с помощью методик экспресс-опроса учащихся. Педагог сможет выбрать интересные и полезные предложения, обогатить их тематику творческими формулировками.
Третий шаг – выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов.
Успешность действий на данном этапе во многом зависит от того, насколько классный руководитель и его воспитанники сумели овладеть приёмами и методами коллективной творческой деятельности.
В подготовительной работе чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов, как инициативная группа, совет дела, творческая группа.
При их формировании важно соблюдать принципы добровольности и интересы детей.
Форма классного часа и место его проведения могут быть различными в зависимости от пожеланий его участников, от особенностей избранного содержания и деятельности. Это игры- путешествия, устные журналы, дискуссии, калейдоскопы, «телепередачи», «гостиные» турниры, конкурсы и т.д. (о них речь пойдёт чуть позднее).
Местом проведения классного часа может быть классная комната, музей, лесная поляна, берег реки, сельский клуб, школьный двор и т.д.
Четвертый шаг – это индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа.
Её содержание и способы организации обусловлены выбором предстоящего разговора, предстоящей деятельности. Успешное проведение классного часа зависит от того, насколько подготовлен «солист» (главный герой), насколько творческие группы сумеют разработать и воплотить свой замысел. Разумеется, что не останется без дела и классный руководитель: он готовит своё выступление, выполняет роль консультанта и координатора совместных усилий по подготовке классного часа (в начальной школе большую часть работы берут на себя взрослые: учитель, родители). Педагог старается сделать всё для того, чтобы готовящееся действо было полезно и интересно для большинства учащихся, способствовало проявлению и развитию их субъектности, индивидуальности и творчества.
Пятый шаг – составление учителем совместно с учащимися сценарного плана классного часа.
Классный руководитель должен подумать и найти ответы на следующие вопросы:
Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и мотивационная готовность учащихся к участию в коллективном творчестве, разговоре и деятельности?
Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?
В какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности?
Кто из учащихся может исполнить роль «солиста» (главного героя) в данном классном часе?
Каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность детей по самопознанию и саморазвитию.
Когда учитель сумеет ответить на эти вопросы, то у него появится сценарный план предстоящего классного часа. Однако не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате появился поминутный сценарий, так как в сценарном плане надо обязательно выделять время для действий, которые заранее не программируются, а разворачиваются в соответствии с ситуацией, непосредственно возникающей в ходе проведения классного часа.
Шестой шаг - проведение классного часа.
Во вступительной части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми учащимися темы и цели классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нём. Педагогу следует позаботиться о том, чтобы воспитанники стремились занять субъектную позицию. Для этого в начале классного часа и на последующих его этапах необходимо использовать приёмы и методы актуализации субъектного опыта учащихся, диалоговые и полилоговые формы общения.
Главное назначение основной части – это создать для членов классного коллектива максимальное количество возможных ситуаций для проявления индивидуальности и творческих способностей. Можно провести мини-конкурсы с творческими заданиями, презентацию интересов и увлечений учащихся, смотр их достижений в учебной, досуговой и других видах деятельности, упражнения для самопознания и саморазвития.
Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности и подведения её итогов по той или иной проблеме.
Седьмой шаг – анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.
Существуют различные схемы, формы, методы и приёмы анализа и оценки эффективности классных часов и проведенной работы по его организации. Учащимся можно предложить высказать своё мнение о проведённом классном часе «по кругу», выразить своё отношение к совершённому действию в мини-газете или с помощью «экрана настроения». А самому учителю следует тщательно проанализировать классный час, исходя из критериев эффективности проведения классных часов личностно ориентированной направленности.
( 3. Критерии эффективности личностно ориентированного классного часа
Критериальный аппарат для выявления результативности личностно ориентированного классного часа может включать следующие характеристики.
1. Личностная значимость для учащихся.
Во время планирования, подготовки, проведения классного часа, подведения итогов следует выявить, что нового, интересного узнал ребёнок на классном часе, смог ли проявить себя.
2. Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников.
Следует обратить внимание на поручения, которые выполняли учащиеся, готовясь к классному часу, на задания творческого характера. Например, одни учащиеся готовили оформление, другие приглашали гостей, третьи готовили подарки, некоторые дети смогли проявить организаторские способности; во время проведения классного часа дети восхищались ведущими, музыкальными способностями отдельных детей и т.п.
3. Духовно-нравственная ценность.
Целесообразно обратить внимание на духовно-нравственные ценности, которыми должны обогатиться учащиеся. Это может быть не только информация, расширяющая кругозор детей, ценностно-ориентировочная деятельность, но и взаимоотношения, которые складываются между детьми, сформировавшееся мнение в ходе обсуждения ситуаций.
4. Обогащение жизненного опыта учащихся.
В процессе подготовки и проведения классного часа следует обратить внимание на то, чему научились дети (или что осваивали), какими умениями овладели. Например, в Мастерской Деда Мороза младшие школьники научились изготавливать ёлочные украшения. Этот практический опыт пригодиться им в украшении новогодней ёлки.
5. Комфортность, благоприятный психологический климат.
Опираясь на этот критерий, целесообразно обратить внимание на раскрепощённость детей, их свободомыслие, контактность, уютную атмосферу в классе, которую создал учитель вместе с детьми.
6. Вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа.
Данный критерий предполагает задействованность каждого ученика в подготовке и проведении классного часа (несмотря на то, что степень задействованности будет разной). Нельзя забывать о возрасте детей. Так, например, степень задействованности младших школьников в подготовке и проведении классного часа будет меньше, чем старшеклассников; участие детей-старшеклассников в разработке сценария будет более существенным, чем младшеклассников. Но в любом случае привлечение детей к организации личностно ориентированного классного часа обязательно.
Данные критерии помогают выявить результативность и эффективность личностно ориентированного классного часа, а различные формы проведения помогут ещё больше заинтересовать учащихся.
( 4. Характеристика некоторых форм проведения классного часа личностно ориентированной направленности в начальной школе
Прежде чем охарактеризовать некоторые формы проведения классного часа, обратимся к философскому энциклопедическому словарю за определением слова «форма».
«Форма» - способ организации, способ существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса. В нашем случае это способ выражения содержания классного часа, способ его организации.
В педагогической, методической литературе описывается большое количество форм организации классных часов, которые используют учителя. От правильного подбора информации, заданий, от учёта возрастных и индивидуальных особенностей, от использования результативных методов, приёмов, средств зависит успех воспитательной работы.
В своей практической деятельности педагоги стремятся разнообразить формы проведения классных часов. Среди них «устные журналы», «путешествия», «гостиные», познавательные игры («лото», «фанты», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес»), «аукцион», викторины, конкурсы, турниры, «дуэли», брэйн-ринги и другие.
Далее мы рассмотрим некоторые формы проведения личностно ориентированного классного часа в начальной школе, выделим их значимость для развития учащихся, предложим тематику, дадим некоторые рекомендации по их организации.
( Классный час – «путешествие»
Проведение классного часа в форме путешествия позволяет развивать пытливость ума, любознательность, находчивость, воображение, товарищескую взаимопомощь, узнавать много интересного и полезного для жизненного самоопределения личности.
Путешествовать можно по улицам, площадям, памятным местам родного города, по разным странам, столицам государств, в мир природы, профессий, по различным видам искусств, по местам народных промыслов, по сюжетам сказок. Это может быть грамматическое, математическое путешествие, путешествие по правилам дорожного движения и т.д.
Примерные темы:
1. «Кругосветное путешествие»,
2. «Удивительное рядом»,
3. «Путешествие в сказку»,
4. «Путешествие в Царство слов»,
5. «Путешествие к Трёхглазому Человечку»,
6. «Путешествие в поликлинику доктора Нехворайкина»;
7. «Наш город»,
8. «Вокруг света»,
9. «Путешествие по морю Радости»,
10. «Народные промыслы» и т.д.
Организуя классный час в форме путешествия, следует помнить об его особенностях:
разрабатывается маршрут путешествия, который, в конечном итоге, оформляется в виде красочной карты, вывешенной в момент проведения на доске; на карте обозначаются остановки, имеющие интересные названия, связанные с темой путешествия;
выбирается транспорт, с помощью которого совершается путешествие (он может быть как реально существующим, так и волшебно-фантастическим: автобус, корабль, поезд, ковер-самолет и т.п.); в некоторых случаях можно «купить» билеты (разрешение на путешествие);
передвижение по маршруту обыгрывается; станции могут отмечаться флажками или другими знаками;
следует продумать, какие герои могут встретить «путешественников» на остановках, станциях (старичок-Лесовичок, почтальон Печкин, дядя Стёпа-милиционер и другие);
передвигаясь от одной станции к другой, детям можно предлагать задания в соответствии с темой (это могут быть загадки, требующие хорового ответа, массовые игры, речёвки, песни);
учителю следует тщательно продумать содержание каждой остановки (это может быть информация по теме путешествия, конкурсные задания, викторины, обсуждение жизненных ситуаций, музыкальное сопровождение и т.д.);
«путешествие» предполагает обязательное «возвращение» детей обратно в класс, где подводятся итоги.
Как правило, детям нравится «путешествовать». Они становятся более раскрепощёнными; развивается их интеллект, творческие способности; они учатся работать в группе, коллективе, учатся общаться друг с другом; расширяется их субъектный опыт.
( Устный журнал
Устный журнал - это познавательное дело, представляющее собой серию коротких выступлений («страничек») на темы окружающей жизни, искусства, литературы.
Устный журнал даёт возможность каждому члену коллектива делиться знаниями, впечатлениями, интересами; позволяет в живой, образной форме знакомить с событиями общественной жизни; способствует решению задач нравственного, умственного, эстетического воспитания в их единстве.
При подготовке устного журнала следует продумать его название и название «страничек»; распределить задания по подготовке материала (информации, ситуаций для обсуждения, иллюстраций и т.п.). Можно использовать специальные материалы периодической печати, произведения искусства, загадки, ребусы, стихи, информацию из жизни класса и т.д. Распределяя детей по творческим группам, следует учесть их индивидуальные, творческие способности: кто-то умеет рисовать, кто-то выразительно читает стихи, кто-то поёт, танцует и т.д. В начальной школе дети, как правило, делают всё с учителем, родителями: оформляют «странички» устного журнала, готовят концертные номера, выставки (рисунков, поделок), готовят некоторую познавательную информацию (большую часть работы всё же берут на себя взрослые). Необходимо заранее продумать выводы, переходы.
Во время проведения устного журнала в начальной школе учитель знакомит детей с «обложкой» (темой), «страницами». Помощники, через использование различных методов (рассказ, беседа, игра и т.д.), по очереди раскрывают содержание своих «страничек». Во время «чтения» обязательной является процедура «перелистывания» страниц.
Возможные темы «устных журналов» и их «страничек»:
1. «Тайны природы» («Удивительное рядом», «Чудеса без чудес», «Какие сокровища прячет лес» и т.д.);
2. «Герои и подвиги» («России верные сыны», «Мужество», «Неизвестные герои» и др.);
3. «Наш край» («Из истории», «Города области», «Улицы помнят» и т.д.);
4. «В мире искусств» («Поэтическая», «Музыкальная», «Живописная»);
5. «Я и другие Я» («Что такое хорошо и что такое плохо?», «Так поступает Настоящий человек», «Как стать другом?»);
6. «О, Спорт! Ты жизнь!» («Из истории появления спорта», «Спорт в жизни выдающихся людей», «Спортсмены среди нас»);
7. «Здравствуй, лето!» («Приметы лета», «Хоровод цветов», «Летний отдых») и другие.
При подготовке и проведении классного часа в форме устного журнала активизируется деятельность детей: они, как правило, заинтересовываются содержанием, оформлением, разнообразием преподнесения материала.
( «Телепередача»
В начальной школе можно проводить классные часы личностно ориентированной направленности в форме «телепередачи», которые дают детям возможность не только получить ценную информацию, обогатив свой кругозор, но и попробовать себя в роли участников передач, оформителей, а в отдельных случаях и ведущих.
Возможная тематика «телепередач»:
1. «В мире животных»;
2. «Береги здоровье смолоду»;
3. «На дне морей и океанов»;
4. «Удивительный мир вещей»;
5. «Служу Отечеству!»;
6. «Приглашает космодром»;
7. «Весеннее настроение»;
8. «Осенние зарисовки» и т.д.
Для организации классного часа в форме «телепередачи» необходимо продумать:
оформление (обязательно должен быть «телевизор» с большим экраном);
кто будет ведущим «телепередачи» (в начальной школе это учитель), кто «придёт» в гости на «телепередачу» - «врач», «эколог», «спортсмен», «директор зоопарка», «путешественник» и т.д. (это могут быть дети данного класса, старшеклассники);
учитель продумывает содержание «телепередачи», опираясь на интересы детей, их способности;
важно привлечь не только отдельных учащихся для оказания помощи ведущему «телепередачи», но и задействовать весь класс (например, включить в «передачу» игровые моменты, релаксационные минутки, рекламные паузы, в которых будут задействованы практически все учащиеся);
для яркости проведения «телепередачи» следует использовать музыкальные заставки, художественные «зарисовки» по теме;
после проведения следует обсудить классный час, отметить удачные и неудачные моменты, наметить перспективы.
Соблюдая эти условия, подходя творчески к организации классного часа в форме «телепередачи», можно достичь хороших результатов в деле воспитания учащихся класса.
( «Гостиная»
В педагогической литературе описывается такая форма проведения классного часа как «гостиная».
В жизненной ситуации в гостиной собираются члены семьи, гости. Они общаются, рассказывают интересные истории, поют, танцуют, слушают музыку, смотрят телевизор, читают стихи, пьют чай.
Во время подготовки и проведения классного часа в форме «гостиной» учитель предлагает детям побывать в воображаемой «гостиной» поэта, скульптора, композитора, собственного класса, семьи и т.д. Находясь в «гостиной», дети, под руководством учителя, стараются разнообразить свой досуг, получают познавательную информацию, удовлетворяют свою любознательность, проявляют себя творчески, приобретают опыт жизненного самоопределения. Они рассуждают, восхищаются увиденным и услышанным, получают сюрпризы.
В ход идут методы открытого диалога, импровизации, конкурсности, игры; используются технические средства (магнитофонные записи, телевизор, мультимедийные установки).
Примерные темы для «гостиной»:
1. Мамина гостиная «Поговори со мной о маме»,
2. «В гостях у К.И.Чуковского»,
3. «Музыкальная гостиная В. Шаинского»,
4. «Гостиная добрых друзей»,
5. Поэтическая гостиная «У лукоморья дуб зелёный...»,
6. Гостиная Деда Мороза,
7. «В гостях у Айболита» и т.д.
Организаторы классного часа в форме «гостиной» должны помнить о том, что во время его подготовки и проведения следует:
создать в классе атмосферу тепла, уюта (зажечь свечи, украсить «гостиную» - класс цветами), повесить портреты «хозяев» (композиторов, поэтов, родителей, классного коллектива и т.д.);
определить «хозяев» и «гостей»;
продумать задания, требующие как индивидуального, так и коллективного участия детей (например, игры в «Деда Всеведа», отгадывание ребусов, кроссвордов, сочинение или чтение стихов);
предусмотреть музыкальное сопровождение классного часа;
продумать угощение (чай, конфеты, печенье, приготовленные вместе с родителями), формы поощрения (книги, календари, блокноты, краски) от «хозяев»;
творчески подойти к разработке сценария, исходя из формулировки темы, возможностей учащихся, условий воспитательной среды.
При умелой организации классного часа в форме «гостиной» затрагиваются разные стороны воспитания личности, сплачивается детский коллектив, налаживаются взаимоотношения между родителями.
( «Фанты»
Изучая опыт работы учителей страны, мы познакомились с такой формой проведения классного часа как «фанты». Классный час в такой форме строится по принципу проведения известной игры в «фанты». Игроки выбирают «фанты», т.е. предметы, выполняют задания, придуманные ведущими и ребятами, получают дополнительную информацию, исходя из тематики классного часа. Например, при подготовке и проведении «Литературных «фантов» продумываются задания, связанные с отрывками произведений, даётся дополнительная информация о писателях. «Фантами» могут быть портреты писателей, главных героев произведений. Важно также продумать обстановку, в которой будет проводиться классный час (можно посадить детей по кругу).
Примерные темы:
Экологические «фанты»;
Музыкальные «фанты» - «Отгадай чей голосок»;
Природоведческие «фанты» - «Сюрпризы тётушки Совы»;
Литературно-познавательные «фанты» - «Что мы знаем о куклах?»;
«Фанты» на тему «Заморочки из бочки»;
«Цветочные забавы»;
Зоо-«фанты» и другие.
На практике мы убедились, что при проведении классного часа в такой форме дети активны; они проявляют свои интеллектуальные и творческие возможности, расширяют кругозор.
В педагогической теории и практике выделяют классные часы состязательного характера. Среди них конкурсы, викторины, турниры, эстафеты, брейн-ринги, «дуэли» и т.д. Они могут иметь ценностно-ориентировочную, экологическую, художественную, спортивную и т.д. направленность.
Проведение классных часов состязательного характера даёт возможность детям проявить свою индивидуальность, а также учит взаимодействию, общению со сверстниками, взрослыми.
Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных форм.
( Эстафета
Эстафета - соревнование команд (в спорте, интеллекте, творчестве), в котором на определённом отрезке «пути» один игрок сменяется другим игроком и передаёт ему условный предмет (эстафетную палочку, мяч, пакет, игрушку-символ и т.п.).
Эстафета должна проходить в приятной дружественной обстановке, носить непринуждённый характер. Эстафету можно устроить не только между детьми одного возраста, но и разновозрастную, с участием взрослых. Деление на команды может проводиться интересными способом (по цвету глаз, по росту, по полу, по наличию разных эмблем). Хорошо, если члены команды будут иметь отличительные знаки (повязки, значки, эмблемы).
В зависимости от темы определяют систему поощрения (баллами, жетонами).
Обязательным атрибутом эстафеты является эстафетная палочка или любой другой предмет, её заменяющий.
Виды эстафет:
а) «Эстафета любимых занятий» - дело, во время которого каждый из членов коллектива по очереди знакомит остальных детей со своим любимым занятием (чтение книг, рисование, вязание, спорт, выжигание, сочинение стихов), о том, как он им увлекался, о своих планах; показывает, каких результатов он достиг, отвечает на вопросы, даёт советы одноклассникам.
б) «Эстафета интересных дел» проводится по такому же принципу, как и «Эстафета любимых занятий». Только в этом случае целесообразнее выслушать представителей микрогрупп (при условии, если воспитательные поручения, дела в классе распределяются по микрогруппам).
в) Эстафета-«ромашка» - дело, в котором участники по очереди, экспромтом выполняют ряд веселых заданий (спеть песню, показать пантомиму, сочинить стихи), записанных на лепестках «ромашки».
г) «Веселые старты» (как разновидность- «Зоологические забеги», «Сухопутные эстафеты») - увлекательное, спортивное дело, в котором участвуют две и более равных по количеству игроков команд, соревнующихся в беге, прыжках и т.д.. Это спортивное соревнование, представляющие собой движение на дистанциях, при котором на определённом этапе один участник, сменяясь, передает эстафетную палочку своему товарищу по команде. За игрой следят судьи, которые заранее обговаривают критерии оценивания, баллы за то или иное задание, награды победителям и побеждённым.
( Конкурс
Конкурс – соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы.
Организаторам конкурсов при их подготовке и проведении следует продумать:
распределение участников (ими могут быть либо отдельные учащиеся, либо команды);
задания (их может быть различное количество с разной степенью сложности, разной направленности, в зависимости от темы, но они должны быть доступными и интересными для детей данного возраста);
создание коллегиального органа с целью оценки деятельности соревнующихся (от 3 до 5 чел.); в зависимости от темы конкурса это может быть жюри, «учёный совет» «совет мудрости» и т.д.;
критерии оценки участников (они должны быть, по возможности, просты и понятны всем);
награды для победителей (грамоты, дипломы, призы, подарки, медали и т.д.);
оборудование (реквизит, технические средства, оформление помещения, приглашение болельщиков и пр.).
Виды конкурсов:
1. Конкурс актерского мастерства;
2. «Вперёд, мальчишки!»;
3. Конкурс «А ну-ка, девочки»;
4. Конкурс знатоков природы;
5. Интеллектуальные конкурсы («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?);
6. Конкурс стихов;
7. Конкурс шумовых оркестров и т.д.
( Викторина
Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединённые какой-либо общей темой.
При подготовке к викторине необходимо выбрать участников (это могут быть отдельные ребята или команды); определив тему, придумать вопросы (чёткие, содержательные, интересные, соответствующие возрасту); продумать комментарий к ответам и, возможно, иллюстрации к нему; придумать правила или условия викторины; выбрать жюри; продумать форму стимулирования.
Во время проведения викторины целесообразно создать атмосферу состязательности (командная поддержка), зрелищности оценивания (табло с оценками), психологического комфорта. Отвечая на вопросы, дети могут говорить тихо, поэтому ведущему (учителю) надо проговаривать ответ, а в отдельных случаях дополнять.
Возможная тематика викторин:
1. Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина,
2. Викторина «Что такое? Кто такой?»
3. Музыкальная викторина «До-ре-ми-фа-солька»,
4. Викторина «Счастливый случай»,
5. Викторина «Юный художник»,
6. Викторина «Знай и люби свой край» и другие.
( Турнир
Турнир - это состязание в чем-либо: в знаниях и любом виде деятельности одновременно. Следовательно, данная форма соединяет в себе особенности викторины и конкурса, потому и схема проведения может быть следующей - чередование вопросов и практических заданий в соответствии с темой. Вместе с тем организаторы турниров должны разбить весь турнир на туры, придумать название (возможно, обозначить лишь номер тура, например, тур I);
Действия соревнующихся оценивает коллегиальный орган, именно он определяет победителя и осуществляет награждение.
Примерная тематика турниров и название туров:
Турнир Знатоков (туры: «Природоведческий», «Математический», «Грамматический», «Музыкальный» и др.);
Турнир Вежливых человечков (туры: «Вежливые слова», «Давайте познакомимся», «В театре» и т. п.);
Турнир Смекалистых (туры: «Загадочный», «Кроссворды», «Ребусы», «Жизненные ситуации» и т.д.);
Турнир книголюбов (туры: «Сказочный», «Поэтический», «Актёрский» и др.);
Музыкальный турнир ( «Детские композиторы», «Музыкальные ребусы», «Угадай мелодию», «Спой колыбельную» и т.п.);
Турнир Рыцарей и другие.
Таким образом, форм проведения классных часов много, и задача учителя - включить их в план воспитательной работы. Не существует точной методики их проведения, и поэтому педагог, опираясь на те рекомендации, которые даны в нашей работе, может творчески подойти к разработке каждой из предложенных форм, внести что-то своё. При этом важно помнить, что к планированию, подготовке, проведению классного часа следует привлекать учащихся. Только тогда педагоги смогут более результативно осуществлять процесс воспитания.
( 5. Создание «Банка творческих идей» по организации и проведению личностно ориентированного классного часа в начальной школе
Изучив педагогическую и методическую литературу по проблеме организации классного часа личностно ориентированной направленности, мы задались целью разработать: классные часы для учащихся начальной школы, взяв за основу методику подготовки и проведения некоторых форм, описанных нами в работе; методические рекомендации учителям - классным руководителям по организации классного часа.
Мы постарались подойти к этому процессу творчески и убедились в том, что информация, полученная нами в ходе теоретического исследования может трансформироваться, обогащаться собственными идеями, предложениями детей.
В период прохождения психолого-педагогической практики мы разработали тематику классных часов с учётом возраста учащихся начальной школы МОУ СОШ №13 города Тамбова, подключили детей к подготовке и проведению классных часов личностно ориентированной направленности. Мы убедились в том, что при правильной организации классного часа достигаются задачи воспитания личности: обогащается кругозор детей; формируются умения и навыки мыслительной и практической деятельности; развивается эмоционально-чувственная сфера; проявляется субъектность и индивидуальность учащихся, их творческие способности; формируется классный коллектив.
В результате у нас появился, так называемый, «Банк творческих идей» (Приложение), который включает:
Примерные темы и формы проведения классных часов личностно ориентированной направленности для учащихся младшего школьного возраста. (См. Приложение №1)
Конспекты на темы:
1. Турнир Знатоков.
2. Литературно-познавательные фанты «Что мы знаем о куклах?».
3. «Мамина гостиная».
Мы оформили конспекты в виде брошюр. (См. Приложение №2)
Методические рекомендации:
Возможное деление класса на творческие группы.
Возможные варианты деления класса на команды.
Алгоритм подготовки и проведения классного часа личностно ориентированной направленности.
Возможные варианты подведения итогов подготовки и проведения классного часа. (См. Приложение №3)
Буклеты:
1. «Личностно ориентированный классный час».
2. «Формы проведения личностно ориентированного классного часа».
Надеемся, что материал, помещённый в «Банк творческих идей» заинтересует учителей начальной школы, студентов-практикантов.
Заключение
Изучив проблему организации личностно ориентированного классного часа и форм его проведения на теоретическом и практическом уровне, мы пришли к выводу о том, что это процесс творческий, во многом зависящий от педагога, от его руководства детским коллективом.
Считаем, что те советы, рекомендации, которые даются в работах учёных, педагогов-практиков, в том числе и наши советы по подготовке и проведению классных часов личностно ориентированной направленности, необходимо взять за основу студентам - практикантам, будущим учителям, педагогическим работникам школ, осуществляющих воспитательный процесс.
Полагаем, что классный час личностно ориентированной направленности поможет педагогам частично реализовать задачи современной школы по формированию у учащихся духовной нравственности, жизненного самоопределения, развитию их интеллектуальных, творческих способностей, а разнообразие форм проведения личностно ориентированного классного часа будет способствовать проявлению интереса к его содержанию, развитию коммуникативных качеств у воспитанников. Поэтому педагоги-классные руководители, студенты-практиканты должны вооружиться теоретическими и практическими знаниями и умениями по проблеме организации классных часов личностно ориентированной направленности, приложить усилия по внедрению творческих находок в процесс воспитания подрастающего поколения, а самое главное – привлечь учащихся к планированию, подготовке, проведению личностно ориентированного классного часа.
Пусть девизом каждого педагога, каждого воспитанника будут слова И.П.Иванова: «Всё творчески – иначе зачем?».
Банк творческих идей
(Приложение)
Приложение №1
Примерные темы и формы проведения классных часов личностно ориентированной направленности в начальной школе
Устный журнал «Береги здоровье смолоду»;
Литературно-познавательные фанты «Что мы знаем о куклах?»;
Калейдоскоп «Осенние зарисовки»;
Эстафета Вежливых человечков;
Викторина «Знай и люби свой край»;
Путешествие к Трёхглазому Человечку;
Новогоднее шоу-представление;
Мамина гостиная;
Телепередача «Приглашает космодром»;
Конкурсы «Вперёд, мальчишки!», «Юные хозяюшки»;
Посиделки «Весеннее настроение»;
Турнир Знатоков;
Сказочный аукцион;
Экологический брейн-ринг.
Приложение №2
Сценарии классных часов личностно ориентированной направленности
Турнир знатоков
Цели:
- организовать целенаправленный досуг детей;
- расширить кругозор детей, выявить их интеллектуальные способности;
- развивать смекалку, сообразительность, внимание детей;
Оборудование:
- название темы;
- названия турниров;
- «медали»;
- кроссворд «Паутинка»;
- карточки со словами.
Подготовительная работа с учащимися:
Выполнение заданий творческой группой:
- привлечение к подбору загадок;
- изготовление вместе с учащимися «медалей»;
- изготовление кроссворда «Паутинка».
Ход проведения
Вступительная часть.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведём с вами «Турнир знатоков». Мы выявим самых сообразительных, смекалистых, интеллектуально развитых ребят. Наш турнир состоит из нескольких туров. Тем ребятам, которые будут активно участвовать в отгадывании кроссворда, загадок и правильно выполнять задания, мы будем вручать жетоны. У кого их окажется больше, тот и будет победителем.
Основная часть.
Итак, 1-ый тур называется «Загадочный». Слушайте внимательно загадки и отгадывайте.
1. Пища моя сладка, а мщение ужасно. (Пчела).
2. Мальчик большой, а ног нет. (Червяк).
3. Осенью в щель заберётся, а весной проснётся. (Муха).
4. Ходит Машка, на ней сорок рубашек. (Курица).
5. Начальник не велик, а долго спать не велит. (Петух).
6. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышка).
7. Не дерево, а суковато. (Олень).
8. В заплатках шея и бока
На всех глядит он свысока (Жираф).
Молодцы, ребята! С заданием 1-ого тура вы справились.
Переходим ко 2-ому туру. Я предлагаю вам отгадать кроссворд «Паутинка». Надо вписать в каждый отдел «паутины» слова (все слова состоят из пяти букв и оканчиваются на букву А).
/Нарисовать «паутину», состоящую из 11 ответвлений, каждое из которых разделено на 5 частей/.
1. Начало пламени (Искра).
2. Чем топят русскую печь (Дрова).
3. Итальянский пирог (Пицца).
4. Состязание в скорости (Гонки).
5. Центр бублика (Дырка).
6. Тульский мастер, подковавший блоху (Левша).
7. Стеклянная ёмкость (Банка).
8. Объявление о спектакле (Афиша).
9. Раздел книги (Глава).
10. Божественная картина (Икона).
11. Конская шевелюра (Грива).
Молодцы! И с этим заданием вы справились.
Следующий тур называется «Собери слова».
Это было в воскресенье
У слона на дне рожденья.
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать.
Задание: ан- ло- ти- мед- па- ко- дил- ведь- кро- о- нё- мот- ге- бе- раф- нок- ле- жи.
Ответ: антилопа, медведь, крокодил, бегемот, жираф, оленёнок.
Молодцы, ребята.
4-ый тур называется «Математический». Мы будем решать необычные задания, в которых встречаются математические числа. Итак, вы готовы? Тогда мы начинаем. Слушайте внимательно и отгадывайте.
1. Вспомните популярную детскую сказку про репку, которую, хотя и с большим трудом, но вытянули. Сколько пар глаз увидели этот овощ? (6 пар).
2. Отец с сыновьями катались на двух- и трёхколёсных велосипедах. Всего у велосипедов было восемь колёс. Сколько сыновей у отца? (Два).
3. Яйцо вкрутую варится 4 минуты. Я бросила в кипящую воду пять яиц в девять часов. Когда я смогу выключить газовую плиту? (в 9ч.4мин.).
4. Несмотря на то, что Баба Яга, как любая женщина, скрывает, сколько ей лет, стало известно, что её возраст выражается наименьшим трёхзначным числом, которое записывается различными цифрами. Сколько лет Бабе Яге? (102).
5. Всем известно, что у Чебуренции две правые ноги, две левые ноги, две ноги спереди, и столько же сзади. Сколько всего ног у Чебуренции? (Четыре).
Молодцы, ребята.
А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете литературу.
5 тур называется «Литературный».
1. Вспомните произведения, в названиях которых упоминаются какие-либо птицы. (Г.Х.Андерсен «Дикие птицы», «Гадкий утёнок», «Гуси лебеди», «Лиса и журавль».).
2. Назовите произведения, в названиях которых встречаются всевозможные титулы. («Царевна-Лягушка», «Принцесса на горошине», «Снежная королева», «Маленький принц», «Принц и нищий».)
3. Назовите произведения К.И.Чуковского. («Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Чудо-дерево», «Айболит», «Бармолей», «Федорино горе»).
4. Назовите произведения, в названиях которых встречаются различные виды насекомых. («Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Стрекоза и муравей»).
5. Назовите произведения, имеющие в своём названии какой-либо цвет. («Белый клык», «Мороз-Красный нос», «Аленький цветочек», «Белый Бим - Чёрное ухо», «Серая шейка», «Красная шапочка»).
Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились.
Следующее задание тура называется «Телеграмма».
Кто из сказочных персонажей мог дать телеграммы?
1. Купил семена, приезжайте тянуть. (Дед из сказки «Репка»)
2. Хвост нашли, плакать перестал. (Ослик ИА)
3. Помни: всё исчезнет после 12 ночи. (Фея из сказки «Золушка»)
4. Ушёл от зайца, волка и медведя. (Колобок)
5. Купила самовар. Приглашаю к чаю. (Муха-Цокотуха)
6. Ключ достал. Скоро буду. (Буратино)
7. Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора)
8. В гости не прилечу. Мотор забарахлил. (Карлсон)
9. Едва не сдали в металлолом, но девочка помогла. (Железный дровосек)
10. Тётя купила краску. Предстоит неприятная работа. Приезжайте помогать. (Том Сойер)
Молодцы!
Подведение итогов.
Итак, наш турнир подошёл к концу. Давайте подведём итоги. Понравилось ли вам сегодняшний классный час? Как вы думаете, кто сегодня был самым активным? Поднимите руку и скажите у кого, сколько жетонов, для того чтобы мы определили победителя. (Победителям вручаются «медали»)
Мамина гостиная
Цели:
способствовать воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к родным и близким;
содействовать формированию у ребёнка способности сравнивать себя с другими людьми;
развивать творческие способности у учащихся.
Оборудование:
тема классного часа;
фотостенд «Наши мамы»,
выставка детских рисунков,
«сердечки»
Подготовительная работа с учащимися:
подготовка стихов о маме, рисунков;
изготовление «сердечек»;
подбор фотографий для фотостенда;
оформление классной комнаты вместе с учащимися;
приглашение мам.
Ход проведения
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Сегодня мы собрались в нашей «гостиной» накануне замечательного праздника - Дня матери. В гостиной, обычно, интересно проводят время: разговаривают, читают стихи, поют, пьют чай. Разговор мы поведём о самых близких, дорогих нам людях-мамах.
Мама – такое маленькое, но очень ёмкое слово. Как много оно вмещает в себя! Поэтесса О.Соловьёва восхваляет маму в своих стихах:
Хвала матери, хвала матери – матери хвала!
Глаза её прекрасные чисты,
Пусть в сердце нежные всегда живут слова,
Достойные великой красоты.
Ребята, а какой образ возникает у вас при упоминании слова «мама»? С каким другим словом сочетается у вас слово «мама»?
2. Игра «Продолжи фразу».
Я пускаю по кругу «сердечко». Каждый из вас, взяв в руки «сердечко», должен подумать и сказать, кем для него является мама. Я попробую первой продолжить следующую фразу: «Для меня мама – это...» (Дети продолжают данную фразу по очереди, передавая «сердечко»).
3. Рассказ детей о том, чем они похожи на своих мам.
Уважаемые мамы! Готовясь к нашей встрече, мы выяснили, что одни ребята хотят быть похожими на вас по характеру, другие по внешнему виду, а третьи по способностям и умениям. Давайте послушаем детей и узнаем, чем хотят они быть похожими на вас. (Дети рассказывают о своих мамах, показывая фотографии на фотостенде)
4. Игра в слова.
Я предлагаю каждому из вас написать на «сердечках» добрые, ласковые слова в адрес ваших мам. (Дети придумывают слова, а затем оглашают весь список)
5. Чтение стихов о маме.
Во все века любовь к своим матерям вдохновляла поэтов на создание стихов, песен. Давайте и мы послушаем стихи о наших мамах.
Люблю тебя, мама,
За что, я не знаю.
Наверно, за то, что
Дышу и мечтаю.
И радуюсь солнцу,
И светлому дню –
За это тебя я
Родная люблю.
За небо, за ветер,
За воздух вокруг.
Люблю тебя, мама,
Ты – лучший мой друг!
Ни устали не зная, ни покоя
Каждый час, день и ночь
Родная мама
Всё тревожится о нас.
Нас баюкала, кормила,
У кроватки пела нам.
Первой нас она учила
Добрым, радостным словам.
Сколько ночек не спалось ей,
Если вдруг болели мы,
Сколько плакать довелось ей
В комнатушке среди тьмы.
Кто кручинится, когда мы
Опечалены подчас.
Сколько радости у мамы,
Если кто-то хвалит нас.
Сколько мук ей было с нами,
И наград не надо ей,
Об одном мечтают мамы –
О любви своих детей.
(И другие стихи читают дети)
... ... ... ...
Не только великие поэты сочиняли стихи о мамах. У нас в классе есть дети, которые тоже посвятили стихи своим мамам.
(Дети читают стихи собственного сочинения)
6. Ответное слово родителей.
(Возможно исполнение песен своей молодости, или исполнение песен о маме вместе с детьми)
7. Диалог с мамами.
В нашем классе есть многодетные мамы. Это...
- Скажите, пожалуйста, трудно ли воспитывать троих (четверых) детей?
- Какую помощь оказывают Вам старшие дети?
- Какие традиции есть в вашей семье?
- Какие сюрпризы делают Вам дети? (И т.д.)
8. Комментарии о выставке рисунков «Наши мамы».
Вы, наверное, обратили внимание ещё на одну выставку. Это выставка рисунков «Наши мамы». Вот какими представлены мамы нашими юными художниками. (Просмотр выставки. Дети могут рассказать, что они хотели выразить в рисунке)
8. Чаепитие.
(Во время чаепития звучат песни о маме)
9. Заключительное слово учителя.
Наша встреча в гостиной подошла к концу. Я думаю мы интересно провели время.
Пусть этот праздник - «День матери» - будет желанным для всех нас. Но дарить улыбки, добрые слова, сюрпризы надо ежедневно. Каждой маме будет это приятно. До новых встреч!
10. Анализ проведённого классного часа.
Что мы знаем о куклах?
Форма: литературно-познавательные фанты
Цели:
расширить представления детей о детской игрушке;
выявить знание детьми литературных произведений;
развивать мышление, воображение, творческие способности детей.
Оборудование:
«фанты» - куклы;
выставка кукол (деревянных, бумажных, заводных, марионеток, кукол-оберегов, кукол Барби и т.д.);
выставка книг, в которых рассказывается о куклах;
запись песни «Куклы», из репертуара группы «Иванушки-international».
Подготовительная работа с участием детей:
подготовка с детьми информации о куклах;
подбор разных кукол из коллекции учащихся класса;
участие детей в оформлении выставки
Ход проведения
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня, ребята, мы поиграем в литературные «фанты». А тема нашей игры звучит так: «Что мы знаем о куклах?». Мальчики, наверное, скажут, что эта тема для девчонок. На самом деле это экскурс в прошлое и настоящее. Сегодня мы узнаем много интересного о куклах, увидим их, вспомним произведения, в которых главными героями являются куклы.
Толковый словарь русского языка С.Ожегова объясняет: «Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека». По мнению некоторых учёных-археологов, искусствоведов, кукла – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.
Первобытные люди делали из камня и дерева фигурки богов, чтобы поклоняться им, просить у них милости, защиты. Это и были первые куклы. Они облегчили жизнь первых людей: спасли множество человеческих жизней, заменив собой людей в обрядах жертвоприношения; служили оберегами от болезней, несчастий, голода, плохой охоты. Затем куклы стали добрыми утешителями и воспитателями детей – игрушками, а также яркими сувенирами – игрушками для взрослых. Вот почему разговор о куклах на сегодняшнем классном часе, надеюсь, понравится не только девочкам, но и всем присутствующим.
2. Игра в «фанты».
Начнём, пожалуй, игру. Но сначала несколько слов о правилах.
На столе лежат «фанты». Тот, кого я приглашу, читает задание на одном из «фантов». Задача приглашённого – назвать автора произведения, отрывок из которого зачитывается. Кто не справится с заданием, тот исполняет какой-либо номер (стихи, песню, пантомиму). По ходу игры будет дана информация о куклах.
ФАНТ – КУКЛА-ОБЕРЕГ
Информация (которую может сообщить учитель или подготовленный ученик)
В Древней Руси куклой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куклу брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».
О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых куклы являлись волшебными помощниками: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству.
Ребята! Есть ли такие куклы-обереги в ваших семьях. Кто принёс такую куклу-оберег. Покажите и расскажите всем о ней.
(Один из рассказчиков приглашается к столу. Зачитывается отрывок из произведения).
Отрывок. «Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит лакомый кусочек. А вечером, как все улягутся, она запрётся в чуланчике, где жила, и потчует её, приговаривая: «На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу никакой радости. Злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить, и что делать?» Куколка покушает, да потом и даст ей советы, и утешает в горе, а наутро всякую работу исправляет за Василису. Та только отдыхает в холодочке, да рвёт цветочки, а у неё уже гряды выполоты, капуста полита, вода наношена, печь вытоплена. Хорошо было жить ей с куколкой. (Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»)
Информация.
ФАНТ – МАТРЁШКА
Матрёшка – одна из деревянных кукол. Её придумал художник Сергей Малютин. Прообразом русской матрёшки, появившейся на свет около ста лет назад, был японский старичок Даруму – кукла, которая состояла из пяти фигурок, вставлявшихся одна в другую.
Деревянных кукол из Сергиева-Посада насмешливо называли «дурами». «Дуры» были броскими, в пышных неправдоподобных платьях, фантастических шляпах, надутые и высокомерные.
Ребята, кто из вас принёс на нашу выставку матрёшки или другие деревянные куклы. Расскажите о том, как она оказалась у вас.
(Для выполнения задания приглашается один из рассказчиков).
Чтение отрывка из произведения.
«Первым делом он вырезал на полене волосы, потом лоб, потом глаза... Вдруг глаза сами раскрылись и уставились на него... Карло и виду не подал, что испугался, только ласково спросил: «Деревянные глазки, почему вы так странно смотрите на меня?» Но кукла молчала, должно быть потому, что у неё ещё не было рта. Карло выстругал щёки, потом выстругал нос». (Алексей Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
ФАНТ – БУМАЖНАЯ КУКЛА
Информация.
Примерно два столетия назад появились в продаже бумажные куклы с комплектом платьев. Они были сделаны очень искусно и стоили очень дорого. Сохранились они и до нашего времени. Бумажным куклам случается выступать на сцене: они служат актёрами в кукольных театрах. Например, в знаменитом Театре предметов француза Ива Жоли в спектакле «Трагедия на бумаге» играют только бумажные куклы.
Ещё в 12 веке предки нынешних японцев пускали вниз по реке бумажных кукол и верили, что с ними уплывают все печали. Может быть, поэтому в Японии ежегодно 3 марта проводится традиционный Фестиваль кукол.
Ребята, а, скорее всего это обращение к девочкам, кто из вас, как воспоминание о раннем детстве, принёс на выставку бумажные куклы?
(Приглашается один представитель для выполнения задания)
Чтение отрывка из произведения.
«Она тоже была сделана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста; через плечо у неё шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала розетка величиною с лицо самой барышни. Барышня стояла на одной ножке, вытянув руки, – она была танцовщица, - а другую ногу подняла так высоко, что наш герой её не увидел и подумал, что красавица тоже одноногая, как и он». (Ганс Христиан Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»).
ФАНТ – КУКЛА-МАРИОНЕТКА
Информация.
Марионетка – театральная кукла. Впервые кукла-марионетка появилась в Италии. Это была кукла по имени Пульчинелла. Через сотню лет забавная кукла перекочевала во многие другие страны и получила другие имена, но сохранила свой вид и весёлый характер. В Англии её называли Панч, в Германии – Касперле, в Чехословакии – Кашпарек, а в России – Петрушка. Первое упоминание о Петрушке, едва ли не самой популярной на Руси театральной кукле-марионетке, относится к 1636 году. Мало кто знает, что помимо имени у этого персонажа имелись отчество и фамилия – Пётр Иванович Уксусов.
К театральным куклам относятся ещё и перчаточные куклы. Некоторые ребята принесли на выставку перчаточных кукол. Давайте посмотрим на них, пусть ребята продемонстрируют, как они двигаются и «говорят».
(Приглашается один представитель для выполнения задания)
Чтение отрывка из произведения.
«На занавеси были нарисованы танцующие человечки, девочки в чёрных масках, страшные бородатые люди в колпаках со звёздами; солнце, похожее на блин и другие занимательные картинки. Три раза ударили в колокол, и занавес поднялся. На маленькой сцене справа и слева стояли картонные деревья. Над ними висел фонарь в виде луны и отражался в кусочке зеркала, на котором плавали два лебедя, сделанные из ваты, с золотыми носами. Из картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок». (Алексей Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
ФАНТ – ГОВОРЯЩАЯ КУКЛА
Информация.
В 60-е годы прошлого века свыше тысячи предприятий нашей страны занимались выпуском игрушек. Причём по одним и тем же образцам. Изготовители кукол так спешили сделать их больше, что не заботились о разнообразии. Серийной считалась кукла, выпущенная в количестве 5-ти экземпляров. Это были и обычные куклы, и говорящие, и Ваньки-встаньки и другие. У каждого из вас, наверняка, были в детстве такие куклы. Вот некоторые из них стоят на нашей выставке.
(Приглашается одна из девочек, имеющая такую куклу)
Чтение отрывка из произведения. Выполнение задания.
«И в тот же миг, откуда не возьмись, со всех сторон повалили к Жене игрушки. Первыми, конечно, прибежали куклы, громко хлопая глазами и пища без передышки: «мама-папа», мама-папа». Женя сначала очень обрадовалась, но кукол оказалось так много, что они сразу заполнили весь двор, переулок, две улицы и половину площади. Невозможно было ступить и шагу, чтобы не наступить на куклу. Вокруг ничего не было слышно, кроме куклиной болтовни». (Валентин Катаев «Цветик семицветик»).
ФАНТ – КУКЛА БАРБИ
Информация.
«Кукла века» Барби впервые сошла с конвейера американской фирмы «Маттел» 9 мая 1959 года. Своё имя Барби получила в честь 19-тилетней дочери главы фирмы Барбары, внешне абсолютно не похожей на свою игрушечную тёзку. На очаровательной головке куклы красовалась модная причёска «лошадиный хвост», глазки были подведены, а ногти покрыты красным лаком. В том же году Барби отправилась на ярмарку игрушек в Нью-Йорк и... не имела там особого успеха. Барби сшили новые платья, устроили рекламу, и вскоре кукла стала подружкой многих девчонок.
Наверняка и девочкам нашего класса Барби была, а может и осталась подружкой. Вот они – «подружки» наших девочек (выставка кукол Барби).
(Приглашается одна из девочек, имеющая такую куклу)
Чтение отрывка из произведения. Выполнение задания.
«Жила-была Барби. Её хозяйка очень любила свою Барби, всё время с ней всюду ходила, а тут потеряла. Барби упала в скверике и лежала под кустом, пока её маленькая хозяйка уходила всё дальше и дальше, прижимая к себе уже пустое одеяльце». (Людмила Петрушевская «Барби улыбается»).
ФАНТ – ЗАВОДНАЯ ИГРУШКА
Информация.
Некоторые считают, что заводные игрушки (их ещё называют механическими) – изобретение нашего времени. Оказывается, такими игрушками забавлялись ещё в античные (древние) времена. В Древнем Риме и Греции была изобретена игрушка «танцующие человечки». Фигурки в виде танцующих человечков располагались на большом диске. Диск вращался напором водяной струи, и куклы кружились в хороводе. В Древнем Китае куклы приводились в движение при помощи пороховых взрывов. А во Вьетнаме существовал театр плавучих кукол. Куклы, прикреплённые к специальному механизму, скрывались под водой. Когда зрители рассаживались вокруг пруда, механизм приводился в движение, и куклы всплывали наверх, а после представления снова погружались вниз.
Такие заводные игрушки есть и на нашей выставке. Чаще всего эти куклы дарят друг другу как сувенир. У нас на выставке есть и другие сувенирные игрушки, хотя не все из них заводные. Поднимите руку те, кто принёс такие игрушки? Что вы можете рассказать о них? Какую ценность они представляют для вас?
(Приглашается один представитель для выполнения задания)
Чтение отрывка из произведения. Выполнение задания.
«На зелёной, усеянной цветами лужайке стоял замечательный замок со множеством зеркальных окон и золотых башен. Заиграла музыка, двери и окна распахнулись, и все увидели, что в залах прохаживаются крошечные кавалеры и дамы в шляпках с перьями и в платьях с длинными шлейфами. В центральном зале, который так весь и сиял (столько свечек горело в серебряных люстрах), под музыку плясали дети в коротких камзольчиках и юбочках. Господин в изумрудно-зелёном плаще выглядывал из окна, раскланивался и снова прятался, а внизу, в дверях замка, появлялся и снова уходил крёстный отец Дроссельмейер. Только ростом он был с «папин мизинец». (Эрнст Гофман «Щелкунчик и мышиный король»)
Учитель:
Это был последний «фант». Но рассказывать о куклах можно долго. Если вы хотите узнать что-либо интересное о куклах, прочитайте книги, которые стоят на нашей полке. (Реклама книг).
Я думаю, что сегодня мы узнали много интересного о куклах. И в заключение хочу предложить вам вопросы викторины.
Заключительная викторина.
Деревянная кукла, в которую вставляются куклы меньшего размера. (Матрёшка.)
Брат куклы Неваляшки. (Ванька- встанька.)
Комическая кукла в русском кукольном представлении. (Петрушка.)
Кукла в человеческий рост, предназначенная для демонстрации одежды. (Манекен.)
Материал, из которого папа Карло изготовил куклу Буратино. (Дерево.)
Кукла – друг Барби. (Кент.)
«Доктор кукольных наук». (Карабас Барабас.)
Подведение итогов.
Приложение №3
Методические рекомендации организаторам
(классному руководителям, совету дела)
1. Возможное деление класса на творческие группы:
информационная группа (помогает классному руководителю подбирать некоторую информацию и сообщать её во время классного часа);
оформительская группа (оформление класса, выставок);
группа затейников (подбирает игры, загадки);
техническая группа (подбирает музыку, видеоклипы);
группа награждения (изготавливает «медали», жетоны, сувениры для награждения);
группа приглашения гостей и т.д.
!!! Следует помнить, что в начальной школе дети выполняют всё с помощью учителя, родителей.
2. Возможные варианты деления класса на команды:
( по половому различию (девочки, мальчики);
( по жеребьёвке;
( по росту;
( по цвету глаз;
( по знакам Зодиака;
( по музыкальным пристрастиям и т. д.3. Алгоритм подготовки и проведения классного часа личностно ориентированной направленности
составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;
уточнение темы личностно - ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;
выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа;
индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;
составление учителем совместно с другими организаторами специального плана классного часа;
проведение классного часа;
анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.
4. Возможные варианты подведения итогов подготовки и проведения классного часа.
использование приёма «по солнышку» - выступления ребят, сидящих в кругу, по очереди, «по солнышку»; приём может осуществляться с передачей какого-либо предмета, символически связанного с темой разговора, как эстафета;
оформление «Экрана настроения» (в форме «золотого ключика», «разноцветных шаров», «звёздного неба» и т.д.);
выпуск мини-газеты «Что мы делали – расскажем»;
выпуск информационного листа «Ай да молодцы!»;
оценивание классного часа, выполнения поручений отдельными учащимися аплодисментами и т. д.
!!! В начальной школе следует продумать конкретные вопросы: Что понравилось? Что не понравилось? Почему? Хорошо ли справились с поручениями творческие группы? и т.п.
Библиографический список
Болдырев, Н.И. Классный руководитель / Н.И. Болдырев, - М. «Просвещение»,1994г., 192с.
Болдырев, Н.И. Методика воспитательной работы классного руководителя/ Н.И. Болдырев, - М. «Просвещение»,1999г., 215с.
Бондаревская, Е.В. Смысл и стратегии личностно ориентированного воспитания/ Бондаревская Е.В.//Педагогика. – 2001. - №1 – с.17.
Воронов, В.В. Разнообразные формы воспитательной рсботы/. Воронов В.В // Воспитание школьников – 2001г. - №6 – с.24.
Короленко, Г.В. Личностно ориентированное воспитание в условиях массовой общеобразовательной школы/ Короленко Г.В.//Классный руководитель. – 2001. - №8 – с.25-51.
Кутеева, О.Г. Планирование воспитательной работы на основе личностно ориентированного подхода// Кутеева О.Г.// Классный руководитель. – 2001. - №1 – с.55.
Погорелова, Е.В. Турнир знатоков/ Погорелова Е.В. //Педсовет. – 2002. - №12 – с.13
Попова, Н.В. Интеллектуальные игры «Ума палата»/ Н.В.Попова// Педсовет. – 2002. - №12 – с.14
Рожков, М.И. Классному руководителю / М.И.Рожков, - М. 1999г., 217с.
Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И.Рожков, Л.В. Байбородова – М., 2000г.,123с.
Сафронова, Е.Н. Воспитательная деятельность в школе в контексте личностно ориентированного подхода в образовании/ Сафронова Е.Н.//Педагогика. – 2003. - №3 – с.38.
Созонов, В.П. Организация воспитательного процесса в школе/ В.П. Созонов – М. 2000г., 84с.
Степанов, Е.Н. Классному руководителю о классном часе/ Е.Н. Степанов, М.А. Александрова – М., Творческий центр, 2002г., 127с.
Тихонова, Н.И. Коллективная творческая деятельность/Тихонова Н.И //Воспитание школьников – 2008г. - №2 – с.7 -14
Щуркова, Н.Е. Классный час и его организация/ Н.Е.Щуркова, Н.С Финданцевич – М., 2000г. 102с.
Щуркова, Н.Е. Собрание пёстрых дел./ Н.Е.Щуркова, - М., 2001г., 112с.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615