Конспект урока в 5 классе на тему: Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.Признаки живых органи
Поурочное планирование. Биология – 5 класс.Живые организмы
Тема: Разнообразие живых организмов. Среды жиниУрок № 4
Дата урока:
Тема урока: Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Признаки живых организмов.
Цель урока: Изучить признаки живых организмов, познакомить с разнообразием живых организмов; изучить царства природы.Развивающая: развивать логическое и критическое мышление у учащихся, устную речь, самостоятельность, формулировать выводы. Развивать умения и навыки работы с тестовыми заданиями, с биологическими терминами.
Воспитательная: воспитывать культуру общения, порядочность, внимание, наблюдательность, прилежность, аккуратность, экологическую культуру, любовь к природе, дисциплинированностьОборудование и материалы:учебник для 5- 6 класса «Биология. Живой организм», фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать особенности строения и жизнедеятельности растений , электронное приложение к учебнику
Базовые понятия и термины: клеточное строение, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость, движение, рост, развитиеТип урока: изучения нового материала
Структура урока
Организационный этап……………………………1—2 мин.
Актуализация опорных знаний и мотивацияучебной деятельности…..…7 мин.
III. Изучение нового материала……...…15 мин.
1. Важнейшие признаки живых организмов.
2.Царство Растения.
3. Царство Животные.
4. Царство Грибы.
5. Царство Бактерии
IV.Обобщение, систематизация и контроль знанийи умений учащихся- 10 мин.Самостоятельная работа учащихся…………………………….6 мин.
Домашнее задание…………………………… 1—2 мин.
Подведение итогов урока…………………………3 мин.
Ход урока
I. Организационный этап.П. Актуализация опорных знанийи мотивация учебной деятельности.
Перечислите осенние явления в жизни растений? Приведите примеры влияния живых организмов на неживую природу.
3. Мотивация учебной деятельностиПравильно ли утверждение: «Живой организм от неживого предмета отличается способностью двигаться и размножаться»?
4. Изучение нового материала. Рассказ учителя по плану:
1. Важнейшие признаки живых организмов.
2.Царство Растения.
3. Царство Животные.
4. Царство Грибы.
5. Царство Бактерии.
Запись в рабочие тетради-
1.Признаки, характерные для живых организмов:
Клеточное строение.
Питание- гетеротрофное, у некоторых смешанное.
Рост и развитие.
Раздражимость.
Движение.
Размножение.
Сходный химический состав
Обмен веществ и энергии.
Дыхание
Живых организмов на Земле очень много. Они отличаются друг от друга способами питания, размерами и формой, продолжительностью и образом жизни. Это разнообразие жизни на Земле получило название биоразнообразие. Биоразнообразие - это основа жизни на Земле. Все живые организмы находятся в определенных связях друг с другом. Они взаимозависимы в системе живой природы. Поэтому в природе нет «лишних» организмов, которые можно было бы уничтожать. Ученые считают, что на Земле существует около 5 миллионов различных видов живых организмов. С давних времен люди наблюдали за ними, изучали, описывали. Когда накопилось множество сведений о растительном и животном мире, возникла необходимость систематизировать знания, разделить организмы на группы, т.е. классифицировать их. Живые организмы стали объединять в группы по сходным признакам. Так ученые выделили четыре царства живой природы: Животные, Растения, Грибы и Бактерии. Теперь выделяют еще и царство Вирусы. Вспомните из материала прошлого урока, какая наука занимается изучением биоразнообразия и его систематизацией? (систематика)Группы организмов, принадлежащие к определенной единице классификации называют таксонами. Для растений характерны следующие таксономические группы: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство.Основная, элементарная единица систематики – вид, так как в природе существуют лишь виды, а все остальные таксоны исскуственны, так как являются объединениями видов. Учеными принято для систематического названия организмов использовать латинский язык. Видовые названия организмов состоят из двух частей – родового и видового названий. Пример: горох посевной – pinussativa Горох – родовое название, посевной - видовое.Вид – группа особей сходных по строению, образу жизни, проживающая на определенной территории, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство•Работа с тетрадью. Запись терминов в биологические словари.
5.Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
По каким признакам мы отличаем живые организмы от тел неживой природы?
Чем расттенияотличаютсчя от животных?
Почему ботаники длительное время считали, что грибы- это растения?
V.Домашнее задание
По учебнику прочитать § 3, стр14- 15, ответить на вопросы в конце параграфа на стр 15, выучить термины.
VIПодведение итогов урока
Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание те новые знания, которые они приобрели в процессе урока.