Методическая разработка урока русского языка во 2 классе «Образование слов-названий признаков с помощью суффиксов»


Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: «Образование слов-названий признаков с помощью суффиксов».
Целевые установки:
предметные: создать условия для усвоения механизма образования слов – названий признаков с помощью суффиксов; выявления чередования согласных в корнях слов; совершенствования навыков правописания слов с буквосочетанием чн;
метапредметные: формировать универсальные учебные действия: регулятивные – понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку; познавательные – ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение выделять основу для сравнения, проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений; коммуникативные: работать в паре, обосновывать сделанные выводы;
личностные: способствовать развитию интереса к изучению русского языка, формированию мотивационной основы учебной деятельности.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, карточки для индивидуальной работы, карточки со словами для работы в парах, красный и зелёный карандаши.
Литература:
Чуракова Н. А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 3. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Байкова Т. А., Ерышева Е. Р., Малаховская О. В. Тетрадь для самостоятельной работы № 2. 2 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Чуракова Н. А., Каленчук М.Л., Байкова Т. А., Малаховская О. В. Русский язык. 2 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Содержание урока
№ Этап урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание1 Эмоциональный настрой на урок Учащиеся кладут руки и голову на парту, закрывают глаза. Под музыку учитель настраивает детей на работу.
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Я хочу работать.
Я готов к работе.
Работаю. Слайд 1
2 Актуализация знаний и умений Учащиеся работают в парах и делят слова на группы.
Учащиеся объясняют, по какому признаку поделил слова на группы Миша.
Учащиеся объясняют, по какому признаку поделила слова на группы Маша.
Учащиеся выписывают пары слов столбиком.
Учащиеся самостоятельно выделяют корни во всех словах.
Проверка по образцу.
Учащиеся указывают, что заметили чередование в корнях согласных к и ч, правописание буквосочетания чн.
Учащиеся самостоятельно выделяют окончания во всех словах.
Проверка по образцу.
Учащиеся говорят, что во всех словах-названиях признаков есть суффикс н.
Учащиеся самостоятельно выделяют суффиксы.
Проверка по образцу.
Учащиеся отвечают:
- С помощью суффикса образуются новые слова. - Что можете сказать об этих словах?
- Как понимаете смысл слова «мрак»?
- Предлагаю поработать в парах и поделить слова на группы.
- Миша поделил эти слова на группы так. По какому признаку поделил слова Миша?
- Кто поделил так же?
- А вот как поработала Маша.
- По какому признаку поделила слова Маша?
- Почему Маша поместила слова парами?
- Как мы можем поработать с этими парами слов?
- Запишите эти пары слов столбиками.
- А теперь предлагаю вам побыть в роли исследователей. Выделите корни во всех словах.
- Что заметили?
- Выделите окончания в словах.
- Что можете сказать теперь о словах-названиях признаков?
- Что такое суффикс?
- Обозначьте суффиксы в словах.
- Какую роль выполняет суффикс? Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
3 Мотивация и целеполагание - Мы будем говорить об образовании слов – названий признаков.
- Будем учиться образовывать слова – названия признаков. - Об образовании каких слов будем говорить на уроке?
- Какую учебную задачу поставите? 4 ФизминуткаУчащиеся выполняют движения под стихотворение. Учитель читает стихотворение.
Не боимся мы пороши –
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу! 5 Освоение нового содержания и его применение Учащиеся в парах обсуждают, как образовались слова – названия признаков.
Учащиеся устно объясняют образование слов-названий признаков.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу по карточкам.
Образуй от слов – названий предметов с помощью суффикса –Н- слова – названия признаков.
11461753810Обозначь
молоко
1546860-394335рука
скука
река
При затруднении учащиеся могут воспользоваться карточкой-помощником.
Взаимопроверка по образцу.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
- Надо обратить внимание на правописание буквосочетания чн.
- С помощью суффикса н образуются слова – названия признаков. 1. Работа по учебнику (упр. 32 стр. 34).
- А теперь исследуем, как образовались слова – названия признаков.
- Устно объясните, как образовалось слово – название признака «удачный».
Аналогичная работа с другими словами.
2. Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу по карточкам.
Детям предлагается мера помощи (карточки – помощники).
молоко молочныйрука ручнойскука скучныйрека речной- Кто выполнил задание без ошибок?
- На что следует обратить внимание при написании слов – названий признаков?
- С помощью какого суффикса образовали слова – названия признаков? Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
6 Выводы и обобщения Учащиеся отвечают на вопросы учителя. - Зачем нужен был этот урок?
- Какие открытия совершили?
- Кого можете похвалить? 7 Контроль и оценка достижений Учащиеся оценивают свою работу на уроке: рисуют зелёный или красный кружок Оцените свою работу на уроке.
Если на уроке вам всё было понятно, не было затруднений – нарисуйте зелёный кружок в тетради.
Если вы чувствовали себя неуверенно, были затруднения при выполнении заданий и надо ещё немного потренироваться - нарисуйте красный кружок в тетради. 8 Домашнее задание Дети записывают домашнее задание. Учитель предлагает домашнее задание по выбору:
в печатной тетради упр. 27, стр. 20 – 21
задание для знатоков русского языка: образовать 10 слов – названий признаков от слов – названий предметов с помощью суффикса Н Домашнее задание по выбору (репродуктивный или творческий уровень)