Технологическая карта урока Домашние и дикие животные 1 класс ПНШ
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе
Тема урока: Дикие и домашние животные
Цель урока: Научатся отличать группы животных.
Задачи урока:
учить различать группы животных;
формировать умение отличать домашних животных от диких, выделять главный отличительный признак : о домашних животных заботится человек.
учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока;
воспитывать умение слушать, в группах выполнять предложенные задания;
развивать внимание, память, речь учащихся.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы организации урока: Работа фронтальная, индивидуальная, в группах, парах.
Оборудование: Карточки-шнуровки, кольца Луллия, Учебник «Окружающий мир» - автор О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова , С.А. Трафимов
раздаточный материал: карточки с изображением зверей, маски зверей; цветные карандаши,
компьютер.Планируемые результаты: Уметь отличать домашних животных от диких.
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность
ученика Деятельность
учителя Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа
Формирование универсальных учебных действий каждого этапа
I этап.
Мотивация.
Включение учащихся в учебную деятельность.
Цель – активизация учащихся. Формулируют правила поведения на уроке. Проводит инструктаж, настраивает детей на работу. Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать. Личностные УУД
Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке
II этап .
Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: закрепить знания о группах животных. Отгадывают загадки.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Организует фронтальную работу,
учит школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.
- Ребята, отгадайте, загадки.
Она легка, красива,
Изящна, лекгокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Живёт в воде. Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
- Как сказать одним словом, о ком мы отгадывали загадки? (О животных)
- На какие группы делятся животные? (Рыбы, птицы, насекомые, звери). Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Познавательные УУД: развитие
знаково – символических действий;
умение обобщать и классифицировать по признакам
III этап.
Выявление места и причины затруднений.
Цель:
мотивировать школьников на изучение отдельной группы животных – зверей. Работают с информацией, представленной на интерактивной доске.
Участвуют в обсуждении представленного задания.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Организует работу по
определению темы урока, постановке цели урока.
- А сейчас мы попробуем определить тему урока. Среди предложенных животных есть лишние. Кто они? Вы называете одного животного и доказываете, почему считаете его лишним.
(Предлагаются следующие животные: бабочка, снегирь, лягушка, собака, медведь, верблюд, заяц, дельфин. В результате работы убираются бабочка, снегирь, лягушка.)- Как можно назвать оставшуюся группу животных? (Звери)
- Какая цель нашего урока?
Коммуникативные УУД
Умение слушать и извлекать нужную информацию
Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы
Регулятивные УУД
Умение определять цель деятельности на уроке
IV этап.
Построение проекта выхода из затруднений.
Цель:
учить выделять главные признаки диких и домашних животные
Анализируют характеристику животного, определяют его название.
Участвуют в работе по сопоставлению внешнего вида животного и среды его обитания.
Под руководством учителя делают вывод. Включает учащихся
в работу по определению животного по его описанию.
Организует работу по введению понятия: дикие и домашние животные , подводит к выводу.
Организует отдых детей, настраивает на дальнейшую работ. Работа по учебнику (с.14-15)
- Рассмотрите рисунки. О ком из диких зверей можно рассказать так?
Рыжий полосатый хищник. Зверь осторожный и опасный. (Рысь)
Этот зверь очень любит своих детёнышей и долго не отпускает их от себя – носит в сумке. (Кенгуру)
Крупный сильный зверь с густой белой шерстью. Живёт среди снега и льда. (Белый медведь)
- Ребята, скажите, какой отличительный признак птиц? (Тело покрыто перьями). Какой отличительный признак рыб? (Тело покрыто чешуёй). А чем покрыто тело зверей? (Шерстью). Сравните шерсть медведя, кенгуру и кита. Что можете сказать? (Она разная, зависит от среды обитания).
2. Введение понятия: дикие и домашние животные (учебник, с. 14-15)
- Отгадайте загадку, выберите подходящую картинку.
1.Спереди- пятачок,
Сзади – крючок,
Посредине – спинка,
На спинке – щетинка. (Свинья)
2. За деревьями, кустами
Промелькнуло, будто пламя,
Промелькнуло, пробежало…
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
3.По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая,
Да не лисица. (Белка)
4. Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьёт,
Песенки поёт. (Кошка)
5. Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- О ком эти загадки? ( О животных)
- Что могут означать эти знаки?:
Вывод - Давайте «расселим» животных? (Ребята распределяют изображения животных в соответствующие группы)
- Как называют животных первой группы? (Это домашние животные.)
- Почему их называют домашними? (Они зависят от человека, который ухаживает за ними, кормит их.)
ФИЗМИНУТКА (музыкальная)
Коммуникативные УУД
Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей
Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
Познавательные УУД
Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста
Регулятивные УУД
Уметь работать по коллективно составленному плану.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
V этап.
Включение в систему знаний
Цель — научить из предложенных животных отбирать домашних и диких животных.
развиваются такие высшие психические функции как мышление, память, воображение, что приводит к интеллектуальному развитию ребенка в целом.
Формировать умение строить монологическое высказывание от лица какого-то зверя.
Участвуют в обсуждении каждого животного, отбирают лишнего животного, аргументируют свою точку зрения.
Строят высказывание по плану
Дети отвечают
Белка
Медведь.
Заяц
Кабан.
Корова
Свинья
Петух Включает учащихся в групповую работу по определению домашних и диких животных
Организует комфортные условия во время выступления учащихся, оказывает индивидуальную помощь.
Работа в группах
- Ребята, у вас на партах лежат кольца Луллия. Рассмотрите, что на них изображено. На большом круге – карточки с изображением животных. На маленьком-среда обитания ( дикая и рядом с человеком). Вам необходимо узнать какие из данных животных являются дикими, а какие- домашними.
Рассказ о животном по плану
- Выберите себе роль животное и расскажите от его лица:
1) Кто такой?
2) Как тебя можно узнать?
3) Где ты живешь?
Я белка, весёлый зверёк, по деревьям скок да скок,
Но зимою я меняюсь, в шубку серую одеваюсь.
Мне приходится прыгать, скакать,
Силы надо беречь, сохранять.
Я всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас – орехи, ягоды, грибы,
Чтоб зимой не голодать. Где ж еду зимой достать?!
Я в берлоге крепко сплю,
И меня нельзя будить.
С осени свой жир коплю,
Много ем и много пью.
Медведю зимой одна работа –
Крепко спать и весны ждать.
Я заяц, расскажу, как живётся мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.
Очень трудно зимой бывает,
Когда сильный мороз и еды не хватает.
А питаюсь я корой, ягодой замёрзшей,
Что под снегом заяц найдёт – всё ему впрок пойдёт.
Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной …
Люблю поваляться в грязи, побегать по лесу, рою рылом землю ,добываю корешки и собираю жёлуди
Посреди двораСтоит копна:Спереди вилы,Сзади — метла.
Летом я пасусь на лугу, а зимой живу в хлеву ием сено
Кто имеет пятачок,Не зажатый в кулачок?На ногах его копытца.Ест и пьёт он из корытца.
Люблю поваляться в грязи, живу в хлеву, кормит меня человек
Зёрнышки она клюёт.Яйца вкусные несёт.Слышно на всю улицуКак кудахчет…
Коммуникативные УУД
умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы
развитие
знаково – символических действий;
умение обобщать и классифицировать по признакам
Регулятивные УУД
Уметь работать по составленному плану.
Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей
Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы
Регулятивные УУД
Уметь работать по коллективно составленному
Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
VI этап
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Цель: формировать умение отличать домашних животных от диких.
Цель игры: развитие координации движения ручек, усидчивости, терпения
Классифицируют животных по группам.
Самостоятельно выполняют задание, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Устанавливают соответствие:
животное – его жилище.
Индивидуальная работа.
Игра в парах
Организует парную работу.
Организует комфортные условия во время самостоятельной работы учащихся, оказывает индивидуальную помощь
Работа в тетрадях на печатной основе (с. 12)
Отметить знаками домашних и диких животных
Игра в парах «Карточки-шнуровки». Задание игры - рассортировать животных по игровым полям (домашних на поле с домиком, диких - на поле с лесом)
Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы
VII. Рефлексия
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Организует рефлексию, включает детей в анализ собственной деятельности - Дополните предложения:
Я узнал …
Я научился …
На уроке мне было …
Личностные УУД
Формирование способности к самооценке
Регулятивные УУД
Умение оценивать учебные действия.
Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию