Разработка урока музыки Культура казаков Ставрополья по теме «Музыка и литература» (с использованием регионального компонента)
Открытый урок по музыке в 5-ом классе по теме «Музыка и литература»
(с использованием регионального компонента)
Тема урока: «Музыкальная культура и традиции казаков Ставрополья».
Цель урока: формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке родного края, познание ее духовных основ, заложенных поколениями далеких предков, через процесс восприятия казачьей песни.
Задачи образовательные: формирование у учащихся интереса к истории своего народа; способствовать представлению о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; совершенствование умения давать полную характеристику прослушанной музыке.
Задачи развивающие: развитие представления о музыкальной культуре родного края; создание условий для формирования учебной самостоятельности, придания личностного смысла знаниям о музыкальных традициях казаков; стимулирования творческой деятельности, возможности реализовать идеи и замыслы; развитие слушательской и исполнительской культуры как способности переживать нравственно-эстетическое содержание музыки и воплощать его в различных видах музыкальной деятельности; развитие вокально-хоровых навыков.
Задачи воспитывающие: создание условий для формирования интереса к истории своего края; воспитание уважения к музыкально-культурному наследию своей малой Родины; воспитание чувства патриотизма, уважения к истории родного края; рефлексивного отношения к предмету.
Структура урока.
- организационный момент,
- повторение изученного материала,
- объяснение новой темы,
- слушание,
- физминутка,
- творческое задание,
- вокально-хоровая работа,
- подведение итогов урока.
Виды деятельности учащихся.
- слушание,
- инструментальное музицирование,
- выполнение творческих заданий,
- вокально-хоровая работа.
Методы обучения.
Словесные, наглядно-слуховые; стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления, ситуации успеха, проблемно-поисковых ситуаций; обобщение, анализ.
Ход урока.
(Слайд 1)
Организационный момент.
Под весёлую музыку учащиеся входят в класс. Звучит музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!»
(Дети отвечают).
Постановка цели и задач урока.
Ребята, как вы понимаете фразу «песня – душа народа»?
Правильно, песня отражала уклад жизни народа, исторические события. В народных песнях всегда воспевалась красота родного края; пелось о народных героях, любви к своему Отечеству.
Ребята, а как вы понимаете слово «Отечество»? (дети отвечают). Отчий дом – дом нашего отца, Отечество – земля наших отцов и дедов. Без любви к своему дому, улице, селу – не будет и любви к Отечеству. (Слайд 2, 3)
А для нас наше Отечество - наш родной Ставропольский край. (Слайд 4)
Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине и о людях, ставшими основателями городов и станиц нашего края. А Родина – это, прежде всего, живая действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни, кухня, обряды и традиции.
На Ставрополье с давних времён жили терские казаки. (Слайд 5)
Мы познакомимся с музыкальной культурой казаков, их нравами, обычаями. (Слайд 6) Ну а так, как мы говорим о связи музыки и литературы, то начнём урок со строк, посвящённых нашему краю.
(Слайд 7)
Мое родное Ставрополье –Орлиный солнечный простор.Люблю степей твоих раздолья,Твои папахи снежных гор.Люблю, продутые ветрами,Твои курганы и поля,Казачьи песни над дворами,Где рукоплещут тополя.Люблю орлов, парящих в сини,Колосья нив, и шум садов,И зноем пахнущие дыниНа рынках шумных городов.Мое родное Ставрополье,Люблю тебя я с давних пор.Во мне живут твои раздолья,Твои папахи снежных гор.
Откуда появилось слово «казак»?
Дети отвечают - (из киргизского языка, к ним перешло от татар, которые называли казаками передовые разведывательные отряды);
- в переводе с татарского языка – удалой, вольный человек.
Давайте вспомним, как появились казаки на Ставрополье. (Слайд 8)
О казаках можно рассказывать очень долго, но так как у нас урок музыки, мы с вами поговорим о музыкальной культуре казаков Ставрополья.
Своеобразный быт и служба формировали особую песенную и певческую культуру русского воинства. В казачьих песнях переплетаются русские, украинские и кавказские музыкальные традиции. Ребята, а как вы понимаете слово «традиция»? Правильно, процесс передачи от одного поколения к другому.
Шли века, менялись поколения, но неизменным оставалось желание людей сделать жизнь краше, передать потомкам накопленный опыт, знания, традиции. А какие казачьи обряды и традиции вы знаете?
Дети:
1. Когда в семье рождался сын, ему на «зубок» все родные и знакомые приносили лук, стрелы, ружье, патроны.
2. Когда мальчику исполнялся один год, его сажали на неоседланного коня, покрытого шелковым платком, и провозили вокруг церкви. (Слайд 9)
3. Если ребенок плакал и падал с коня, считалось, что он будет слабым казакам.
4. Если хватался за гриву и крепко сидел, значит вырастет сильным и смелым казаком.
5. Трехлетки уже самостоятельно ездили верхом по двору.
6. А пятилетние казачата вовсю скакали по улицам.
7. Стреляли из лука, играли в «войнушку».
Но самой святой традицией была защита Отечества! Главная казачья заповедь: «Люби Родину, ибо она твоя мать!». (Слайд 10) Так провожали казаков.
Песня «Если хочешь быть военным». (Слайд 11)
Первая песня в жизни человека – колыбельная. Одну такую колыбельную мы знаем. Она вроде бы казачья, но написал её человек, не бывший казаком. Кто? Что за песня? Какое отношение Лермонтов имел к терским казакам? Как вы думаете, почему его стихотворение стало казачьей песней? Наверно очень точно передал Л. казачий дух, суть воспитания казака и дальнейшей его жизни, что стало это стих-е колыбельной. А что вы знаете о том, как воспитывали детей в казачьих семьях?
ДЕТИ: Мальчик до семи лет воспитывался на женской половине. В семилетнем возрасте мальчик переходил жить с женской половины на мужскую. Его считали полуказаком. В отсутствии отца и братьев он нес ответственность за хозяйство и женщин в доме. Мальчика воспитывали строго. С раннего возраста жизнь была заполнена трудом и обучением. Даже игры были такими, чтобы в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.
Много вы знаете о воспитании мальчиков в казачьей семье, а какие обязанности были у девочек?
Дети:
1. Девочки начинали работать с очень раннего возраста.
2. В пять лет девочка уже могла быть нянькой.
3. Постарше уже помогала матери по - хозяйству.
4. Ее учили вышивать, шить, вязать на спицах и крючком.
5. Это умела каждая хозяйка.
Весь уклад жизни казаков был подчинён тому, что казак всегда должен быть готов стать на защиту Отечества и своего народа. И стихи М. Ю. Лермонтова рассказывают об этом.
Исполнение «Колыбельной»
В какие игры играли казачата?
Дети: На праздниках молодежь показывала свою силу, ловкость, выносливость и выдержку, при этом часто при помощи лошади, все то, чему их учили отцы и старшие братья. Казацкие спортивные состязания представляли собой интереснейшие зрелища.
Ребята играли в такие спортивные игры, как «Перетягивание каната», «Борьба на поясах», «Борьба всадников». Трусость для юноши-казака считалась позором.
И песни казачьи рассказывают о военной жизни.
(Просмотр видео Кубанский хор «Когда мы были на войне»- начало до 0.12, с 02.00)
Ну, а теперь, я предлагаю вам поиграть в казачьи игры.
Игра в Бандуру
Самый сильный вожак играющих, обыкновенно начинает так: «Ребята, по местам! В бандуру играть!» Все садятся в ряд, где-нибудь на завалинке или просто на голую землю и пристально смотрят на своего вожака. Он начинает приговор:«Пошел бандура спать на полать, приказал всем молчать». С последним словом все надувают щеки и стараются как можно дольше сдерживать дыхание. На первого, кто переведет дух, кидаются все, и колотя его по спине кулаками приговаривают:«Чертогам, тоган, тоган, разудалым казакам, Малолеточкам!Что попили, что поели, То подайте-ка сюда»Если играющие согласны, то игра опять начинается с того же.
А теперь мы отдохнем да загадки разберем.1.Двенадцать коней в поводу на одной уздечке веду. (Год. Месяцы.)2. Не казак, а с усами; о четырех ногах, а не конь. (Кот)3. Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи.)4. Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла.)5. Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы, купаются, кривой без дела валяется. (Ведра и коромысло)
Продолжим наш разговор о жизни казаков. Традиционное жилище казаков. (Слайд 12, 13) Одежда казаков. (Слайд 14, 15, 16, 17, 18) ДЕТИ
Все казачьи праздники, обряды непременно сопровождались песней (несколько слов о жанрах). У казаков есть об этом поговорки.
Ученики:
1. Казак без песен, что виноградная лоза без гроздей.
2. На Дону казаку и камешек подпевает.
3. Веселы привалы, где казаки запевали.
4. Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать.
Ребята, я хочу отметить, что у нас на Ставрополье существует много профессиональных казачьих коллективов. (Слайд 19)
Послушаем казачью песню и рассмотрим костюмы.
(Просмотр видео - анс. «Ставрополье» - «Распрягайте, хлопцы, коней» - с 02.36, анс. «Слобода» - 02.20 лезгинка, 04.51 игра)
Мы тоже знаем казачью игру.
Игра «А у нас нонче Михайлов день».
Много у казаков было суеверий и поверий.
Дети:
Веником не надо бить, больному быть.
Нож подать другому человеку лезвием, значить желать зло.
В понедельник рубашку не меняют, беда будет.
Аксинья: Если икота нападет, то взять себя за ухо и приговаривать:
«Икота-икота, иди до воды,
А кто около воды, того за ухо приведи».
Говорят, помогает.
А вы знаете казачьи поговорки? - Казачьему роду нет переводу;
- Степь да воля - казачья доля.
- Казаком быть – не разиня рот ходить.
- Гриб хорош белый, а казак умелый.
- Я за родную Русь и смерти не боюсь.
- Бог не без милости, казак не без счастья.
- Хлеб, соль ешь, а правду режь.
- Чти отца своего и матерь свою.
- Зипуны у казака серые, да умы бархатные.
- Грамота даром не дается, грамота трудом дается.
- Казачья голова, что под дождиком трава;
- Казак с конем и ночью и днем.
А знаете ли вы, какие казачьи песни поют в нашем селе? Ведь у нас тоже живут потомки казаков.
Ответы учеников
Как называются песни, в которых поётся о Родине? Патриотические, правильно. Какие качества им присущи? (На доске).
Песня в исполнении Курбановой Айшат «О Родине». (Слайд 20, 21, 22)
Вот и познакомились мы общими усилиями с культурой казачества.
Наш народ духовно и нравственно богат, нам есть чем гордиться, есть что любить, к чему стремиться! (Слайд 23, 24)
Заглянули в старину мы
Может быть не до конца.
Хороша казачья песня,
Всем затронула сердца.
Всех не спеть сегодня песен,
Добрых слов всех не сказать.
Ставропольский край - чудесен,
Как и вся Россия – Мать!
Рефлексия. Вывод урока.
Что интересного вы сегодня узнали?
Кто такие казаки?
Что полезного вы можете взять от казачьей культуры?
И кому же, как не нам, хранить уникальную самобытную культуру нашего народа, музыкальные традиции малой Родины, традиции нашего Отечества! Закончим урок казачьей песней.
(Видео - Игорь Неверов, «Ставрополье» - с 0.20)
(Дети подпевают)
Если ты казак, значит не простак,
Можно на тебя положиться!
Значит молодец, смелый ты боец,
И тобою можно гордиться!
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115