Урок по биологии для 8 класса Железы внутренней секреции
Урок биологии для 8 класса «Железы внутренней секреции, их связь с нервной системой»
Задачи: определить уровень знаний по теме «Вегетативная нервная система»; сформировать представление о железах внутреннеё секреции на более высоком уровне; показать связь между нервной и гуморальной системами; развить умение работать с учебником, выделять главное составлять логико-структурные схемы; развивать логическое мышление; воспитывать культуру труда.
Оборудование: раздаточный материал «Железы внутренней секреции», карточки для составления логико-структурных схем.
Ход урока.
Контроль знаний.
1. Составление с использованием карточек схемы «Рефлекторная дуга». Комментарии. (Работа у доски).
2. Составление с использованием карточек схемы «Работа желез внутренней секреции».
Комментарии. (Работа у доски).
3.Биологический диктант. (Работа в тетрадях и у доски, взаимопроверка, проверка работ у доски,
самостоятельное выставление оценок).
Из перечня анатомических и физиологических характеристик, выделите признаки симпатической (1 вариант) и парасимпатической (2 вариант) нервной системы.
1. Усиливает и учащает работу сердца.
2. Сужает кровеносные сосуды.
3. Уменьшает количество сахара в крови.
4. Расширяет бронхи.
5. Сокращает мышцы, поднимающие волосы.
6. Увеличивает количество сахара в крови.
7. Сужает бронхи.
8. Расширяет зрачок глаза.
9. Уменьшает количество сахара в крови.
10. Сужает зрачок глаза.
11.Уменьшает секрецию пищеварительных желёз.
12. Уменьшает перистатику кишечника.
13.Замедляет и ослабляет сердечные сокращения.
14.Расширяет кровеносные сосуды.
15.Усиливает перистатику кишечника.
16.Усиливает потоотделение.
17. Вызывает выброс адреналина в кровь.
18. Центры расположены в головном мозге и крестцовом отделе спинного мозга.
19. Нервные узлы расположены возле органов, которыми управляет нервная система.
20. Центры расположены в грудном и поясничном отделах спинного мозга.
21. Нервные узлы расположены вдоль позвоночника.
22. Активизируется в состоянии покоя.
(1 вариант – 1, 2, 4, 5, 6, 8, 11, 12, 16, 17, 20, 21; 2 вариант – 3, 7, 9, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 22)
4. Рецензии ответов у доски.
Связка. (На основании схемы «Работа железы внутренней секреции», знакомство с задачами и планом урока).
Изучение нового материала
1. Строение эндокринной системы. (Рассказ учителя, изучение в учебнике рисунка 72 на странице 173 и раздаточного материала «Железы внутренней секреции»)
Эндокринная система состоит из желёз внутренней секреции, которые отличаются от желёз внешней секреции отсутствием выводных протоков. Выделяемые секреты – гормоны всасываются в кровь, проходящую через железу. Основные железы внутренней секреции представлены на рис. 72 (стр. 173). Эпифиз или шишковидное тело – крошечная железа, весящая 150 мг. Она способствует выработке биологических ритмов, влияет на половое созревание. Гипоталамус – железа, одновременно являющаяся частью ЦНС. Гипофиз весит 0,5 грамм, при этом регулирует деятельность остальных желёз. также регулирует рост, развитие, размножение и мочеобразование. Щитовидная железа является гигантом среди желёз внутренней секреции т.к. весит 25 грамм. В поджелудочной железе эндокринную функцию выполняют небольшие фрагменты – островки Лангерганса. Каждый надпочечник весит по 5 грамм. Это железа помимо прочих образует половые гормоны. Половые железы также, как и поджелудочная железа - являются смешанными железами. Эндокринную функцию также выполняют почки, паращитовидные железы, плацента, определённые клетки пищеварительного тракта. Некоторые железы функционируют в определённый период жизни, например, плацента, половые железы. Общая масса всех желёз равна примерно 100 граммам, но их значение в организме огромно.
2. Значение эндокринной системы. (Поисковая беседа с использованием раздаточного материала «Железы внутренней секреции», составление схемы «Работа желёз внутренней секреции»).
Работа желез внутренней секреции Схема №1
железы внутренней секреции
гормоны
кровь
гормоны
органы – мишени
регуляция регуляция адаптация организма поддержание
роста и обмена веществ к меняющимся условиям гомеостаза
развития развитие окружающей среды
3. Гормоны и их свойства. (Самостоятельная работа с 44 параграфом учебника, дополнение схемы «Работа желез внутренней секреции)
Схема №2
железы внутренней секреции
гормоны большая биологическая
активность
кровь свойства
гормоны маленькая
концентрация
органы – мишени
регуляция регуляция адаптация организма поддержание
роста и обмена веществ к меняющимся условиям гомеостаза
развития развитие окружающей среды
Дополнительная информация: в норме в крови человека содержится 0,0000000055г. адреналина, в состоянии возбуждения количество этого гормона увеличивается до 0, 0000055г.
4. Регуляция работы желёз внутренней секреции. (Поисковая беседа с использованием раздаточного материала «Железы внутренней секреции», составление схемы «Работа желез внутренней секреции").
Примерные вопросы.
1. В каком случае поджелудочная железа активнее вырабатывает инсулин?
2. В каком случае поджелудочная железа активнее вырабатывает глюкагон?
3. Какое вещество регулирует гормональную активность поджелудочной железы?
4. Какая железа регулирует деятельность щитовидной железы, надпочечников, половых желёз?
5. С помощью каких веществ это происходит?
6. Может ли нервная система воздействовать на деятельность гипофиза? С помощью какой
железы?
7. Как гипоталамус получает информацию о необходимости гормонального ответа?
Дополнительная информация: нервная система может непосредственно воздействовать на железы внутренней секреции, улучшая их питание кровью, тем самым активизировав.
Схема №3
Регуляция работы желёз внутренней секреции
Веществами, уровень которых Гормонами гипофиза и других
регулирует эндокринная железа. желёз. Например, низкая
Например на выработку подже- концентрация тироксина
лудочной железой инсулина и усиливает выработку тирео-
глюкагона влияет тропного гормона гипофизом.
концентрация глюкозы в
крови.
Нервная регуляция
Изменения среды
чувствительный путь двигательный путь
Рецепторы ЦНС Рабочий орган
Гипоталамус
Гипофиз Ответная реакция
Щитовидная железа Надпочечники Половые органы
Закрепление
1.Решение биологических задач
Задача №1
Ранней весной ученик вышел из школы без верхней одежды и замёрз. Как отреагируют на это нервная и гуморальная системы? Составьте схему ответа.
Задача №2
Используя карточки, составьте схему «Нейрогуморальная регуляция родов». Дополнительная информация: недавние исследования показали, что на начальных этапах родов, гипоталамус плода стимулирует секрецию адренокортикотропного гормона гипофизом. Карточки: гипоталамус плода; гипофиз плода; надпочечники плода; плацента и яичники матери; гипоталамус матери; гипофиз матери; уровня прогестерона; сокращение стенок матки; рецепторы матки; ЦНС; окситоцин.
Задача №3
Назовите последовательно органы, по которым будет двигаться адреналин от надпочечников до почки.
2. Беседа.
Обобщение и систематизация знаний, выставление оценок.
Гуморальная или эндокринная система состоит из желёз внутренней секреции, к которым относятся: гипоталамус, гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, паращитовидная железа, поджелудочная железа, надпочечники, половые железы. Центральной железой является гипофиз. Он регулирует деятельность других желёз. Гипоталамус обеспечивает связь между нервной и гуморальной системами, т. к. одновременно является частью ЦНС и эндокринной железой.
Особенностью желёз внутренней секреции является отсутствие выводных протоков. Секреты желёз – гормоны, выделяются в ничтожном количестве и обладают высокой биологической активностью. Они воздействуют через кровь на органы-мишени.
Несмотря на небольшие размеры, железы внутренней секреции вместе с нервной системой выполняют важнейшие функции: регулируют обмен веществ, рост, развитие; поддерживают гомеостаз; адаптируют организм к меняющимся условиям среды. Все эндокринные железы гормонально связаны между собой. Вместе с нервной системой они образуют единую нейро-гуморальную систему. При нарушении работы отдельного органа, нарушается работа всей системы. Это может привести к серьёзным болезням и даже к смерти. Поэтому недопустимо истощать нервную систему, перегружать эндокринные железы, подвергать свой организм голоданию.
Домашнее задание
§ 50, заполнить таблицу «Сравнение нервной и гуморальной регуляции»
Таблица №1
Признаки для сравнения
Гормональная регуляция
Нервная регуляция
1. Форма передачи сигнала
2. Путь, по которому сигнал передаётся.
3. Скорость передачи сигнала.
4. Время ответной реакции.
5. Продолжительность ответа.
6. Чёткость ответа.
железы внутренней секреции
гормоны гормоны
железы внутренней секреции
кровь
кровь
органы – мишени
Изменения среды
Рецепторы
чувствительный путь
двигательный путь
ЦНС Рабочий орган
Рефлекторная дуга
гипоталамус плода гипофиз
плода надпочечники плода
плацента и яичники матери
гипоталамус матери
гипофиз матери
уровня прогестерона
сокращение стенок матки
рецепторы матки ЦНС
окситоцин