Урок биологии на тему: Железы внутренней и внешней секреции


Биология-прикладной курс 11 класс 12.10.16
Тема: Железы внутренней секреции
 Цель урока:
Образовательная: расширить представление учащихся  с  разными  железами  организма  и усвоить  их роль в процессах  жизнедеятельности  человека.
Развивающая: развитие основных  биологисеких понятийожелезах ,о гормонах(свойства, значение)продолжить формированияе об анатоммно-физиологические понятия о ЖВС, показать значение знаний о гормонах для медицины.
Воспитательная:  развитие у учащихся позновательного интересса к изучению анатомии, устоновление связей между наукой и медицинской практикой ,доказательство примеров о болезнях , привитие личной гигиены.
Ход урока:
Организационный момент. 
   2. беседа повторение.
3.Изучение нового материала.
  В организме человека  насчитывают  целый ряд  структурных образований, которые ученые называли  железами. Общей особенностью желез является  их дольчатые  строение. Каждая долька  имеет  секреторные клетки ,  которые  вырабатывают  специфические вещества- секреты, которые  в организме  человека  выполняют  многообразные  функции.например : человек может жить  без желудка  и желчного пузыря, с одним  легким, с одной  почкой, с половины  печени, по  он умрет, если  удалить маленькую железу-гипофиз который весит  всего  0,5г.  всего желез внутренней секреции около  десяти, их масса  около 100г. ЖВС вырабатывают  особое  вещества-гормоны( от греч. «гармао» -привожу  в движение , пробуждаю) в малом количество , человеку  в  сутки  требуется 0,000003г витамина В , а гормона адреналина – 100раз меньше.
Познокомимся с классификацией желез , работая  с опорной схемой.
И так, ребята мы познакомились с классификацией желез , а сейчас  разберем их функции.
Секрет желез внешей секреции выделяется  по протокам  на  поверхность нашего  тела  или  во внутрь полых органов , выполняя  различные  вспомогательные  для организма функции. (показ слайдов). На основании рассказа учителя  и собственных выводов и наблюдений  заполняют  в тетради  таблицу  №1( работа  с интерактивной доской)
 
  Железа внешней секреции Место нахождения Секрет железы Функции секрета
1 сальная кожа Кожное сало Защищает кожу  от высыхания и трещин, от микробов
2 потовая кожа пот Выделяет воду, соли и шлаки  из организма
3 молочная Передняя поверхность грудной клетки Грудное молоко Основной продукт питания младенца
4 слюнная Ротовая полость слюна Смачивает пищу и начинает  ее  переваривать.
5 слезная Верхний угол наружной стенки глазницы слезы Защищает глаз от микробов и грязи, а также  увлажняет
6 печень Правое подреберье брюшной полости желчь Участвует в переваривании жиров
 
№ Эндокринная железа Место нахождения гормоны Функции гормонов заболевания
1 гипофиз Головной
мозг Гормон роста Регулирует рост тела При избытке-гигантизм, при недостатке-карликовость.
2 Эпифиз(шишковидное тело) Головной мозг Гормон регулирующий биоритмы    
3 Щитовидная железа Передняя часть  шеи
Под кадыком Тироксин
 содержит йод Регулирует обмен углеводов и жиров А )при гиперфункции железы-базедова болезнь(пучеглазость)
Б) при гипофункции эндомический зоб.
В) если  в детстве  не хватало организму  йода-кретинизм.
4 Надпочечники Задняя стенка  брюшной  полости , на верхушке почек. Адреналин(вырабатывает мозговое  вещество).
Половые гормоны(вырабатывает корковое вещество) Повышает пульс и давление
.влияет на формирования вторичных половых признаков  
5 Тимус (вилочковая железа) Позади грудины, над сердцем тимозинОтвечает за иммунитет  
6 поджелудочная поджелудкоминсулин Снижает уровень глюкозы  в крови При недостатке гормона –сахарный диабет
7 Половы железы
А) .у мужчин -яички
Б). уженщин-яичникиОбласть малого таза Тестостерон
 
 
Прогестерон,эстрадиолВлияют на  формирование  и созревание половых клеток, на развитие половых признаков  
 
ребята, наша область относится  в йододефицитной .  70% населения города Темиртау  страдают  отклонениеми  в работе  щитовидной  железы.
Что делать?Тот  йод  ,  который  добавляют  технологи в хлеб и соль  быстро  улетучивается, и наш  организм  его  так не получает. Поэтому нам самим  грамотно  подходить к соему  здоровью  используя в пищу  продукты  с большим  содержанием пищевого  йода. (показ слайдов, морская рыба,  морская капуста,  креветки, кальмары,  мидии,  хурма).
4.закрепление пройденного материала:
а)тестирование.
Домашнее задание. Учебник параграфы 10,11 термины, вопросы после параграф, задание «!» письменно.
Индивидуальное задание: подготовиться к  конференции «Эндокринология. Прошлое. Настоящее. Будущее».