Урок биологии на тему: Железы внутренней и внешней секреции
Биология-прикладной курс 11 класс 12.10.16
Тема: Железы внутренней секреции
Цель урока:
Образовательная: расширить представление учащихся с разными железами организма и усвоить их роль в процессах жизнедеятельности человека.
Развивающая: развитие основных биологисеких понятийожелезах ,о гормонах(свойства, значение)продолжить формированияе об анатоммно-физиологические понятия о ЖВС, показать значение знаний о гормонах для медицины.
Воспитательная: развитие у учащихся позновательного интересса к изучению анатомии, устоновление связей между наукой и медицинской практикой ,доказательство примеров о болезнях , привитие личной гигиены.
Ход урока:
Организационный момент.
2. беседа повторение.
3.Изучение нового материала.
В организме человека насчитывают целый ряд структурных образований, которые ученые называли железами. Общей особенностью желез является их дольчатые строение. Каждая долька имеет секреторные клетки , которые вырабатывают специфические вещества- секреты, которые в организме человека выполняют многообразные функции.например : человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, с половины печени, по он умрет, если удалить маленькую железу-гипофиз который весит всего 0,5г. всего желез внутренней секреции около десяти, их масса около 100г. ЖВС вырабатывают особое вещества-гормоны( от греч. «гармао» -привожу в движение , пробуждаю) в малом количество , человеку в сутки требуется 0,000003г витамина В , а гормона адреналина – 100раз меньше.
Познокомимся с классификацией желез , работая с опорной схемой.
И так, ребята мы познакомились с классификацией желез , а сейчас разберем их функции.
Секрет желез внешей секреции выделяется по протокам на поверхность нашего тела или во внутрь полых органов , выполняя различные вспомогательные для организма функции. (показ слайдов). На основании рассказа учителя и собственных выводов и наблюдений заполняют в тетради таблицу №1( работа с интерактивной доской)
Железа внешней секреции Место нахождения Секрет железы Функции секрета
1 сальная кожа Кожное сало Защищает кожу от высыхания и трещин, от микробов
2 потовая кожа пот Выделяет воду, соли и шлаки из организма
3 молочная Передняя поверхность грудной клетки Грудное молоко Основной продукт питания младенца
4 слюнная Ротовая полость слюна Смачивает пищу и начинает ее переваривать.
5 слезная Верхний угол наружной стенки глазницы слезы Защищает глаз от микробов и грязи, а также увлажняет
6 печень Правое подреберье брюшной полости желчь Участвует в переваривании жиров
№ Эндокринная железа Место нахождения гормоны Функции гормонов заболевания
1 гипофиз Головной
мозг Гормон роста Регулирует рост тела При избытке-гигантизм, при недостатке-карликовость.
2 Эпифиз(шишковидное тело) Головной мозг Гормон регулирующий биоритмы
3 Щитовидная железа Передняя часть шеи
Под кадыком Тироксин
содержит йод Регулирует обмен углеводов и жиров А )при гиперфункции железы-базедова болезнь(пучеглазость)
Б) при гипофункции эндомический зоб.
В) если в детстве не хватало организму йода-кретинизм.
4 Надпочечники Задняя стенка брюшной полости , на верхушке почек. Адреналин(вырабатывает мозговое вещество).
Половые гормоны(вырабатывает корковое вещество) Повышает пульс и давление
.влияет на формирования вторичных половых признаков
5 Тимус (вилочковая железа) Позади грудины, над сердцем тимозинОтвечает за иммунитет
6 поджелудочная поджелудкоминсулин Снижает уровень глюкозы в крови При недостатке гормона –сахарный диабет
7 Половы железы
А) .у мужчин -яички
Б). уженщин-яичникиОбласть малого таза Тестостерон
Прогестерон,эстрадиолВлияют на формирование и созревание половых клеток, на развитие половых признаков
ребята, наша область относится в йододефицитной . 70% населения города Темиртау страдают отклонениеми в работе щитовидной железы.
Что делать?Тот йод , который добавляют технологи в хлеб и соль быстро улетучивается, и наш организм его так не получает. Поэтому нам самим грамотно подходить к соему здоровью используя в пищу продукты с большим содержанием пищевого йода. (показ слайдов, морская рыба, морская капуста, креветки, кальмары, мидии, хурма).
4.закрепление пройденного материала:
а)тестирование.
Домашнее задание. Учебник параграфы 10,11 термины, вопросы после параграф, задание «!» письменно.
Индивидуальное задание: подготовиться к конференции «Эндокринология. Прошлое. Настоящее. Будущее».