Урок по биологии для 8 класса «Эндокринная система. Нарушения работы желёз внутренней секреции»

МБОУ «Кочёвская средняя общеобразовательная школа»

Модель урока биологии в 8 классе

Тема: «Эндокринная система. Нарушения работы желёз внутренней секреции»




Цели: 1. Раскрыть нарушения, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желёз внутренней секреции;
2. Познакомиться с мерами профилактики эндокринных заболеваний;
3. Создать условия для увлечённого учения.

Тип урока: Комбинированный.
Методы: наглядный, проблемный, словесный, частично-поисковый.
Средства: 1. Драгомилов. А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек;
2. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека;
3. Резанова Е.А. Биология человека в схемах и таблицах;
4. СD – «1С: Образование 3.0» Биология. Человек;
5. Интернет - ресурсы, презентации учащихся.
Приёмы: логические (выделение главного и систематизация, обобщение)
Технология: ИКТ, ТРКМ.









Учитель биологии I категории
Вавилина Светлана Анатольевна









2013 год
Ход урока:
1 этап: Организационный момент – 1 минута

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Приветствие учащихся:
Мы умные, мы внимательные,
мы старательные, мы – отлично учимся, всё у нас получится! создание доброжелательной психологической атмосферы в классе, проверка готовности рабочего места ученика
Приветствие учителя, повторение
проверка готовности, настрой на работу


2 этап: Тестовая работа (повторение) – 5 минут

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Подготовка тестов:
1. Регуляция функций в организме осуществляется: А) только нервной системой
Б) только эндокринной системой
В) нервно-гуморальным способом
Г) с помощью безусловных рефлексов;
2. Какой отдел мозга осуществляет нервно-гуморальную регуляцию секреции гипофизарных гормонов?
А) гипоталамус
Б) мозжечок
В) таламус
Г) продолговатый мозг;
3. Эндокринные железы отличаются от других желёз тем, что:
А) выделяют секреты на поверхность тела
Б) имеют выводные протоки
В) выделяют секреты непосредственно в кровь или лимфу
Г) выделяют секреты в полости тела;
4. Какой гормон продуцирует поджелудочная железа?
А) окситоцин
Б) тироксин
В) адреналин
Г) инсулин;
5. Железа, выделяющая соматотропный гормон (гормон роста):
А) поджелудочная железа
Б) щитовидная железа
В) яичник
Г) гипофиз;
6. Гормон надпочечников:
А) инсулин
Б) адреналин
В) нейрогормоны
Г) Тироксин;
7. Какую железу внутренней секреции образно можно назвать «дирижером оркестра» эндокринных желёз:
А) щитовидную железу
Б) гипофиз
В) надпочечники
Г) поджелудочную железу;
8. Какой химический элемент является действующим началом в тироксине – гормоне щитовидной железы:
А) бром
Б) калий
В) йод
Г) железо
Решение тестов, проверка,
1 - В



2- А






3 - В





4 – Г



5 – Г





6 – Б




7 – Г




8 – В






Самооценка



3 этап: Актуализация, целеполагание, мотивация – 4 минуты

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Актуализация:
- Человек может жить без желудка, желчного пузыря, с одним лёгким, одной почкой, с половиной печени, но он умрёт, если удалить маленькую железу – гипофиз, которая весит всего 0,5 г. Всего желёз внутренней секреции около 10, их общая масса – 100 г.
- Железы внутренней секреции вырабатывают гормоны в ничтожно малых количествах, например, в сутки человеку требуется 0, 000003 г витамина В, а гормона адреналина – в 1000 раз меньше (15 г хватит на всех людей земного шара)
- Гормоны очень активны, они сильно изменяют рост и развитие всего организма, регулируют обмен веществ; нехватка или избыток гормонов вызывают болезненные изменения массы и пропорций частей тела (известны случаи, когда масса тела достигала 500-600 кг)
- Почему же железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения?

Сообщение темы урока.
С помощью глаголов, записанных на доске, учащимся предлагается составить 2 учебные задачи, которые нужно будет решить в ходе урока (узнать, познакомиться, выявить, научиться, раскрыть и др.)

Мотивация на работу;
Активное слушание






















Отвечают на проблемный вопрос



Записывают тему урока.
Формулируют задачи – вопросы, на которые хотели бы поучить ответ в ходе урока




4 этап: Изучение нового материала – 18 минут

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Подготовка презентаций с учащимися
Дополнения сообщений учащихся, помощь в заполнении таблицы




















































































Вывод: Нарушения гормонального аппарата нашего организма, безусловно, не ограничивается теми заболеваниями, которые мы рассмотрели. Их значительно больше. К счастью, остальные встречаются довольно редко. И человек сегодня не беспомощен в борьбе с поломками гормональных механизмов регуляции. А условия – это ЗОЖ, - это и есть слагаемые искусства быть здоровым.
Выступления с презентациями;
Слушают доклады, заполняют таблицу:
Железа
Гиперфункция
Гипофункция

Гипофиз
АКРОМЕГАЛИЯ
Изменение пропорций тела (нос, губы, подбородок, стопы, кисти)

ГИГАНТИЗМ
(> 2 метров)
Снижение полового развития, слабость, утомляемость

ЛЕЧЕНИЕ – рентген-терапия
КАРЛИКОВОСТЬ
( до 1 метра)
Умственные способности в норме, размеры тела пропорциональны, лицо старческое.
Факт: Египетская карлица Агибе имела рост 38 см.




Введение гормона роста

Щитовидная железа


БАЗЕДОВА БОЛЕЗНЬ
(учащение сердцебиения, пучеглазие, разрастание зоба, нарушение обмена веществ, раздражительность, общая слабость)
ЛЕЧЕНИЕ: удаление части железы
КРЕТИНИЗМ
(нарушение пропорций тела, отставание в психическом, умственном развитии, увеличивается язык, снижена работа ЦНС, медлительность)

МИКСЕДЕМА
(эндемический зоб – сонливость, утомляемость,
головные боли
снижение умственных способностей, памяти)


ПРОФИЛАКТИКА:
- употребление йодированной соли, продуктов, богатых йодом ( мясо, рыбий жир, фасоль, горох, яйцо, овощи, морепродукты, ламинария)
- свежий воздух
- приём препаратов, богатых йодом


Надпочечники
ГИПОГЛИКЕМИЯ
( резкое снижение сахара в крови – шок – нарушение деятельности мозга с судорогами и потерей сознания)

Введение глюкозы
САХАРНЫЙ ДИАБЕТ
(повышение сахара в крови, жажда, потеря сознания, диабетическая кома, угроза жизни)
Инсулин, диета


Надпочечники
ГИПЕРТОНИЯ
(повышение артериального давления)
Профилактика – физическая нагрузка

БРОНЗОВАЯ БОЛЕЗНЬ
(нарушения обмена веществ)


Половые железы
Раннее половое созревание, нарушение работы половой системы

Отставание полового созревания, нарушение работы половой системы

Вывод делают учащиеся.


5 этап: Контроль – 5 минут

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

CD – тренажёр
Игра - картинка
Выполняют задание
Учащиеся по изображению заболевания определяют название болезни


6 этап: Итоги, рефлексия – 5 минут

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Предлагает сделать вывод каждому учащемуся в зависимости от целей урока
Каждый по цепочке говорит по 1 фразе об уроке, что достиг, что не понял


7 этап: Оценивание, Домашнее задание – 2 минуты

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

& 44, 45
- Составить «Книгу рекордов»
- Мини – сочинение «Люди и болезни эндокринной системы»
Учащиеся выбирают сами, какое задание им выполнить.


15