Конспект урока Технологии 7 класс : «Сталь ,её виды и свойства». : «Сталь ,её виды и свойства».


План урока
Технология 7 класс
Тема урока : «Сталь ,её виды и свойства».
Цели и задачи урока :1.Ознакомить учащихся с видами и свойствами сталей
2. Научить распознавать маркировку сталей .3.Воспитывать у учащихся бережное отношение к материалам и инструментам.
4.Способствовать развитию логического мышления .Тип урока : Изучение нового материала Время- 45 минут
Методы обучения : фронтальный опрос ,рассказ учителя , показ приёмов работы , демонстрация наглядных пособий ,показ диафильма «Искровые методы определения марки стали ».
Ход урока
Организационная часть .Приветствие учащихся , контроль посещаемости , проверка готовности учащихся к уроку , сообщение темы и целей урока .
Теоретическая часть .А) Повторение пройденного материала « Получение и применение чугуна » .Вопросы для повторения пройденного материала .Что такое чугун ?Виды и свойства чугуна .Способы получения и область применения чугуна .Б) Изучение нового материала
План рассказа учителя :Сталь. Виды сталей ( углеродистые , легированные , конструкционные , инструментальные , специальные ).
Маркировка сталей.
Свойства сталей .Просмотр диафильма
Сталь . Виды сталей .
Сталь занимает особое место среди металлов и сплавов . Она служит материалом для практически всех отраслей техники и производства . В зависимости от состава стали подразделяются на углеродистые и легированные.
Углеродистые стали –это сплав железа с углеродом , в состав которых входят некоторые обычные примеси . Углерод придаёт стали твёрдость , но увеличивает хрупкость и снижает пластичность.
Легированные стали – сплавы железа с углеродом , в которые кроме железа, углерода и обычных примесей , входят так называемые легирующие элементы ( хром , никель , вольфрам и тд. ).Слово «легирование » произошло от немецкого слова , означающего сплавлять .Добавление этих элементов во время плавки изменяет её свойства .Одни элементы повышают твёрдость и прочность , другие упругость, третьи повышаю коррозионную стойкость стали , улучшают другие полезные свойства и качества .
По назначению стали делят на конструкционные ,инструментальные и специальные с особыми свойствами .
Конструкционные стали применяются для изготовления различных металлических конструкций, деталей механизмов и машин .Конструкционная углеродистая сталь бывает обычного качества и качественной .Сталь обыкновенного качества обладает невысокой прочностью и применяется для изготовления болтов , шайб ,мягкой проволоки и тд.
Качественная углеродистая сталь более прочная , и из неё изготавливают зубчатые колёса , шкивы и другие детали машин .
Все стали маркируются , то есть имеют условные обозначения которые показывают вид стали ,её состав , свойства .
Конструкционная углеродистая сталь обычного качества маркируется буквами « Ст» и порядковым номером от 0-7 .Чем выше номер тем больше в нём содержание углерода и выше прочность .Качественная углеродистая сталь обозначается цифрами обозначающими содержание углерода в сотых долях процента .Например « Сталь45 »- это сталь содержащая 0,45 % углерода . Более подробно по марке стали можно определить её состав и свойства , пользуясь специальным справочником .Инструментальные углеродистые стали тоже подразделяются на качественные и высококачественные .Инструментальные стали отличаются от конструкционных большей твёрдостью и прочностью. Они применяются для изготовления различного режущего и контрольно- измерительного инструмента .Инструментальные качественные и высококачественные стали маркируются буквами и цифрами , указывающими содержание углерода в десятых долях процента .
Специальные стали – это стали с особыми свойствами : нержавеющие , износостойкие и тд.
Рассказать учащимся о истории создания сталей ( получение домасской стали и булата , как ковались японские клинки).
Просмотреть диафильм « Искровой метод определения марки стали », по окончании просмотра отгадать кросворд по теме .Как называется сталь у которой при ковке на поверхности получаются узоры ? Ответ : Домасская
2 .Каким основным свойством отличается сталь от чугуна ? Ответ : гибкостью
Заключительная часть .Установка на следующий урок .А)На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки стали . Школьники получат новые знания о термической обработке металлов , изучат основные приёмы термической обработки , изучат основные орудия для обработки сталей , приобретут навыки графического изображения металлических деталей .
Б) Домашнее задание :1. Повторить изученный материал ( учебник по технологии для 7 класса стр . 73-77.
Список использованной литературы .Занятия по техническому труду: Пособие для учителей труда
Г.Б .Волошин ; А.А. Воронов и тд.Под редакцией Тхоржевского. М.:Просвещение 1985.