Статья Возможности интерактивной доски SMART Board в контроле знаний и умений учащихся.

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В КОНТРОЛЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Интерактивные доски SMART Board предоставляют учителю и ученикам уникальную возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности: с их помощью можно работать практически с любым имеющимся программным обеспечением и одновременно реализовать различные формы индивидуального, группового и фронтального контроля. Но для того, чтобы грамотно использовать все богатство возможностей интерактивной доски, учителю необходимо не только отлично знать свой предмет, владеть педагогическим мастерством, иметь большой опыт преподавания, но и иметь творческий подход к разработке занятий с использованием возможностей программного обеспечения доски SMART Board.
К сожалению, в настоящее время практически нет разработанных уроков с использованием интерактивных досок. Поэтому приходится, изучив возможности интерактивной доски, самой разрабатывать и придумывать возможности эффективного использования ее на уроках, в частности для контроля знаний. Хочу поделиться своим опытом и идеями.
Интерактивную доску можно использовать при проведении математических диктантов, самостоятельном решении задач, выполнении контрольных работ, тестировании и т.д.
Интерактивные доски SMART Board – это и визуальное и интерактивное средство. Она позволяет создавать эффективные задания, захватывающие внимание всех учеников. Достигается это с помощью инструментов интерактивной доски.
При проверке правильности выполнения заданий удобно использовать инструмент Затенение экрана, который используется для скрытия части доски. На закрытой части доски можно поместить алгоритм решения задачи, которым должны пользоваться учащиеся, и открывать его по мере выполнения каждого пункта, можно спрятать уже готовое решение задачи и также открывать постепенно, чтобы ученики смогли сверить свое решение с решением учителя. При выполнении тестов эта функция доски тоже может быть использована для скрытия правильных ответов и последующей их проверки. В отличие от традиционных форм контроля интерактивная доска позволяет, осуществить проверку выбора правильного или неправильного ответа с помощью скрытого вышеуказанными способами смайла или шутливой анимации.
А можно это сделать так: напечатать вопрос и ответ, нарисовать прямоугольник и, выбрав для него цветную заливку, спрятать за ним ответ. Или же, можно воспользоваться другим способом: задействовать инструмент Ластик. Напечатать вопрос и ответ, выбрать инструмент Умное перо и цвет чернил, совпадающий с цветом фона. Заштриховать ответ цифровыми чернилами. Воспользовавшись Ластиком, стереть чернила, скрывающие ответ.
С помощью интерактивной доски для проверки усвоения материала можно использовать задание: «Повесьте ярлычок». Перед началом работы разместить на рабочем экране уравнения различных видов. Создать ярлычки с названиями видов приведенных уравнений и поместить их внизу страницы Notebook. Предложить ученику, сдвинув ярлычки, закрепить их на уравнениях соответствующих видов.
Если при выполнении какого-либо задания, ученик испытывает затруднения, то, прикрепив ссылку на ресурс в сети Интернет, на другую страницу Notebook или файлы, имеющиеся в компьютере (например, видео, анимацию или другой файл) или сохраненные на вкладке Вложения, он может получить подсказку.
Если же использовать богатый набор графических изображений на вкладке Коллекция, то можно существенно разнообразить занятия, превращая
их в красочную интерактивную творческую коллективную работу. Например, предложить ученику выбрать из Коллекции необходимые геометрические фигуры. На интерактивной доске удобно строить графики различных математических функций, физических процессов и т.д.
Можно, вызвав учащегося к доске и дав ему вместо традиционного мела электронный маркер или предложив писать просто пальцем, или при помощи виртуальной клавиатуры или средства распознавания рукописного текста записать, решение задачи, выполняя необходимые чертежи.
Инструменты интерактивной доски дают возможность использовать маркер для создания на экране любых надписей и заметок поверх изображений, видеофрагментов и т.д. и сохранить их.
При проверке домашнего задания удобно отсканированный рисунок вместе с заданием поместить на страницу Notebook (например, задание из Рабочей тетради), а затем, не затрачивая времени на воспроизведение условия и рисунка, попросить ученика показать выполнение домашнего задания.
Таких слайдов можно сделать несколько и, соответственно, вызвать несколько учеников для проверки домашнего задания. Все изменения на доске сохраняются в исходном документе, поэтому работы можно проверить после занятия.
Можно с помощью принтера распечатать любую из страниц Notebook и раздать учащимся для выполнения задания или самоконтроля.
Использование интерактивной доски превращает работу учителя в творческий труд, приносящий удовлетворение, позволяет использовать компьютерные технологии для контроля знаний, а у учеников вызывает интерес к изучению математики. Даже учащиеся, которые обычно не любят работать у доски, с удовольствием вызываются выполнять задание на интерактивной доске.
15