Конспект урока по истории России 9 класс по теме:Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны
История России 9 класс
Тема урока: КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Цель урока: уяснить суть произошедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки.
Задачи урока:
Познакомить с событиями важнейших битв Великой Отечественной войны.
Формировать умения и навыки работы учащихся со сравнительной исторической таблицей, сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи.
Воспитывать учащихся в духе толерантности и гуманизма.
Основные понятия: коренной перелом в ходе войны; Курская дуга.
Опрос домашнего задания:
Тестирование
1.
Как вы думаете, почему в советском мобилизационном плане отсутствовал раздел, посвященный эвакуации людей и предприятий (возможны несколько вариантов ответа)?а) В основе советской военной доктрины лежала идея наступательной войны.б) включение подобного пункта могло быть воспринято как запланированное отступление;в) это были происки врагов народа.
2.
Кто возглавлял созданный 24 июля 1941 г. Совет по эвакуации?а) А. Н. Косыгин; б) А. И. Микоян; в) Н. М. Шверник.
3.
Как изменился трудовой режим в годы войны (возможны несколько вариантов ответа)?а) Были отменены выходные дни;б) был установлен 10-часовой рабочий день;в) директора предприятий получили право продлевать рабочий день на 3 часа;г) была введена трудовая мобилизация населения;д) был разрешен детский труд с 10-летнего возраста.
4.
В каком году СССР превзошел Германию по выпуску военной продукции?а) В конце 1942 г.; б) в середине 1943 г.; в) в начале 1944 г.
5.
Какие изменения произошли в конфессиональной политике власти во время Великой Отечественной войны (возможны несколько вариантов ответа)?а) Восстановлено патриаршество;б) восстановлены епархии, открыты храмы;в) отменен закон об отделении церкви от государства;г) разрешена деятельность священников на фронте.
6.
Кто является автором знаменитого плаката «Родина-мать зовет!»?а) А. Дейнека; б) Б. Ефимов; в) И. Тоидзе.
7.
Слова какой известной песни родились из личного письма поэта-фронтовика А. Суркова к жене?а) «Землянка»; б) «Темная ночь»; в) «В лесу прифронтовом».
8.
Кто является автором знаменитого стихотворения «Жди меня»?а) А. Твардовский; б) К. Симонов; в) С. Михалков.
9.
°Кто является автором музыки песни «Священная война»?а) А. Александров; б) Н. Богословский; в) В. Соловьев-Седой.
10.
Во второй половине сентября 1943 г. советскими партизанами была проведена операция «Концерт». Какова была цель этой операции?а) Массовый выезд в партизанские отряды концертных бригад;б) подрыв коммуникаций противника, вывод из строя железных дорог;в) уничтожение высших чинов гитлеровской армии.
11.
Вычеркните имя, выпадающее из общего логического ряда:а) П. П. Вершигора; б) С. А. Ковпак; в) П. М. Машеров; г) Д. Н. Медведев; д) Ф. И. Толбухин; е) А. Ф. Федоров.
План изучения нового материала
1. Разгром немецких войск под Сталинградом.
2. Начало массового изгнания захватчиков с родной земли.
3. Битва на Курской дуге.
4. Битва за Днепр. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.
Разгром немецких войск под Сталинградом.
Рассказ учителя: показывает на карте направления ударов советских войск под Сталинградом, направление контрудара танковой группы Манштейна.
Задание:Учащиеся продолжают заполнять таблицу «Коренной перелом в ходе войны»:
Дата
Сражение
Результаты и значение сражения
В заключение проводится обсуждение логического задания и поясняется суть понятия «коренной перелом».
2.Начало массового изгнания захватчиков с родной земли.
Рассказ- учитель излагает, опираясь на материал учебника, показывая на карте направления зимнего наступления Красной Армии и поясняя понятие «Курская дуга».
3.Битва на Курской дуге.
Рассказ учителя с сочитанием просмотра учебного фильма «Битва под Курской дугой
В заключение можно обсудить вопрос: как вы считаете, почему Курская битва завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?
4. Битва за Днепр. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.
Задание: учащиеся изучают самостоятельно, читая текст учебника, работая с картой и заполняя таблицу.
Заключение урока учитель проводит беседу:
в чем заключался коренной перелом в ходе войны?
Какими факторами он был предопределен? Почему стал возможен?
Задание на дом. § 26
15