Конспект урока по истории России 9 класс по теме:Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

История России 9 класс
Тема урока: КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
      Цель урока: уяснить суть произошедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки.
Задачи урока:
Познакомить с событиями важнейших битв Великой Отечественной войны.
Формировать умения и навыки работы учащихся со сравнительной исторической таблицей, сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи.
Воспитывать учащихся в духе толерантности и гуманизма.
Основные понятия: коренной перелом в ходе войны; Курская дуга.
Опрос домашнего задания:
Тестирование
 
1. 
Как вы думаете, почему в советском мобилизационном плане отсутствовал раздел, посвященный эвакуации людей и предприятий (возможны несколько вариантов ответа)? а) В основе советской военной доктрины лежала идея наступательной войны. б) включение подобного пункта могло быть воспринято как запланированное отступление; в) это были происки врагов народа.

 
2. 
Кто возглавлял созданный 24 июля 1941 г. Совет по эвакуации? а) А. Н. Косыгин; б) А. И. Микоян; в) Н. М. Шверник.

 
3. 
Как изменился трудовой режим в годы войны (возможны несколько вариантов ответа)? а) Были отменены выходные дни; б) был установлен 10-часовой рабочий день; в) директора предприятий получили право продлевать рабочий день на 3 часа; г) была введена трудовая мобилизация населения; д) был разрешен детский труд с 10-летнего возраста.

 
4. 
В каком году СССР превзошел Германию по выпуску военной продукции? а) В конце 1942 г.; б) в середине 1943 г.; в) в начале 1944 г.

 
5. 
Какие изменения произошли в конфессиональной политике власти во время Великой Отечественной войны (возможны несколько вариантов ответа)? а) Восстановлено патриаршество; б) восстановлены епархии, открыты храмы; в) отменен закон об отделении церкви от государства; г) разрешена деятельность священников на фронте.

 
6. 
Кто является автором знаменитого плаката «Родина-мать зовет!»? а) А. Дейнека; б) Б. Ефимов; в) И. Тоидзе.

 
7. 
Слова какой известной песни родились из личного письма поэта-фронтовика А. Суркова к жене? а) «Землянка»; б) «Темная ночь»; в) «В лесу прифронтовом».

 
8. 
Кто является автором знаменитого стихотворения «Жди меня»? а) А. Твардовский; б) К. Симонов; в) С. Михалков.

 
9. 
°Кто является автором музыки песни «Священная война»? а) А. Александров; б) Н. Богословский; в) В. Соловьев-Седой.

 
10. 
Во второй половине сентября 1943 г. советскими партизанами была проведена операция «Концерт». Какова была цель этой операции? а) Массовый выезд в партизанские отряды концертных бригад; б) подрыв коммуникаций противника, вывод из строя железных дорог; в) уничтожение высших чинов гитлеровской армии.

 
11. 
Вычеркните имя, выпадающее из общего логического ряда: а) П. П. Вершигора; б) С. А. Ковпак; в) П. М. Машеров; г) Д. Н. Медведев; д) Ф. И. Толбухин; е) А. Ф. Федоров.

План изучения нового материала
1. Разгром немецких войск под Сталинградом.
2. Начало массового изгнания захватчиков с родной земли.
3. Битва на Курской дуге.
4. Битва за Днепр. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.
      

Разгром немецких войск под Сталинградом.
Рассказ учителя: показывает на карте направления ударов советских войск под Сталинградом, направление контрудара танковой группы Манштейна.
Задание:Учащиеся продолжают заполнять таблицу «Коренной перелом в ходе войны»:
Дата
Сражение
Результаты и значение сражения

      В заключение проводится обсуждение логического задания и поясняется суть понятия «коренной перелом».
      2.Начало массового изгнания захватчиков с родной земли.
Рассказ- учитель излагает, опираясь на материал учебника, показывая на карте направления зимнего наступления Красной Армии и поясняя понятие «Курская дуга».
      

3.Битва на Курской дуге.
Рассказ учителя с сочитанием просмотра учебного фильма «Битва под Курской дугой
      В заключение можно обсудить вопрос: как вы считаете, почему Курская битва завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?
      4. Битва за Днепр. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.
Задание: учащиеся изучают самостоятельно, читая текст учебника, работая с картой и заполняя таблицу.
      Заключение урока учитель проводит беседу:
в чем заключался коренной перелом в ходе войны?
Какими факторами он был предопределен? Почему стал возможен?
      Задание на дом. § 26


15