Урок по литературе — Составление киносценария к рассказу А.П.Чехова Хирургия

Предмет: литература.
Класс: 5.
Тема: «Составление киносценария к рассказу А.П.Чехова «Хирургия»
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважения к родной литературе ;
развитие эмпатийного отношение к искусству и человеку;
обучение использованию для решения познавательных коммуникативных задач различных источников информации.
Метапредметные:
продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и рефлексию;
развивать умения вырабатывать собственное мнение с учетом позиции других, выбирать стратегию общения, регулировать свое поведение;
формировать умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
Предметные:
углубить представление о понятии «киносценарий», раскрыть этапы работы над составлением киносценария;
развивать навыки составления киносценария;
формировать коммуникативные и речевые умения на основе работы с текстом и другими произведениями искусства.

Словарь урока:
Действующие лица – персонажи произведения.
Монолог – речь действующего лица .
Диалог – устный или письменный обмен высказываниями (репликами) между двумя и более людьми.
Реплика – последние слова актера, после которых должен говорить свою роль другой.
Закадровый голос – голос, который (при необходимости) объясняет, что происходит на экране .

Ресурсы урока:
рабочие листы для учащихся;
средства мультимедиа;
текст рассказа «Хирургия»
фонограмма аудиозаписи фрагмента рассказа А.П.Чехова «Хирургия»



Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Время

1. Оргмомент
Привлечение внимания учеников к происходящему за окном
- Посмотрите, какой сегодня великолепный зимний день. Какое радостное настроение он создает! Пусть и наша сегодняшняя работа принесет только радость и поддержит зимнее настроение.
Ученики наблюдают природу за окном.
1 минута

2. Мотивация
3. Актуализация знаний





















4. Целеполагание





-Ребята, сейчас вы услышите фрагмент произведения, определите автора и название произведения.
Звучит фрагмент рассказа А.П.Чехова «Хирургия» в исполнении
Слайд 1 А.П. Чехов «Хирургия»
- Удалось ли мастеру слова передать накал страстей, эмоциональное состояние героев? Кого высмеивает в рассказе автор?
Когда вы слушали, в вашем воображении возникали образные картины? А как человек может передать окружающим эти картины?
А для какого вида искусства потребуется предмет, который я держу в руках?(учитель демонстрирует хлопушку)
Слайд 2. Кинемато
·граф(то есть «записывающий движение») - отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Что нужно для того, чтобы снять фильм по данному рассказу?
А что литература дала кинематографу?
-А какова разница между кино и литературой?
Слайд 3. Разница между кино и литературой: образы в литературе умозрительные, а в кино зрительно-словесные.
Ребята, как вы думаете, чем отличается художественное произведение, которое написал Чехов, от киносценария?
-


- учатся на слух воспринимать литературное произведение и оценивать чтение
- учатся рецензировать профессиональное чтение
-учатся отвечать на проблемный вопрос


- развивают умения отвечать на проблемный вопрос, подбирать аргументацию
1 минута

10 минут



-Киносценарий – литературное произведение, по которому ставится кинофильм.
Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Предложите свои варианты темы.
Слайд 4. «Составление киносценария к рассказу А.П.Чехова «Хирургия »
-Выстроите в логическом порядке и степени значимости задачи нашего урока.
Слайд 5.
Начать работу над составлением киносценария.
Закрепить знания, полученные по теме.
Глубже познакомиться с понятием «киносценарий».

Слайд 6.
Глубже познакомиться с понятием «киносценарий».
Закрепить знания, полученные по теме.
Начать работу над составлением киносценария.



- формулируют тему урока, сверяют с образцом;




- выстраивают цели урока и сверяют с образцом;
корректируют тему и цели урока;
- настраиваются на пролонгированное задание на уроке.
- настраиваются на пролонгированное задание на уроке.







1 минута


5. «Открытие» нового знания
- Сейчас вы увидите видеоурок. Во время его просмотра вы сможете выполнить задание № 1 в вашем рабочем листе.



- отбирают нужный материал на основе просмотра видео

1 минута


- А какие составные части включает в себя киносценарий, кроме тех, которые мы уже называли? Обратите внимание на задание №2 в рабочих листах. Вам нужно соотнести понятие и определение( используйте стрелочки): Действующие лица, монолог, диалог, реплика, ремарка, закадровый голос.
Слайд 9.
Действующие лица – персонажи произведения.
Монолог – речь действующего лица .
Диалог – устный или письменный обмен высказываниями (репликами) между двумя и более людьми.
Реплика – последние слова актера, после которых должен говорить свою роль другой.
Закадровый голос – голос, который (при необходимости) объясняет, что происходит на экране .
Ремарка- характеристика персонажей, событий, романтических ситуаций и обстановки.

овладевают новыми словами;







- сверяют с образцом
2 минуты


- Для составления киносценария сначала нам нужно составить цитатный план.
Слайд 10. Чем отличается простой план от цитатного?( на слайде пример простого и цитатного плана к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»)
Простой план. Цитатный план.
1.Отступление 1. «Мы долго молча отступали»
2. Ожидание боя. 2. «Пора добраться до картечи»
3. Ночь перед сражением. 3. «Но тих был наш бивак открыты

- Составим сначала простой план рассказа (устно).


Слайд 11.
План эпизодов
Встреча дьячка Вонмигласова и фельдшера Курятина в земской больнице.
Разговор героев, жалоба на зубную боль.
Первое удаление (неудачное).
Скандал, шум.
Второе удаление (зуб сломался).
Ругань.



- совершенствование навыка сопоставления
сравнительный анализ





- осуществляют работу по составлению простого плана


- сравнивают с образцом
5 минут

6. Включение нового знания в систему знаний.

- Используя план эпизодов, давайте коллективно составим цитатный план рассказа, он и станет основой нашего киносценария. Какие цитаты могут проиллюстрировать первый эпизод? Последующие эпизоды?
- Как мы назовем наш фильм? Должно ли название фильма совпадать с названием рассказа? Назовите действующих лиц фильма.
- совершенствуют навыки составления цитатного плана
15 минут


-Сейчас вы получите примерный киносценарий, где содержание кадра прописано -ведь мы с вами уже выделили это в тексте. Ваша задача- заполнить оставшиеся элементы таблицы. Работа будет групповая. 1 группа- знатоки сценарного искусства заполняют пояснительный текст, 2 группа «видеооператоры» определяют планы съемок, 3 группа «звукорежиссёры» определяют звуковое оформление текста. 4 группа –характеризует игру актеров.
- развивают навыки работы в группах


5 минут


-Группы готовы? Давайте послушаем представителей от каждой группы.
- Оцените работу групп.
- учатся рецензировать работы своих товарищей



7.Физминутка.
Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

- осваивают навыки релаксации, гимнастики для глаз




-Что нового мы узнали сегодня на уроке?
- Что оказалось трудным?

- подводят итоги работы на уроке, обобщают результаты анализа
3 минуты

8. Рефлексия и оценивание
- На ваших рабочих столах стоят статуэтки Оскара. Оцените работу групп: наградите этой кинопремией работу одной из групп.
- учатся анализировать индивидуальную деятельность и групповую работу
2 минуты

9. Домашнее задание
Слайд 12.
Домашнее задание:
Самостоятельно заполнить а)один из элементов таблицы(низкий уровень сложности); б) все оставшиеся элементы таблицы (средний уровень сложности)
Нарисовать афишу фильма.
Инсценировка фрагмента ( по выбору)
4) Снять фрагмент фильма (по выбору).

1-2 минуты


Рабочий лист
Ф.И._____________________________________________Тема________________________________________________________________

№1.Как снимается (нужное подчеркнуть):

Общий план - во весь рост, по грудь, наездом, крупно конкретная деталь
Средний план - во весь рост, по грудь, наездом, крупно конкретная деталь
Крупный план - во весь рост, по грудь, наездом, крупно конкретная деталь

№2 Соотнесите понятия:

Действующие лица - характеристика персонажей, событий, романтических ситуаций и обстановки.

Монолог – устный или письменный обмен высказываниями (репликами) между двумя и более людьми.

Диалог – речь действующего лица.

Реплика – голос, который (при необходимости) объясняет, что происходит на экране .

Закадровый голос – последние слова актера, после которых должен говорить свою роль другой

Ремарка- персонажи произведения

Критерии для оценивания работы группы:

№ гр.
Правильность изложения материала
Логика изложения материала, чёткость
Культура изложения материала
Дополнения других групп
Поведение в группе, умение сотрудничать


 
 
 
 
 


 
 
 
 
 


 
 
 
 
 











РАБОТА НАД СЦЕНАРНЫМИ КАДРАМИ КИНОСЦЕНАРИЙ
№ кад-ра
Пояснительный текст (время, место и т.д.)
План
съёмки
Содержание кадра (монологи, диалоги, поведение героев) ремарки
Звуковые, музыкальные эффекты,
закадровый голос
Игра
актеров



1.
Земская больница, приемная доктора
Общий
За столом фельдшер Курятин, лет 40, поношенная жилетка, истрепанные брюки, в руке – сигарета.
Звучит легкая музыка
Курятин: сидит за столом, курит, на лице выражение чувства долга и приятности

2.


Входит дьячок в рясе, коренастый, на носу бородавка, крестится на бутыль, кладет просфору, кланяется фельдшеру.



3.


Ф- «Аа, моё вам, с чем пожаловали?»
Д- «С воскресным днем вас, Сергей Кузьмич Сел намедни со старухой чай пить и ни боже мой, ни капельки, ни синь-порох, хоть ложись да помирай... Хлебнешь чуточку и силы моей нету! А кроме того, что в самом зубе, но и всю эту сторону... Так и ломит, так и ломит! В ухо отдает, извините, словно в нем гвоздик или другой какой предмет: так и стреляет, так и стреляет!»



4.


Ф - «М-да, садитесь, раскройте рот!»
Д – «Отец дьякон велели водку с хреном прикладывать – не помогло, Гликерия Анисимовна дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку-то надел, а в отношении молока не соблюл: бога боюсь, пост...»

Ф – «Предрассудок, вырвать его нужно»
Д – «Вам лучше знать, Сергей Кузьмич. На то вы и обучены, чтоб это дело понимать как оно есть, что вырвать, а что каплями или прочим чем... »



5.


Ф – «Пустяки, хирургия пустякиРаз плюнуть, зубы разные бывают. Одни рвешь щипцами, другой – козьей ножкой ,третий ключом... Кому как ».



6.
.

Ф – «Ну-с, раскройте рот пошире, сейчас мы его, таво»
Д – «Благодетели вы наши Нам, дуракам, и невдомек, а вас господь просветил... »
Ф – «Не рассуждайте ежели у вас рот раскрыт»
 


7.


Д – «Отцы наши, мать присвятая,ввв»
Ф – «Не хватайте руками, сейчас, вот-вот»
Д – «Ангелы! Дергай! Чего пять лет тянешь»
Ф – «Хирургия, сразу нельзя»



8.
дьячком и тянет зуб. Щипцы срываются с зуба.

 




9.


Д – «Тянул, чтоб тебя так на том свете потянуло, не умеешь рвать, не берись, света божьего не вижу»
Ф – «А ты зачем руками хватаешь. Дура!»
Д – «Сам ты дура»
.


10.






Ф-Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил! «Не умеешь, не умеешь!» Садись! Садись, тебе говорю!
Д- Дай дух перевести... Ох! Не тяни только долго, а дергай. Ты не тяни, а дергай... Сразу!



11.



Ф-Раскрой рот Хирургия, брат, не шутка... Не дергайся... Зуб, выходит, застарелый, глубоко корни пустил... Не шевелись... Так... так... Не шевелись... Ну, ну... (слышен хрустящий звук). Так и знал!



12.










Д- Парршивый чёрт... Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!
Ф- Поругайся мне еще тут...

Дьячок берет со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси..





13.


Ф-Ништо тебе, не околеешь!




Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515