Деловая игра «Избирательная кампания».
Деловая игра «Избирательная кампания».
«Способность быть гражданином –
это и есть возможность возносить себя
до целого мнения страны»
Ф.М. Достоевский
Цель: в игровой форме изучить тему «Избирательное право».
Задачи:
1.Формирование чувства личной ответственности за свою гражданскую позицию и свой политический выбор;
2.Содействие практическому овладению способами деятельности, отражающими роль избирателей;
3.Воспитание гражданственности, формирование активной гражданственной позиции.
Оборудование: памятки, плакаты, ширма, урна для бюллетеней, бюллетени, раздаточный материал (приложение3).
Форма проведения: деловая игра.
Участники: ученики 10 класса.
Основная идея: Избирательное право составляет важную часть жизни многих граждан. Знать и уметь пользоваться этими правами необходимо каждому.
Проблемный вопрос: Каким образом любой гражданин России может принять участие в политической жизни страны?
Основные знания: сущность и принципы избирательной системы, понятие избирательного процесса его этапы.
Уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, понимать динамику исторического процесса.
Понятийный аппарат урока: активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательный процесс, избирательная система.
Цитаты на доске:
«Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над собственным государством». (Аристотель).
«Управление государством зависит от подбора мудрых людей». (Конфуций).
Ход работы:
1. Вступление.
Учитель:
Благодаря Конституции каждый гражданин имеет целый ряд прав и свобод. Свобода имеет для нас немаловажное значение. За нее люди боролись на протяжении всей истории существования человечества. Человеку вообще свойственно выбирать.
Справку о выборах на Руси приготовил для вас ваш одноклассник (приложение 1).
Учитель:
Участие в выборах – дело добровольное. Но это проявление ответственности и правовой культуры каждого гражданина. Гражданин постоянно выбирает – в политической, социальной сферах и делает это, потому что неравнодушен к судьбе своей страны, города или села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома. Ведь чем активнее и сознательнее участвует в управлении страной ее население, тем скорее страна приходит к удовлетворительному уровню своего развития.
А в каком документе закреплены основные права и обязанности граждан РФ? (в Конституции РФ). Чтобы ответить на этот вопрос послушаем некоторые статьи Конституции РФ и попробуем ответить на вопросы.
Ученик читает:
Статья 32Конституция РФ
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Вопросы к документу:
1. О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ?
2. Что означает избирать и быть избранным?
Своим правом избирать вы сможете воспользоваться уже через 3 года. От того, как вы поступите, будет выражаться ваша гражданская позиция. А чтобы выборы не проходили стихийно, существуют определённые правила их проведения, закреплённые законодательством. Таков Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Ознакомьтесь с отрывками из него и ответьте на вопросы.
Статья 3Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»
Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах
Статья 4Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»
Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации и иными правовыми актами, быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Вопросы к документу:
С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участия в выборах?
Кто не имеет права принимать участия в выборах?
Учитель: Пока возраст не дает вам права принять участие в выборах. Но сегодня у нас есть возможность принять участие в деловой игре «Избирательная кампания», придерживаясь всех правил ведения избирательной кампании, следуя всем этапам ее проведения.
В игре участвуют все ученики, двое – в роли « кандидатов», двое – в роли «помощников» кандидатов, трое – избирательная комиссия, остальные – в качестве избирателей.
2. Этапы деловой игры:
Задача: выбрать председателя Совета старшеклассников школы.
Знакомство с кандидатами (2-3мин). По очереди кандидаты выступают перед избирателями, знакомят их с фактами их биографии и своей программой.
Выступления помощников кандидата (2 мин).
Прения (5 мин). Избиратели задают вопросы, выступают в поддержку или с критикой программы, приводя аргументы в подтверждение ее несостоятельности.
Выборы (3 мин).
Итогом игры являются тайные выборы кандидата. Учащиеся на заранее подготовленных бюллетенях отмечают значком фамилию кандидата, за которого они отдают голос, и помещают свой лист в урну для голосования.
6. Пока избирательная комиссия проводит подсчет голосов, учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты (приложение 2).
7. Избирательная комиссия оглашает результаты выборов.
Учитель: Подошла к концу наша деловая игра, и мы можем сделать определенные выводы.
- Получилось у нас провести выборы председателя Совета старшеклассников?
- Насколько важна организация предвыборных кампаний, сами выборы?
- Выполнялись ли правила проведения избирательной кампании?
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
- Какие уроки мы можем извлечь для себя из нашего занятия?
- Что было самым трудным в ходе урока?
- Что было наиболее интересным?
- Что нового вы узнали в ходе игры?
- Что у нас получилось хорошо? Над чем надо еще подумать? Чему вы научились?
4. Заключение.
Учитель: Ребята, сегодня вы приняли участие в деловой игре «Избирательная кампания». Поняли, что участие в голосовании – важнейшее право и обязанность человека в демократическом обществе. Это возможность формировать государственную политику.
В этой игре вы проявили свои творческие способности, учились работать в группах, делились своими знаниями, опытом. На практике применили правила проведения избирательной кампании.
Я надеюсь, что этот урок не прошел даром. Вы достаточно умело, грамотно выражаете свои мысли, отстаиваете свою точку зрения, свою гражданскую позицию, уважаете мнение других. Это очень важно, значимо и для вас, и для меня, и для нашей страны.