Рабочая программа по географии
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование составлено на основе:
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
авторской программы: Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 56с.
Цель: сформировать знания о родной стране и подвести учащихся к пониманию своего места в стране и в мире.
Задачи:
Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства.
Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства.
Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране.
Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации.
Развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланитарные, так и специфические процессы и явления.
Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
В основу планирования положены цели изучения курса географии:
ОбщеучебныеОвладение конкретными географическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности и для изучения смежных дисциплин.
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для географической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.
Формирование представлений о географии как части общечеловеческой культуры, понимания значимости географии для общественного процесса.
Предметно-ориентированные
Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.
Освоение системы географических знаний об Архангельской области как целостном, сложном, динамично развивающемся географическом пространстве, в котором происходит жизнедеятельность и саморазвитие личности.
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.
Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
Требования к уровню подготовки учащихся
Называть и (или) показывать:
Предмет изучения географии России
Основные средства и методы получения географической информации
Субъекты РФ
Пограничные государства
Особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских, сухопутных границ
Границы часовых поясов
Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмические опасные территории
Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах
Распределение рек страны по бассейнам океанов
Основные области современного оледенения и крупные ледники
Зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах
Основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования
Важнейшие природно-охранные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивныеНароды, наиболее распространенные языки, религии
Примеры рационального и нерационального размещения производства
Объекты всемирного культурного и природного наследия России
Районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т.д.)
Экологически неблагополучные районы России
Маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
Определять (измерять):
Географическое положение объектов
Разницу в поясном времени территории
Погоду по синоптическим картам
Параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации
Описывать:
Географическое положение страны. Отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое)
Образцы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, с/х, городского, транспортного или рекреационного строительства
Особенности быта и религий отдельных народов
Объяснять:
Роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны
Влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России
Образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых
Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога
Влияние климата на жизнь, быт хозяйственную деятельность
Как составляется прогноз погоды
Распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние ПК и освоение территории человеком
Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон
Причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны
Разнообразие природных комплексов на территории страны
Различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения
Особенности природы населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития
Роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ
Уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры
Причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов
Особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях
Объяснить причины основных географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «агломерация», «мегаполис», «трудовые ресурсы», «концентрация», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «топливно-энергетический баланс», «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».Оценивать и прогнозировать:
Природно-ресурсный потенциал страны и региона
Экологическую ситуацию в стране и регионе
Изменения природных и социально экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов
Изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений
Развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
УМК
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География: Природа России. 8 класс.
Учебник. М.: «Русское слово», 2010.
Е.М. Домогацких. Рабочая тетрадь по географии. 8 кл. М.: «Русское слово», 2010.
Мишняяева Е.Ю. География. Планета Земля. Атлас. М.: Просвещение, 2010.
Мишняяева Е.Ю. География. Планета Земля. Контурные карты. М.: Просвещение, 2010.
Е.М. Домогацких. Программа по географии. 6-10 классы. М.: Русское слово, 2012.
Формы организации образовательного процесса:
В образовательном процессе используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 8 классе отводится 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1 учебный час в неделю.
Содержание рабочей программы
№ Название раздела Количество часов Умения (знать/уметь)
1 Общая физическая география России. 32 Знать: географические особенности природных регионов России, основные географические объекты; причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
Уметь: работать с картой, делать прогнозы, строить схемы, работать с таблицами.
Тема 1. Географическое положение. 3 Знать: специфику географического положения Российской Федерации, особенности границ России, в каких часовых поясах расположена Россия.
Уметь: проводить связь между географическим положением и другими компонентами природы, составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации, определять местное, поясное, декретное, летнее время
Тема 2. Исследование территории России. 2 Знать: историю освоения государственной территории России, имена исследователей.
Уметь: находить и анализировать различные источники информации
Тема 3. Геологическое строение и рельеф. 5 Знать: особенности геологического строения территории России, области современного горообразования; взаимосвязь основных форм рельефа и строения земной коры
Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов, анализировать карты, тексты, решают проблемные вопросы; приводить примеры использования и охраны минеральных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды
Тема 4. Климат и погода. 7 Знать: факторы, определяющие климат России; объяснять закономерности распределения тепла и влаги на территории страны; разнообразие типов климатов на территории страны. анализировать климатограммыУметь: выделять, описывать и объяснять; применять в процессе учебного познания понятия: «воздушные массы», «атмосферные фронты». Описывать особенности погоды отдельных территорий.
Прогнозировать погоду в связи с приближением атмосферного фронта; Объясняют причины образования циклонов и антициклонов; Составляют краткую географическую характеристику климата территории на основе разнообразных источников географической информации. Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды; Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета
Тема 5. Моря и внутренние воды. 8 Знать: моря, омывающие Россию, их особенности. Объясняют причины разнообразия органической жизни в них; понятия: «длина», «бассейн», «водораздел», «питание и режим реки». Определяют их зависимость от рельефа и климата; Знают и показывают крупные реки бассейнов трех океанов и области внутреннего стока; Знают определения понятий: «озера», «болота»; Знают и объясняют причины образования ледников и многолетней мерзлоты, области их распространения; Знают и показывают на карте границы максимального покровного и горно-долинного оледенения
Уметь: характеризовать реку, определять возможности ее хозяйственного использования; показывать на карте крупнейшие озера, болота, определять возможности хозяйственного использования; объяснять причины их распространения и роль в природе; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей средыТема 6. Почвы. 2 Знать: и объяснять факторы образования и свойства почв;
Уметь: описывать зональные типы почв, приводить примеры использования и охраны почвенных ресурсов;
Тема 7. Природные зоны. 5 Знать: особенности видового разнообразия растительного и животного мира зональных природных комплексов, объяснять причины, определяющие видовое разнообразие растительного и животного мира зональных природных комплексов.
Уметь: характеризовать особенности азональных природных комплексов; находить в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения обеспеченности страны биологическими ресурсами, составлять краткую географическую характеристику разных территорий
2 Крупные природные районы России. 33 Знать: географические особенности природных регионов России; основные географические объекты.
Уметь: давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа
Тема 1. Островная Арктика. 1 Знать: природу арктических островов.
Уметь: прогнозировать возможность использования территории в хозяйстве, определять экологические проблемы
Тема2. Восточно-Европейская (Русская) равнина 5 Знать: особенности рельефа и полезные ископаемые; климатообразующие факторы
Уметь: объяснять зависимость полезных ископаемых от геологического строения территории ;.причины разнообразия природных зон;
составлять краткую географическую характеристику природно-территориальных комплексов., устанавливать причинно-следственные связи
Тема 3. Кавказ. 3 Знать: и показывать формы рельефа, объяснять причины и следствия большой высоты
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки природы Кавказских гор
Тема 4. Урал. 4 Знать: геологическую историю региона, объясняют особенности рельефа и разнообразие полезных ископаемых; причины разного количества осадков на западных и восточных склонах, истоки рек;
Уметь: характеризовать особенности природы природно-территориального комплекса Урала и причины слабо выраженной высотной поясности гор
Тема 5. Западно-Сибирская равнина. 4 Знать: и объяснять причины заболоченности, показывать и характеризовать бассейн Оби; ПТК Западной Сибири
Уметь: оценивать степень антропогенного воздействия, объяснять причины слабой освоенности территории
Тема 6. Средняя Сибирь. 3 Знать: и показывать формы рельефа, месторождения природных ископаемых.
Уметь: объяснять причины образования рельефа; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
Тема 7. Северо-Восток Сибири. 3 Знать: особенности рельефа и климата
Уметь: объяснять особенности природы, растительного и животного мира природно-территориального комплекса
Тема 8. Горы Южной Сибири. 4 Знать: основные термины и понятия
Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения рельефа, климата и внутренних вод гор Южной Сибири; сравнивать высотную поясность Алтая, Забайкалья и Станового нагорья; приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды
Тема 9. Дальний Восток. 5 Знать: и показывать формы рельефа, объяснять причины образования, приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
Уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления
3 Природа и человек. 2 Знать: основные понятия и термины
Уметь: приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
прогнозировать возможные изменения природы в случаях рационального и нерационального природопользования; решать проблемные вопросы,
устанавливать причинно-следственные связи, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
Материально-техническое обеспечение предмета:
Комплект настенных учебных карт. География России 8 класс
Физическая карта России.
Агроклиматические ресурсы России.
Природные зоны и биологические ресурсы России.
Карта растительности России.
Геологическая карта России.
Экологические проблемы России.
Климатическая карта России.
Тектоническое строение территории России . Почвенная карта России.
Климатическое районирование территории России.
Рекреационные ресурсы России.
Восточно-Европейская (Русская) равнина.
Физическая карта, Север и Северо-Запад Европейской части России.
Физическая карта, Северный и Северо-Западный экономические районы.
Физическая карта, Центральный, Центральночерноземный и Волго-Вятский экономические районы.
Физическая карта, Поволжский экономический район.
Физическая карта, Северо-Кавказский экономический район.
Физическая карта, Уральский экономический район.
Физическая карта, Западно-Сибирский экономический район.
Физическая карта, Восточная Сибирь.
Физическая карта, Восточно-Сибирский экономический район.
Часовые пояса России.
Физико-географическое районирование территории России.
Модели:
Модель "Циклон и антициклон (демонстрационная)
Гербарий фотографический
Гербарий фотографический "Сельскохозяйственные растения России"
Гербарий фотографический по географии
Модель-аппликация "Природные зоны" (ламинированная)
Коллекция "Гранит и его составные части"
Коллекция "Древесные растения и их распространение" (демонстрационная)
Коллекция "Каменный уголь и продукты его переработки" (демонстрационная)
Коллекция "Кварц в природе"
Коллекция "Лен и продукты его переработки" (средн. шк.)
Коллекция "Минералы и горные породы" (20 видов.)
Коллекция "Нефть и продукты ее переработки" демонстрационная
Коллекция "Поделочные камни (йодированные)
Коллекция "Полезные ископаемые"
Коллекция "Почва и её состав"
Коллекция "Торф и продукты его переработки"
Коллекция "Хлопок и продукты его переработки" (средн. шк.)
Коллекция"Шерсть и продукты ее переработки" (средн. шк.)
Модель "Строение земных складок и эволюции рельефа"
Модель зон разлома (Сдвиги земной коры)
Комплект таблиц. География России. Природа и население.
8 класс
1. Географическое положение, территория и границы.
2. Тектоническое строение территории.
3. Рельеф.
4. Климат.
5. Внутренние воды.
6. Почвы и мелиорация.
7. Природно-хозяйственные зоны России.
8. Административно-территориальное деление России.
9. Природные ресурсы и проблемы рационального природопользования.
10. Население и трудовые ресурсы.
Набор таблиц «Рельеф»
1. Восточно-Европейская равнина.
2. Западно-Сибирская равнина.
3. Средне-Сибирское плоскогорье.
4.Северо-восток Сибири.
5. Уральские горы.
6. Кавказ.
7. Горы южной Сибири.
8. Дальний Восток.
9. Рельеф дна океана.
10. Формирование современного рельефа.
Комплект таблиц по географии «Природа Земли и человек»
1. Земля - планета Солнечной системы,
2. Вращение Земли вокруг Солнца,
3. Земная кора,
4. Горные породы и полезные ископаемые,
5. Основные формы рельефа Земли,
6. Внешние факторы рельефообразования,
7. Солнечная радиация и радиационный баланс,
8. Изменение температуры и давления с высотой,
9. Приборы для наблюдения за погодой,
10. Циклоны и антициклоны,
11. Факторы образования атмосферных осадков,
12. Подземные воды и их использование,
13. Смена природных зон от полюсов к экватору,
14. Географическая оболочка и ее части
Таблица демонстрационная "Атмосферные процессы и явления" (винил 100x140)
Таблица демонстрационная "Воздействие человека на атмосферу" (винил 100x140)
Таблица демонстрационная "Высотная поясность в горах России" (пиния 100x140)
Таблица демонстрационная "Географическая оболочка и её части" (винил 100x140)
Таблица демонстрационная "Гидрологические режимы рек" (винил 100x140)
Таблица демонстрационная "Горные породы и полезные ископаемые" (винил 100x140)
Таблица демонстрационная "Почвы, растении и животные природных зон" (винил. 100x140)
Таблица демонстрационная "Смена природных зон от полюсов к экватору" (винил 100x140)
Таблица демонстрационная "Солнечная радиация и радиационный баланс" (винил 100x140)
Мультимедийный материал:
Большая Детская энциклопедия. География (Jewel)
Большая детская энциклопедия. История Географических открытий (Jewel)
Большая Энциклопедия России. Природа и география России (Jewel)
DVD. Уроки географии Кирилла и Мефодия (8 класс)
Дидактический и раздаточный материал:
Дидактические раздаточные материалы "Рельеф" (10 листов) (10 штук)
География России. Природа и население 8 класс СД диск
Дидактические раздаточные материалы "География России. Природа и население 8 класс"(10 листов) (10 штук)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ужовская средняя общеобразовательная школа
Принята на педагогическом совете Утверждаю
Протокол № 12 от 30.08.2013 Директор школы /Добряева Т.В Приказ № 282 от 02.09.2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
География
Рабочая программа учебного предмета «География. Физическая география.» для 6 класса разработана в соответствии с требованиями
федерального компонента государственного образовательного стандарта
программа разработана
учителем географии
МБОУ Ужовская СОШ
Стучилиной Т.В.
2013 год