Конспект урока по истории на тему Дворцовые перевороты (7 класс)
Конспект урока по истории России на тему: « Дворцовые перевороты», 7 класс
Подготовила учитель истории
МБОУ СОШ № 82
Г. Ульяновска
Цховребова К.Е.
«Россия отдыхает после Петра"В.О.Ключевский
Тема урока: Дворцовые перевороты.
Класс: 7
Тип урока: закрепления изученного материала,обобщениеТехнология: проблемное обучение.
Методы обучения: словесный, наглядный, исследовательский, познавательный, проблемный.
Цели урока:
Образовательная:– усвоение конкретно-исторических фактов, характеризующих эпоху дворцовых переворотов;– усвоение учащимися важнейших исторических понятий.
Развивающая: – продолжить выработку умений и навыков работы с историческим материалом и текстом, систематизировать полученные данные, умение выделять из текста главное;– развивать коллективно-мыслительную деятельность уч-ся.
Воспитательная:– воспитывать культуру общения;– воспитывать желание отстаивать собственную позицию, используя для аргументации исторические сведения.
В результате занятия учащиеся смогут:
- Систематизировать материал об эпохе дворцовых переворотов (предметные).
- Объяснять значение понятий дворцовый переворот, Верховный тайный совет, фаворит, « кондиции», престолонаследник (предметные).
-Высказывать свою точку зрения о характере внутренней политики престолонаследников в эпоху дворцовых переворотов (личностные).
-Уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения (метапредметные).
-Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов, сформулированных учителем и учениками во время урока (метапредметные).
-Осознать роль главы государства в судьбе страны, народа (предметные).
-Способствовать формированию культуры межличностного общения (метапредметные).
-Задуматься о том, какие правители вызывали наибольшую симпатию, а какие неприятие (личностные).
Краткое описание идеи занятия:
-Работа с историческим текстом с последующим ответом на проблемный вопрос и выводом по этому вопросу
Основные понятия: дворцовый переворот, Верховный тайный совет, фаворит, «кондиции», престолонаследник.
Проблемный вопрос:
Какова сущность Дворцовых переворотов в российской истории?
План урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Повторительно-обобщающая работа
Рефлексия
Сообщение домашнего задания
Ход урока:
Организационный момент
Добрый день, уважаемые коллеги, ребята! Наш сегодняшний урок истории я хотела бы начать со слов Н.М. Карамзина: «Знать и познавать историю своей страны нужно каждому самому простому человеку».
Сегодня ребята, мы продолжаем тему Дворцовые перевороты. Нам предстоит работать с историческими текстами и ответить на проблемные вопросы к ним. В конце нашего урока мы подведем итоги работы и подведем итоги.
Актуализация знаний
Перед началом работы давайте повторим то, о чем мы говорили на прошлом уроке. ( работа с понятиями: Дворцовый переворот, ХР ДП,фаворит, регенство, гвардия, верховники, кондиции, бироновщина, контрреформа)
Ответы обуч-сяКакова роль гвардии в смене власти в России в эпоху ДП?
Примерный ответ:
Во время ДП усилилась роль гвардии в государственных делах. В борьбе за власть каждая из враждующих сторон была вынуждена обращаться к гвардейским полкам. В итоге на престоле оказывались люди слабые и неспособные управлять страной, беспокоившиеся лишь об удовлетворении интересов близких им лиц - фаворитов.
У вас на столе лежат листочки, прочтите текст и определите о каком правителе идет речь ( приложение 1)
Молодцы, ребята!
Повторительно-обобщающая работа
Класс делится на 3 группы у каждой свое задание
Приложение 2,3,4
На выполнение задания отводится 7 минут
Обсуждение проблемного вопроса, после чего учитель подводит класс к вопросу: Какова сущность Дворцовых переворотов в российской истории?(ответы детей)
Вывод:
ДП не влекли за собой изменений политической, а тем более социальной системы общества и сводились к смене монархов и к борьбе за власть различных дворянских группировок, преследовавших свои, чаще корыстные интересы.
Сообщение домашнего задания
П. 20-21, подготовится к тесту.
Рефлексия
На столе у каждой группы есть наклейки, выберете ту, которая характеризует ваше впечатление от урока и приклейте на доску.
Спасибо за работу! Благодарю за внимание!
-602854607101 группа
Вспомните, как называется картина?
Что за мужчина изображен на ней?
Какую роль он сыграл в Дворцовых переворотах 1725-1762гг?
группа
Заполните схему «Династия Романовых».
Заполните схему «Династия Романовых».
Кто мог претендовать на признание законным наследником императора?( не менее 3-х претендентов)
Обведите красным цветом тех, кто занял престол. Назовите не менее двух причин утверждения на престоле этого претендента
3 группа
Кондиции Верховного Тайного Совета для Анны Иоановны(1730г)
Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца Всероссийского, нашего любезнейшего Государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли и, следуя Божественному закону, правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное в начале к прославлению божеского имени и к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло. — Того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит; того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного
Верховного тайного совета согласия:
Ни с кем войны не всчинять.
Миру не заключать.
Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета
У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
Вотчины и деревни не жаловать.
В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного Тайного совета не производить.
Государственные доходы в расход не употреблять — и всех верных своих поданных в неотменной своей милости содержать. А. буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.
Источник: «Кондиции», подписанные Анной Иоанновной в 1730 г. // Государство российское: власть и общество. С древнейших времен до наших дней: Сборник документов / Под ред. Ю.С.Кукушкина. - М.: Изд-во Моск. университета, 1996. С. 70-71.
Прочтите документ и предположите, каковы могли быть альтернативы развития Российской Империи, если бы Анна приняла кондиции? (укажите не менее 2-х путей развития)