Разработка урока истории по теме Дворцовые перевороты (7 класс)
Тема: Дворцовые перевороты
Цель: Выявить причины, сущность и последствия дворцовых переворотов в России; познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов.
Задачи
образовательная – развивать способность обучающихся к освоению и применению знаний об эпохе дворцовых переворотов на основе уже имеющихся знаний.
развивать умение анализировать и оценивать исторические события, умение работать в группе, развивать навыки работы с документами.
воспитательная – определить свое отношение к событиям 18в.
Оборудование и материалы
Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), дополнительные материалы
Планируемый результат
Предметные образовательные результаты
называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников;
объяснять причины и последствия дворцовых переворотов;
объяснять значение понятий дворцовые перевороты, фаворит, кондиции, гвардия
Метапредметные умения
Личностные УУД:
- работать в группах;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- составлять план и последовательность действий;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
- проводить поиск информации;
- проводить анализ учебного материала;
- строить логические цепочки рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре, распределять обязанности для получения общего результата;
Ход урока
Организационный этап
Здравствуйте, садитесь. Давайте настроимся на плодотворную работу и пожелаем друг другу хорошего настроения и успех
Мотивация учебной деятельности.
Ребята, послушайте стихотворение:
Как много сделал он для матушки России
Великих дел, свершений и побед.
Коль славен он и прежде и поныне
Без малого почти три сотни лет.
Великий царь, великий император
Он шел по жизни собственным путем.
И для страны и для себя как реформатор
Ему все было в жизни нипочем.
Всегда стремился первым быть как прима
Еще когда водил потешный был народ.
И строил он, как воевал неудержимо
Мануфактуры, города и армию, и флот.
О ком же говорится в этом стихотворении? Да, конечно же. О Петре Великом. На протяжении ряда уроков мы изучали одну из самых интересных и спорных эпох отечественной истории – эпоху Петра Великого. Личность Петра Великого и время, которое мы называем петровской эпохой, вызывают интерес не только у историков, но и у большинства граждан России.
Актуализация знаний.
Почему же его личность так интересна? Давайте вспомним положительное и отрицательное в его правлении. Перечислите положительные черты правления.
Положительное в правлении Петра I: великое посольство, создал регулярную армию, основал Санкт-Петербург, победа под Полтавой, выход к Балтийскому морю, Россия стала империей, выход к Каспийскому морю, заключил выгодный Ништадтский договор, преобразовал государственную систему, церковь стала частью государственной системы, ввел «Табель о рангах», произвел первую перепись населения, провел административно-территориальное деление, произошел подъем в экономическом развитии страны, создал сильный флот, наладил кораблестроение, проводил политику протекционизма, наладил экспорт, ввел новый календарь, открывались новые школы, стала издаваться первая газета «Ведомости», открывались библиотеки и музеи, Академия наук, развивалась живопись, изменения в быту в лучшую сторону, завозились новые диковинки.
Ребята, а было ли отрицательное? Давайте назовем.
Отрицательное: Казнь стрельцов, устранил сестру Софью от власти, ввел новую систему налогов, отправил свою жену в монастырь, много жертв при строительстве Петербурга, жестоко обошелся с царевичем Алексеем.
Да, действительно, в нашей жизни многое связано с Петром Первым. ешгщн4.Изучение новой темы:
Однажды, осенью 1724 года произошло событие, которое, как казалось, не могло повлиять на ход истории, но повлияло. Что же произошло? Я предлагаю вам посмотреть фрагмент и ответить на вопрос.
Просмотр фрагмента фильма.
Ребята, а что же произошло? (император умер) Какие были его последние слова? Что они означают?
(смерть Петра, не оставил наследника)
Похоронив Петра, дворяне стали спорить о наследнике и не могли прийти к единому мнению. Почему? (он не оставил наследника) Так как по уставу о престолонаследии от 1724 года, монарх в праве был сам назначить себе приемника. Но Петр не успел. Раз он не оставил наследника это позволила его наследникам вести борьбу за власть. А знаете ли вы, что 1725-1762 год в истории России получил особое название? Вам интересно узнать чем он был особенным ?А вот какое – этот нам предстоит выяснить.
Я предлагаю ответить вам на 1 вопрос: кто же мог претендовать на российский престол после смерти Петра?
?: Кто же мог претендовать на российский престол?
Задание: используя генеалогическое древо выберите наследников Петра 1.
Дети составляют кластер «Наследники Петра»
«Тут кротко или строго
Царило много лиц.
Царей не очень много
А более цариц ».
А.К.Толстой
Да. Претендентов было много. Но добились ли они своей цели? Что нам необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (познакомиться с каждым наследником)
4.1 Я предлагаю вам, поработать в парах с историческим документом, которые помогут нам ответить на вопрос: произошло ли в борьбе за власть разных претендентов, отступление от идей Петра1?
После выступления каждой группы вопрос: о ком говорили, что изменилось и в какой сфере?
Организация работы в парах.
1 пара – Екатерина 1
2 – Петр 2
3.Анна Иоановна4. Иван Антонович
5. Елизавета Петровна
6. Петр 3.
Выступление групп. Слайды.
Подведение итогов работы. Составление исторической мозаики (каждая пара)
Ребята, так в чем же особенность этого периода? (частая смена власти, разными путями, перевороты)
В истории этот период называется Дворцовые перевороты. А что это такое?
Давайте порассуждаем. Составляют ассоциативный ряд.
Дворцовые перевороты – это смена власти, совершенная дворянскими группировками и руками гвардейских полков.
(слайд)
Сталкивались ли мы с подобным явлением в уже изученном периоде истории России? (да, период смуты) Что объединяет эти периоды в истории? (отсутствие порядка престолонаследия)
А в современной жизни, переворот имеет место? (да, Украина и др)
Первичное закрепление.
А теперь давайте еще раз повторим все, что мы узнали на уроке об этой эпохе. Работа по карточкам. Ответы на слайде.
Задание2: укажите правильный ответ
1. Главная движущая сила дворцовых переворотов?
а) духовенство; б) крестьянство; в) гвардия
2. Лицо, руководящее государством в случае малолетства или болезни монарха?
а) верховник; б) регент; в) рекрут
3. Члены Верховного тайного совета предложили Анне Иоанновне?
а) установить патриаршество; б) установить регентство; в) подписать кондиции
- Установите соответствие:
Петр II а) 1725-1727гг.
Екатерина I б) 1727-1730гг.
Анна Ивановна в) 1740-1741гг.
Петр III г) 1730-1740гг
Иван Антонович д) 1741-1761гг
Елизавета Петровна е) 1761-1762гг
1 2 3 4 5 6
б а г е в дРефлексия. Прием «Знаю, хочу узнать подробнее, узнал»
Фронтальная устная работа с классом.
Домашнее задание: прочитать параграф № ;Проблемное задание: Почему период после смерти Федора Ивановича называется Смутой, а период после смерти Петра 1 – дворцовыми переворотами?