Лекционный материал Тема: «Президент Российской Федерации: статус, порядок избрания, функции, полномочия»
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Новохоперского района Воронежской области
«Центр дополнительного образования детей»
Лекционный материал
Тема:
«Президент Российской Федерации:
статус, порядок избрания, функции, полномочия»
Подготовила: Н.А. Шевелева
Новохоперск, 2015
Содержание
Введение 3
Основная часть: 7
2.1. статус 7
2.2. порядок избрания 12
2.3. функции 17
2.4. полномочия 19
3. Заключение 24
4. Литература 25
1. Введение
Должность Президента является высшей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] выступает гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина, является [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] главнокомандующим [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Российской Федерации ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) [4].
Пост Президента Российской Федерации (до переименования государства 25 декабря 1991 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] как пост главы одной из союзных республик [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1991 года.
Становление института президентской власти в России шло на фоне реформирования не только политической, но и всей экономической жизни государства [13].
Начало демократических преобразований в России в 1990 г., провозглашение в Декларации «О государственном суверенитете РСФСР» принципа разделения властей (пункт 13) стало отправной точкой начала государственной реформы в России. С этого же момента начинается и конфликт между провозглашенным принципом разделения властей и устаревшей, закрепленной в Конституции РСФСР 1978 г. системой единовластия представительных органов власти.
Идея об учреждении поста Президента, первоначально возникшая еще в бывшем Союзе ССР, встретила значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако, набирающие силу процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали верх, и пост Президента СССР был учреждён.
В России вопрос об учреждении поста Президента решался более чем сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе 1/3 депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии, с которым указанный пост был учреждён. В Конституцию РСФСР 1978 г. была включена статья, закрепившая принципы разделения властей; глава о Президенте [6].
С введением в РСФСР института Президента и выборами в июне 1991 г. первого Президента РСФСР, объективно была заложена основа конституционного кризиса.
Кризис был изначально предопределён половинчатостью конституционной реформы 1990-1991 гг., когда в Конституцию РСФСР 1978 г. были искусственно вмонтированы элементы механизма разделения властей и введена должность Президента РСФСР при сохранении неопределённого статуса Съезда народных депутатов как высшего органа государственной власти, имеющего право принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. Тем самым были заложены и очень скоро обнаружились противоречия конституционных норм, не разграничивших чётко на этот момент полномочия исполнительной, судебной и законодательной власти в России. Как известно, формировавшаяся под конституционно закреплённую идею руководящей роли КПСС и сложившаяся за 70 лет советского строительства система организации государственной власти в СССР не имела к началу 90-х годов никаких зазоров и ниш в конституционно правовом механизме и инфраструктуре государственного управления для принятия совершенно инородного для себя звена. Тем более что речь шла о должности главы государства - Президенте России, избираемом гражданами на основе их прямого волеизъявления. Таким образом, вмонтированное в структуру Конституции РСФСР чужеродное звено (по идеологии этой Конституции) в виде института Президента ещё больше нарушило и так шаткий и условный баланс отношений представительной и исполнительной власти в России. Где с одной стороны, Президент РСФСР, являющийся в соответствии со статьёй 121-1 Конституции РСФСР высшим должностным лицом во властной иерархии страны и одновременной главой исполнительной власти РСФСР, с другой стороны, Съезд народных депутатов, определенный Ст.104 Конституции РСФСР в качестве высшего органа государственной власти, имеющего право принимать к своему рассмотрению и решать любой вопрос, относящийся к ведению Российской Федерации. Эта коллизия конституционных норм, спровоцировавшая противостояние и противопоставление формальных полномочий исполнительной власти во главе с Президентом РСФСР и законодательных органов в лице Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, осложнившая их взаимодействие, а также невозможность разрешения этой коллизии чисто правовыми методами в рамках старого Основного Закона России и заложили политико-правовую основу кризиса 1993 года. Реально осознавал всю опасность политических последствий неразрешенности названной конституционно-правовой коллизии, Президент России инициировал в начале 1993 г. процесс разработки проекта новой Конституции Российской Федерации.
Замена Советов народных депутатов другой системой представительных учреждений при одновременном усилении исполнительной власти и прерогатив Президента представлялась многим в 1993 г. кардинальным решением развязки противоречий в системе государственной власти. Возникла идея сконструировать такую модель сильной президентской власти, которая была построена на классической доктрине разделения властей при руководящей и координирующей роли главы государства.
В рамках работы Конституционного Совещания уже к лету 1993 г. вопросы и проблемы, касающиеся взаимоотношений и взаимодействия главы государства и парламента, были концептуально решены и сформулированы в тексте проекта новой Конституции Российской Федерации.
По Конституции РФ 1993 г. Президент определяется как глава государства. Конституция возлагает на Президента задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. При этом государственная власть не делится между органами - она едина и никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Реализация принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником, согласно ст. 3 Конституции, является многонациональный народ Российской Федерации [13].
Одновременно с этим существует необходимость разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть. Несмотря на то, что Президент непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти, он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти [12].
Цель выполнения данной работы: показать специфическую роль института Президента в условиях формирования гражданского общества, раскрыть статус, порядок избрания Президента в Российской Федерации, его функции и полномочия.
2. Основная часть
2.1. Статус
Статус Президента России определён главой четвёртой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства. Президент первый среди государственных должностных лиц, единственный, кто избирается всем избирательным корпусом Российской Федерации. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (п.3,4 ст.80). Особое положение Президента определяется тем, что он как глава государства определяет состав Правительства РФ, назначает и освобождает от должности членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства, может председательствовать на заседаниях Правительства, в особых случаях, определенных Конституцией, распустить Государственную Думу [11].
Конституция РФ провозглашает Президента гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В этом качестве Президент может обратиться в Конституционный Суд РФ с ходатайством о признании неконституционными актов федеральных органов и субъектов РФ, как гарант прав и свобод личности Президент вправе использовать помилование граждан, осужденных судом за совершенные особо тяжких преступлений.
На Президента возложена охрана суверенитета России, независимости и государственной целостности РФ [4,9].
Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, т. е. выполняет координирующую функцию, обладая юридическими средствами воздействия на каждую из ветвей власти: на деятельность законодательной власти – осуществлением права законодательной инициативы, правом вето, правом роспуска Государственной Думы; на исполнительную власть – посредством назначения председателя Правительства, назначения и освобождения от должности заместителей председателя Правительства, федеральных министров путем принятия
решения об отставке Правительства, посредством отмены актов Правительства [10].
Судебная власть независима в своей деятельности от любых властей, но Президент предоставляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ [2].
Концепция президентской власти, принятая в действующей Конституции Российской Федерации, существенно отличается от проводившейся в прежней Конституции. Суть изменений состоит, прежде всего, в том, что Президент перестал быть главой исполнительной власти. Согласно ст. 110 Конституции исполнительная власть осуществляется теперь Правительством Российской Федерации. Именно Председатель Правительства, а не Президент определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу [13]. По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены прежде всего на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.
В ч. 2 ст. 80 установлено, что Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это связано со значением Конституции для стабильности государства и с тем, что в соответствии с Конституцией, как указано в ее ст. 2, человек, его права и
свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Возложение на Президента обязанности быть гарантом Конституции означает, что он призван действовать персонально. Согласно ч. 2 ст. 80 Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Здесь же указано, что Президент может и обязан действовать в установленном Конституцией порядке, т.е. на основании конституционных норм. Таким образом, действия Президента должны основываться на нормах Конституции, что прямо вытекает из провозглашения России правовым государством [4]. Так, обеспечивая целостность и единство Российской Федерации, Президент принимает меры, направленные на устранение имеющихся противоречий нормативных актов субъектов Российской Федерации положениям федеральной Конституции и федеральным законам. Особенностью правового положения Президента именно как главы государства является то, что он исполняет возложенные на него Конституцией задачи не только лично, но и инициируя деятельность федеральных органов государственной власти, обеспечивая тем самым их согласованное функционирование и взаимодействие. Для этого Президент вправе использовать согласительные процедуры, а также различные формы контактов с органами законодательной и исполнительной власти. Общеизвестны, в частности, регулярные встречи Президента с Председателем Правительства, частые встречи с руководителями палат Федерального Собрания. Хотя, по Конституции, Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с нею наиболее тесно. Как уже говорилось выше, Конституцией ему предоставлено право председательствовать на заседаниях Правительства. Президент имеет определенные рычаги воздействия и на законодательную власть. Он имеет право законодательной инициативы, подписывает и обнародует принятые федеральные законы, ему принадлежит право отклонить закон, направив его тем самым на новое рассмотрение. Кроме того, в предусмотренных Конституцией случаях Президент может распустить Государственную Думу (ст. 109 Конституции РФ). Также Президент осуществляет помилование (см. ст. 89 Конституции). Конституция устанавливает право Президента обращаться в суд в целях обеспечения законности (см. ст. 85 и 125 Конституции).
Президенту принадлежит право определять во внутренней и внешней политике основные направления. Это означает, с одной стороны, что Президенту, как лицу, избранному на свой пост всем избирательным корпусом страны, принадлежит право формулировать указанные основные направления и что реализация внутренней и внешней политики государства остается правом и обязанностью соответствующих органов законодательной и исполнительной власти. В ч. 4 ст. 80 указано, что Президент Российской Федерации представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент Российской Федерации как глава государства в соответствии с федеральной Конституцией имеет право и возможность действовать активно и проводить определяемую им политическую линию развития государства [2,4].
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22 Конституции. Неприкосновенность означает защищенность от всяких посягательств со стороны кого бы то ни было, а лицо, пользующееся неприкосновенностью, защищается государством от противоправных посягательств. Предоставление Президенту Российской Федерации конституционной гарантии неприкосновенности обусловлено прежде всего чрезвычайной важностью и ответственностью его полномочий как главы государства и гаранта Конституции, а также тем, что он избран всенародным голосованием. Полнота понятия "неприкосновенность" имеет для Президента особое значение, поскольку ему приходится принимать крупные политические решения, которые могут вызвать не только поддержку, но и недовольство отдельных граждан и организаций. Президент, пользующийся гарантией
неприкосновенности, свободен принимать решения, исходя только из своего представления об интересах государства. Гарантия неприкосновенности, установленная ст. 91 Конституции, означает, что Президент не может быть привлечен к любой установленной федеральным законом ответственности, в том числе уголовной, административной и гражданской, подвергнут насильственному осмотру, обыску, аресту, задержанию или иному ограничению его личной свободы. Гарантия неприкосновенности действует только в период нахождения в должности.
Неприкосновенность никоим образом не связывается с безответственностью и вседозволенностью. Конституция возлагает на Президента Российской Федерации обязанности, предполагающие его высокую ответственность за свои действия. Это обстоятельство подчеркивается в Конституции тем, что она предусматривает возможность отрешения Президента от должности на основании сложной процедуры, следующей за обвинением его в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления [4]. Конституция Российской Федерации предусматривает также возможность обращения с запросами о признании нормативных актов Президента не соответствующими Конституции ( п. "а" ч. 2 ст. 125).
Статья 93 Конституции устанавливает порядок [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Президента от должности «на основании выдвинутого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или совершении иного тяжкого преступления <>», который предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.
Согласно статье 7 Федерального Закона «О государственной охране», в отличие от прочих лиц, замещающих государственные должности, которым предоставляется государственная охрана, «Президент Российской Федерации в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны» [2].
2.2. Порядок избрания
Выборы Президента Российской Федерации проводились в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] годах. Решение о введении поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием сроком на 5 лет, было принято на референдуме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] года, соответствующие положения включены в Конституцию РСФСР [7].
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] года положение о прямых выборах Президента сохранилось, однако срок его полномочий был сокращён до четырех лет. Поэтому, согласно статье 81 Конституции РФ, Президент Российской Федерации избирается на четырёхлетний срок [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидатом на должность Президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Избрание на третий и четвертый сроки возможно, но только после перерыва. Тем самым устанавливается периодическая сменяемость главы государства, обеспечивающая приток свежих идей и новых государственных деятелей [4].
Право избирать Президента предоставляется гражданам, достигшим на день выборов 18 лет. Участие граждан в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет только один голос. Эти нормы обеспечивают подлинную всеобщность избирательного корпуса, не допуская в то же время принудительного голосования или, напротив, установления ограничительных цензов. От выборов отстраняются только недееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Точный порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом. Право выдвижения кандидатов на пост Президента принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным
блокам. Выдвижение происходит на съезде (конференции) избирательного объединения; объединение и блок могут выдвинуть только одного кандидата, данные о котором сообщаются в Центризбирком РФ. Кандидат, может быть выдвинут также инициативной группой избирателей в количестве не менее 100 человек [1].
Однако выдвижение кандидата требует поддержки избирателей. Избирательное объединение, блок или инициативная группа обязаны собрать в поддержку своего кандидата не менее 1 млн. подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7% от требуемого общего числа подписей. Центризбирком проверяет правильность собирания подписей и выносит решение о регистрации кандидата. Центризбирком откладывает выборы, если будет зарегистрировано менее двух кандидатов, что призвано обеспечить альтернативный характер голосования [7].
Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Со дня регистрации зарегистрированные кандидаты обязаны на время проведения выборов оставить государственную службу или работу в средствах массовой информации, а переизбирающийся Президент РФ - не пользоваться преимуществами своего служебного положения. Кандидаты на пост Президента пользуются рядом льгот, предусмотренных законом (получают денежную компенсацию, бесплатно пользуются общественным транспортом, приобретают статус неприкосновенности и др.). Закон подробно регламентирует порядок проведения предвыборной агитации, использования в этих целях радио, телевидения и печатных изданий. Эти и многие другие нормы призваны обеспечить равные возможности для всех кандидатов, исключить злоупотребления и давление на избирателей.
Согласно ст. 102 Конституции назначение выборов Президента относится к ведению Совета Федерации Федерального Собрания. Ввиду важности обеспечения непрерывности деятельности Президента и своевременного (в установленные сроки) проведения его выборов Федеральный закон о выборах Президента Российской Федерации подробным образом регулирует
процедуру назначения выборов главы государства. Согласно ст. 4 этого Закона днем выборов Президента Российской Федерации является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Таким образом, Совет Федерации должен назначить выборы не произвольно, а на определенное число. Если же Совет Федерации не назначит выборы Президента в указанный срок, согласно Закону они проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента. Особый порядок назначения выборов Президента применяется при досрочном прекращении его полномочий в случаях, предусмотренных ст. 92 Конституции Российской Федерации. Совет Федерации назначает досрочные выборы Президента на первое воскресенье перед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом. В случае, если Совет Федерации, приняв решение об отрешении Президента от должности, не назначит выборы Президента, они проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня отрешения Президента от должности. Президент Российской Федерации избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Конституция Российской Федерации не требует, чтобы кандидат на должность Президента Российской Федерации являлся гражданином Российской Федерации по рождению. Условие постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет не означает непрерывного проживания в России 10 лет на день выборов. Речь может идти только о проживании в Российской Федерации не менее 10 лет суммарно ко дню выборов. При этом необходимо, чтобы кандидат на должность Президента Российской Федерации на день выборов постоянно проживал на территории Российской Федерации.
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти комиссии создаются на уровне Федерации (Центральная избирательная комиссия), субъектов РФ, территорий (районов, городов и др.), участков. Каждый зарегистрированный кандидат в Президенты вправе назначить одного члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом совещательного голоса. Избирательные комиссии имеют большие права, их деятельность строго регламентирована и осуществляется гласно и открыто [2,4].
Финансирование выборов Президента осуществляется за счет средств федерального бюджета, которые распределяются между всеми избирательными комиссиями. Но кандидаты на пост Президента вправе создавать собственные избирательные фонды, которые могут формироваться за счет собственных средств (не более 1000 минимальных зарплат), средств, выделенных Центризбиркомом на предвыборную агитацию, средств избирательных объединений (50 тыс. минимальных зарплат), добровольных пожертвований физических лиц (каждое не более 50 минимальных зарплат), добровольных пожертвований юридических лиц (каждое не более 5 тыс. минимальных зарплат). Но есть и общее ограничение: предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать суммы, равной 250 тыс. минимальных зарплат. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны иностранных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, российских юридических лиц с иностранным участием (если доля иностранного капитала превышает 30%), международных организаций и общественных движений, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, воинских частей, военных учреждений и организаций, благотворительных организаций и религиозных учреждений. Закон устанавливает строгий учет пожертвований в избирательные фонды (анонимные пожертвования, например, перечисляются в доход государства). Подсчет голосов избирателей проводится непосредственно членами участковой избирательной комиссии, о чем составляется протокол. На основании этих протоколов территориальная избирательная комиссия, суммируя содержащиеся в них данные, устанавливает итоги голосования и составляет протокол, который передается в избирательную комиссию субъекта РФ, а эта, в свою очередь, произведя суммирование данных, передает протокол в Центризбирком РФ [7].
Центризбирком не позднее чем через 15 дней со дня выборов определяет результаты выборов. Результаты голосования объявляются Центризбиркомом не позднее чем через три месяца со дня выборов.
Избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центризбиркомом о результатах выборов. При вступлении в должность Президент приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ. С момента принесения присяги Президент приступает к исполнению своих обязанностей [2].
Стоит обратить внимание на то, что присяга приносится народу Российской Федерации. Президент торжественно обещает уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, что подчеркивает приоритетность этого направления в деятельности главы государства. Президент обязуется также соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, принимать необходимые меры по защите государства, верно служить народу.
При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда Российской Федерации [3].
2.3. Функции
В нормах Конституции определяются функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг к другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т. е. не делятся с Парламентом, Правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т.д.) [8].
Функции Президента РФ определены в ст. 83 Конституции РФ. К функциям Президента РФ относятся:
1. назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
2. право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
3. принятия решения об отставке Правительства РФ;
4. представление Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Государственного банка РФ и постановка вопроса об освобождении его от должности;
5. представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, генерального прокурора, внесение в Совет Федерации предложения об освобождении от должности генерального прокурора,
назначение судей других федеральных судов, формирование администрации Президента РФ;
6. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Правительства РФ, его заместителя, федеральных министров;
7. назначение на должность и освобождение от должности полномочных представителей Президента РФ;
8. назначение на должность и освобождение от должности высшего командования вооруженными силами РФ;
9. утверждение военной доктрины РФ;
10. назначение и отзыв после консультации с Федеральным Собранием дипломатических представителей России в международных организациях и иностранных государствах [4].
2.4. Полномочия
На основании ст. 83 и 84 Конституции РФ Президент осуществляет следующие полномочия:
назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;
распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;
назначает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
вносит законопроекты в Государственную Думу;
подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию;
обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
подписывает ратификационные грамоты;
принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей.
в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], высшие воинские и высшие специальные звания;
осуществляет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [4,9].
В процессе осуществления своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации т.е. по существующей Конструкции у Президента есть право законодательной инициативы (ст.104), а так же право на издание указов и распоряжений, которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы. Согласно ст. 90 изданные Президентом указы и распоряжения, обязательны для
исполнения на всей территории России, не могут противоречить Конституции и федеральным законам, при обнаружении такого противоречия Конституционный Суд полномочен аннулировать нормативные указы Президента.
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. № 1274 определены федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, а также федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (ФМС России)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (МИД России)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Рособоронзаказ)
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Минюст России)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (ФССП России)
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (федеральная служба) (СВР России)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (ФСКН России)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (федеральное агентство) (ГУСП)
13 LINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D 14Управление делами Президента Российской Федерации15 (федеральное агентство).
В соответствии со ст. 87 Конституции Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, в соответствие с чем
президенту принадлежит право утверждать военную доктрину Российской Федерации (п. З ст.83);
назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 83 ).
в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение (п.2 ст.87). При обстоятельствах, предусмотренных федеральным законом, Президент наделен правом вводить на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение (ст.88).
О принимаемых решениях по данным вопросам Конституция обязывает Президента немедленно сообщить Совету Федераций и Государственной Думе. Это связано с тем, что вопросы, связанные с утверждением указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений, о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ, а также рассмотрение принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам войны и мира находятся в компетенции Совета Федерации (ст.102, 106). Такая система направлена на то, чтобы исключить возможность властных единоличных проявлений, и обязывает коллегиально решать столь важные для государства вопросы.
Т.о., полномочия Президента РФ осуществляются в различных сферах: в сфере органов исполнительной власти, органов при Президенте РФ, в сфере организации и деятельности законодательной власти, в сфере безопасности и обороны, в сфере судебной власти и прокуратуры, в сфере внешней политики, в решение некоторых иных вопросов.
3. Заключение
Политическая необходимость фигуры Президента обусловлена необходимостью обеспечить устойчивость системы управления государственными делами. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не должны оставаться без лидера, который, не состоя с этими институтами в отношениях власти – подчинения, тем не менее, обеспечивает согласованное их функционирование, оперативно выводит государственную систему из возможных тупиковых ситуаций, которые не всегда имеют форму правового спора. Тем самым Президент обеспечивает необходимое единство государственной власти в условиях разделения властей, т.е., институт Президента призван «цементировать» государство, обеспечивая устойчивость механизма власти. Главная задача Президента – олицетворять государство внутри страны и вовне. Принципиальное значение, особенно в настоящее время, имеет анализ конституционно - урегулированных взаимоотношений Президента с Правительством, Парламентом, судебными органами, их сравнения с практикой и определение тенденции их развития [1,5].
Вместе с тем, институт Президента со времени создания (1991г.) постоянно развивается, изменяется и приобретает новые черты. Многие полномочия и функции Президента получили необходимую конкретизацию в текущем федеральном законодательстве, нормативных указах Президента и решениях Конституционного Суда. Причем речь идет не о наделении дополнительными, полномочиями Президента, а, главным образом, о разграничении компетенции основных органов, осуществляющих государственную власть в России [1].
4. Литература
1. Алексеев С.С. Теория права / С.С. Алексеев. - М., 2005.2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России / Е.И. Козлова. - М., 2005.3. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций / С.А. Комаров. - М., 2006.4. Конституция Российской Федерации – Россия. М. 1993.5. Кропонюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Кропонюк. - М., 2007.
6. Степанов И.М. Уроки и парадоксы российского конституционизма Очерк- эссе / И.М. Степанов. - М.: Издательство «Манускрипт», 2006.7. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской
Федерации: политико-правовые и технологические аспекты //Государство и право. 2008, №8. С.5-13.8. Котенков А.А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе //Государство и право. 2008. №9. С.5-8.9. Марагулова И.Л. Законодательные проблемы амнистии и помилования
//Российское право. 2008. №1. С.38-44.10. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по
Конституции Российской Федерации 1993г. //Гос-во и право. 2006. №1. С.12-23.11. Окуньков А.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия)
//Российское право. 2008. №4. С.77-88.12. Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом //Гос-во и право. 2004. №5.13. Шейнис В.Л. Тернистый путь российской Конституции //Гос-во и право. 2007. №12. С.62-73.
13PAGE 15
13PAGE 14215
//