Клуб выходного дня «Глаза – наши незаменимые помощники ».
Квд «Глаза – наши незаменимые помощники ».
Цель:
Познакомить детей с внутренним строением глаза. Дать первоначальное понятие о функциях радужки, зрачка, хрусталика.
Показать детям, что полезно, а что вредно для глаз.
Развивать у ребенка ценность здоровья и чувство ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, сенсорные ощущения
Воспитывать у детей бережное отношение к своему зрению и к зрению других людей, чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь.
Оборудование:
- ИКТ
- мешочек с различными предметами
-Бумага, карандаш, резинка
Ход занятия:
- Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны хорошо знать свой организм и его органы,
любить их. Какие органы вы знаете? (кожа; голова лоб глаз ухо нос рот зубы лицо подбородок; шея горло плечи и т.д)
- А о каком органе человека мы сегодня будем говорить, вы, ребята, узнаете, если отгадаете загадки (сл.№1):
Два соседа-непоседы день на работе. Ночь на отдыхе.
-Правильно. Это загадка о глазах. (сл.№2):
Глаза - это зеркало нашей души, и когда взгляд излучает здоровый и чистый блеск, о нашем здоровье можно сказать, что оно отменное. Но в глазах также отражается вся наша жизнь, в глазах можно прочитать счастье, радость, грусть, желание... Так что вполне смело можно утверждать, что глаза - это книга, в которой отображается весь наш мир, наши чувства. (сл.№3)
«Глаза ребенка» автор М. Эпштейн
Они правдивы и настоящи,Открыты миру и без затей -Готовы верить, любить людей.Себе ж на пользу - смотрите чаще.Глаза ребёнка - мир чистотыИ покоряют своим доверьем,И вопрошают, насколько тыГотов умчаться в полёт мечты,Захлопнув мигом в реальность двериСмотрите прямо в озёра глаз.Не отводите в смущенье взгляда.Здесь Ваша совесть глядит на Вас:Не предавайте её сейчас.Глаза ребёнка - судьбы награда
(Сл.№4, смена картинок по щелчку)- Веками глаза ассоциировались с силой и тайной и назывались зеркалом души человеческой. Греческий философ Эмпедокл объяснял зрительное восприятие потоком огненных частиц, исходящим из глаз в направлении рассматриваемого объекта и возвращающимся обратно
Некогда слово “глаз”означало в русском языке камень-кругляк или шарик, а для обозначения глаза употреблялось слово “оно”, которое сохранилось в русском языке и поныне, и в разговорной речи, в пословицах и поговорках
немецкий ученый Генрих Гельмгольц заявлял , что "глаз сделан плохим механиком и его надо отдать на переделку мастеру".
Тем не менее, именно глаза остаются для человека самым сильным и надежным стражем. Достаточно мгновенного взгляда, чтобы заменить тысячу слов или жестов. Люди древнего мира осознавали это, но способность человека видеть оставался для них тайной. Поэтому многие племена поклонялись богу в образе глаза.
Уже за 4400 лет до н.э в Египте были зачатки науки о глазах .
- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? -(Сл. №5)
Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает свою добычу на земле.
Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.
Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.
- Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его?(сл.№6)
Диаметр Глаза – около 22мм.
Сл.№7
Цветное колечко – это радужная оболочка, или радужка.
От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
Наблюдения
Яркий свет – зрачок сужается, слабый – расширяется.
Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.
- Наблюдение: закройте резко глаза, повернитесь лицом друг к другу, откройте глаза. Что вы увидели?
- Но у глаз есть помощники, чтобы их узнать отгадайте загадку: «Под мостом мостищем, под соболем соболищем два соболька разыгрались».
Сл.№8 (По щелчку смена вопросов) – это брови, ресницы и веки. Они у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота.
А о чем это загадка: Придет беда – потечет вода.
- А зачем человеку слезы?- защищают глаза от пыли
Сл.№9, 10, 11.
- Русский писатель И. Тютчев писал: «Мое отношение к глазам это мое отношение к себе». Игра: Что любят глаза и чего не любят? Сл.№12
Не любят :- напряжения, долгого сидения за компьютером, телевизором, книгой, рассматривания мелких деталей, - скверного освещения, - неправильного питания, - когда болеют другие органы и системы организма, - дурного воздействия окружающей среды, - плохого ухода (в разумных пределах солнце, воздух и вода).
Любят: - когда за ними ухаживают. Например. делают гимнастику
Физкультминутка для глаз –
Игра : что для глаз полезно, а что вредно ( если полезно- над головой хлопаем в ладоши и громко говорим «Да» ; вредно- машем головой «Нет») Сл.№ 13
Вспомним правила бережного отношения к зрению Сл.№14-20
Сл.№ 21 Это интересно.
- С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, форму, размеры, перемещение предметов. Предлагаю попробовать определить на ощупь названия предметов с закрытыми глазами.
Игра на развитие сенсорных ощущений «На ощупь»
В мешок из ткани складывается несколько небольших предметов: карандаш, ложка, ножницы, авторучка, катушка ниток, конфета в обвертке, пробка от бутылки, теннисный шарик, ластик и т. п. Ребёнок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нём лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов. - Легко ли вам было? Что вы ощущали?
Игра «Где стереть?»
На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности, и только те фрагменты рисунка, которые назовёт ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т. д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.- Я надеюсь, что, выполняя эти задания, вы поняли, как трудно в этом мире жить, не видя ничего. - На земле есть люди и в нашей школе, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему? (ответы детей) - Наше государство заботится о таких людях. Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев, по брайлю - На этой картинке – «Памятник слепому человеку». (показ Сл.№ 22
- А вот на этой картинке памятник «Слепая девочка читает» (выставляется картинка) Сл.№ 23
Сл.№ 24А на этой собака поводырь. Для чего нужна эта собака?
Сама профессия эта была востребована временем и исключительными качествами собак. Что уж говорить: даже в России, наконец, признали, что эти обученные животные способны помочь людям с ограниченными возможностями – слепым, так как не могут, в силу разных причин, сиделки и медсестры.Именно эти собаки – разных пород – после специальной дрессировки помогут слепому аккуратно спуститься по лестнице, перейти улицу, не споткнуться о препятствия Как ни жаль, но именно эти псы живут не очень долго, поскольку растрачивают свои нервы и силы на то, чтобы спасти своих хозяев от опасностей. Сейчас более чем в двадцати странах мира есть специальные школы, где готовят собак-поводырей для слепых людей. Немцы первыми оценили эту самоотверженность и тридцать лет назад поставили памятник собакам-поводырям в Берлинском зоопарке.
Как вы думаете, для чего их поставили? (предположения детей)- Я думаю, ребята, нам надо всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?Дети: - Можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д.
итог
- Сегодня мы с вами ни один раз убедились, глаза наши - незаменимые помощники. Наши глаза настолько драгоценны, что мы просто обязаны их беречь и заботиться о них. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и любуемся им. Поэтому, берегите и охраняйте глаза.
- А закончить наше занятие я хочу стихами:
Глаза одних сверкают солнцем, Глаза других наполнены слезой... Глаза способны отражать любое чувство,
Они всегда честны с тобой. Глаза откроют множество секретов, Ты только повнимательней смотри. И если на вопросы ищешь ты ответы, Взгляни в глаза - в них зеркало души...
15