Технологическая карта урока развития речи во 2 классе Моё любимое животное


Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Теоретическое обоснование
I. Организационный момент.
Мотивация к деятельности
II.Актуализация и постановка учебной задачи
IIIЛингвистический этап.
1.Эмоциональная речевая разминка.
2.Работа над текстом.
3.Разгадывание загадок.
4.Разгадывание ребусов.
5.Игра «Зоопарк».
IV.Физкультминутка
6.Крылатые выражения.
7.Игра « Доскажи
словечко»
8. Беседа о слонах и доброжелательном отношении к животным.
9. Игра «Какой он?»
10.Игра «Только животные».
V.Веселая минутка.
VI.Литературоведческий этап.
1.Чтение и сочинение чистоговорок.
2.Языковая игра «Бесконечное предложение».
3.Работа над поговоркой.
4. Написание сочинения на тему «Мое любимое животное».
VII. Оценка деятельности уч-ся.
1.Просмотр детских рисунков и слушание сочинений миниатюр.
2. Домашнее задание.
VIII. Подведение итогов. Рефлексия. - Здравствуйте, ребята!
Придумано кем-то просто и мудро
С улыбкой здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро пусть длится до вечера!
- С предвкушения доброго дня, приятного общения друг с другом, успехов в совместной работе, начнем наш трудовой день.
- Вижу, что вы все готовы к нашему уроку
- Сегодня нам предстоит написать сочинение миниатюру.
- Что значит написать сочинение?
- Кто готов сформулировать цель нашей работы на уроке?
- Посмотрите на слайд и скажите, о ком пойдет речь на нашем уроке.
- А отгадав загадку, узнаете о ком конкретно . Ходит длинный, пасть клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он.
Ты узнал, кто это? (Слон)
- Какова же тема нашего урока?
- Сколько букв в слове «слон»?
- А слогов?
- Почему?
А теперь посмотрите на доску, дополните каждое следующее слово одной буквой, и мы получим несколько новых слов, одно из них будет названием животного из первой загадки.

ОН - СОН – СЛОН – САЛОН
Мы сегодня будем говорить о разных животных, но больше времени на уроке уделим рассказам о слоне.
а) Звукоподражание.
- Покажите голосом, как воздух выходит из шарика. (С-с-с)
- Какие животные «дружат» с этим звуком? (Слон, собака, лиса, крыса, носорог, страус …)
б) Проговаривание скороговорки.
Слоны умны.
Слоны смирны.
Слоны спокойны и сильны.
Произнесем эту скороговорку медленно, теперь чуть быстрее, еще быстрее. А теперь проведем конкурс на лучшего чтеца.
- Прочитайте текст. Почему его трудно читать? Найдите границы.
Однажды мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом вдруг мальчик оказался верхом на дельфине тот не сбросил седока и взял направление к берегу.
- Вы прочитали рассказ, нашли границы. Проверим, смотрим на слайд.
- Какие мысли у вас появились? (Мальчик дружит с дельфином.)
- Какие чувства пробудил текст?
- Отгадайте загадки. Объясните правописание слов-отгадок.
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое. (Корова)
Бела как снег,
Черна, как бес,
Повернулась – и в лес. (Сорока)

Кричит «крак!»,
Червякам – враг. (Ворона)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
- По каким признакам нашли отгадки?
- Разгадайте ребусы и заполните клетки.

У.
О ЛАС.
О (Уточка, ласточка)
- Запишите слова «уточка», «ласточка» и подчеркните орфограммы.
- Каких домашних птиц вы знаете?
- Каких перелетных птиц знаете?
- Представьте, пришел ваш класс в зоопарк на экскурсию, и тут вдруг выясняется, что животных в клетках нет. Их на гастроли увезли, на север, северным людям показывать. Поэтому экскурсия будет такая: я буду рассказывать, что это животное делает, а вы будете по действиям угадывать, кто это животное.
Каркает, летает, ворует все блестящее.
Шипит, ползает, извивается.
Хрюкает, чавкает, валяется в грязи.
Кукарекают, квохчут, пищат.
Блеет, бодается, дает молоко.
Мяукает, вылизывается, лакает молоко.
- Продолжаем дальше. А теперь я буду называть признаки, а вы называете животное.
Колючий ……
Косолапый ……
Длинный ……..
Изворотливый …….
Хитрый …….
Драчливый ……..
Морская, большая, хищная, серая, зубастая, злая.
Лесной, маленький, серый, колючий.
Пушистая, маленькая, рыжая.
- Сейчас мы с вами немножко отдохнем. Встаньте. Повторяйте за мной:
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка-рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать!
Рыбка спинку отогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
- Вам надо было найти пословицы и крылатые выражения о волке. Давайте проверим. Я буду читать начало, а вы конец.
Волков бояться – в лес не ходить.
Волки сыты, и овцы целы.
Волка ноги кормят.
Хоть волком вой.
Волк в овечьей шкуре.
- А кто может объяснить пословицу или выражения?
- О ком эти загадки? Запишите отгадки.
Он трубит, но не трубач,
Всеми признанный силач.
Стоя спит под пальмой он.
Догадались? Это…. (слон).
Больше всех на суше он.
Очень-очень добрый…..(слон).
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей.
- Ребята, а где живут слоны? (Индия Африка)
- Кто из вас видел живого слона? В каких вы были зоопарках?
- Посмотрите на индийских и африканских слонов.
- Скажите, чем отличается Индийский слон от Африканского? Давайте обратимся к интернету или энциклопедии.
- Ребята а как вы думаете, чем заняты слоны? Давайте скажем, какой слон.
( Сильный, добрый, серый, работящий, огромный, большой, умный)
- Давайте напишем все слова на специальных листочках.
Здесь слова первого конец
Началом стало второго.
Теперь для черточек пустых
Найди-ка третье слово.
СЛОНО….РОГ (носорог)
Вот слово странное – стралон.
Не зверь он и не птица.
Добавишь «УС», и сразу он
В обоих превратится!
СТРА….ЛОН (страус, слон)
а) Пальчиковая игра.
- На ладонь левой руки поставьте выпрямленные пальцы правой руки. Большой, указательный, безымянный и мизинец будут ногами слона, а средний – хоботом.
История про слона
По ладошке слон ходил,
Толстым хоботом водил
В право , влево и вперед,
А потом наоборот.
б) Зайчики заснули,
Белочки заснули,
Закрылись глазки у мишутки,
Посидим и мы так с полминутки.
- Прочитайте чистоговорки про слона.
НА –НА – НА – мы ведем с собой слона.
АХ – АХ – АХ – едем – едем на слонах.
НУ – НУ – НУ – песню мы поем слону.
- Теперь придумайте свои.
- Каждый называет по одному слову так, чтобы получилось предложение. Начинаем со слова «слон».
Слон.
Слон выступает.
Слон выступает в цирке.
Огромный слон выступает в цирке.
- Как вы понимаете поговорку «Сделать из мухи слона»?
(Необоснованно преувеличивать что-либо)
- А я нашла еще одну поговорку, вы такую еще не слышали. «Слоны слонять» (Шататься без дела, слоняться)
- Сейчас вы будете излагать свои мысли и будете выполнять одновременно три роли: «сочинителем» - отобрать нужную информацию и составить текст; «редактором» - проверить; «корректором» - исправить
- Уточните, пожалуйста учебную задачу: описать животное и отразить его характер, настроение (грусть, радость, доброта, гордость, смелость)
Учитель план пишет на доске или на листочках
Написать можно о любом животном.
- Желаю вам успеха.
- А какие качества помогут вам добиться успеха?
- Вашим домашним задание было нарисовать ваше любимое животное. Сейчас каждый из вас продемонстрирует свой рисунок и прочтет сочинение.
Дом. заданием будет творческим: устно придумать и нарисовать небольшой рассказ о фантастическом животном.
Учителем совместно с детьми дается краткая словесная оценка работ. Все вместе анализируем результаты
Положительное отношение к учению
Самооценка
Принимают учебную задачу
Дети озвучивают цель урока с помощью учителя
Высказывают варианты решения
Работа со звуками
Самостоятельное чтение. Дается установка на чтение – читать внимательно, т.к. предстоит работа по тексту
Отгадывают загадки и повторяют правописание словарных слов
Разгадывают ребусы и повторяют орфограммы
Объясняют собственное понимание высказывание
Если детям трудно можно оставить на потом
Работа над произношением
Придумали дети:
Ны-ны-ны – ушами хлопали слоны
Ёт-ёт-ёт – что угодно хоботом берет
Он-он-он – толстокожий серый слон
Демонстрируют знания строить предложения
Самостоятельно выполняют
работу
Дети зачитываю свои сочинения
Оценивают свою и товарища работу Мотивационная готовность к учебной деятельности.
Л.: самооценка готовности к уроку; формировать положительную учебную мотивацию
М.: целеполагание
Р.: обучать умению принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия
Л.: развитие основных видов речевой деятельности: говорения, слушания и чтения
П.: умение видеть, слышать, и чувствовать текст
П. Общеучебные: умение ориентироваться и воспринимать текст
П.: организация системной работы по обогащению, уточнению и активизации словаря
Л.: развивать словарную зоркость, приучать к правильному употреблению грамматических форм
Л. умение применять свои интеллектуальные возможности
П.: умение использовать на доступном уровне логические приемы мышления; строить речевые высказывания в устной речи
Л.: ценностное отношение к здоровому образу жизни
П. Логические: умение построить логическую цепь рассуждений
К.: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации
Р.: умение обосновывать свои суждения
П.: работа с разными источниками информации; сравнивать сделанные выводы и строить необходимые рассуждения
П.: Логические: умение анализировать объект с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
П.: способность выполнять логические операции
Л.: познавательны интерес к наблюдениям за словом
Здоровьесберегающие: применение приемов психологической разгрузки; создание условий для успешной самостоятельной деятельности уч-ся
Л.: развитие основных видов речевой деятельности: говорения, слушания и чтения
П.: развивать внимание, мышление, творческое воображение
П.: формировать умение правильно строить предложения, употреблять слова в соответствии с их значение
Логические: составление целого из частей, самостоятельное достраивание (синтез)
К.: умение слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей
М.: приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно
О: грамотно записывать текст и проверять написанноеП.: развивать умение конструировать и создавать свои материалы
К.: способность выражать свои мысли в устной и письменной речи
Р.: развивать способность к контролю, самоконтролю и коррекции
Р.: умение сопоставлять цель и результат, оценивать себя
М.: формирование умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

п/п Структурные части проекта и параметры их оценки Балл (1, 2, 3)
Саьооценка учителя Оценка преподавателя НИРО
1 Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачётной работы 3 2 Качество диагностического блока проекта 2 3 Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока 3 4 Соблюдение требований к плану урока 2 5 Качество теоретического обоснования 2 6 Адекватность самоонализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект) 2 Всего баллов 14 №
п/п Порядковый № в схеме, данной в ч. 3 Параметр оценки Балл (3, 2, 1)
Самооценка учителя Оценка преподавателя НИРО
1 1 Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся 3 2 2 Реализация компетентностного подхода 2 3 3 Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность 3 4 4 Развивающая направленностьзаданий 3 5 6 Логика полстроения урока 3 6 7 Формы учебной работы, их разнообрызие и оптимальность выбора 3 7 8 Методы обучения и методические приёмы, целесообразность их выбора 2 8 9 Характер используемой наглядности 3 9 10 Целесообразность и функциональность используемых средств обучения 2 10 12 Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учёт их индивидуальных особенностей 3 11 13 Формирование мотивационного компонента учебной деятельности 3 12 14 Постановка учебных задач. Организация целеполагания 3 13 15 Формирование познавательных УУД 3 14 16 Формирование регулятивных УУД 3 15 17 Формирование коммуникативных УУД 3 Всего баллов 42