Внеклассное занятие на тему Заочная экскурсия в музей русского языка (4 класс)
Внеклассное занятие "Заочная экскурсия в музей русского языка" в 4-м классе
Подготовила: Гречишникова Людмила Александровна
учитель начальных классов, МКОУ Таловская СОШ р.п.Таловая ВоронЕжской области
Цель занятия: способствовать сохранению и повышению интереса учащихся к изучению русского языка, как общенациональной ценности; формировать у них гражданское, сознательное и бережное отношение к русскому языку – государственному языку нашего Отечества.
Задачи занятия:
-показать многообразие слов русского языка, особенности происхождения и произношения некоторых слов и выражений;
- дать представление об устаревшей лексике;
-прививать интерес к познанию родного языка;
-учить различать историзмы и архаизмы;
- работать над патриотическим и эстетическим воспитанием;
- развивать речь учащихся.
Оборудование:
1) предметы из школьного музея: лапти, прялка, плошка, веретено,
патефон, примус, онуча;
2) проектор, проекционная доска, слайды с изображением предметов старины, магнитофон, запись песни «Старые слова»;
3) рисунки, картинки.
Ход урока.
Организационный момент.
Сотвори в небе солнце.
В природе есть солнце. Оно светит и всё любит и греет. Давай сотворим солнце в небе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звездочку. Мысленно направим к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направим лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка стала большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем! (руки в стороны).
- Ребята, кто из вас когда-нибудь был в музее?
Музеи бывают разные: краеведческий, военно-исторический зоологический и другие.
-Сегодня мы совершим экскурсию в музей. А в какой, вы мне скажите после разминки.
Разминка.
-Так в какой же мы отправимся музей? Правильно, в музей русского языка.
Отправляемся мы снова В мир родного языка, Мы разгадывать готовы Его тайны до звонка.
А для чего люди ходят в музей?
- Чтобы узнать что-то новое.
-Совершенно верно.
Кто сформулирует наши цели (узнать новое о словах)
Возможны ли путешествия во времени и пространстве наяву? Можем ли мы представить себе то, чего никогда в жизни не видели? В каких случаях?
Ученики дают ответы на вопросы.
Учитель: Всё это возможно, если нам об этом кто-нибудь расскажет или мы об этом прочитаем. Поможет нам в этом наш язык. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык изучают во многих странах, потому что он красив и мелодичен. Иностранцы, слушая русскую речь, говорят, что она льётся как песня.
Итак, наша экскурсия начинается.
Нам помогут наши экскурсоводы Надя, Артём и Саша.
Звучит тихая музыка «Старые слова».
2. Объяснение нового материала.
- Двери музея открываются и мы проходим в первый зал.
Экскурсовод 1: Первый зал музея носит название “Язык и речь” (см. фото 1 ).
В разных ситуациях в жизни мы обращаемся к языку и используем язык. Кто-то о чём-то рассказывает – мы слушаем. Слушают нас, если мы что-то говорим. Кто-то написал для нас – мы читаем. Будут читать наше письмо, если мы его напишем. Такие ситуации называются речевыми ситуациями.
В той или иной ситуации мы используем не всё богатство языка, а только малую его часть. Речь служит яркой и как правило безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого человека. “Заговори, чтоб я тебя увидел” – эти мудрые слова принадлежат философу Сократу.
Учитель: Значит, наша речь – это и одежда, по которой нас встречают, и ум, по которому обычно нас провожают. “Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна; каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. “Хромое слово – хромая речь” – гласит русская пословица. Чтобы речь была красивой и выразительной, а не “хромой”, надо знать много слов и выражений и правильно их употреблять в речи»
Игра “Знаете ли вы русский язык?”
Учитель: В правописании, произношении, образовании некоторых слов мы часто встречаемся с такими случаями, которые ставят нас в тупик. Приведу ряд примеров. Я буду называть слова в единственном числе, а вы хором повторяйте их во множественном (слева – слова, произносимые учителем, справа – ответы детей):
Кот – котыПлот – плоты Крот – кроты торт – …
Бант-…
Я буду называть имена существительные в единственном числе, а вы во множественном:
Ведро – (вёдра); бедро – (бёдра); метро – …; день – (дни); пень – (пни); лень – …
Я буду называть существительные мужского рода, а вы соответствующие им женского рода.
Повар – (повариха); портной – (портниха); купец – (купчиха); храбрец – … Мука – …Беда – бедыЕда – …
А теперь, наоборот, я буду называть существительные женского рода, а вы соответственно – мужского: коза – (козёл); оса – …
Учитель: Как видите, не всё просто. В каждом случае надо подумать, имеет ли данное слово множественное число (например, метро, мука, лень), как поставить ударение (грот – гроты), имеется ли соответствующее имя существительное женского рода (храбрец).
Экскурсовод 2: Нам пора в следующий зал с непонятным нам пока названием “Этимология”.
Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём. Язык нам нужен как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. А ведь это целая наука, очень интересная и серьёзная, и имя ей этимология, что в переводе с греческого означает “наука о значении и происхождении слов”. В этом зале мы видим книги.
Учитель: Что это за книги?
Ученики дают ответы на вопросы.
Экскурсовод 2: Это “Толковый словарь живого великорусского языка”, который составил известный учёный и писатель Владимир Иванович Даль. В этом словаре даётся толкование значений более 200 тысяч слов. И “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова. В этом словаре даётся толкование значений более 70 тысяч слов.
Экскурсовод 2: Толковый словарь объяснит значение любого слова, даже такого слова, которое употреблялось в речи много лет назад. Вот перед нами стоят лапти. Посмотрим значение этого слова в словаре С.И.Ожегова (Ученик читает из словаря). “Лапоть … В старое время: крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу”. В наше время такую обувь не носят, но прочитав описание лаптей в словаре, становится понятно, кто и когда носил эту обувь.
Учитель:
1.- Познакомьтесь с экспонатами витрины музея.
(Ребята подходят к витрине с предметами, рассматривают их. Здесь
выставлены предметы :ухват,кочерга, лампа,таганок, чугун)
-Назовите предметы, которые вы видите в витрине.
- А остальные?
-Не знаем.
- Под каждым экспонатом я положу сейчас таблички с названиями этих предметов.
Знакомы ли вам эти слова?
-Нет.
- Запомните эти слова и их значения:
-Объясните, почему вам до сих пор были не знакомы эти слова.
-Предметами, этими теперь не пользуются.
Учитель: Уходит из жизни предмет, вместе с ним уходит и его название. Такие слова называются историзмами.
Учитель:
А теперь посмотрите сюда. Вот перед вами изображение человека. Здесь указаны названия частей тела. Скажите, как раньше называли лоб, глаза, левая рука, правая рука.
(Ученики дают ответы).
ланиты щеки
чело лоб
персты пальцы
десница рука
око глаз
уста губы
-Где вы встречали эти слова? Чтобы художественному произведению придать эмоциональность и торжественность.
Как видите, одни слова умерли и вместо них появились другие.
Эти слова перестали употребляться не потому, что ушёл из жизни предмет, а потому что место этого слова заняло другое, с тем же значением. Такие слова называются архаизмами.
Учитель: Историзмы и архаизмы называются устаревшими.
Сравните слова Историзмы»* и «Архаизмы».* Между
ними есть какое-нибудь отличие?
- Историзмы, это слова, которые обозначают предметы, вышедшие изупотребления.
Архаизмы – предметы есть, но в современном языке называются по-другому.
- Сформулируйте правило, какие слова называются историзмами, какие –
архаизмами.
А что общего между историзмами и архаизмами? Почему все эти слова попали
в наш музей?
- И те, и другие почти не употребляются. Они вышли из активного повседневного употребления.
- Историзмы и архаизмы – это устаревшие слова.
Игра в группах Распредели слова на 2группы: историзмы и архаизмы
Городовой, сюртук, крепостной, злато, жито
(Проверка)
Экскурсовод1Некоторые слова уходят из языка совсем, другие оставляют после себя “потомков”. Например, нам известны слова: перстень, напёрсток, перчатка. На что мы надеваем эти предметы? От какого слова они произошли?
Ученики: Мы надеваем эти предметы на пальцы. Раньше пальцы называли перстами.
Экскурсовод1: Старые корни слов мы можем обнаружить и в других наших словах. Мы говорим, например, щи со свининой. Каждому понятно – это мясо свиньи. А вот почему говядина? Какое это мясо? Оказывается, раньше было слово говядо. Им называли крупный рогатый скот: коров, быков
Учитель: Русский язык очень богат. Про одно и то же можно сказать по-разному. Например, доктор (ученики продолжают: врач, лекарь); лошадь (конь); старый (дряхлый, ветхий, древний); труд (работа, дело)Учитель: Как называют такие слова?
Ученики: Такие слова называются синонимы.
Учитель: Обратите внимание на то, что существует “Словарь синонимов русского языка” З.Е. Александровой (показ словаря). Вы можете пользоваться им при подготовке к урокам русского языка. А теперь назовите синонимы в этом стихотворении.
Зябнет осинка, Дрожит на ветру,Стынет на солнышке,Мёрзнет в жару.[3]
Ученики: Зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет.
Учитель: Найдите синонимы в пословицах:
Приятелей много, а друга нет.
Переливают из пустого в порожнее.[3]
Ученики: Приятелей – друга; пустое – порожнее.
Учитель: Скажите, как называют слова с противоположным значением?
Ученики: Слова с противоположным значением называются антонимы.
Учитель: Какое слово вам напоминает слово антоним?
Ученики: Оно похоже на слово синоним.
Учитель: Верно. У них одинаковая вторая часть. Онима – по-гречески означает – имя, слово. А если к этому добавить ещё первую часть анти (против), то получится слово антоним. В 1978 году вышел “Словарь антонимов русского языка” М.Р. Львова. Этот словарь содержит более 2000 пар слов-антонимов. А теперь отгадайте загадки в стихах:
Я антоним к слову зной, Я в реке в тени густойИ в бутылках лимонада,И зовут меня… (прохлада)
Я антоним к слову лето,В шубу снежную одета,Хоть люблю мороз сама,Потому что я …(зима)
Я антоним к слову смех.Не от радости, утехЯ бываю, по неволе.От несчастья и от боли,От обиды, неудач.Догадались – это … (плач)
Не бываю без начала.Близкий родственник причала,Делу всякому венец,Называюсь я … (конец).
Я антоним шума, стука,Без меня вам ночью мука.Я для отдыха, для сна,Да и в школе я нужна,Называюсь … (тишина)
Учитель: Вставьте антонимы так, чтобы получились пословицы. Работа в паре
Запись на доске: …..пенёк опрокидывает ….воз.
Даже самое …. дерево выросло из …. семени.
…. дело лучше ….безделья
Синонимы и антонимы –богатство русского языка.
Экскурсовод 3: А теперь мы отправляемся в следующий зал, который называется
“Фразеология”. Фразеология – это наука о значении и происхождении устойчивых выражений (фразеологизмов). Примером фразеологизмов являются следующие выражения: бить баклуши, топорная работа, держать язык за зубами, сломя голову. Знайте, что в нашей библиотеке есть “Школьный фразеологический словарь русского языка” Жукова В.П. и Жукова А.В., в котором вы можете узнать значение и происхождение многих устойчивых выражений.
Учитель: В русском языке существует немало таких выражений. Да вы и сами их немало знаете. Эти выражения можно заменить одним словом. Давайте попробуем, проверим свои силы!
Я буду читать одно из выражений, а вы попробуете заменить его одним словом!
Во весь дух – (быстро),морочить голову – (обманывать),через час по чайной ложке – (медленно), рукой подать – (близко), куда Макар телят не гонял – (далеко).Понимать буквально эти выражения нельзя, иначе может произойти недоразумение, как это случилось с героем одного небольшого стихотворения.
Ученик:Послушайте его, пожалуйста.
Замолчи, Петрусь, говорят!Прикуси язык, говорят!Он язык прикусилИ сильней заголосил.
Что случилось с Петрусем? Почему это произошло? Как надо понимать выражение прикуси язык?
Отгадайте загадку:
Что за урод –Нога и рот.Ничего не вижу,Ртом таскаю жижу.Сама не глотаю, а выливаю.
Ученики: Ложка.
Учитель: Именно деревянная ложка поможет нам узнать значение и происхождение устойчивого выражения бить баклуши. Какая связь между выражением бить баклуши и деревянной ложкой?
Экскурсовод 2: Словосочетание бить баклуши уходит корнями в речь людей, делавших деревянную посуду: чашки, ложки. В этом деле наиболее простой работой считалась подготовка древесины: раскалывание деревянных чурок на мелкие обрубки заданных размеров, которые назывались баклушами. Раскалывать чурки на баклуши поручалось самым неумехам, так как была очень простой. С тех пор “заниматься несерьёзным делом, бездельничать” – бить баклуши.
Знаете ли вы, что обозначают данные фразеологические обороты:
– знать назубок
– где раки зимуют,
– шиворот-навыворот
-Сейчас я расскажу, что они обозначали в далёком прошлом.
Знать назубок
Было время, когда знать назубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если остались на ней вмятины, – значит подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая: внутри полая или залитая металлом.
Где раки зимуют
Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел.
Шиворот-навыворот
Это выражение связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником-шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде, опозоренного, на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.
4. Физкультминутка.
-Покажите часть тела.
1) Его задирают, зазнаваясь. (Нос)
2) Не цветы, а вянут (уши)
3) Ими машут, как мельница (руки)
4) Он длинный и без костей (язык)
50 Ими щелкают от голода (зубы)
6) Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос)
7) Не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши)
8) С них сбиваются, когда что-то ищут (ноги)
1. Замените словосочетания выражениями (Слайд 2).
У детей на столах карточки с таким же заданием (Работа в паре).
очень дружно сильно устать сильно перепуган быстро бежать лететь стрелой душа в душувалить с ногни жив, ни мертв2. . Слайд 3. Вставить одно из пропущенных слов. (У детей на столах карточки с таким же заданием.) (В паре.)
………. до Киева доведет ………. раздора…….... ушла из – под ног ………. носа не подточит (язык)(яблоко)(земля)(комар)
Проверка .
– Закончите и изобразите фразеологизмы (мимикой и жестами).
Голоден, как …(волк).Хитер, как … (лиса).Труслив, как … (заяц).Здоров, как … (бык).Надут, как … (индюк).Упрям, как … (осел).
3. Вспомните фразеологизмы для этих рисунков .
Совать нос не в свое дело Яблоку негде упасть. Как с гуся вода.
VIII. Составление рассказа.
( Класс разбит на 5 групп. Каждая группа получает тему рассказа и опорные фразеологизмы.)1). Мой друг.
(Водой не разольёшь, золотые руки, светлая голова.)
2). На уроке.
(Ловил ворон, душа в пятки ушла, заплакал в три ручья.)
3). На субботнике.
(Засучив рукава, до седьмого пота, не ударили в грязь лицом.)
4). Домашнее задание.
( Знал назубок, на свежую голову, на седьмом небе.)
5). На перемене.
(Сломя голову, и в ус не дует, где раки зимуют.)
Проверка.
4. Итог занятия
Учитель: Вот и закончилась заочная экскурсия по музею “Русского языка”.
Что узнали нового?
(Об устаревших словах и новых)
А зачем нужно изучать устаревшие слова?
(Чтобы понимать произведения, написанные на историческую тему.)
-А для чего писатели используют устаревшие слова в своих произведениях?
(Чтобы точнее рассказать о жизни людей в прошлом.)
А для чего они используют такие слова, как /очи, уста, чело/?
( Чтобы придать художественному тексту эмоциональность и торжественность)
Звучит мелодия песни «Старые слова».
- Наша экскурсия окончена, но не заканчивается наше знакомство со словами русского языка.
Путешествуя по залам музея, вы узнали много интересного о русском языке, играли в лингвистические игры. Но это всё – только малая часть величайшего богатства, имя которого русский язык.
Экскурсовод 1:
Если ты хочешь судьбу перестроить,Если не ищешь отрады цветник.Если нуждаешься в твёрдой опоре –Выучи русский язык.
Экскурсовод 2:
Он твой наставник, великий, могучий,Он переводчик, он проводник.Если штурмуешь познания кручи – Выучи русский язык.(С. Абдулла)
Список использованной литературы
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Ок. 11000 синоним. Рядов. – 9-е изд., стереотип.- М.: Рус. яз., 1998.
Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448с.
Голуб И.Б., Ушаков Н.Н. Путешествия по стране слов :Кн. для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по рус. яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1988.- 207с.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.- М.: издательство Эксмо, 2002. – 736с.
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1989, – 383с.
Леонович Е.Н. Моя первая энциклопедия: Русский язык. – АСТ–ПРЕСС, 1996. – 120 с.
Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1987.- 192 с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений, Российская АН. Ин-т рус.яз.: Российский фонд культуры.- М.: Азъ Ltd., 1992.- 960с.