Реферат Спортивные и подвижные игры для лиц с нарушением интеллекта
Спортивные и подвижные игры для лиц с нарушением интеллекта — реферат
СодержаниеВведение 31. Характеристика детей с нарушением интеллекта 42. Роль игры в развитии детей с нарушением интеллекта 63. Методика проведения подвижных игр для детей с нарушением интеллекта 7Заключение 11Список литературы 12ВведениеСохранение здоровья человека относится к глобальным проблемам современности, решение которой является первостепенной в социальном развитии общества.По данным Всемирной Организации Охраны здоровья, инвалиды составляют 10 % населения Земного шара. По данным мировой и отечественной статистики, также растет и количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, в том числе и нарушения интеллекта. В российской Федерации из 600 тыс. общего количества учащихся с отклонениями в развитии 60 % составляют дети с умственной отсталостью [8].В двигательной сфере у детей данной аномалии наблюдается неточность движений в пространстве и во времени, неумение выполнять ритмичные движения, снижение функции равновесия, низкий уровень дифференциации мышечных усилий. Умственно отсталые дети отстают от возрастной нормы по показателям силы, быстроты, координации, прыгучести, по частоте движений, времени зрительно-моторной реакции.Большое значение в коррекции недостатков физического развития и моторики, развития интеллектуальных возможностей умственно отсталых детей имеют подвижные игры.Цель работы – рассмотреть методику проведения спортивных и подвижных игр для лиц с нарушением интеллекта.Характеристика детей с нарушением интеллектаУмственную отсталость определяют как состояние психического недоразвития, характеризующееся различными признаками как в клинической картине, так и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств [8].Олигофрения включает многообразную и многочисленную группу отклонений, в основе которых лежит недоразвитие головного мозга и всего организма. Это понятие столь обширно, что не имеет четких границ, поэтому в разных странах появились новые термины, заменяющие понятие «олигофрения». В литературе встречаются такие понятия: «отставание в интеллектуальном развитии», «психическая отсталость», «психический дефицит», «умственная недостаточность» и др.В 1994 г. по предложению Всемирной организации здравоохранения принята Международная классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ-10), рассматривающая различные проявления врожденного слабоумия под единым названием «Умственная отсталость» [6].
Степень умственной отсталости определяется интеллектуальным коэффициентом 19 (отношением психического возраста к паспортному). В соответствии с МКБ-10 приняты следующие виды и условные показатели IQ:– психическая норма: 70–100;– легкая умственная отсталость: 50–69;– умеренная умственная отсталость: 35–49;– тяжелая умственная отсталость: 20–34;– глубокая умственная отсталость: 19 и ниже.По мнению Л. М. Шипицыной (2002), интеллектуальный коэффициент не является основанием для диагноза, но служит важным звеном в комплексной медицинской, психологической, педагогической диагностике, социальной реабилитации, определении инвалидности [8].Обучение и воспитание детей с легкой и умеренной умственной отсталостью осуществляется в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях либо в специальных классах общеобразовательных школ, либо в виде надомного обучения. Дети-сироты и оставшиеся без попечительства родителей обучаются в специальных детских домах и школах-интернатах.Обучение и воспитание детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью осуществляется в учреждениях социальной защиты. Эти дети нуждаются в постоянной помощи и наблюдении и рассматриваются как инвалиды с детства.Физическое воспитание детей с умственной отсталостью – это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и средство полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме.Степень адаптации находится в прямой зависимости от клинико-психопатологического состояния детей, поэтому специалисту физического воспитания для продуктивной педагогической деятельности необходимо знать характерные проявления основного дефекта, особенности физического, психического, личностного развития данной категории детей [1].Как отмечают некоторые авторы, на сегодняшний день насчитывается более 100 факторов, которые, приводят к умственной отсталости. Это инфекционные заболевания, отравления, биологическая несовместимость матери и плода, гипоксия мозга, хромосомные заболевания, родовые травмы, радиационные поражения и др. [8].Дети с умственной отсталостью отстают в своем физическом развитии от здоровых сверстников. Отставание наблюдается в снижении или увеличении массы тела (ожирение), в длине тела, нарушении стопы и осанки, снижении ЖЕЛ, окружности грудной клетки, аномалии черепа, лицевого скелета и дисплазии. В двигательной сфере у детей данной аномалии наблюдается неточность движений, неумение выполнять ритмичные движения, низкий уровень дифференциации мышечных усилий.Роль игры в развитии детей с нарушением интеллекта
Подвижные игры имеют большой диапазон действий на организм и личность, и дают неограниченные возможности для влияния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков с умственной отсталостью [4]. Целеустремленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее действие на организм умственно отсталого ребенка и больше, чем другие средства, отвечает удовлетворению естественной потребности в движении. Подвижные игры не только противодействуют гипокинезии, но и способствуют возобновлению потерянного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей.В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазание, прыжки, упражнения с мячом. Их несложную технику и тактику всегда можно изменить соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка. Желание играть – главный стимул, который побуждает ребенка к игровой деятельности. Отмечено, что во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и тяжелым, потому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы.Особенная ценность подвижных игр для детей с умственной отсталостью заключается в возможности одновременного воздействия на двигательную и психическую сферу. Быстрое изменение игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, скорости реакции и нестандартности действий. Игры заставляют детей экономнее мыслить, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы. Именно поэтому с помощью игры у ребенка с умственной отсталостью развивается восприятие, мышление, внимание, воображение, память, речь, повышается умственная активность, следовательно, познавательная деятельность в целом [2].Известно, что умственно отсталые дети отстают в развитии духовных интересов, потребностей. Поэтому сама игровая деятельность, которая вызывает у детей интерес и заключает в себе необходимые компоненты развития личности, является для них средством духовного развития. В игре складываются отношения между детьми, формируются привычки, правила поведения. Дети больше узнают друг о друге, взаимодействуют между собой, познают нехитрые игровые ситуации, проявляют самостоятельность, имитируют, радуются, фантазируют, т. е. в игре идет активное формирование личности, которое имеет большое социальное значение.При подборе подвижных игр важно учитывать эмоциональное состояние, характер, поведение детей. Состояние умственно отсталого ребенка нестабильно. Эмоциональное напряжение, усталость могут вызывать внутренний дискомфорт, который чаще выражается в нарушении поведения, капризах, ссорах, драках. Иногда они могут вызывать обратные реакции: пассивность, нежелание вступать в контакт. Преодолевать эмоциональное напряжение можно с помощью подвижных игр.
Методика проведения подвижных игр для детей с нарушением интеллектаПри подготовке к проведению подвижных игр педагог должен учитывать следующие моменты:– содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физическая нагрузка) должно быть доступным и отвечать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоциональному состоянию и личным интересам детей;– подвижные игры допускают варианты усложнения, но процесс насыщения новыми действиями должен осуществляться постепенно по мере овладения простыми формами движений;– содержание игр должно предусматривать комплексный характер действия – коррекцию двигательных нарушений, физических качеств, координационных способностей, укрепление и оздоровление всего организма в целом;– в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка [7].Большое оздоровительное значение имеют игры, которые проводятся на открытом воздухе. Они являются эффективным средством активного отдыха. Дети в играх активные и сообразительные, подчиняются правилам, повышают свой интеллектуальный уровень. Игры с пением, музыкой повышают не только эмоциональный тонус, но и способствуют эстетическому воспитанию. В играх раскрываются позитивные и негативные черты характера детей, создаются предпосылки для их коррекции. Игры привлекают своей эмоциональностью, возможностью проявлять личные качества, активность, инициативность, стремление к победе и наилучшим результатам [3].На уроках гимнастики, легкой атлетики и др. применяются такие игры, в которых встречаются родственные за структурой и характером движения. При этом дети приобретают в упрощенной форме элементарные умения и навыки, которые улучшают процесс овладения программным материалом.Подвижные игры «Сиамские близнецы», «Робот», «Ну-ка отними!», «Веселые старты» помогают корректировать нарушение пространственной ориентации, координацию, равновесие.Большое значение для развития моторики рук имеют игры с мелкими предметами (малыми мячами, эстафетными палками), которые способствуют повышению тактильных и мышечно-суставных ощущений, совершенствуют движения пальцев и рук («Фокусник», «Снежная баба», «Рычи, лев, рычи»).Подвижные игры применяются с целью развития двигательных способностей детей. Для развития ловкости необходимо обновлять знакомые игры, предлагать новые задания на координацию движений, проводить игры с более сложными правилами коллективных и индивидуальных действий.Для развития быстроты применяются игры с активной двигательной составляющей, с бегом на короткое расстояние, с быстрой двигательной реакцией на речевые сигналы, хлопки: «Лохматый пес», «Воробьи и кот», «Собери слово», «Обгони», «Кто быстрее?», «Заячий прыжок». Скоростно-силовые качества развиваются в играх с прыжками, метаниями, выносливость – в играх с непрерывной двигательной деятельностью средней или ниже средней интенсивностью длительностью 3-5 минут [6].В процессе физического воспитания с умственно отсталыми детьми можно применять и командные игры. При формировании команд необходимо обращать внимание на то, чтобы дети были конкурентоспособны. Если кто-то из детей слаб в подготовке, то для него задание в игре упрощается. Подвижную игру или даже несколько игр можно включить в подготовительную часть урока, используя их как разминку и подготовку к основной части. Так, например, если в основной части необходимо научить любым построениям, то в подготовительной части можно провести игры «У детей порядок суров!», «Быстро равняйсь!», «Делай как я!», «Стой прямо!», «Идти прямо!» и т. п.Однако вовсе не обязательно применять игры в подготовительной части, движения которых повторяют структуру упражнений основной части. Иногда такое сходство может негативно повлиять на качество учебы. При выполнении нового упражнения будут воссоздаваться стихийно усвоенные в игре технически неправильные приемы.Подвижными играми можно решать специфические задачи заключительной части урока – приведение организма в относительно спокойное состояние, организованное окончание урока (такие игры, как «Слушай сигнал!», игры на внимание).В зависимости от различных отклонений в развитии следует проводить индивидуальные занятия по коррекции этих заболеваний. Это такие игры, как: для стопы – «По лестнице», «По канату»; для осанки – «Стой прямо»; развития дыхания – «Дунем раз»; для развития внимания и речи – «Мяч говорит, что…!», «Сообразительные», «Тебя спрашивают – отвечает сосед».Обучая игре, необходимо неоднократно повторять детям ее правила и показывать, как она выполняется. Слишком долго и слишком часто повторять игру не рекомендуется – она может надоесть. В младших классах на протяжении года можно разучить пять-шесть игр, потом добавлять по две-три игры в год, постепенно усложняя их, применяя разные варианты игр, изменяя начало, середину или конец игры.Руководить игрой необходимо объективно, применять такие игры, где признаки победы или поражения достаточно очевидны для учеников, чтобы не создавать противоречивых ситуаций, соперничество в игре не перерастало в личную неприязнь.Хорошо усвоенная игра может применяться и во внеурочное время. Оптимальное время игры на занятии от 5 до 15 минут в зависимости от поставленных заданий, возраста и подготовленности детей. В младших классах рекомендуется применять подвижные игры на каждом уроке или через урок, в средних и старших классах – несколько реже.Подвижные игры, которые проводят в массовых школах, чаще не подходят для учеников специализированных школ. Очень осторожно следует подбирать игры для детей с задержкой умственного развития, следить за дозированием нагрузки, содержанием, правилами. Полезно проводить игры на открытом воздухе, в разные времена года. Проводить игры следует в безветренную погоду или, в крайнем случае, при слабом ветре, ориентируясь на температуру. При организации и проведении игр зимой необходимо уделять внимание длительности, темпу игры, состоянию снежного покрытия, температуре воздуха, подготовленности учеников, возрасту детей и особенностям физического развития.ЗаключениеВ процессе воспитания детей с нарушением интеллекта, помимо движений естественного характера, следует применять подвижные игры для развития физических качеств, коррекции стопы и осанки, развития мелкой моторики рук, внимания и речи. Игры разной направленности можно включать во все части занятий.Игра позволяет решать огромное количество задач – развивающие, коррекционные, воспитательные. Соединение в подвижной игре трех компонентов – физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки – приближает ребенка к естественной жизни, помогает освоению элементов социальных навыков и взаимоотношений, способствует развитию личности в целом.При организации подвижных игр следует обязательно дифференцировать игровое задание с учетом степени заболевания детей. Содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физическая нагрузка) должно быть доступным и отвечать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоциональному состоянию и личным интересам детей.Перспективным направлением является разработка практических рекомендаций по наполнению содержания частей самостоятельных и индивидуальных занятий физическими упражнениями с умственно отсталыми детьми.Список литературыВанюшкин В. А. Методика проведения подвижных игр с детьми, имеющими недостаточное интеллектуальное развитие. – Екатеринбург, 2007. – 142 с.Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. – М.: Советский спорт, 1991. – 32 с.Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании. – М.: Академия, 2002. – 176 с.Долгачева А. В. Инновационная методика физического воспитания детей с задержкой психического развития // Физическая культура. – 2007. - №2. – С.78-79.Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2002. – 212 с.