«Использование современных методик и элементов педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Опыт работы

«Использование современных методик и элементов педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников»


Работу выполнила:
О.С. Старостенкова,
учитель начальных
классов
Перенка
2017 г
Содержание
стр
I.Введение 3-6
II.Теоретические основы формирования мотивации учебной деятельности младших школьников 7-8
III.Аналитическая часть 9-41
III.1. Анализ деятельности педагога 9-39
III.1.1Триз- технология 9-13
III.1.2. Технология развития критического мышления 13-20
III. 1.3 Методика коллективных учебных занятий ( М.А. Мкртчян) 20-28
III.1.4. Методика «Учение без мучения ( Г.М. Зегебарт) 28-32
III.1.5. Технология рефлексии 32-35
III.1.6. Методика «Буквограмма»( С.Ю. Шишкова) 35-39
III.2. Результативность опыта работы 40-41
Заключение 42
Список использованной литературы 43
Приложение 44
Введение
Русский язык… Как много понятий заложено в этих двух словах!
Богатство русского языка заключается в неисчерпаемом запасе слов, звучности и мелодичности системы фонетической, в выразительности грамматических средств. В русском языке, «емком» и «умном», есть и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, и словесная живопись»- писал С. Маршак.
Сама я очень люблю свой язык, хорошо его знаю, люблю готовиться к урокам русского языка. Но за время работы в начальных классах я поняла, что занятия русским языком не всегда вызывают у обучающихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься на уроках порождает неграмотность. Как пробудить интерес детей к занятиям, как повысить грамотность письма? Воспитание любви к родному языку, к родной речи – одна из главных задач школьного обучения. Уже в младших классах нужно раскрыть перед учениками поистине волшебные свойства языка, дать им почувствовать его красоту и силу, показать меткость русского слова.
Успех обучения, прежде всего, зависит от того, возникает ли у детей интерес к изучаемому, радость узнавания нового, удивление от соприкосновения с языком. К сожалению, современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства.
В нашей сельской школе вопрос «Мотивации обучения» может быть назван центральным. Всё чаще мы, учителя, отмечаем нежелание детей учиться. Падает интерес к школьным предметам, обучающиеся пассивны и невнимательны на уроках. У большинства детей развита кратковременная память, и они легко забывают всё услышанное. В силу обстоятельств, у нас обучаются дети переселенцев из республик Средней Азии, которые плохо владеют русским языком. Большой процент учащихся, поступающих в первый класс, имеют низкий уровень готовности к школьному обучению, у многих не сформирована учебная мотивация, не развито умение организовывать свою деятельность. Поэтому дети испытывают трудности в обучении, особенно это заметно при изучении учебного предмета «Русский язык». В результате этого возникают следующие противоречия:
между индивидуальными возможностями усвоения материала учащимися с разным уровнем развития и необходимостью вооружения всех знаниями базового уровня;
между низким уровнем учебной мотивации учащихся и необходимостью заинтересовать их в обучении;
между привычными формами усвоения информации в готовом виде и необходимостью проявления учащимися самостоятельной познавательной активности в обучении.
Чтобы разрешить данные противоречия, мне пришлось искать эффективные методы и приёмы работы, которые помогут всем ребятам овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, причем таким образом, чтобы слабые не отставали, а сильные не останавливались в своем развитии, а шли вперед.
В результате поиска я пришла к выводу, что огромное влияние на повышение мотивации учебной деятельности обучающихся, оказывает использование в работе современных методик и элементов педагогических образовательных технологий. Поскольку они ориентированы не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых. Младший школьник не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Можно утверждать, что инновационные технологии обучения, прежде всего, повышают активность учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность
Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе  пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться.
Основная цель моей работы:
Повысить мотивацию учебной деятельности младших школьников на уроках русского языка, активно используя элементы современных образовательных технологий и методик.
Чтобы реализовать данную цель, ставлю перед собой следующие задачи:
Изучить соответствующую методическую литературу о роли эффективной мотивации в познавательной деятельности.
Снабдить обучающихся определённым инструментарием универсальных учебных действий, необходимым им для преодоления трудностей познавательной деятельности и усвоения всего программного материала;
Внедрить в практику своей работы такие педагогические технологии, методы и приёмы, в основе которых лежит деятельностный подход, который позволит младшим школьникам из исполнителей превратиться в активных деятелей, замотивированных на достижение определённых результатов.
Учитывать индивидуальные, возрастные, физиологические особенности каждого учащегося.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и меня. Конечно, современных образовательных технологий и методик много, но в своей работе я опираюсь лишь на некоторые из них:
ТРИЗ - технология;
Технология развития критического мышления;
Методика коллективных учебных занятий ( М.А. Мкртчян);
Методика «Учение без мучения ( Г.М. Зегебарт);
Технология рефлексии
Методика «Буквограмма»( С.Ю. Шишкова)
Я предположила, что используя в своей работе перечисленные методики и технологии, появятся следующие результаты:
Повысится учебная мотивация и познавательная активность учащихся;
Появится подлинный интерес детей к познанию предмета «Русский язык»;
У школьников разовьются такие способности как самостоятельность, творчество, инициативность;
Повысится качество обучения.
II. Теоретические основы формирования мотивации учебной деятельности младших школьников
Сегодня актуальной является тема школьной мотивации, так как не все дети с желанием посещают школу. Хотелось бы немного сказать о самом понятии «школьной мотивации». Что это такое? Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Ребенок приходит в мир с врожденной потребностью познавать, т.е. потребностью во внешних впечатлениях и потребностью в активной деятельности. Иначе такую активность можно назвать – любознательность. Развитие данной потребности дает возможность расти ребенку, получать жизненный опыт. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели. Далее происходит формирование внутренней мотивации познавательных интересов: стремление преодолевать трудности, проявление интеллектуальной активности. Формирование внутренней мотивации является для ребенка ценным новообразованием в развитии сознательной деятельности.Проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Великий чешский педагог Ян Коменский сказал,  что ""У ребенка надо пробудить интерес к учебе, используя чувства, разум и веру», «…учитель, прежде чем начать образовывать ученика, возбудил бы интерес к знанию, своими наставлениями сделал бы его способным к учению…», «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». Жан Жак Руссо «Прежде всего, вы должны хорошо помнить, что лишь в редких случаях вашею задачей будет указывать, что он должен изучать: это его дело – желать, искать, находить… Ваше дело – сделать учение доступным для него, искусно зародить в нем желание и дать ему средства удовлетворить его».
Василий Александрович  Сухомлинский писал: "Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться". Эти слова актуальны во все времена. Константин Дмитриевич  Ушинский считал что «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». Советский психолог, философ, педагог Алексей Николаевич Леонтьев пишет: "...Чтобы не формально усвоить материал, нужно не "отбыть" обучение, а прожить его нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося". Ян Амос Каменский "У ребенка надо пробудить интерес к учебе, используя чувства, разум и веру». «…учитель, прежде чем начать образовывать ученика, возбудил бы интерес к знанию, своими наставлениями сделал бы его способным к учению…» «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». Жан Жак Руссо «Прежде всего, вы должны хорошо помнить, что лишь в редких случаях вашею задачей будет указывать, что он должен изучать: это его дело – желать, искать, находить… Ваше дело – сделать учение доступным для него, искусно зародить в нем желание и дать ему средства удовлетворить его» .Адольф Дистервег «Все искусство воспитания и образования не более и не менее, как искусство возбуждения».
Константин Дмитриевич Ушинский «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».
Василий Александрович Сухомлинский "Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться"
Часто обращаюсь к педагогическому опыту А.С. Макаренко, с которым соглашаюсь в том, что когда ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, это укрепляет его уверенность в своих силах, побуждает к личному росту.
Вот почему в процессе обучения необходимо систематически развивать и укреплять познавательный интерес учащихся. Это должно стать важным мотивом учения, стойкой чертой личности, мощным средством воспитывающего обучения.
III. Аналитическая часть
III.1.Анализ деятельности педагога
III.1.1. ТРИЗ – технология
       ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.           Особенность ТРИЗ-технологии заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыслительной деятельности, то есть работает на повышение культуры мышления. 
В результате у учащихся формируется мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать на их основе частные законы различных наук и объяснять явления окружающей действительности. Познавательные и практические задания, включенные в ход урока, способствуют лучшему усвоению знаний и формированию необходимых предметных умений и навыков.
На своих уроках я использую следующие приемы : Игра “Да-нет”. Ученик задумывает часть речи или известный классу термин, определение, связанные с языкознанием. Остальные учащиеся задают ему вопросы, на которые ведущий может ответить только: “Да”. “Нет”. “И да, и нет”. Последний вариант ответа наиболее интересен, так как выявляет противоречие, которое может привести к вероятному ответу. Данная игра помогает развитию умения четко ставить вопросы для получения нужной информации.
При всей кажущейся примитивности игровой ситуации, на первых занятиях бывает трудно расшевелить учащихся, так как многие из них не умеют слушать друг друга, не умеют задавать вопросы, отсекающие сразу большое поле поиска решений. Но через некоторое время обязательно будут видны положительные результаты: учащиеся перестают задавать несущественные вопросы, быстрее идет поиск решения.
Пример. На уроке по теме “Буква С” загадывается звук «С», и ребята начинают задавать вопросы: -Это гласный звук? - нет;
-Это согласный звук? – да
- Это звук парный по твёрдости/мягкости?- да
- Этот звук парный по глухости/звонкости?- да
- Это звук «с».
Составление и решение лингвистических задач. Данный вид работы очень полезен как на уроке, так и в качестве дополнительных домашних заданий. Систематическое решение таких задач помогает развитию абстрактного мышления у учащихся, многие из которых сами начинают предлагать классу самостоятельно составленные задания. Не всегда это бывает успешным, но после некоторой корректировки со стороны учителя задания действительно получаются интересными.
Задача 1. В прибрежной гостинице “Фонетика”, расположенной в курортном городке, должны остановиться в одноместном, двухместном , трехместном и четырехместных номерах звуки [Ы], [Ж], [А], [Р], [У], [Б], [Ш], [О], [П], [Ц]. Помогите администратору гостиницы расселить все эти звуки так, чтобы никаких нареканий на неудобства от гостей не последовало. 
Задача 2. Незнайка решил помочь Морфологии собрать вещи в туристический поход. В рюкзак он положил глаголы, приставки, предлоги, синонимы, обращения, орфограммы, запятые, прилагательные. Какие вещи Морфологии придется выложить из рюкзака? 
Задача 3. На станции к отправлению готовится поезд, в составе которого три вагона. К сожалению, в железнодорожных билетах номеров вагонов отсутствуют. Помогите белке, еноту, тюленям, ласточкам, мыши и пчеле правильно определить номера нужных им вагонов. 
Приём «Найди соответствие».
Ребятам предлагаются синтаксические единицы, которые необходимо записать в строго определенной последовательности. Например, записать слова (их целый список) в следующем порядке: 1) имена существительные мужского рода, 2) женского рода, 3) среднего рода, 4) общего рода; записать предложения, соответствующие характеристикам: 1) с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, 2) с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, отделённым от определяемого слова другими членами предложения и т.д.         Варианты: указать слово, соответствующее характеристике (морфологические признаки, лексическое значение, указаны его синонимы и антонимы, показана морфемная схема слова). Подобных вариантов достаточно много. Вот один из них.     
Запишите предложения, соответствующие схемам, расставляя и объясняя знаки препинания:
                  1. [   ], и [   ].       2. [   ]:[   ].      3. [… ,обр.,…  ].       4. [   ],(    ).
Табунщики переполошились жеребец был ценный донской породы привёзённый из далёкой России. (Ч.Айтматов.)
Для собственного спокойствия он решил не надевать тюбетейку и чаще носил её не на голове, а в кармане. (А.Бессараб.)
Я хочу знать от кого могу получить объективную информацию. (Л.Обухова.)
Окончилось жаркое лето и желтизной вспыхивают леса по которым крадётся осень. (Е.Осетров.)
Сзади напирала очередь и раздумывать было некогда. (А.Гайдар.)
Что барин по служебной надобности едешь? (О.Добровольский.)
Приём «Морфологический анализ»
является замечательным средством для повторения разных видом орфограмм и переходом к изучению новой темы. Важно, что при использовании этого приёма даётся не готовый дидактический материал, а его ребятам приходится «добывать» самим. Это обычно сопровождается
большим интересом со стороны моих воспитанников, а «учение с увлечением»– всегда здорово.
    1 2 3 4 5 6 7 8
А -медл- -двиг- -крик- -ех- -уч- -хорош- -пуг- -уклюж-
Б ¬ ис- не- за- у- на- пере- вс- без-
В ^ -а- -ся-о- -л- -н- -енн- -нн- -е-
Г -и -ет-а -о -ит-ы-ть1)«Соберите» словосочетание:    Б7А3В5Г2 + Б1А7В1В7В3
                                                          ( вскрикнет испуганно).
                         Обозначьте и объясните известные вам орфограммы.
 
 2)  (Не)медле(н,нн)о уехать.   Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание      (Б2А1В6В3 + Б4А4В1Г8)
Игра «Полиномы фантазии»
Загадать любое слово из 3 букв. (Например, Д   О     М)
Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные)
Под «О» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие)
Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?».
Составьте предложение из слов , например в комбинации 2, 3, 1. Далее с детьми вы можете придумывать фантастические рассказы, оттолкнувшись от этих сочетаний.
Игра «Создание лимерика»
Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.
Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок)
Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал)
Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал)
Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал).
По моим наблюдениям, работа с этой технологией, повысила интерес к предмету и усилила мотивацию обучения, активизировала психические процессы, такие как восприятие, память, внимание. Я заметила что, ребята, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали высказывать свое мнение, рассуждать.
III.1.2. Технология развития критического мышления
Развивая способность к критическому мышлению, можно добиться улучшения мыслительной деятельности учащихся. Поэтому в своей работе я использую элементы этой технологии. При этом принципиальным является выделение трёх обязательных стадий работы. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом: ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность.
Данную технологию я использую в своей работе третий год. Уроки русского языка я строю по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия». (Приложение № 1)
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
-формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Элементы новизны, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, повышение мотивации к обучению. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Я дам некоторые рекомендации по использованию некоторых из них, которые, как показала моя практика, наиболее успешно могут применяться учителем на уроках, для повышения интереса к изучаемому материалу.
Мотивационная функция стадии вызова - это побуждение и стимулирование интереса к теме урока. Информационная функция – выявить имеющиеся знания по теме.
С этой целью я использую приёмы:
- Приём «Корзина» идей, понятий, имён….
Это приемы организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Можно использовать настоящую корзинку или нарисовать её на доске. В неё условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

Пример.
Тема: «Учимся писать парные согласные в корне слова»
Учитель ставит перед детьми проблему:
-Запишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных по глухости/звонкости на конце слова?
-Обмен информацией.
-Сбрасываем информацию в корзину.
-Обобщение, вывод.
- Прием «Найди верное утверждение»
Пример:
Тема: «Учимся писать суффиксы -ек- и –ик-
Суффикс – это маленькое слово
Суффикс – это часть слова
Суффикс служит для образования новых слов
Суффикс служит для связи слов в предложении.
Суффикс стоит после корня
Суффикс стоит перед корнем
Суффикс не имеет значение
Суффикс имеет значение
Суффиксы – евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют отчества
Суффиксы – евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют фамилии.
Суффикс ёнок пишется после твердых согласных и [ч'].
Суффикс ёнок пишется после мягких согласных, кроме [ч'].
-Графическая систематизация материала: кластеры, таблицы
Прием «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
Пример:
МОРФОЛОГИЯ
Тема: «Наречие»
Прием – кластер

ЧАСТИ РЕЧИ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

СЛУЖЕБНЫЕ

НАРЕЧИЕ

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
Пример:
Тема: «Морфологический разбор имени существительного»
Одушевленные и неодушевленные

Род
Нарицательные и собственные



Имя существительное
Число
Склонение

Падеж

Прием составления маркировочной таблицы «ЗХУ»
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: что мы знаем, что мы хотим узнать, что мы узнали (ЗХУ).
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.
Пример: Тема: «Глагол» Прием - «Та6лица-ЗХУ»
3- что мы знаем
Х - что мы хотим узнать У - что мы узнали
Глагол Особенности этой части речи
заполняется в течение урока

-Прием «Написание синквейна»
С целью краткого сообщения уже имеющихся знаний учащиеся составляют «синквейн» (стихотворение из пяти строк). Данный приём обогащает словарный запас учащихся, его составление полезно в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации и в качестве средства творческого самовыражения. Можно предложить написать «синквейн» до изучения новой темы и после получения новых знаний. В результате качественно меняется восприятие изучаемой темы.
Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

Пример:
Тема: « Разделительный мягкий знак»
Мягкий знак (Ь)
Разделительный, беззвучный.
Смягчает, разделяет, не даёт.
Разделительный мягкий знак пишется после корня, перед буквами е,ё,ю,я,и!
Помни о нем!.- Приём «Броуновское движение» Это приемы организации индивидуальной и групповой работы учащихся на последней стадии урока, когда идёт обобщение полученной информации, он предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
По классу разложены иллюстрации, предметы, слова по теме урока. Детям предлагается разделиться на группы и в течение определённого времени, найти и собрать материал по изученной теме. Каждая группа получает своё задание. Этот приём позволяет не только проверить знания, но и активизирует детей.
Пример:
У. – Ребята, а сейчас, я хочу посмотреть, насколько хорошо вы усвоили новое правило, предлагаю вам поиграть в одну игру. Я по классу разложила много картинок и предметов в названии некоторых есть суффиксы –ек- и –ик- . Вы должны разделить на группы и найти по 4 слова
1 группа ищет слова с суффиксом –ек-
2 группа ищет слова с суффиксом –ик-
( клубочек, носочек, платочек, кружочекгвоздик, мячик, цветик, шарик).
Я привела лишь небольшую часть методических приёмов. Они, на мой взгляд, дают положительные результаты:
развивают мыслительную деятельность учащихся начальной школы;
способствуют лучшему запоминанию изучаемого материала;
активизируют коммуникативную способность младших школьников;
учат формулировать вопросы, развивая, тем самым, познавательную деятельность учащихся.
III.1.3. Методики коллективных учебных занятий, разработанные или усовершенствованные М.А. Мкртчяном.
Для того чтобы включить каждого ученика в активную деятельность на уроках русского языка я использую коллективную систему обучения, а именно следующие методики по определенным алгоритмам (приложение 2):
Методика взаимообмена заданиями предназначена для первичного изучения типовых задач за счет работы учащихся в парах сменного состава по алгоритму. Готовится специальный дидактический материал - карточки, содержащие по три однотипных упражнения. Они должны быть разными по тематике, но одинаковыми по структуре. (приложение 3)
Вначале необходимо осуществить «запуск». Учитель распределяет разные задания между учениками, обучает каждого и индивидуально. Он объясняет способ выполнения задания «а», записывая решение в тетрадь ученика, даёт ему необходимые консультации, отвечает на вопросы, просит
восстановить объяснения. Второе задание «б» ученик выполняет под наблюдением учителя, комментируя свои действия. Учитель обращает внимание на моменты, которые не удаются его напарнику, задаёт вопросы на уточнение, задаёт вопросы на уточнение, предлагает сформулировать вопросы. Третье задание («в») ученик выполняет без наблюдения со стороны учителя. После его проверки учитель проводит минирефлексию: просит ученика воспроизвести объяснение задания «а», восстановить последовательность обучающей работы учителя, даёт рекомендации, как учить следующего напарника. Таким образом, я добиваюсь не только усвоения учебного материала, но и техник работы с партнёром. Если ученики делают всё правильно, чувствуют себя уверенно, значит, они готовы работать в сводной группе, состоящей из нескольких пар. Руководит группой командир (один из её членов), он ведёт учёт карточек, следит за тем, чтобы ребята не нарушали порядок взаимодействия в паре. В паре ученики обучают друг друга решению своих задач, при этом порядок работы тот же, что и учителя с учеником (первая задача объясняется, вторая решается под наблюдением, а третья – самостоятельно). Научившись у одного партнёра выполнять, какой – либо тип задания, ученик в следующей паре передаёт знания другому ученику. Смена напарников происходит до тех пор, пока каждый ученик не получит и не передаст способы решения всех типов задач. Учёт выполнения учащимся заданий ведётся в таблице. Символами обозначается следующая информация: « » приступил к выполнению задания; «+ » обучен, готов обучить; « » обучил.
Учёт выполнения заданий по методике взаимообмена заданиями:
Например, на
Ф.И. Номер заданий (карточек)
1 2 3 4 5 6
Ученик 1 + Ученик 2 +
Пример:
Тема: «Однокоренные слова»
Карточка №1
Найди родственные слова. Выдели корень.
а) заплясать, пляска, танцор.
б) мокрый, сырой, подмокнуть.
в) противник, вражда, вражеский.
Карточка №2
Найди родственные слова. Выдели корень.
а) рисовать, рисунок, рис, зарисовка.
б) лев, левша, левый, налево.
в) гусь, гусыня, гусиный, густой.
Методика взаимотренажа
Посредством методики взаимотренажа можно обеспечить эффективное закрепление изученного материала, довести действия до автоматизма.
Цель тренировки – инициировать алгоритмические учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет. В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося.
Задача «тренера» - поставить перед «тренирующимся» вопрос, а затем сверить ответ напарника со своим. Если «тренер» владеет материалом, то ему достаточно иметь только набор заданий.
Однако тренировка удобна тем, что позволяет быть тренером даже тому ученику, который пока не может сам по некоторой теме проверить ход мысли напарника. Для этого задания должны быть готовые ответы.
Ученики получают разные карточки и находят себе напарника. Первый ученик диктует второму первое задание своей карточки (естественно не говоря ответ), второй ученик отвечает на поставленный вопрос. Первый ученик по своей карточке сверяет ответ. Если ответ правильный, то учащийся диктует второе задание. Если ответ неправильный, то предлагает товарищу ещё раз ответить на вопрос.
Если напарник ошибается, то первый ученик говорит ему правильный ответ, а затем переходит к следующему вопросу.
Когда первый продиктует все задания своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик задаёт вопросы своей карточки, а первый отвечает на них. Когда все вопросы продиктованы, ученики заканчивают работу, ищут новых напарников и работают так же, как и в первой паре.
Особенность этой методики в том, что ученик не меняет свою карточку. Это следует из предназначения методики (тренировка).
Методика взаимотренажа не требует особого процесса запуска, как, например, методика взаимообмена заданиями. Для её организации необходимо иметь карточки, в которых есть 5 – 6 вопросов с ответами. Как правило. Работа занимает небольшой промежуток времени (5 - 10 минут), тренаж используется для закрепления всевозможного материала. Пример самого простого варианта взаимотренажа – взаимодиктовка слогов, слов, предложений:
запиши буквы: строчные: а,у, н, г, т; заглавные: А, У, Н, К, Г, Т;
запиши слоги: на, та, ку, ле, су, мы;
запиши слова: корова, заяц, лиса, дуб;
подчеркни гласные буквы: корова, молоко, велосипед, ведро.
Методика обучающего словарного диктанта
Пример:
Карточка 1
заяц
лопата
платок
русский
язык
горох
Карточка 1
ученик
Россия
Москва
ребята
хорошо
молоко

Доводящие карточки- это набор таких вопросов и заданий, которые «доводят» ученика до понимания темы. Отвечая на вопросы и выполняя задания, ученик приходит к правильному пониманию своей темы. По–другому говоря, доводящая карточка организует процесс понимания, управляя мышлением ученика. Доводящая карточка используется мной для организации работы со всем классом при объяснении нового материала. ДК слабым детям я даю заранее для изучения дома. А поскольку ребёнок познакомится с новым материалом дома, он становится более активным во время обсуждения на уроке, закрепляя в себе чувство успеха, что особенно важно для слабых детей.
В классе есть дети, которые очень быстро осваивают новый материал, изучая его по доводящей карточке. Они имеют возможность закрепить его, выполняя не только простые упражнения, но и задания более высокого уровня сложности. А у учителя есть возможность консультировать тех, кто ушел вперёд и тех, то ещё работает над темой.
При изучении нового материала все учащиеся получают одинаковые доводящие карточки, позволяющие понять какой-то основной момент нового материала, и минут 5-8 работают в парах постоянного состава. Такая организация работы способствует развитию речи учащихся, поскольку, изучая карточку, детям приходится формулировать ответы на вопросы, отстаивать свою точку зрения, выражая свои мысли в устной форме. Затем организуется общее обсуждение.
Доводящая карточка может использоваться и при проведении вертикальной тематической неконтролирующей контрольной работы, как на этапе прохождения индивидуального учебного маршрута, так и при планировании деятельности по устранению дефицитов.
Использование доводящих карточек на учебных занятиях в начальной школе требует огромной предварительной и детально продуманной работы учителя, в результате чего, у ребят развивается самостоятельность, самооценка собственных знаний, умение корректно отстаивать своё мнение.
При составлении карточки нужно помнить, что её особенностью является определённая последовательность вопросов и заданий, их доступность, однозначность, опора на ранее приобретённые знания учащихся. Именно при таких условиях ребёнок будет действовать сам и успешно.(Приложение №4)
При организации работы с доводящей карточкой удаётся обеспечить понимание материала большим количеством учащихся во время урока, поскольку логика понимания продумана заранее. Рассмотрим пример доводящей карточки по русскому языку для учащихся 2-3 классов по теме «Имя прилагательное».
Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой?, какая?, какие?, какое?,
1.Угадай предмет по перечисленным признакам:
Красная, спелая, вкусная, ароматная…
2.Перечисли признаки своего класса (по форме и размеру).
3.Какие признаки могут быть у предмета яблоко?
4.Выпиши слова, обозначающие признаки предметов.
Светлый, учить, чистое, весёлая, парта, сидеть, мягкие.
5.Задай вопросы к выписанным словам.
6.Выпиши слова, отвечающие на вопрос какой?
Яркий, класс, зелёный, синий, учить.
7.Выпиши слова, отвечающие на вопрос какая?
Светлая, читать, чистая, весёлая, парта.
8.Выпиши слова, отвечающие на вопрос какие?
Просторные , стол, мягкие, сидеть, быстрые.
9.Прочитай определение.
10.Как называются слова, обозначающиеся признаки предметов?
11.Что обозначают имена прилагательные?
12.На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
13.Выпиши имена прилагательные.
Зелёная, парта, дом, голубое, деревянные, учить, светлое, ласковая.
14.Как определить, является ли слово именем прилагательным?
15.Докажи, что выписанные слова- имена прилагательные.
16.К словам подбери имена прилагательные и задай к ним вопрос:
… окна, … класс, … парта…, … яблоко.
17.Запиши три имени прилагательных и задай к ним вопрос.
18.Выполни упражнение в учебнике.
Рассмотрим пример доводящей карточки по русскому языку для учащихся 2-3 классов по теме «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».
Как правильно написать слово с безударным гласным в корне.
Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным.
1. Прочитай правило.
2. Из предложенных ниже букв выбери те, которые обозначают гласные звуки.
а д е п г о и р я х-Какие звуки называются гласными?
3. Прочитай слово картина. В этом слове слог ти произносится с большей силой. Какой это слог?
4. Как называются гласные, которые стоят под ударением?
5. Сколько ударных гласных в слове картина?
6. В слове может быть несколько ударных гласных?
7. Прочитай правило ещё раз.
8. Выдели корень в группе слов: лес, лесной, перелесок, лесник.
9. Поставь ударение. Подчеркни слова с ударным гласным в корне.
10. Можно назвать слова лес, лесной, перелесок, лесник однокоренными?
11. Во всех ли этих словах ударный гласный в корне?
12. Прочитай правило ещё раз.
13. Из слов лес, лесной, перелесок, лесник выпиши те, которые требуют проверки при написании?
14. Могут ли быть для них проверочными слова лес, перелесок?
15. Что значит «проверочное слово»?
16. Прочитай правило ещё раз.
17. Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?
Методика «Взаимодиктант»
По этой методике новому партнёру диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Таким образом, над диктантом каждый ученик работает дважды: один раз он пишет сам и делает под контролем товарища разбор допущенных ошибок; другой раз он диктует этот текст, проверяет, слушает разбор ошибок, ставит свою оценку. Закончив работу со вторым партнёром, участники обмениваются карточками и расходятся, чтобы приступить к работе с третьим партнёром, и т.д. При каждой новой встрече новый текст диктанта: Пример:
№1 Звонкий ручей наполнил до краёв глубокую лужу, побежал через край.
№2 Садовник срезал всю зелёную верхушку дерева, оставил только пенёк, расщепил его.
№3 Муравьи с самого утра несут большие травинки, сосновые иголки и малюсенькие листочки.
№4 Весёлый жаворонок пел тихую, но радостную песню.
№5 Осенью на яблоне красовались большие, румяные, сочные, яблоки.
Я привела лишь небольшую часть методик коллективных учебных занятий. Они, на мой взгляд, дают положительные результаты:
1) развивают мыслительную деятельность учащихся начальной школы;
2) способствуют лучшему запоминанию изучаемого материала;
3) активизируют коммуникативную способность младших школьников;
4) учат формулировать вопросы, развивая, тем самым, познавательную деятельность учащихся.
III.1.4. Методика Г.М. Зегебарт «Учение без мучения»
С учетом проблем нарушения чтения и письма я стала применять в своей работе методику Галины Михайловны Зегебарт «Учение без мучения». Она предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми в рамках основных разделов школьной программы по русскому языку, утвержденной Министерством образования РФ.
Материалы комплекта «Учение без мучения» структурированы по возрастам и разделам для работы в 1- 4 классах.
Данный материал - помощь в запоминании словарных слов. Он рассчитан на учеников 2-го класса (приложение 5).
За одно занятие ученик работает со словами одной карточки (например, 1 "малина"), последовательно выполняя упражнения из раздела №1 "Основа", затем №2 "Угадайка", №3 "Исправления", №4 "Прятки". К разделу №5 "Поля слов" надо переходь после выполнения заданий по всем карточкам, закрепляя материал. Рекомендуется в конце группы заданий (например со словами карточки "малина") провести с ребёнком диктант, с использованием слов из данной карточки.
Перед началом работы с группой слов, я обсуждаю с детьми значение каждого слова, его происхождение, состав, мы тренируемся использовать его устно в контексте. Часто причиной ошибок или неуспеха в запоминании словарных слов является непонимание их смысла. Например, легче запомнить правописание слова "издалека", если разобрать его по составу, правописание слова "сейчас" легче запомнить, если представить его в контексте сказки "Коли поняли приказ - Выполняйте сей же час!", объяснив, какие перемены произошли с данным выражением со временем. И так далее.
Для успешного запоминания можно подбирать ассоциацию к слову, где ударение будет падать на выделенный гласный. Например, "мАлина" - как запомним "А"? - "мАло мАлины". Или - "многО" - "огО! многО"...
Если к слову можно подобрать проверочное слово, то проговариваем это, делая акценты на ударной гласной. Например, "стрОка" - "стрОки".
Проверив упражнение, можно лишь подчеркнуть слово с ошибкой, предоставив ученику возможность исправить её самостоятельно. В этом случае для образца ему даётся первая страничка с колонкой правильно написанных слов.
В конце группы заданий желательно провести работу над ошибками, подробно разобрав с ребёнком каждое слово.
- не делайте за одно занятие больше одной карточки! (но все задания плюс диктант, работа над ошибками).
- можно добавить написание предложений с отработанными словами.
- В разделе "Основа" работа ведётся по строчкам, а не по столбикам. Вставленные и исправленные буквы ребёнок сравнивает с образцом. Зафиксируйте внимание ребёнка на выделенных буквах в слове-образце, как бы "фотографируя" его.
- Упражнения №2, №3, №4 выполняются самостоятельно и независимо друг от друга, так чтобы перед учеником было лишь одно задание.
- В разделе №4 ("Прятки") каждой карточке соответствуют пять строк упражнения. Ребёнок находит правильно написанное слово и подчёркивает его.
- Раздел №5 выполняется в финале группы упражнений, как повторение материала. Прочитывая строчку, ученик делит её вертикальными чёрточками на слова. Можно использовать поля слов в конце группы из двух карточек, прорабатывая каждый раз по одному абзацу.
Раздел «Основа (словарные слова)». Работа со словами из этого раздела способствует запоминанию детьми правильного написания и произношения программных словарных слов.

Раздел «Угадайка». При работе с заданиями из этого раздела существенно повышается скорость чтения и грамотность.
Раздел «Исправления». Этот раздел методики помогает нахождению и исправлению ошибок в словарных словах, написанных с ошибками
Раздел «Прятки». Игры из этого раздела расширяют возможности детей за счёт того, что они учатся воспринимать всё слово целиком, а не отдельные слоги, игры такого рода повышают скорость чтения вслух

Раздел «Поля слов». Использование игр из раздела «Поля слов» — помогает активизировать работу коры головного мозга, приводящую к существенному улучшению памяти и внимания ребёнка. Кроме того, подобные игры позволяют увеличить скорость чтения и повысить грамотность за счёт запоминания и узнавания графического образа слова .
III.1.5. Технология рефлексии
С целью повышения мотивации, качества образования и требованиями ФГОС 2 поколения на всех уроках, в том числе и русского языка, я использую прием «Рефлексия».
1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Тучка и солнышко

Смайлик

Зайчик

2.Рефлексия деятельности.
Лесенка успеха




Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось.
Средняя ступенька – у меня были проблемы.
Верхняя ступенька- мне всё удалось.
Дерево успеха

3- 4 ошибки 1 ошибка0 ошибок
Поезд

фонетический изучение работа в группах
Разбор нового материала
3.Рефлексия содержания учебного материала.
Незаконченная фраза
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Пометки на полях (светофор)
Стоп!
Нужно небольшая помощь!
Можно двигаться дальше!
Таблица - фиксация знаний и незнаний
Понятие Знал Узнал Хочу узнать
Например:
Имя существительное Часть речи
Вопросы кто? что?
Изменяются по числам Бывают женского, мужского, среднего рода Как ещё
изменяются
существительные?
Такая самооценка деятельности учащихся помогает им проанализировать своё участие в уроке и сделать для себя определённые выводы.
Самая главная проблема - заниженная и завышенная самооценка учащихся. Также приходиться сталкиваться с необъективностью оценки: ученики могут завысить или занизить оценку в зависимости от симпатий к тому или иному однокласснику.
Только постоянная и регулярная кропотливая работа помогает привести все оценки к единому "знаменателю".
Данный подход к оцениванию позволяет обеспечить:                  
индивидуализацию как процесса обучения, так и подходов к             оценке его результатов;
предоставление ученику максимально активной   и ответственной роли в процессе собственного обучения и вовлечение его в оценку своих достижений.
Конечно, проблемы с процессом оценивания есть у всех, в первую очередь, это нехватка времени на уроке. Однако - дорогу осилит идущий, мы не можем увеличить продолжительность  урока и уменьшить количество учеников, но сообща искать наиболее эффективные методы и приемы  оценивания, пополнять свой методический багаж - вполне в наших силах.
III.1.6 Методика С.Ю. Шишковой «Буквограмма»
«Буквограмма»- это методика по коррекции и развитию письменной и устной речи у детей от 5 до 14 лет, опирающаяся на разработки психологов, логопедов, дефектологов и нейропсихологов. Большой практический материал позволяет использовать книгу на уроках в начальной школе, для самостоятельной работы детей, для занятий родителей с ребенком.
Сначала я использовала эту методику со своим ребёнком. С помощью этой системы моя дочь полюбила читать и стала успевающей ученицей. В своей практике эту методику я использую уже 3 года. Она даёт положительные результаты при работе, как с сильными, так и со слабоуспевающими обучающимися.
Методика «Буквограмма» направлена на:
формирование письменной и устной речи детей,
коррекцию ошибок при письме,
развитие фонематического слуха,
ориентацию в пространстве.
 В процессе занятий используются приемы и упражнения, направленные на активизацию работы головного мозга, на межполушарное взаимодействие, на сенсомоторную коррекцию, что помогает ребенку справиться с такими проблемами, как:
замена букв при чтении и письме;
пропуски букв;
перестановка букв;
слияние нескольких слов в одно;
сложности с освоением иностранного языка;
зеркальное написание букв и цифр
путаница «право» и «лево».·  
Кроме того, программа направлена на:
повышение работоспособности,
улучшение мозгового кровообращения,
развитие двигательной, пространственной сферы,
становление адекватной схемы тела и образа физического Я,
развитие мелкой моторики,
улучшение саморегуляции и произвольного контроля,
улучшение функционирования мозговых структур,
усвоение школьной программы (письмо, чтение, математика),
выстраивание пространственных представлений («лево-право», «над-под», «за-перед»).
Основная задача этой методики – помочь научить ребенка грамотно читать и писать. Но не просто читать и писать  буквы, слоги, слова, а понимать, усваивать и правильно воспроизводить материал.
Практически все задания методики построены в форме игры или с учетом игровых моментов. Методика полностью адаптирована к использованию неспециалистами.
На своих уроках и на индивидуальных занятиях я использую следующие упражнения:
Дыхательные упражнения (упражнения направлены на гармонизацию нервной системы, а также на активность работы головного мозга). Все дыхательные упражнения выполняются лёжа на спине, для этого в классе есть несколько гимнастических ковриков.
Например, при изучении буквы «о» мы выполняем следующее дыхательное упражнение:
Исходное положение (И.п.) - лёжа на спине. Делаем глубокий вдох
через нос, надувая при этом живот как шарик, делаем выдох через рот-трубочку, имитируем звук у, втягивая живот. (4- 6 раз).
При изучении буквы «п» мы выполняем следующее дыхательное упражнение:
И.п. - лёжа на спине. Выполняем четырёхфазное дыхание (вдох - задержка дыхания — выдох - задержка дыхания Командуем:
«ВДОХ» и считаем: «Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь».
«НЕ ДЫШИМ» и считаем: «Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь».
«ВЫДОХ» и считаем: «Раз, два, три, четыре, пять. шесть, семь».
«НЕ ДЫШИМ» и считаем «Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь». Все 4 интервала равны по времени.
Упражнение повторяем 4-6 раз.
Глазодвигательные упражнения и на координацию тела
Например, при изучении буквы «е» мы выполняем следующее глазодвигательное упражнение:
И.п. - лёжа на спине, голова лежит неподвижно. Ребёнок перемещает предмет самостоятельно. Взять в правую руку предмет (ручку) и отвести его на расстоянии вытянутой руки вправо. Следить глазами. На 3-4 секунды задержать предмет в крайнем положении, ребёнок должен удержать взгляд на крайней точке. Затем переложить в левую руку и отвести предмет влево, потом вниз к носу и отвести от носа. Глаза сходятся к переносице. Упражнение делать по 4-6 раз.
При изучении буквы «о» мы выполняем следующее упражнение на координацию тела:
И.п. - ребёнок сидит на коврике, обхватив согнутые ноги руками, затем
откатывается назад, ложась на спину, и возвращается в и.п. Во время
этого упражнения ноги у ребёнка согнуты и ребёнок обхватывает их
руками.
И.п. - лечь на спину. Покататься как «брёвнышко» по полу с вытянутыми
прямыми руками и ногами.
Упражнения на буквы
Здесь важно провести все шесть вариантов написания буквы, где последовательно работают мышцы плеча, предплечья, локтя, кисти. Таким образом, формируется двигательная память на перекодировку звука в значок.
Варианты написания букв.
1.Ученик смотрит, как учитель делает на себе упражнение.
(Ладонями показываем верх - низ лица, это высота строки в которую вписываем букву или высота буквы, правую и левую границу лица – это границы буквы, ширина буквы. Указательным пальцем пишем букву «о» на лице. Начинаем с верхней правой точки на лбу и двигаемся налево. Буква должна быть вписана в лицо и границы.
2. Ученик пробует сделать самостоятельно упражнение на себе.
Делается до тех пор, пока ребенок не начнет легко и быстро делать
правильно.
Важно: следите, что бы указательный палец руки, которым ребенок
выполняет упражнение, был прямой, а 1;3;4;5 пальцы были плотно сжаты.
Указательный палец, это наша ручка, а ручка согнутой, кривой, вялой не может быть. Однако пальчики у малышей устают, поэтому им требуется
делать пальчиковую гимнастику, массаж рук.
3. Ученик делает упражнение на схеме №1 (большое лицо) и схеме №2 (маленькое лицо) (Приложение 6)

4. Учитель рисует пальцем букву перед собой на расстоянии согнутой в локте руки. Буква рисуется на вымышленном экране размером с лицо.
5.Учитель рисует пальцем букву перед собой на расстоянии согнутой в локте руки. Буква рисуется на вымышленном экране размером 10 см, 5 см, 2 см, 1 см.
6. Переходим на бумагу: ребенок пишет букву ручкой (фломастером) на листе бумаге форматом А4 горизонтально лежащем. Буква пишется на всю высоту листа. Затем лист горизонтально складывается, и ученик снова пишет букву, только меньшей высоты. Ученик самостоятельно или с помощью учителя складывает лист, таким образом, уменьшая высоту буквы.
На мой взгляд, данные игровые упражнения повышают учебную мотивацию.
III.2. Результативность опыта работы
Мониторинг успеваемости и качества обучения
Достижения в учебной части доказывают эффективность проводимых мной уроков, целенаправленной  систематической работы по повышению качества обучения и всестороннего развития каждого ученика.
Качество ЗУН и успеваемость по русскому языку

Результаты диагностики уровня школьной мотивации
у учащихся в 1- 3 классах
Методика «Опросник оценки школьной мотивации» (Т.А.Ратанова)
В ходе диагностики отслеживалась динамика учебной мотивации учащихся. Учебная деятельность требует от учащихся высокого уровня самодисциплины, самоконтроля и ответственности, что является причиной снижения мотивационного фактора учебы.
Наблюдаются следующие тенденции:
по сравнению с первым классом увеличилось количество учащихся с высокой учебной мотивацией;
наблюдается снижение количества учащихся с низким уровнем учебной мотивации;
Учащиеся моего класса всегда активно участвуют в интеллектуальных конкурсах разного уровня. (Приложение № 7)
Мне и самой, как педагогу, нравится участвовать в различных конкурсах. (Приложение № 8)
В.А.Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении»
Я полностью согласна с этими словами и счастливые лица моих учеников этому подтверждение. (Приложение№ 9)
IV. Заключение
Анализируя полученные результаты, я пришла к выводу, что применяемые мною в системе методики и элементы педагогических технологий для формирования познавательной мотивации младших школьников на уроках русского языка эффективны. А наиболее эффективны они тогда, когда используешь их в совокупности.
Использование современных образовательных методик и технологий оживляет процесс обучения, углубляет процесс познания, у учащихся проявляется личностное отношение к тому или иному вопросу.
Благодаря использованию этих технологий, дети стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. Я считаю, что применение современных образовательных методик и элементов технологий на уроках русского языка позволило мне, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся; повысить мотивацию учащихся к обучению; активизировать познавательную активность;  развивать мышление;  индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения; развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно; повысить качество наглядности в учебном процессе.
Применение новых образовательных технологий – дело многотрудное, однако это путь творчества и развития, как Учителя, так и Ученика. Работать так не просто, но это верный путь в будущее школьного образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе.
Список литературы:
Г.М. Зегебарт. Ученье без мученья.- М.,2014
В.Б. Лебединцев. Русский язык. 1-4 классы. Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий.-Волгоград: Учитель, 2014
С.Ю. Шишкова. Буквограмма: в школу с радостью: коррекция письменной и устной речи у детей от 5 до 14 лет.- Ростов н/Д:Феникс, 2015
Интернет- ресурсы