Конспект урока по русскому языку на тему Понятие о местоимении. Личные местоимения. (3 класс)
Класс: 3 «Г» Учитель: Гапонова Е.А.
Предмет: Русский язык
Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения.
Цель: формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речи.
Задачи:
Познакомить с личными местоимениями;
развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;
воспитывать интерес к русскому языку, любознательность, аккуратность.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся выделять местоимение среди других частей речи, определять его грамматическое значение и роль в предложении;
Метапредметные: ставить и сохранять учебные задачи, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; выделять необходимую информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы; слушать, слышать и понимать партнёров; оказывать необходимую взаимопомощь, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, достаточно полно и чётко выражать свои мысли; Личностные: принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; проявление самостоятельности, личной ответственности.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование:
- конверт с письмом;
- карточки для парной и групповой работы;
- карточки со словами;
- «рукопись» для исследования;
- игрушки-телефоны для сценки;
- индивидуальные оценочные листы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Солнце раненько встаёт Мы урок наш проведём.
И спешит скорей в обход.
- Как, ребятушки живёте? Тихо девочки за парту сели,
- Как здоровье, как животик? Тихо мальчики за парту сели.
- Одолела вас дремота? На меня все посмотрели
- Шевельнутся неохота? И работать захотели.
- Всем командую: «Подъём!»
2.Актуализация опорных знганий и формирование затруднения в пробном действии.
- Здравствуйте, ребята! Девизом нашего урока будет пословица: «Грамоте учиться, всегда пригодится». Как вы её понимаете?
Перед тем как идти к вам на урок, мне пришло письмо от старого друга Учёного Кота. Послушайте его: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Василий. Я очень прошу вашей помощи. Дело в том, что недавно я наводил порядок в своём Лукоморье и нашёл древнюю грамоту. Я очень люблю раскрывать тайны прошлого, но, к сожалению, не смог её прочитать, т.к. часть слов не сохранилась. Может быть, вы мне поможете расшифровать написанное?»
- Ребята, поможем моему другу? Давайте проведём научное исследование, расшифруем тайну древней рукописи. Для этого откроем заседание клуба «Юный исследователь», надо пройти собеседование.
Блиц-опрос: -Мы изучаем раздел русского языка «Части речи»?
- К самостоятельным частям речи можно задать вопрос?
- Служебные части речи – это части речи, к которым нельзя задать вопрос?
- Имя существительное – это служебная часть речи?
- Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?
- Имена существительные изменяются по родам?
- Имена существительные имеют род?
- Имена существительные изменяются по числам?
- вы все прошли собеседование и приняты в клуб. Запишем в терадях дату и место нашего исследования.
Минутка чистописания.
- А кого называют исследователями? Какая орфограмма в этом слове?(СС)
Определите закономерность следования букв и продолжите запись: СС Ссс СсС СС……………
Хочу напомнить вам правило красивого письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.
- Какова цель минутки чистописания? Самопроверка на полях (приём «Светофор»).
3.Постановка проблемы.
- На доске вы видите слова. Прочитайте. Ваша задача – распределить их на группы.
Давайте обсудим, как бы вы могли это сделать, по какому признаку(по признаку принадлежности к какой-либо части речи). Работа в тетрадях. Потом на доске, используя карточки. Объясните, почему вы так распределили слова. Что интересного заметили?
Солнце, я, ручей, весёлые, она, ты, яркое, весна, мы, они, звонкая, вы, он, оно.
1 гр.- это имена существительные, т.к. обозначают(называют) предметы и отвечают на вопросы кто? что?
2 гр.- это имена прилагательные, т.к. обозначают(называют) признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
- А слова 3 гр. на какие вопросы отвечают? Почему их отнесли в отдельную группу? Встречались ли мы с такими словами и где? Хорошо ли мы знаем эту часть речи?
- Сформулируйте тему урока. Какие задачи мы ставим перед собой?
Физминутка.
4.Совместное открытие знаний.
А) Определение местоимения (работа в парах).
-Прочитайте текст на карточке, обсудите в парах, справьте недостаток в нём.
Поднялась метель. Метель замела тропинки и дороги. Метель покрыла снегом дубы. Дубы росли вдоль дороги. Дубы были большие и важные.
- Прочитайте отредактированный текст. Вместо какой части речи мы употребили эти слова?(расшифровка первого символа в рукописи -место имени е)
- Давайте попробуем дать определение. Это часть речи? Какая? Почему?
Местоимение – это самостоятельная часть речи(т.к. это отдельная группа слов, к которым можно задать вопрос).
Б) Игра «Молчанка».
- Повернитесь друг другу и показывайте только жестами: я, мы, ты, вы, он, она, они, оно.- Вы называли друг друга по имени? А что делали? (показывали, указывали)
- Что ещё можем добавить о местоимении?
- Какую роль выполняют местоимения, для чего они нужны? Кто сможет дать определение местоимению (по опорным словам на рукописи)? (местоимения нужны, чтобы речь была правильной, красивой, лаконичной, избегая повторов).
В) Работа с правилом в учебнике.
- Сравним свой вывод с выводом в учебнике.
- Вы настоящие исследователи тайн русского языка. Молодцы!
- Заполнение древней рукописи.
Г) Работа в учебнике (упр.291).
- Прочитайте текст, назовите местоимения и существительные, которые они заменяют.
- Запишите пары слов: сущ. + местоим.
Гусь – он, берега – на них, гусь – я, гусь, гусыня, гусёнок – мы.- Личные местоимения указывают на лица, т.е. личное.
- Послушаем стихотворение:
Я и мы, Это, без сомнения,
Ты и вы, Всё местоимения.
Он, она, оно, они –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Д) Ролевая игра.
- Почему на рукописи 3 символа(лица)?
- Послушайте диалог. Скажите, какие местоимения вы услышите.
- Алло! Это 3 «Г» класс? Здравствуй, Вика. Это я Настя. Ты хорошо меня слышишь?
- Привет, Настя!
- Мне нужна Соня, Скажи, пожалуйста, она в классе?
- Нет, она ушла на кружок рисования.
- А Максим? Где он?
- максим ушёл на секцию футбола.
- А они скоро придут в класс?
- Не знаю.
- Как называла себя Настя, начиная разговор?(я – 1 лицо)
- Как бы Настя назвала себя и Вику одним словом, какое бы местоимение она употребила? (мы- 1 лицо)
- Как Настя обратилась к Вике, ко второму участнику диалога? (ты- 2 лицо) А если бы обратилась к нескольким участникам разговора? (вы- 2 лицо)
- Если обращаемся к учителю, к взрослому человеку, показывая уважение, тоже говорим – Вы.
- Какими местоимениями воспользовались девочки, говоря о тех, кого не было рядом с ними? (он, она, они, оно- 3 лицо)- Заполнение рукописи.
Е) Работа в парах.
- Заполните таблицы на карточках. Сравните местоимения 1 столбика, потом 2 столбика. Что интересного заметили?
- Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или на несколько предметов, лиц.
- А у каких местоимений можно определить род?
- Молодцы, ребята, вы восстановили древнюю рукопись Василия! Он будет очень благодарен!
- Какую задачу мы ещё должны решит с вами? (должны научиться правильно использовать местоимения в речи)
- Что нужно сделать, чтобы не забыть и уверенно пользоваться полученными знаниями? (закрепить практически, работая в группах, самостоятельно)
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
А) Работа в группах.
- На обсуждение и выполнение заданий в группах – 5 мин. Затем один представитель группы защищает своё задание. Помните правила работы в группах.
1 группа – Вставить пропущенные местоимения.
Ночью выпал снег…… покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. ….. подняла в воздух лёгкие снежинки…… закружились в хороводе.
2 группа – Зачеркнуть лишнее слово в каждой строчке. Доказать, почему.
Я. Они, на, ты
Ты, я, Яна, вы
Он, она, они, оно
Она, они, он, мы
3 группа – Деформированный текст.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно. Бабушка во всех затеях со мною заодно. Я с бабушкой не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке. Но бабушкины руки люблю всего сильней.
4 группа – Найти спрятанные местоимения в словах.
Тыква, корона, ягодный, вагон, кони, донор, мышка, перрон.
5 группа - Найти спрятанные местоимения в словах.
Здоровый, выставка, раскатывать, закон, пони, мыльница, концерт, пояс.
6 группа – Разгадать ребусы.
- Какие местоимения встречаются на дороге?(я мы)
- К какому местоимению нужно прибавить слог ло, получился неодуш. Предмет?( мы ло)
- За какое местоимение можно спрятать букву ц, чтобы получилось животное из породы грызунов?( за я ц)
- В каком местоимении 2 звука, 1 буква? (я)
Б) Итоговый тест.
- В конце любого исследования необходимо сделать выводы, как учёные, вы должны поделиться своими открытиями, но сделать это творчески. Я читаю высказывания, если вы с ним согласны, рисуете зелёную бусинку, если нет – красную.
1. Местоимение – это часть речи.
2. Местоимения называют предметы.
3. Слова я, он, но, вы, в - все местоимения.
4. К 1-му лицу относятся местоимения я, мы.
5. Местоимения они, вы, мы множественного числа.
6. Ко 2-му лицу относятся местоимения он, она, оно.
7. К старшим по возрасту и незнакомым людям нужно обращаться на Вы.
- Сравнение с эталоном. У кого нет ошибок? У кого одна ошибка?
6.Подведение итогов. Рефлексия.
- Вот и кончился урок,
И подводим мы итог!
- С какой частью речи познакомились?
- На какие вопросы отвечают личные местоимения?
- На сколько групп и какие делятся местоимения? Назовите их.
- Метод « Незаконченные предложения».
- Заполнение « Листа самооценки».