Конспект урока по географии на тему Арктические пустыни и Тундра России
Тема урока: « Зона арктических пустынь и тундр.»
Цель урока: изучить особенности компонентов природных зон России: арктических пустынь и тундр.
Задачи урока:
1.Расширить знания о природных зонах России.
2.Сформировать представление у учащихся о природной зоне арктических пустынь и тундр.
3. Развивать умения учащихся пользоваться тематическими картами, как источники информации для характеристики природных зон.
Тип урока: Изучение нового материала.
Необходимое оборудование: ПК, мультимедиа, карты: «Физическая карта России», «Природные зоны России», «Климатическая карта России», раздаточный материал.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний
III. Изучение нового материала.
1. Зона арктических пустынь
2. Зона тундр
IV. Закрепление знаний.
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
Конспект урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте встанем и поприветствуем, друг друга, а также поприветствуем наших гостей. Сегодня на улице мороз, а в нашем классе тепло и уютно. На ваших лицах я вижу улыбки, это говорит о том, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что оно сохранится до конца нашего урока.
Дорожную карту сегодняшнего урока мы определили вчера, договорились работать сегодня в группах. Нужно напомнить правила работы в группах или вы помните? Хорошо. Но единственное о чем я хочу вам напомнить это то что мы внимательно слушаем друг друга, не перебиваем, работаем в группах в полголоса, отвечаем только по поднятой руке, с места не выкрикиваем и конечно же запоминаем.
III. Актуализация знаний.
А начать мне хочется наш урок с небольшого стихотворения. А вы обратите, пожалуйста, внимание на начало и конец данного стихотворения.
Как велика моя страна,Как широки её просторы!Озёра, реки и поля,Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя странаОт севера до юга:Когда в одном краю весна,В другом – снега и вьюга.Мой край – моя земля,Родимые просторы!
И так, а какое слово у нас с вами повторяется в начале и конце стихотворения? Верно – просторы! А что обозначает слово просторы у нас в географии? Верно – природные комплексы! Ну а теперь давайте вспомним, что мы с амии называем природными комплексами? Правильно - природные зоны!
С какими именно природными зонами мы с вами познакомимся сегодня на уроке? Не знаете? Хорошо и снова вам отменяя небольшая подсказка. Послушайте, пожалуйста, небольшой отрывок из очень известной песни и попытайтесь определить тему нашего с вами сегодняшнего урока. Ну и конечно не забывайте смотреть на доску! (включается песня и показываются картинки.) Ну что ребята, а теперь высказываем своё мнение. С какими природными зонами мы с вами познакомимся на уроке?
Верно тема нашего с вами сегодняшнего урока «Зона Арктических пустынь и тундр.»
А какая будет цель нашего с вами урока? Правильно – узнать особенности зон арктических пустынь и тундр.
Задачи урока:
1. Охарактеризовать зону арктических пустынь
2. Охарактеризовать зону тундр
А что бы справится с поставленными задачами сегодняшнего урока, что нам необходимо вспомнить? Верно - план характеристики природной зоны.
План характеристики природной зоны. (Слайд )
1. Географическое положение (показать на контурной карте положение природной зоны)
2. Климат природной зоны. (определить климатический пояс, средние годовые температуры янв и июля, годовое количество осадков)
3. Почвы природной зоны.
4. Растительный и животный мир.
Вы будите работать в группах. Каждая группа делает характеристику своей природной зоны.
1 группа – зона арктических пустынь
2 группа – зона тундр
Работать вы будите самостоятельно. У вас на столах лежат ватманы и раздаточный материал. Ваша задача составить логический опорный конспект, соблюдая требования. По выполненному конспекту составить устный рассказ в последовательности: ГП, климат, почвы, растительный покров и животный мир. Что бы вам было легче и быстрее выполнить данное задание разбейтесь на маленькие подгруппы на 3 человека. И каждая подгруппа будет отвечать за свой пункт плана. Оформление вашего конспекта это фантазия вашей группы. Только не забудьте подписать свою природную зону и пункты плана. На работу в группах вам дается 10 мин. После этого каждая группа рассказывает о своей природной зоне. А другая группа слушает, ведь в конце урока вас ждет не большая проверочная работа, что вы запомнили с сегодняшнего урока. На рассказ дается не больше 5 мин. Проверочная работа будет оценена и отметки поставлены в дневник. Кроме этого в конце урока вы будите оценивать работу каждого ученика в своей группе. Так что работайте активно и получайте на сегодняшнем уроке хорошие оценки. А теперь можете приступать к работе.
В конце урока детям выдается таблица «Характеристика природных зон»
(Приложение 1)
После каждого выступления, на слайде появляется характеристика природной зоны и делается небольшой вывод.
1. Зона Арктических пустынь – суровость климата (зима очень холодная, суровая, лето – холодное, средняя температура июля около 0С), льды, снег (и зимой, и летом), айсберги, полярная ночь, ураганные ветры, полярное сияние, летом – полярный день.
2. Зона тундр- полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, нет деревьев.
После всех сообщений на слайде показывается вся таблица.
А теперь давайте подведем итоги нашей работы, ответив на вопросы.
- О каких природных зонах мы сегодня говорили? (Зона арктических пустынь, тундра).
- От чего зависит климат в природных зонах? (От положения природной зоны относительно экватора и Северного полюса. От географического положения природной зоны зависит высота солнца над линией горизонта и продолжительность зимы и лета.)
- От чего зависит растительный мир в природных зонах? (От сочетания тепла и влаги).
- Как влияет растительный мир на животный мир? (Чем богаче растительный мир, тем разнообразнее животный мир).
IV. Закрепление знаний.
А сейчас чтобы проверить ваши знания мы проведем небольшую работу:
У каждого из вас на столах лежат листочки с тестами. Ваша задача расставить цифры к природным зонам. Листочки обязательно подпишите. На работу вам дается 3 мин.
Природа зоны легко ранима
Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом
Значительные площади покрыты ледниками
Средняя температура января -26-28С, а июня +1-4С
Сильные ветры
В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.
Расположена на островах Арктики
Увлажнение избыточно, много болот и озер.
Промысел морского зверя (моржа, тюленя).
На южной границе средняя температура июля +10С
На скалах «птичьи базары»
Лето короткое и холодное
Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана
В реках и озерах много рыбы.
Воды – в твердом виде, только летом образуются талые воды.
Много перепелиных птиц летом (утки, гуси, лебеди).
Полярная ночь длится 5 месяцев
Ключ: арктическая пустыня 1,3,4,5,7,9,11,12,15,17.
тундра 1,2,5,6,8,10,13,14,16.
V. Рефлексия.
И так вы выполнили данное задание, а теперь обменяетесь листочками друг с другом. Проверить выполненное задание и поставите оценки, сдайте мне свои работы, оценки будут выставлены в журнал.
Подведение итогов. Наш урок мне бы хотелось закончить именно той песней, с которой мы и начали нашу работу. Звучит продолжение песни, и показываются слайды.
VI. Домашнее задание.
Кто получил оценку «5»
Опросить родителей, родственников, знакомых может они бывали в природных зонах, с которыми мы познакомились на этом уроке? Ваше домашнее задание узнать бывали ли ваши близкие люди в этих зонах.
Заполнить таблицу про лесотундру
Кто получил оценку «4»
Найти стихи или загадки про зону арктических пустынь и тундр. Заполнить таблицу про лесотундру.
Кто получил оценку «3»
Заполнить таблицу про лесотундру.
Ну, вот ребята и подошел к концу наш урок. Спасибо за работу. Если вам понравился урок, то прикрепите на доске зелёный контур России, если не очень, то жёлтый, а если не понравился, то красный.
15