Конспект урока по биологии для 9 класса «Биологическое разнообразие вокруг нас»
Урок-экскурсия по биологии
«Биологическое разнообразие вокруг нас»
9 класс.
«Значительное место в курсе «Основы общей биологии» отведено лабораторным работам и экскурсиям, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды. В программе лабораторные работы и экскурсии, отмеченные курсивом, учитель выбирает по своему усмотрению и проводит исходя из возможностей школы и особенностей местных условий».
Программа курса «Основы общей биологии» 9 класса авторов И.Н. Пономаревой, Н.М. Черновой предполагает проведение в течение учебного года следующих экскурсии:
1.Биологическое разнообразие вокруг нас.
2.История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).
3.Приспособленность организмов к среде обитания и её относительный характер.
4.Борьба за существование в природе.
5.Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды.
Экскурсия №1.
Тема: Биологическое разнообразие вокруг нас.
Цель: познакомить обучающихся с биологическим разнообразием живых организмов, обитающих в непосредственной близости от школы, используя простейшие методики исследования, выявить биологические закономерности в природе.
Задачи:
- изучить разнообразие организмов разных групп на примере пришкольного участка;
- развивать практические умения и навыки учащихся в освоении простейших методик исследования, фиксации результатов;
-воспитывать бережное отношение к родной природе, экологическое сознание учащихся.
“Кому из просвещенных людей не любопытно, особенно в наше время, когда все с столь похвальным рвением обратились к изучению Истории своего Отечества, кому, повторяю, не любопытно ознакомиться хоть слегка с теми многоразличными животными, которые занимали, занимают и будут занимать одинаковую с ним местность, которые, следовательно, окружали его предков, окружают его самого, даже будут окружать его потомков...”РУЛЬЕ Карл Францевич (1814-58), российский биолог.
Оборудование: инструктивные карточки, бинокль, карандаш, блокнот, фотоаппарат (фотокамера).
Перед началом экскурсии необходимо провести инструктаж, распределить учащихся на группы, раздать задания.
Задание (1 группа).
1.Отметьте в дневнике дату наблюдений, погодные условия.
2.Осмотрите растения пришкольного участка, узнайте у учителя их видовые названия, запишите в блокнот.
3.Сделайте фото различных видов деревьев, кустарников, трав для оформления отчета.
4. Оцените состояние деревьев по таблице, проведите расчеты.
Таблица 1. Шкала оценки состояния деревьев по внешним признакам [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Балл
Характеристика состояния деревьев
1.
Здоровье деревья без внешних признаков повреждения, величина прироста соответствует норме
2.
Ослабленные деревья. Крона слабоажурная, отдельные ветви усохли. Листья с желтым оттенком. У хвойных деревьев на стволе сильное смолотечение и отмирание коры на отдельных участках
3.
Сильно ослабленные деревья. Крона изрежена, со значительным усыханием ветвей, вершина сухая. Листья светло-зеленые, хвоя с бурым оттенком и держится 12 года. Листья мелкие, но бывают и увеличены. Прирост уменьшен или отсутствует. Смолотечение сильное. Значительные участки коры отмерли
4.
Усыхающие деревья. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие недоразвитые, бледно-зеленые с желтым оттенком; отмечается ранний листопад. Хвоя повреждена на 60% от общего количества. Прирост отсутствует. На стволах признаки заселения короедами и другими вредителями.
5.
Сухие деревья. Крона сухая. Листьев нет, хвоя желтая или бурая (осыпается или осыпалась). Кора на стволах отслаивается или полностью опала. Стволы заселены потребителями древесины.
Определите коэффициент состояния лесного древостоя в целом (К) как среднее арифметическое коэффициентов состояния отдельных видов деревьев на участке: К1+К2+К3+ Кn/ R (где К1, К2,...-коэффициенты состояния видов деревьев, R - число деревьев.)
Оцените состояние древостоя по шкале:
К < 1,5 здоровый;
К 1,6-2,5 ослабленный;
К 2,6-3,5 сильно ослабленный;
К 3,6-4,5 усыхающий;
К > 4,6 погибающий.
При коэффициенте от 2,0 до 2,5 состояние насаждения оценивается как угрожающее, восстановление его возможно при применении комплекса мероприятий по оздоровлению данных насаждений.
При коэффициенте, превышающем 2,5, состояние оценивается как критическое, соответствующее началу распада насаждений.
5.По результатам наблюдений сделайте вывод, в котором отметьте многообразие растений, произрастающих на пришкольном участке, систематические группы, к которым они относятся, их значение на участке, дайте оценку состояния древостоя, выскажите свое мнение о необходимости мероприятий по оздоровлению.
6. Оформите отчет.
Задание (2 группа).
1.Отметьте в дневнике дату наблюдений, погодные условия.
2.Осмотрите стволы деревьев и кустарников, найдите участки стволов, покрытые лишайниками.
3.Определите, используя рисунок, какие лишайники вам встретились.
4.Сфотографируйте лишайники для оформления отчета.
5.Оцените экологическое состояние среды методом лихеноиндикации (по А.Г.Озерову). Для этого выберите только отдельностоящие растущие вертикально взрослые деревья. Установите число видов лишайников на дереве. Лишайниковый покров следует изучать с 4-х сторон дерева, как у основания ствола, так и на высоте 1,3 м. Для определения лишайников используйте рисунок. Наиболее типичные лишайники: кустистые - цетрария, кладония; накипные - ксантория настенная; листовой - пармелия.
Степень загрязнения воздуха можно оценить по обилию лишайников различных групп.
Степень загрязнения
Кустистые лишайники
Листовые лишайники
Накипные лишайники
Загрязнения нет
встречаются
встречаются
встречаются
Слабое загрязнение
отсутствуют
встречаются
встречаются
Среднее загрязнение
отсутствуют
отсутствуют
встречаются
Сильное загрязнение
отсутствуют
отсутствуют
отсутствуют
6. Оформите отчет о проделанной работе.
Задание (3 группа).
1.Отметьте в дневнике дату наблюдений, погодные условия.
2.Осмотрите различные участки пришкольной территории, найдите насекомых, узнайте их названия, систематические группы, к которым они относятся. Наблюдения лучше проводить в обеденное время в ясные солнечные дни, т.к. в этих условиях насекомые обладают наибольшей активностью.
3.Найдите клопов-солдатиков. Наиболее часто их можно обнаружить, осматривая опавшие прошлогодние листья, травостой на хорошо прогреваемых солнцем местах. В этом случае удается не только обнаружить животных, но и наблюдать их питание, откладку яиц.
4.Выявите изменчивость внутри популяции (внутрипопуляционное разнообразие). Зафиксируйте разнообразные типы рисунков груди и надкрылий животных, используя шаблон.
5. Оформите отчет о проделанной работе.
Рис.1. Изменчивость рисунка груди клопа-солдатика (для ознакомления).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Шаблон для работы (на шаблоне: п - грудь, а - надкрылья)
Задание (4 группа).
1.Отметьте в дневнике дату наблюдений, погодные условия.
2.Осмотрите местность и прислушайтесь. Щебет стайки воробьев - хорошо узнаваем и свидетельствует об их присутствии. По внешним признакам установите вид воробьев и половую принадлежность. Для определения используйте рисунок. Понаблюдайте за поведением птиц в стае, определите их пищевые пристрастия.
3.Постарайтесь обнаружить и другие виды, опишите их внешние черты (укажите размер, окраску, форму тела), особенности поведения. Сфотографируйте, по возможности запишите их звуки.
685 полевой воробей; 686 домовый воробей (686а самец, 686b самка); 687 черногрудый воробей (самец);
4. Оформите отчет о проделанной работе в тетради или в виде презентации с включением фото- или видеофрагментов, сопровождаемых звуковыми записями.
После окончания проводится итоговая беседа по предварительным результатам по вопросам:
Какие организмы встречаются на территории школы? К каким систематическим группам они относятся?
Какие методы исследования и фиксации результатов использовались при работе в группах?
Какие закономерности были выявлены в ходе проводимых исследований? Какое значение они могут иметь для Вас?
Список литературы:
1.Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы: программы. - М. :«Вентана-граф»,2009 г.
2.Изучение экологического краеведения в школах Нижегородской области: концепция и учебные программы./Под ред. Н.Ф. Винокуровой, Н.Н. Демидовой - Н. Новгород, 2010г.
15