Урок по чтению.Татарская народная сказка Три дочери


Чтение. 2 класс.
Тема: Татарская народная сказка «Три дочери».
Цель: - формировать способы выяснения сути сказка;
- создать условия для коммуникативной компетенции: умение взаимодействовать в паре;
- содействовать развитию информационной компетентности: умение выделять главное и отвечать на вопросы.
Задачи: - организовать поисковую деятельность;
- объединить усилия детей по формированию способов деятельности в диалоге;
- включить учащихся в деятельность по овладению умениям отвечать на вопросы и выделять главное.
Организационный момент.
- Я рада приветствовать вас в нашей литературно-исследовательской лаборатории. У нас работает 6 центров.
- Сегодня мы должны выяснить, почему так говорят:
Кто мать почитает, тот век проживает.
Поможет нам в этом народная сказка «Три дочери».
О чем пойдет речь?
- предлагаются «ключевые» слова:
Белочка
Черепаха
Паук
Пчелка - Какие события, связанные с ними, могут произойти в сказке?
- Каждая группа придумывает свою сказку (работа в группе).
- Ответы групп.
- Молодцы!
- Теперь узнаем, о чем говорится в сказке.
- Чтение по ролям подготовившимися учащимися.
- Понравилась вам сказка?
- Какое настроение она у вас вызвала?
- Совпали ваши истории со сказкой?
- Чтение (самостоятельно).
Учитель: - Как понимаете: «быстрые, как ласточки»? «Лицом, похожие на луну»?
- Ласточки очень трудолюбивы, целый день летают они в поисках мышек, хлопочут, полет у них быстрый, стремительный. Дочери, как ласточки, трудились целый день без устали, работали быстро и весело, всё умели делать, к тому же они, видимо, были легкими, подвижными, нежными, как ласточки.
У народов Востока луна – один из символов красоты; лицо красавицы часто сравнивалось с луной; «лицом, похожие на светлую луну» - очень красивые.
Сестры сравниваются с ласточками, с луной. Как называется этот прием? (сравнение)
- Чтобы понять смысл нашей пословицы, каждый центр должен провести исследовательскую работу. Перед вами карточки.
- Каждый отвечает на вопросы своей карточки.
Карточка № 1.
Трудно ли было женщине растить дочерей?
Какими выросли дочери?
Карточка № 2.
Зачем мать посылает к дочерям белочку?
За что белочка превращает старшую дочь в черепаху?
Карточка № 3.
Почему сердилась белочка?
В кого превратилась вторая дочь, почему?
Карточка № 4.
Как поступила младшая дочь?
Как белочка ее отблагодарила?
- Ребята, вы ответили на свои вопросы. Теперь поделитесь своими исследованиями с ребятами по центру. А они поделятся с вами.
(Рассказывают в своей группе по очереди свои ответы).
- Уважительные ли причины были у двух дочерей, чтобы не пойти к больной маме?
- Что пожелала белочка младшей дочери?
- Так ли это важно в жизни?
- Приносить людям добро – это хорошее пожелание.
(ученики заполняют дискуссионную карту)
Да Нет
- Ответы.
- Значит пожелание белочки было нужным, объективным, справедливым.
- Три дочери – чем-то похожи, чем-то отличаются. Сравним их в диаграмме Венна.
- Три дочери, кругов – два. Объясните (в парах).

- Ответы.
- На какую дочь вы бы хотели походить?
- О чем же эта сказка?
-Чему она учит?
- Создайте афишу в группе «Советы детям» (об отношениях к матери).
- Защита работ (по 1 от группы).
- Сможем ли объяснить пословицу «Кто мать почитает, тот век проживает»? (дети объясняют).
Моделирование сказки, пересказ по модели.
- мать
- дочь
- белочка
- таз
# - холст
! – младшая дочь
- цветочек
Домашнее задание: Рассказать сказку по модели. Найти пословицы о матери.