РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Назарян Лусик Юрьевна
МБОУ СОШ №48
Для меня важно, чтобы с первых уроков мои ученики поняли, что они живут в новом «информационном обществе». Активность, критический характер мышления, открытость всему новому и умение в нем ориентироваться, коммуникативные навыки, умение пользоваться информационными ресурсами для решения жизненно-значимых задач – вот характерные черты человека нового «информационного общества».
Одной из основных задач для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике я применяю проблемное обучение. Суть его в том, что я ставлю перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматриваю её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения. Любой изучаемый предмет в школе, по моему мнению, начинается вовсе не со счета, не с изучения букв, понятий, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы.
Проектная деятельность эффективно используется мной, начиная с первого класса. При выполнения каждого нового проекта мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Опыт работы показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей. Среди проектов, вызвавших у учащихся четвертого класса познавательный интерес можно назвать исследовательскую работу “Клуб любителей животных ”. Детей заинтересовало обилие и разнообразие животных. Чтобы узнать о животных , учащиеся использовали свои знания и сведения из дополнительной литературы, информацию родителей, интернета, помощь библиотекаря. В процессе работы был создан веб-сайт “Клуб любителей животных”, организованный детьми. Работа проходила очень бурно. Дети с большим интересом приступили к исследованию. Ребята придумали разделы , провели анкетирование среди учащихся начальной школы. В ходе этой работы каждый учащийся был вовлечён в активный познавательный процесс.
Web-квесты один из видов проектной деятельности. К web-квесту применяются те же методы, что и при разработке любого проекта, т.е. определение сроков, выбор задания, анализ проделанной работы, оценивание и т.д. Отличие заключается в том, что для выполнения проекта используются информационные ресурсы Интернета, учащиеся работают на заранее подготовленном учителем сайте. Учитель играет консультативную роль. Формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий, можно и нужно формировать на любом этапе web-квеста. Веб-квест - формат урока, ориентируемый на поиск, в котором большая часть информации или вся информация, с которой работают ученики, поступает из сети. Учениками третьего класса был создан web-квест «Каникулы-2013». В своей практической профессиональной деятельности возможности компьютера я использую по нескольким направлениям. Применяю компьютер как источник информации, использую Интернет каталоги и поисковые машины, образовательных сайтов и порталов.
Сегодня современные информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Дети моего класса с удовольствием воспринимают использование современных Информационных технологий. Это в свою очередь отражается на их учебной деятельности.
Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии. Апробировав образовательные технологии, учитель сам не захочет работать по – старому, а его уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников между собой.
Список литературы
1.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2003.
3.Руденко Н.Н. «Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе»
2009.