Конспект открытого урока по математике Табличные и внетабличные приемы, устные и письменные вычисления
ГУ «Средняя школа № 7 отдела образования акимата г. Костаная»
Конспект урока математики в 4 «В» классеТема: «Табличные и внетабличные,
устные и письменные вычисления»
подготовила
учитель начальных классов
Молдабаева Карина Бауржановна
г. Костанайапрель 2015
Тема: «Табличные и внетабличные, устные и письменные вычисления».
Цель:
обучающая: Создать условия для закрепления умения выполнять умножение и деление многозначных чисел, сложение и вычитание, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; умение решать текстовые задачи, уравнения, числовые выражения.
развивающая: развить познавательные способности, ключевые компетентности, логическое мышление, математическую речь учащихся;воспитывающая: воспитывать нравственные качества, интерес к математике, умение работать в группах.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: нестандартный
Форма проведения: урок-путешествие.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
ТСО: компьютер.
Межпредметная связь:
Мотивация: посредством дидактического материала, видов работы на уроке.
Оборудование: презентация к уроку, карточки с разноуровневыми заданиями, карта путешествия в страну «Математика», учебник «Математика» 4 класс, Алматы, «Атамура», 2011 г.
Технологическая карта урока
Организационный момент. Психологический настрой.
– Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения. Садитесь.
Выходят дети со стихотворениями:
Всё могу я сосчитать:
И деревья на горе,
И коляски во дворе,
И страницы новых книжек,
Всех девчонок и мальчишек.
Давайте, ребята, учиться считать!
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Без счёта не будет на улице света.
Без счёта не может подняться ракета.
Без счёта письмо не найдёт адресата.
И в прятки играть не сумеют ребята.
- Ребята, а благодаря какой науке вы можете это сделать?
- Да, математика нас уже многому научила. А может, этого уже достаточно?
- Нет, мы лишь начали дорогу в Страну «Математика». Слайд 2
Но чтобы идти вперед, надо помнить изученный материал.
II. Постановка целей урока. Слайд 3
Сегодня на уроке мы:
Повторим табличное и внетабличное умножение и деление.
Закрепим умение читать и записывать многозначные числа, представлять их в виде суммы разрядных слагаемых.
Закрепим умение умножать и делить многозначные числа.
Отработаем навык решения текстовых задач.
- Приглашаю вас отправиться в путешествие по занимательной стране «Математика», куда нас приглашает в свой замок сама Королева. Вас ждет много интересного! Не забудьте взять с собой быстроту, находчивость, смекалку! А помощником для нас станет вот эта карта! Слайд 4
Ну что? Начнём? Тогда вперёд!
Нас Королева уже ждёт.
Устный счет.
Начинаем урок с разминки.
1,2,3,4,5!
Будем устно мы считать.
1) - На пути в замок, Королевы Математики нас ожидает много препятствий. Мы добрались до первого из них. Это река Загадок. Слайд 5
- Чтобы её переплыть, надо выполнить задание.
Королева Математики желает вам успеха. Но каждый из вас должен произнести одну волшебную фразу, которая станет девизом нашего урока. А какую именно, вы узнаете, решив примеры табличныхслучаевумноженияи деления.Для этого решите примеры и воспользуйтесь буквенным ключом: Слайд 6
4х9 м 9х9 ! 6х8 н 6х2:4 л 60:6 п 36:6 о
3х5 ч 49:7 е 15:5х9 у 5х9 ё 7х7 т 8х7 и
8х4 в 24:6 с 32:4 я 40:8 я 72:8 у 5х7 с 9 36 7 48 8 32 4 45 10 6 3 27 15 56 49 35 5 81
У м е н я в с ё п о л у ч и т с я !
- Молодцы! Вы справились быстро с первым препятствием и преодолели гору Загадок. Идём дальше.
IV. Каллиграфическая минутка
-Королева Математики хочет проверить, насколько красиво Вы пишите в тетради.
- Откройте тетради и запишите число, классная работа. Прочитайте число, которое у вас прописано в тетрадях.
ЧИСЛО 2.063 (характеристика числа).- Пропишите по образцу.
– Как это число связано с нашим уроком?
- Что вы можете сказать об этом числе?
-Дайте характеристику данного числа.
-Сколько классов в этом числе? -Что обозначает нуль в записи этого числа? -Умножить это число на 100.
Прочитайте число.(206.300)
Разложите это число на сумму разрядных слагаемых:
206.300= 200.000+6.000+300
Разложите на сумму разрядных слагаемых. Проверьте. (СЛАЙД № 7)
-Какие числа мы называем многозначными?
Продолжите фразу: МНОГОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА МОЖНО: … (СКЛАДЫВАТЬ, ВЫЧИТАТЬ, УМНОЖАТЬ, ДЕЛИТЬ И СРАВНИВАТЬ).
V. Основная часть урока:
1) Работа в группах «Восстанови алгоритм»
- Нам необходимо повторить порядок выполнения письменного деления и умножения «в столбик». Королева для каждой группы прислала письмо с заданием. Каждой группе нужно восстановиться и расположить в правильном порядке алгоритмы письменного умножения и деления.
1 группа – восстановить алгоритм письменного умножения на двузначное число; Письменное умножение на двузначное число.1.Пишу единицы под единицами, десятки под десятками.2.Умножу первый множитель на число единиц.3.Получу первое неполное произведение.4.Умножу первый множитель на число десятков.5.Получу второе неполное произведение. Начну подписывать под десятками.6.Сложу неполные произведения.7.Читаю ответ. Слайд 8
2 группа – восстановить алгоритм письменного деления многозначного числа;
Отделяем знаки первого неполного делимого, определяем количество цифр в частном.
Подбираем первую цифру частного, умножаем делитель на эту цифру, вычисляем остаток.
Сносим следующий знак делимого, получаем второе неполное делимое.
Подбираем вторую цифру частного, умножаем делитель на эту цифру, вычисляем остаток; …
Остаток отсутствует, значит деление закончено. Слайд 9
3 группа - Письменное деление на двузначное, трехзначное число с остатком.
1.Сделать прикидку. 2. Найти первое неполное делимое. 3. Определить число цифр в частном. 4. Найти цифры в каждом разряде частного. 5. Найти остаток и сравнить с делителем. (Остаток всегда должен быть меньше делителя) Слайд 10
-Хорошо, молодцы ребята. ( 1 ученик от группы рассказывает алгоритм).
2) Решение примеров (работа в группах)
- Мы продолжаем наше путешествие. Подходим к Поляне примеров Слайд 11
- Теперь давайте потренеруемся применив ваши знания алгоритмов на практике.
Но не забывайте, что математика – точная наука и требует аккуратности. Аккуратность и внимательность пригодится вам при работе в группах.
Беритесь, ребята, скорей за работу!
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счёта.
- Каждой группе Королева приготовила по 4 примера, КОТОРЫЕ ВЫ ДОЛЖНЫ РЕШИТЬ «Столбиком».
4896 : 24 (204) 12 375 : 25 (495) 2552* 63= 160. 776 29950: 985 = 30 (400 О)
8686:43 (202) 6096 : 12 (508) 2546*37 = 94202 1031 : 20 = 51 ( 11 о)
16218 : 53 = 306 12852 : 18 = 714 1253*24 = 30072 6084 : 152 = 40 (4 о)
2 ученика работают за доской (Дудник Юра, Мирбаева Василина).
Проверка каждой группы Слайд 12, 13, 14
- Наконец-то и Поляну Примеров мы с вами прошли. Теперь нам нужно отдохнуть и набраться сил, чтобы продолжить путешествие.
Поработали, ребятки?
А теперь все на зарядку.
Музыкальная физкультминутка. (для глаз, разминка)
- Отдохнули и теперь идём дальше.
- Смотрите, на пути озеро с интересным названием – «Порешайкино». Слайд 15
- У берега есть лодка, в которой мы смогли бы переправиться на другой берег, но нет вёсел. Вместо вёсел – задание.
Вот вам работа потрудней.
Ну-ка, справитесь вы с ней?
3) «Порешайкино» Стр. 304 № 3
-Давайте вспомним алгоритм расстановки арифметических действий.
Слайд 16 проверка
4) Деревня Задачкина (решение задачи на движение).
Вот мы и на другом берегу озера. Можем продолжать путешествие. На нашем пути деревня Задачкина. Слайд 17
- Новое задание от Королевы – решить задачу. Слайд 18
По пути в страну «Математика» в первый день автотуристы проехали 360 км, во второй день – 240 км. На весь путь до королевства они затратили 10 часов. Сколько часов автотуристы были в пути каждый день, если они ехали с одинаковой скоростью.
Скорость время Расстояние
1 день ? Км/ч 40576551435? ч 10 ч 360 км.
2 день 405765-5715?ч240 км
- Что в задаче известно?Что нужно найти?
- Можем ли мы сразу узнавать, сколько часов были туристы в пути каждый день? Почему?
- Можем ли мы по условию узнать, с какой скоростью двигались автотуристы?
- Что мы сможем узнать, когда найдём скорость туристов? (время, затраченное каждый день)
- Вспомните формулу нахождения времени?
- Молодцы, справились с задачей. До замка королевы нам остался всего один шаг.
5) Разноуровневая работа (решение уравнений) Слайд 19
-Последнее препятствие – Фонтан Уравнений. На карточках, которые лежат перед Вами, вы видите задания трех уровней. Каждый для решения выберите тот уровень, который вам по силам.
1 уровень: 5280-х= 2566+934
2 уровень: 976-х= 45*20
3 уровень: Х * 56 +126 = 2142
Х . 56 = 2142 – 126
Х . 56 = 2016
Х = 2016 : 56
Х = 36
36 . 56 + 126 = 2142
- Вот мы и пришли к Дворцу Королевы Математики. Самое время познакомится с Королевой! (в класс входит девочка, изображая Королеву страны Математики)
- Здравствуйте ребята!
-Сколько трудностей и препятствий пришлось Вам преодолеть по пути в мою страну. Сколько вы вспомнили, какую большую работу вы сделали, сколько материала вы повторили! Молодцы ребята! И я хочу Вас наградить «математическими конфетками» и поблагодарить Вас за отличные знания математики, за труд, за смекалку, за умение работать в группах! Хочу угостить наших гостей, за то, что они вместе с Вами преодолели все препятствия. Угощайтесь на здоровье!
А теперь пора возвращаться в школу. Вот мы и дома.
Подведение итога урока.
Инструктаж домашнего задания: стр. 304 № 10. Расставить арифметические действия, найти значения числовых выражений.
- Какое настроение у вас после сегодняшнего урока?
-Что повторяли на уроке?
-Что понравилось? Что было трудно?
-Можете ли вы сегодня собой гордиться?
Оценки!
Кончил дело – гуляй смело.
Теперь можно пойти и отдохнуть.
-Спасибо за проявленные находчивость, смекалку, упорство!Использованные ресурсы:62865156845Интернет – ресурсырека http://funforkids.ru/pictures/bg/bg004.pngлес http://funforkids.ru/pictures/bg/bg005.jpgполяна http://funforkids.ru/pictures/bg/bg009.jpgдеревня http://funforkids.ru/pictures/bg/bg002.jpgфонтан http://funforkids.ru/pictures/bg/bg011.jpgозеро http://allforchildren.ru/pictures/bg_s/bg035.gifкорона http://s46.radikal.ru/i111/1012/a2/3f46b41e1de8.jpg; Шаблон презентации «Луг» Автор: Федотова В.А., векторный клипарт http://artwork.in.ua/vector/149-vektornyjj-klipart-cvetochnaja-poljana.html
00Интернет – ресурсырека http://funforkids.ru/pictures/bg/bg004.pngлес http://funforkids.ru/pictures/bg/bg005.jpgполяна http://funforkids.ru/pictures/bg/bg009.jpgдеревня http://funforkids.ru/pictures/bg/bg002.jpgфонтан http://funforkids.ru/pictures/bg/bg011.jpgозеро http://allforchildren.ru/pictures/bg_s/bg035.gifкорона http://s46.radikal.ru/i111/1012/a2/3f46b41e1de8.jpg; Шаблон презентации «Луг» Автор: Федотова В.А., векторный клипарт http://artwork.in.ua/vector/149-vektornyjj-klipart-cvetochnaja-poljana.html
Учебник «Математика» 4 класс, Алматы, «Атамура», 2011 г.