Урок окружающего мира Планеты Солнечной системы
Урок окружающего мира «Планеты Солнечной системы» .
Цели: сформировать представление о планетах Солнечной системы; учить сравнивать звезду и планету; развивать наблюдательность; воспитывать интерес к изучению астрономии.
Оборудование: карточки с представленными заданиями; фотографии планет; тест «Планеты Солнечной системы»; кроссворд.
Ход урока.
I. Сообщение темы урока.
Сегодня мы скучать не будем,
Про лень, тоску мы позабудем,
Мы оторвёмся от Земли
Туда, где бороздят просторы
Космические корабли.
Где вечный мрак,
Спокойствие Вселенной,
В то место, что зовётся
Солнечной системой.
– Сейчас мы с вами перенесемся в космические просторы, побываем в космосе и будем говорить о звездах, маленьких и больших, о планетах и их спутниках и о том, какое место занимает наша планета Земля в Солнечной системе.
– Вы любите смотреть на звезды? Что такое звезда?
– Кто знает, какая звезда самая ближайшая к нам?
– Когда мы можем ее наблюдать?
– Как в древности Солнце помогало человеку?
– Когда мы видим Солнце, то остальных звезд не видно. Но когда оно скрывается за горизонтом и небо темнеет, то мы при ясной погоде видим удивительную картину – звездное небо.
Ученик читает стихотворение «Звездочки ясные» С. Есенина.
Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!
– Только ли звезды мы можем увидеть ночью на небе?
– А что такое Луна? Человеку всегда хотелось перенестись ввысь и рассмотреть все поближе, хотелось объяснить, почему днем на небе солнце, а ночью луна, почему самая яркая из звезд – Полярная звезда – всегда на месте и по ней можно ориентироваться на север? Люди даже изобрели прибор, чтобы ближе рассматривать космические и небесные тела, – телескоп. (Демонстрация изображений телескопа.) Слово «телескоп» означает «далеко рассматриваю». В древности люди, которые рассматривали звезды, назывались звездочётами. По увиденному в телескоп они делали разные открытия: Солнце – это звезда, вокруг него движутся планеты.
II. Работа по учебнику.
– Кроме Земли, вокруг Солнца обращаются еще и другие планеты. Их 8, и движутся они в определённом порядке, каждая по своему пути. Путь движения планет называется орбитой. Люди назвали Солнце и движущиеся вокруг него планеты Солнечной системой, потому что там всё чётко и точно движется, вертится; у каждой планеты своё время оборота вокруг Солнца и вокруг своей оси. Все приведено в систему.
Задание: соедините стрелками понятие и его определение.
– Как называются самосветящиеся космические тела? (Звёздами.) Что называют созвездиями? (Группы звёзд.) Почему Луну называют спутником Земли?
Задание 1.
– Прочитайте текст. Что входит в «солнечную семью»?
– Что называют планетами? (Планеты – холодные космические тела, которые не излучают собственного света.)
– Назовите планеты Солнечной системы.
– Как отличить на небе планету от звезды?
– Назовите планеты земной группы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс.) Назовите планеты-гиганты. (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)
Задание 2.
– Прочитайте стихотворение Я. Акима «Наша планета». О чём это стихотворение?
III. Работа в парах.
Задание.
– Распределите слова в группы. Назовите каждую группу небесных тел.
Звёзды Созвездия Планеты
Солнце
Сириус
Полярная звезда
Ригель Лебедь
Персей
Лев
Жираф Земля
Марс
Юпитер
– Что называют звёздами? Что такое созвездия? Чем звёзды отличаются от планет?
IV. Фронтальная работа.
– Что такое Солнечная система? Как называли Солнце в древности? (В древности греки называли Солнце Гелиосом, египтяне – Ра, славяне – Ярило.)
– Какую роль играет Солнце для нашей планеты?
– Почему говорят, что Солнце – основа жизни на Земле?
– Что такое планеты? Сколько планет вращается вокруг Солнца? (8.Плутон считали планетой с 1930 по 2006 гг.)
– Назовите планеты земной группы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс.) Назовите планеты-гиганты. (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.) Заполните таблицу «Планеты».
Название планеты Состав атмосферы Количество спутников
Меркурий нет –
Венера углекислый газ –
Земля кислород, углекислый газ, азот и др. 1
Марс углекислый газ 2
Юпитер состоит из многих газов 16
Сатурн состоит из многих газов 30
Сообщения учащихся.
Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Свое название она получила в честь одного из древнеримских богов, покровителя торговли. Эта планета намного меньше Земли, по размерам и массе она схожа с Луной. На ее поверхности имеются кратеры, горы. Диаметр кратеров в среднем 200 км, а высота гор достигает 4 км. Из-за близости к Солнцу поверхность планеты нагревается до +400 °С. Меркурий практически лишен газовой оболочки – атмосферы. Спутников у него нет.
Венера получила свое название в честь древнеримской богини любви и красоты. И это не случайно. На небе она сияет ярче всех звезд и хорошо видна невооруженным глазом. По размерам Венера лишь немного меньше Земли. Она имеет плотную, облачную атмосферу, которая состоит в основном из углекислого газа. Такая атмосфера удерживает тепло, поэтому температура на Венере даже выше, чем на Меркурии, до + 500 °С!
Большую часть поверхности Венеры занимают холмистые равнины. Обнаружены на планете и горные районы. Спутников Венера не имеет.
Марс – красноватая планета, напоминающая своим цветом огонь и кровь, за что и получила название в честь древнеримского бога войны. Эта планета в 2 раза меньше Земли по диаметру и почти в 10 раз меньше по массе. Поверхность Марса – пустыни, кратеры, горы. Грунт Марса богат железом. Этим и объясняется красноватый цвет планеты.
У Марса тонкая, разреженная атмосфера, которая образована в основном углекислым газом. У полюсов планеты видны полярные шапки. Они состоят из замерзшей смеси воды и углекислого газа. Средняя температура на Марсе составляет –70 °С, только вблизи экватора она может иногда подниматься выше 0 °С. На планете заметна смена времен года: размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой. Марс имеет два спутника.
Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Она названа в честь главного римского бога, царя богов.
В его атмосфере расположены длинные слои облаков, из-за которых Юпитер выглядит полосатым. Вокруг Юпитера имеется узкое кольцо, состоящее из мелких частиц пыли.
Как предполагают ученые, поверхность Юпитера жидкая или газообразная. Температура составляет –130 °С. Юпитер имеет 16 спутников.
Сатурн назван в честь одного из древнеримских богов, покровителя земледелия. Планету окружают яркие кольца. Считают, что кольца образованы различными частицами, камнями, глыбами разных размеров, покрытыми льдом, снегом или инеем. Температура на этой планете –170 °С. Сатурн имеет 30 спутников.
Вопросы на закрепление:
– Чем отличаются планеты Солнечной системы друг от друга? Какие общие черты характерны для всех планет?
– Чем отличаются планеты от Солнца? В чем их сходство?
– Какая планета самая маленькая? Самая большая планета?
– Самая ближайшая к Солнцу планета?
– Что случилось бы на Земле, если бы Солнце стало холодным?
Тест.
Из перечисленных ниже признаков надо выбрать признаки, характерные для Солнца и Земли. Цифры, обозначающие признаки каждого небесного тела, записать в таблицу.
Солнце Земля 1) Шарообразная форма.
2) Источник света и тепла.
3) Не излучает собственного света.
4) Планета.
5) Раскаленное небесное тело.
6) Находится в центре Солнечной системы.
7) Вращается вокруг своей оси.
8) Движется вокруг центра Солнечной системы по своей орбите.
9) Наблюдается смена времен года.
10) Звезда.
11) Происходит смена дня и ночи.
Кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
1. Центр Солнечной системы. (Солнце.)
2. На эту звезду земная ось «направляет» своё острие. (Полярная.)
3. Небесное тело, видимое простым глазом в форме светящейся точки на небе. (Звезда.)
4. Эта планета на небе сияет ярче всех звёзд. (Венера.)
5. Название планеты, расположенной третьей от Солнца. (Земля.)
6. Астроном в древности. (Звездочёт.)
7. Антоним к слову «ночь». (День.)
8. Самая большая планета Солнечной системы. (Юпитер.)
9. Оптический прибор для наблюдения небесных тел, светил. (Телескоп.)
1 с о л нце 2 по л я рна я
3 зв е зд а 4 в е не ра 5 зе м л я 6 зв е зд о ч ё т 7 д е нь 8 юпи т е р9 т е л е с к о пV. Итог урока.
– Сколько всего планет в Солнечной системе? Вокруг чего они обращаются?