План-конспект урока по информатике в 10 классе по теме: Действия над числами в различных системах счисления
Методическая разработка урока по информатике
План-конспект урока по информатике в 10 классе по теме : Действия над числами в различных системах счисления.
Цели урока:
Обучающие:
контроль усвоения учебного материала по теме “Системы счисления”;
формировать общеучебные и специальные умения и навыки.
Развивающие:
развивать умение выделять главное;
развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность;
развивать речь, логическое мышление учащихся.
Воспитательные:
формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля;
активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры, программа Калькулятор, карточки.
Тип урока: контроль знаний.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Предварительная подготовка учащихся
Проведены занятия по теме «Системы счисления». Учащиеся знают, как перевести число из одной системы счисления в другую, умеют совершать арифметические операции. Один из учеников готовит доклад – презентацию на тему «История систем счисления».
Этапы урока:
Оргмомент. Постановка целей урока (1 мин)
Устный опрос (3 мин)
Доклад ученика (8 мин)
Решение одной задачи (5 мин)
Закрепление знаний, умений и навыков (7 мин).
Здоровьесберегающая минутка (2 мин)
Домашнее задание (2 мин)
Практическая работа (10 мин)
Подведение итогов (2 мин)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока (1 мин)
2. Устный опрос. (На интерактивной доске выведена таблица без ответов. Ответы скрыты шторкой. Фронтальный опрос.) (3 мин)№ Согласны ли вы с утверждением Да Нет
1 Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами. +
2 Все системы счисления делятся на три группы: позиционные, непозиционные и алфавитные. +
3 В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе. +
4 Число А21СFD4 записано в шестнадцатеричной системе счисления. +
5 Число 3567 записано с ошибкой. +
6 Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011 +
7 Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления. +
8 Число 3005,234 записано с ошибкой. +
9 Число 6398 записано в восьмеричной системе счисления. +
3. Доклад ученика на тему : «История систем счисления» (10 мин)
Задание было дано ученику заранее. Возможно использование презентации.
4. Решение одной задачи. (5 мин)
«Все есть число», - говорили пифагорейцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности.
А как умеете работать с числами вы? Сейчас нам предстоит это узнать.
( Задача выведена на доске).
За 5 минут вам нужно решить следующую задачу: в бумагах одного чудака математика найдена была его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте - всего 11 лет - способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей» и т.д.
Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? Восстановите их истинный смысл.
Ответ: недесятичная система счисления - вот единственная причина кажущейся противоречивости приведенных чисел. Основание этой системы определяется фразой: «спустя год (после 44 лет), 100-летним молодым человеком…». Если от прибавления одной единицы число 44 преображается в 100, то, значит, цифра 4 - наибольшая в этой системе (как 9 - в десятичной), а, следовательно, основанием системы является 5. Т. е. все числа в автобиографии записаны в пятеричной системе счисления.
445= 2410, 1005=2510, 345 =1910, 1110=610, 105 =510
5. Закрепление знаний, умений и навыков (7 мин).
1) Арифметические операции в системах счисления с разными основаниями (2, 8, 16)
по 1 ученику работают у доски от каждого ряда (Первый ряд выполняет задания с 1 учеником, второй ряд с другим учеником).
Задания для первого ряда
Вычислите:
10002+11112= -М
3508+2718= - А
1С16+ 7716= -Р56710= ?7 - ЗЗадания для второго ряда
Вычислите:
10012+11012= -А
2148+1758= -Н
2В16+4816= -И
64310=?6 -К
Не обращая внимание на основание систем счисления расположите полученные результаты в порядке возрастания и разгадайте , что нас ждет дальше. (первый ряд свои ответы, второй ряд –свои).
Н И А К
411 73 10110 2551
М РЗА
10111 93 1440 641
(РАЗМИНКА)
6. Физминутка.( 2 мин)
Используя программу «Мир информатики» все вместе делаем гимнастику для рук. (можно использовать любую другую разминку)
7. Домашнее задание.( 2мин) .1. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 129 записывается как 1004. Укажите это основание.
2. Экзамен по информатике назначен на 178 число 1102 месяца 37378 года.
Когда состоится экзамен?
8. Практическая часть. Закрепление знаний, умений и навыков на компьютере.( 10 мин)
В программе «Калькулятор» выполнить следующие задания на карточках. Индивидуально для каждого.
Вариант 1
Фамилия Имя ______________________________
№1
Двоичная Восьмеричная Десятичная Шестнадцатеричная
1001001111
2371
1087
AE9
№2 Вычислить и результат перевести в десятичную систему счисления
а) 5438+2578=
б) 1000112∙1012=
в) 2С16∙3А16=
г) 2С16+43F16=
Вариант 2
Фамилия Имя ______________________________
№1
Двоичная Восьмеричная Десятичная Шестнадцатеричная
1101011001
4361
1686
ВС7№2 Вычислить и результат перевести в десятичную систему счисления:
а) 7248+5278=
б) 1001012∙1102=
в) 3А16∙2F16=
г) 5A16+20D16=
Вариант 3 Фамилия Имя ______________________________
№1
Двоичная Восьмеричная Десятичная Шестнадцатеричная
1001001001
2451
1617
119
№2 Вычислить и результат перевести в десятичную систему счисления:
а) 1438+2558=
б) 1010112∙1002=
в) 2716∙3F16=
г) 2D16+75216=
9.Подведение итогов.