Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

Открытый урок по окружающему миру в 1 «а» классе УМК «Гармония».
Учитель: Кардаева Н. А. МОУ «Чемальская СОШ»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тема: Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? Цели: - изучить правила поведения в природе; - познакомить с цветами и бабочками луга; показать их красоту; - обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий; - выработки элементарных эколого-этических норм; - воспитывать любовь к природе; бережное к ней отношение. Оборудование: презентация, смайлики «Солнышко», запись голосов птиц и шума травы, картинка Муравьишки - Вопросика.
Ход урока.
1. Организационный момент. - Долгожданный дан звонок –   Начинается урок. - В этот весенний солнечный день у меня, ребята, прекрасное настроение. А у вас? Покажите солнышко, которому соответствует ваше настроение.  (Ребята показывают смайлики с изображением солнышка) 2. Сообщение целей и темы урока. - Ребята, вы любите прогулки? А  куда вы совершаете прогулки? А чем вы занимаетесь на прогулках? - Сегодня мы тоже совершим прогулку. Мы с вами сегодня будем туристами. - Как вы думаете, кто такие туристы? (это люди, совершающие путешествия в целях отдыха и самообразования) - Муравьишка - Вопросик приглашает нас в гости к себе домой. -А как вы думаете, куда, где его дом? - Он  познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми и  поможет ответить на вопросы: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек; почему в лесу надо соблюдать тишину? Сценка. Слышится шум. К доске выходит Лесогуб, ломает ветку дерева, топчет насекомых, ловит бабочек. Учитель: Кажется, что-то случилось в нашем лесу. Включим наш телевизор. Послушаем экстренное сообщение из леса. Диктор: Внимание! Внимание! Экстренное сообщение. В окрестностях наших лесов появился нарушитель спокойствия, разрушитель птичьих гнезд, губитель растений и животных – Лесогуб. Учитель: Думаю, надо послать наших дозорных – юных друзей природы и поймать злодея. Лесогуб: Сказал, отпустите. Все равно всех погублю. Я может этих птиц, букашек, зверюшек с детства не люблю. Кусаются, колются, щиплются. Учитель: Что же ты, лесогуб, в природе живешь и ее же и обижаешь? Лесогуб: Я бедненький сиротка. Я в школу не ходил, правил не учил. Учитель: А хотел бы научиться беречь все, что тебя окружает? Тогда садись с ребя-тами и слушай.
3. Знакомство с лугом. (Слайд луг) - Ребята, Закройте глаза. Послушайте и представьте себе картину (включается запись голосов птиц, шелест травы, жужжание насекомых). - Откройте глазки. Оглянитесь вокруг (показываю на слайд), как вы думаете, где мы с вами очутились? - Совершенно верно, на лугу. А кого вы увидели в своих представлениях. (Слайд: Заселяем луг: ромашка, колокольчик, жук, пчела, бабочка) - Давайте оживим наш луг. Я буду загадывать загадки, кто отгадает , тот выходит  к доске и поселяет этого жителя на лугу. Белая корзинка, Золотое донце. В ней лежит росинка И сверкает солнце.  (ромашка)
То фиолетовый, то голубой, Он на опушке встречался с тобой. Названье ему очень звонкое дали, Но только звенеть он сумеет едва ли.   (колокольчик)
Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет.      (бабочка)
Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь.  (жук)
Домовитая хозяйка полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком – он поделится медком.   (пчела)
Слайд: дети на лугу учебник с.100 - Оказывается не мы одни сегодня туристы, другие ребята тоже пришли на луг. - Расскажите, чем занимаются дети на лугу? - Подумайте и словесно нарисуйте, каким будет луг после того, как уйдут эти дети. (Примята трава, сломаны цветы, валяется мусор. И уже не летают бабочки.) Слайд: что принесли дети с собой с луга – Что принесли домой дети с луга? (Букет цветов, бабочку.) - Что будет с букетом через время? – Что произойдет с бабочкой? (Мальчик нес ее в руке, у нее сломались крылышки.) – Правильно ли поступили дети? (Нет) - А как нужно было поступить? Слайд: учебник с. 100 дети фотографируют луг - А теперь послушайте Владика Губина.         Давай пройдемся            медленно по лугу            И «здравствуй!»            скажем каждому цветку.            Я должен над цветами  наклониться            Не для того, чтоб рвать или срезать,            А чтоб увидеть   добрые их лица             И доброе лицо им показать.   Мне очень нравятся бабочки. Они великолепны во всем своем разнообразии. По-этому я не ловлю бабочек на лугу, а создаю их в своих работах из лепестков цветов, выращенных  в домашних условиях, так как садовые цветы можно срезать. А луговые  - нет. - Вот такие работы выполнил Владикк. - А почему бабочки и цветы всегда рядом? - Могут ли цветы и бабочки жить друг без друга? - Почему бабочки не могут жить без цветов?  (питаются нектаром) - Почему цветы не могут без бабочек? (бабочки их опыляют, чтобы у цветов были    плоды и семена)  - Так кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?  (Они не могут жить друг без друга.) - В природе ничто  не существует обособленно, все ее элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает ухудшение других. Каждый должен по возможности обогащать природу, и ни при каких обстоятельствах не обеднять ее. А для этого, прежде всего надо усвоить простые правила в природе. - Давайте еще раз повторим, какие правила нужно соблюдать на лугу. Слайд: правила поведения на лугу: не рвать цветы и не ловить бабочек.    Физкультминутка: Мы по лугу прогулялись И немно
·жко отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли И нисколько не устали!      4. Знакомство с лесом. - А сейчас отгадайте загадку и скажите, куда теперь мы попали? Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом Чудеса увидишь в нем. - Правильно, это лес.  Слайд: лес - Ребята, есть такая фраза «Лес – наш друг». - Как вы думаете, почему мы лес называем другом? - Какое значение имеет лес в жизни человека и всей планеты?         Мы сегодня входим в лес,         Полный сказок и чудес.         Кто в глуши его таится?         Что за зверь? Какая птица?          Все узнаем без утайки!          Разгадаем леса тайны! - Лес – это многоэтажный дом, где живут многие растения и животные. Они находят здесь укрытие и корм. Лесные соседи живут дружно, потому что у каждого есть свой лесной этаж ( их 4), своя лесная квартира. - Почему лес называют  многоэтажным домом? - Какие этажи леса вы знаете? (Травы, грибы, кустарники, деревья) - А сейчас мы поиграем в игру «Какой этаж?».  Мы будем животных и растения заселять в наш лес, но не просто так. Сначала я буду загадывать загадку, вы ее отгадываете, называете на каком этаже живет животное или растет растение, потом, стучите пальчиком по доске в нужном месте. Слайд: заселяем лес: белка, мухомор, синичка, змея, орехи, земляника, сова С ветки на ветку Быстрый как мяч, Прыгает по лесу Рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал  (белка-1)
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика   (синичка – 2)
Шелестя, шурша травой Проползает шнур живой. Вот он встал и зашипел: Подходи, кто очень смел   (змея – 4)
Угадайте что за птица Света яркого боится. Клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова. Это   (сова -1)
А этот красавец На беленькой ножке, Он в красненькой шляпке, На шляпке горошки   (мухомор – 4)
Ловит солнышко лучистое, Зрея на опушке. Покраснеет и душистая Попадает в кружки  (земляника – 3)
Растут на ветках группами, Покрытые скорлупками  (орехи -2)
- Молодцы! А вы, ребята, любите ходить в лес? - Почему на отдых люди стремятся в лес? (Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках) - Как дышится в лесу? (В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами) - Что полезного находит человек в лесу? (Лес – это не только источник древесины, это смола, ягоды, плоды, лекарственное растения, орехи, звери, птицы, сено и т. д). - Кто, кроме человека, пользуется лесными ресурсами, (дарами леса)? (Лесными ресурсами пользуются все животные, птицы). - Послушайте, что однажды произошло в лесу, когда его посетил дикарь.                                                 «Дикарь в лесу» Хозяйка белочка в лесу Орехи собирала. Она в лесу том Каждый сук И каждый кустик знала.
Однажды в лес Противный тип Пришёл с большой котомкой Небрежно сбил ногою гриб И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал, Зажал под мышкой ветви. Нашёл один орех – сорвал, Сорвал второй и третий
Отбросил куст И, как медведь, Пошёл себе довольный. А бедной белке и смотреть На это было больно. -- Правильно ли вёл себя человек в лесу? - Чего он не знал? Слайд: дети в лесу учебник с 103 - Посмотрите на рисунок. - Кто пришёл в лес? (Дети) - Чем они заняты? - Что стало с животными, которые жили на этой поляне? - Почему они убегают? - Правильно ли ведут себя дети в лесу? - Могут ли эти дети услышать те звуки, которые слышали мы в начале урока? Почему? - Почему надо соблюдать тишину в лесу? - Потому что это дом растений и животных, а мы в нем гости. - Давайте послушаем Никиту Кулебакина. Территория нашего  края покрыта в основном лесной растительностью. Можно получить большое удовлетворение от общения с лесом, не сорвав ни единого цветка или листа, не обидеть жителей лесного дома. Наш лес называется тайгой, в нем есть болота, а в болотах тоже живут животные, например лягушки. Их тоже нужно беречь и охранять, так как они сами за себя постоять не могут. Поэтому я решил сделать свой проект в защиту этих животных. - Ребята, мне хочется вспомнить слова Н.Сладкова из рассказа "Лесные тайнички": "Хочешь услышать – стань... (невидим) Хочешь услышать – стань...(неслышим) Хочешь узнать – ..." (затаись). – О каком правиле идет речь? (В лесу соблюдай тишину!) - Но в лесу кроме этого правила, нужно соблюдать еще множество других правил. Над этим работал Саша Вагнер, он сочинил сказку. Вы, ребята, послушайте и сделайте выводы, какие еще правила нужно соблюдать в лесу? Чтение сказки. 5. Подведение итогов. Слайд: знаки-правила поведения в лесу. - Ребята, давайте еще раз повторим правила поведения в лесу и всегда будем сле-довать им. - В заключении мне хочется прочитать вам  стихотворение. Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм – С лесами, тянущими руки, Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. – ПОМНИТЕ об этом, ребята!
6. Рефлексия. - Какое настроение у вас в конце урока? Почему? Ребята, подарите хорошее настроение, т.е смайлики друг другу, нашим гостям.

2
·
·
·
·±
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·