Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
Открытый урок по окружающему миру в 1 «а» классе УМК «Гармония».
Учитель: Кардаева Н. А. МОУ «Чемальская СОШ»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тема: Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?Цели: - изучить правила поведения в природе;- познакомить с цветами и бабочками луга; показать их красоту;- обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий; - выработки элементарных эколого-этических норм; - воспитывать любовь к природе; бережное к ней отношение.Оборудование: презентация, смайлики «Солнышко», запись голосов птиц и шума травы, картинка Муравьишки - Вопросика.
Ход урока.
1. Организационный момент.- Долгожданный дан звонок – Начинается урок.- В этот весенний солнечный день у меня, ребята, прекрасное настроение. А у вас? Покажите солнышко, которому соответствует ваше настроение. (Ребята показывают смайлики с изображением солнышка)2. Сообщение целей и темы урока.- Ребята, вы любите прогулки? А куда вы совершаете прогулки? А чем вы занимаетесь на прогулках?- Сегодня мы тоже совершим прогулку. Мы с вами сегодня будем туристами.- Как вы думаете, кто такие туристы?(это люди, совершающие путешествия в целях отдыха и самообразования)- Муравьишка - Вопросик приглашает нас в гости к себе домой.-А как вы думаете, куда, где его дом? - Он познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми и поможет ответить на вопросы: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек; почему в лесу надо соблюдать тишину?Сценка.Слышится шум. К доске выходит Лесогуб, ломает ветку дерева, топчет насекомых, ловит бабочек.Учитель: Кажется, что-то случилось в нашем лесу. Включим наш телевизор. Послушаем экстренное сообщение из леса.Диктор: Внимание! Внимание! Экстренное сообщение. В окрестностях наших лесов появился нарушитель спокойствия, разрушитель птичьих гнезд, губитель растений и животных – Лесогуб.Учитель: Думаю, надо послать наших дозорных – юных друзей природы и поймать злодея.Лесогуб: Сказал, отпустите. Все равно всех погублю. Я может этих птиц, букашек, зверюшек с детства не люблю. Кусаются, колются, щиплются.Учитель: Что же ты, лесогуб, в природе живешь и ее же и обижаешь?Лесогуб: Я бедненький сиротка. Я в школу не ходил, правил не учил.Учитель: А хотел бы научиться беречь все, что тебя окружает? Тогда садись с ребя-тами и слушай.
3. Знакомство с лугом. (Слайд луг)- Ребята, Закройте глаза. Послушайте и представьте себе картину (включается запись голосов птиц, шелест травы, жужжание насекомых).- Откройте глазки. Оглянитесь вокруг (показываю на слайд), как вы думаете, где мы с вами очутились?- Совершенно верно, на лугу. А кого вы увидели в своих представлениях.(Слайд: Заселяем луг: ромашка, колокольчик, жук, пчела, бабочка)- Давайте оживим наш луг. Я буду загадывать загадки, кто отгадает , тот выходит к доске и поселяет этого жителя на лугу.Белая корзинка, Золотое донце. В ней лежит росинка И сверкает солнце. (ромашка)
То фиолетовый, то голубой,Он на опушке встречался с тобой.Названье ему очень звонкое дали,Но только звенеть он сумеет едва ли. (колокольчик)
Над цветком порхает, пляшет,Веерком узорным машет. (бабочка)
Не жужжу, когда сижу,Не жужжу, когда хожу,Если в воздухе кружусь,Тут уж вдоволь нажужжусь. (жук)
Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,Похлопочет над цветком – он поделится медком. (пчела)
Слайд: дети на лугу учебник с.100- Оказывается не мы одни сегодня туристы, другие ребята тоже пришли на луг.- Расскажите, чем занимаются дети на лугу?- Подумайте и словесно нарисуйте, каким будет луг после того, как уйдут эти дети.(Примята трава, сломаны цветы, валяется мусор. И уже не летают бабочки.)Слайд: что принесли дети с собой с луга– Что принесли домой дети с луга? (Букет цветов, бабочку.)- Что будет с букетом через время?– Что произойдет с бабочкой? (Мальчик нес ее в руке, у нее сломались крылышки.)– Правильно ли поступили дети? (Нет)- А как нужно было поступить?Слайд: учебник с. 100 дети фотографируют луг- А теперь послушайте Владика Губина. Давай пройдемся медленно по лугу И «здравствуй!» скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. Мне очень нравятся бабочки. Они великолепны во всем своем разнообразии. По-этому я не ловлю бабочек на лугу, а создаю их в своих работах из лепестков цветов, выращенных в домашних условиях, так как садовые цветы можно срезать. А луговые - нет.- Вот такие работы выполнил Владикк.- А почему бабочки и цветы всегда рядом? - Могут ли цветы и бабочки жить друг без друга? - Почему бабочки не могут жить без цветов? (питаются нектаром) - Почему цветы не могут без бабочек? (бабочки их опыляют, чтобы у цветов были плоды и семена) - Так кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? (Они не могут жить друг без друга.) - В природе ничто не существует обособленно, все ее элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает ухудшение других. Каждый должен по возможности обогащать природу, и ни при каких обстоятельствах не обеднять ее. А для этого, прежде всего надо усвоить простые правила в природе.- Давайте еще раз повторим, какие правила нужно соблюдать на лугу.Слайд: правила поведения на лугу: не рвать цветы и не ловить бабочек. Физкультминутка:Мы по лугу прогулялись И немно
·жко отдохнем.Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед,Чудеса у нас на свете:Стали карликами детиА потом все дружно встали,Великанами мы стали.Дружно хлопаем,Ногами топаем!Хорошо мы погулялиИ нисколько не устали! 4. Знакомство с лесом.- А сейчас отгадайте загадку и скажите, куда теперь мы попали?Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом Чудеса увидишь в нем. - Правильно, это лес. Слайд: лес - Ребята, есть такая фраза «Лес – наш друг». - Как вы думаете, почему мы лес называем другом?- Какое значение имеет лес в жизни человека и всей планеты? Мы сегодня входим в лес, Полный сказок и чудес. Кто в глуши его таится? Что за зверь? Какая птица? Все узнаем без утайки! Разгадаем леса тайны!- Лес – это многоэтажный дом, где живут многие растения и животные. Они находят здесь укрытие и корм. Лесные соседи живут дружно, потому что у каждого есть свой лесной этаж ( их 4), своя лесная квартира.- Почему лес называют многоэтажным домом?- Какие этажи леса вы знаете? (Травы, грибы, кустарники, деревья)- А сейчас мы поиграем в игру «Какой этаж?». Мы будем животных и растения заселять в наш лес, но не просто так. Сначала я буду загадывать загадку, вы ее отгадываете, называете на каком этаже живет животное или растет растение, потом, стучите пальчиком по доске в нужном месте.Слайд: заселяем лес: белка, мухомор, синичка, змея, орехи, земляника, соваС ветки на веткуБыстрый как мяч,Прыгает по лесуРыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал,Прыгнул на стволИ в дупло убежал (белка-1)
Спинкою зеленовата,Животиком желтовата,Черненькая шапочкаИ полоска шарфика (синичка – 2)
Шелестя, шурша травойПроползает шнур живой.Вот он встал и зашипел:Подходи, кто очень смел (змея – 4)
Угадайте что за птицаСвета яркого боится.Клюв крючком, глаза пятачком,Ушастая голова. Это (сова -1)
А этот красавецНа беленькой ножке,Он в красненькой шляпке,На шляпке горошки (мухомор – 4)
Ловит солнышко лучистое,Зрея на опушке.Покраснеет и душистаяПопадает в кружки (земляника – 3)
Растут на ветках группами,Покрытые скорлупками (орехи -2)
- Молодцы! А вы, ребята, любите ходить в лес?- Почему на отдых люди стремятся в лес? (Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках)- Как дышится в лесу? (В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами)- Что полезного находит человек в лесу? (Лес – это не только источник древесины, это смола, ягоды, плоды, лекарственное растения, орехи, звери, птицы, сено и т. д).- Кто, кроме человека, пользуется лесными ресурсами, (дарами леса)? (Лесными ресурсами пользуются все животные, птицы).- Послушайте, что однажды произошло в лесу, когда его посетил дикарь. «Дикарь в лесу»Хозяйка белочка в лесу Орехи собирала.Она в лесу томКаждый сукИ каждый кустик знала.
Однажды в лесПротивный типПришёл с большой котомкойНебрежно сбил ногою грибИ выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,Зажал под мышкой ветви.Нашёл один орех – сорвал,Сорвал второй и третий
Отбросил кустИ, как медведь,Пошёл себе довольный.А бедной белке и смотретьНа это было больно.-- Правильно ли вёл себя человек в лесу?- Чего он не знал?Слайд: дети в лесу учебник с 103- Посмотрите на рисунок.- Кто пришёл в лес? (Дети)- Чем они заняты?- Что стало с животными, которые жили на этой поляне?- Почему они убегают?- Правильно ли ведут себя дети в лесу?- Могут ли эти дети услышать те звуки, которые слышали мы в начале урока? Почему? - Почему надо соблюдать тишину в лесу?- Потому что это дом растений и животных, а мы в нем гости.- Давайте послушаем Никиту Кулебакина.Территория нашего края покрыта в основном лесной растительностью. Можно получить большое удовлетворение от общения с лесом, не сорвав ни единого цветка или листа, не обидеть жителей лесного дома. Наш лес называется тайгой, в нем есть болота, а в болотах тоже живут животные, например лягушки. Их тоже нужно беречь и охранять, так как они сами за себя постоять не могут. Поэтому я решил сделать свой проект в защиту этих животных.- Ребята, мне хочется вспомнить слова Н.Сладкова из рассказа "Лесные тайнички":"Хочешь услышать – стань... (невидим)Хочешь услышать – стань...(неслышим)Хочешь узнать – ..." (затаись).– О каком правиле идет речь? (В лесу соблюдай тишину!) - Но в лесу кроме этого правила, нужно соблюдать еще множество других правил. Над этим работал Саша Вагнер, он сочинил сказку. Вы, ребята, послушайте и сделайте выводы, какие еще правила нужно соблюдать в лесу?Чтение сказки.5. Подведение итогов. Слайд: знаки-правила поведения в лесу.- Ребята, давайте еще раз повторим правила поведения в лесу и всегда будем сле-довать им.- В заключении мне хочется прочитать вам стихотворение.Есть просто храм,Есть храм науки,А есть еще природы храм –С лесами, тянущими руки,Навстречу солнцу и ветрам.Он свят в любое время суток,Открыт для нас в жару и стынь,Входи сюда, будь сердцем чуток,Не оскверняй его святынь.– ПОМНИТЕ об этом, ребята!
6. Рефлексия.- Какое настроение у вас в конце урока? Почему? Ребята, подарите хорошее настроение, т.е смайлики друг другу, нашим гостям.
2
·
·
·
·±
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·