Доклад на тему: «Технологизация образовательного процесса, как ресурс обновления содержания школьного образования младших школьников».
«Технологизация образовательного процесса, как ресурс обновления содержания школьного образования младших школьников».
«Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации». «Особо обращаюсь к нашей молодежи. Стратегия-2050 - для вас. Вам участвовать в её реализации и вам пожинать плоды её успеха. Включайтесь в работу, каждый на своём рабочем месте. Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны вместе со всем народом!»
Современное реформирование профессионального образования предполагает изменение педагогической системы профессионального обучения, т.е. определенной совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных средств, методов и процессов, обеспечивающих организацию целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов. При реализации государственных образовательных стандартов основные вопросы организации образовательного процесса не будут решаться только через корректировку программ, переработку учебников, освоение активных методов обучения и пр. Эффективным должен стать сам образовательный процесс, обеспечивающий достижение целей.
Идеи технологизации процесса обучения не так уж и новы, об этом говорил еще Я.А. Коменский 400 лет назад. Механизм обучения, приводящий к результатам, он называл «дидактической машиной», для которой важно отыскать цели, средства достижения этих целей и правила пользования этими средствами. Таким образом, вырисовывается своеобразная модель «цель — средства — правила их использования — результат», которая является ядром педагогической технологии. Данная модель актуальна и сегодня. Технологизация образовательного процесса — это прежде всего ориентация на конечный результат, подчинение всего процесса четко поставленной цели. В этой связи главным показателем технологичности образовательного процесса является четкое прописывание, определение места и роли каждого элемента учебного процесса, взаимная согласованность и взаимное соответствие всех его компонентов, всех подсистем и уровней. Говорить о технологизации учебного процесса можно применительно к различным его структурным уровням — учебному процессу в целом, блокам дисциплин, отдельным дисциплинам, формам и методам обучения, взаимодействию преподавателя и ученика и т.д.
Как показывает практика, для достижения заданных результатов обучения необходимо многостороннее, многоуровневое согласование и соподчинение всех элементов образовательного процесса, ориентация всех субъектов на определенный конечный результат.
Объектами технологизации в образовательной деятельности должны выступать: цели, содержание, организационные способы восприятия, переработки и представления информации, формы взаимодействия субъектов образовательной деятельности, их личностно- профессионального поведения, владение компетенциями. Под профессиональной компетентностью учителя понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу педагогической деятельности учителя. Компетентность учителя трактуется, как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач.
Повышение профессионального уровня педагогов – необходимое условие модернизации системы образования Казахстана. Педагог 12 - летней школы обязан обладать высоким уровнем сформированности ряда компетентностей:
Специальная, или деятельностная компетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.
Социальная компетентность владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты профессионального труда.
Образовательная компетентность – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Основная цель деятельности заключается в повышении качества образования путем формирования ключевых компетенций субъектов образовательного процесса.
Цель деятельности - создание условий для творческой работы по внедрению деятельностного и компетентностного подхода в обучении; обеспечение единой, воспитательно – образовательной сферы формирования и развития личности учащегося, осуществления преемственности по схеме:
«КПП – начальная школа – среднее звено».
Задачи:
-обеспечение качественного уровня освоения учащимися государственных общеобязательных стандартов начального общего образования РК;
-создание условий для реализации деятельностного и компетентностного подхода в обучении;
повышение мотивации учащихся в получении качественного образования;
-создание условий для самореализации и самоутверждения личности;
-организация деятельности школьного коллектива по воспитанию патриотизма, толерантности, ответственности, стремления вести здоровый образ жизни.
-обеспечение качественного уровня освоения учащимися государственных общеобязательных стандартов начального общего образования РК;
-создание условий для реализации деятельностного и компетентностного подхода в обучении;
повышение мотивации учащихся в получении качественного образования;
-создание условий для самореализации и самоутверждения личности;
-организация деятельности школьного коллектива по воспитанию патриотизма, толерантности, ответственности, стремления вести здоровый образ жизни.
Принципы методической работы
-принцип позитивности, оптимистичности оценивания
-принцип саморазвития
-принцип сотрудничества
-принцип личного стимулирования
-принцип рефлексии.
Направление деятельности:
Реализация творческого потенциала учащихся.
Создание здоровье сберегающей среды обучения.
Использование инновационных технологий.
Обеспечение качественного выполнения стандарта.
Содержание деятельности:
1.Преобразовательная деятельность:
- совершенствование современного урока;
- разнообразие форм научно – методической работы;
- составление измерителей обученности;
- сотрудничество с родителями.
2.Диагностическая деятельность:
- выявление уровня интеллектуального развития и творческого потенциала
для определения индивидуальных стратегий обучения;
- отслеживания уровня обученности учащихся по изученным темам, по четвертям и полугодиям и т.д.
- осуществления мониторинга и коррекции результатов обученности
учащихся.
Признаками технологичности образовательного процесса являются: детальное описание образовательных целей; поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов – целей; системное применение психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия, переработки учебной и социо – культурной информации; системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса; гарантированность достигаемых результатов; воспроизводимость процесса вне зависимости от мастерства педагога; оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.
Меняется содержание образования: не информация о деятельности плюс немного деятельности, а деятельность, основанная на информации. При этом в качестве содержания образования выступает и социокультурный контекст, в котором осуществляется жизнедеятельность человека.
Изменяются формы взаимодействия обучающих и обучаемых, а также обучаемых между собой. Поскольку деятельность является содержанием обучения, требуются новые формы его организационного освоения. На смену традиционным приходят формы активного, инновационного обучения: анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, разновидности дискуссий, тренинги, самостоятельная и исследовательская работа.
Изменение целей, содержания и форм обучения оказывает существенное влияние и на характер общения преподавателя и обучаемого, на атмосферу их взаимодействия. Партнерство, равенство личностей в выборе, поступках, ответственности, положительный эмоциональный фон – все это становится перманентной доминантой отношений
Технологичность образовательного процесса рассматривается и как один из показателей качества и оценки деятельности образовательного учреждения и образования в целом, обеспечивающих его эффективность и направленность. В этом контексте она выступает и как норма проектирования образовательного процесса
В рамках образовательной парадигмы технологии соединяются в систему – цели, задачи, структурированный учебный материал, методы обучения, способы усвоения содержания, отработки учений с формами организации учебно-познавательной деятельности, способами контроля, самодиагностики и коррекции усвоения.
Список литературы
Психология и педагогика: Учебное пособие. О.Б.Бетина.
Послание Президента народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее, Астана», 17 января 2015 года
С. Мирсеитова. «Обучение как поиск и поиск для обучения» стр 22 -23.
Караганда 2001.
Руководство для учителя.
Журнал «Голос и Видение» №2, 2012г.
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002
Андреев А. Знания или компетенции?// -2005.-№2.-С.3-11
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. – http://quality.petrsu.ru