Диагностика настроения детей. Рисуночная методика.
Диагностика настроения детей. Рисуночная методика.
Взрослый рассказывает детям, что волшебники хотят поблагодарить их за хорошее поведение и подарить волшебные цветы(разного цвета). Дети могут выбрать сами цветок, который им нравится.
Детям даётся два контурных изображения волшебников .« А теперь поговорим о настроении. Нарисуйте настроение доброго и злого волшебников.»Взрослый обращает внимание детей на настроение волшебников:
У доброго оно весёлое, доброе, светлое, радостное, прекрасное.
У злого- мрачное,сердитое,угрюмое.
Если дети затрудняются в характеристике эмоционального состояния сказочных персонажей , то взрослый сам знакомит детей с новыми для них словами.
«А как вы догадались, что у доброго волшебника настроение хорошее, а у злого – плохое? (по выражению лица, мимике)
Раскрашивание рисунков
Задание: раскрась так, чтобы получились мальчик, который рассердился на своего друга и девочка, которая нашла утерянный бантик.
Упражнение «Рисуем музыку»
Детям предлагается послушать спокойную ,мягкую музыку и
« нарисовать» её (вальс Д.Кабалевского)
«Смешной рисунок»
Нужно прикрепить лист бумаги на дверь, стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», даёт в руки фломастер и говорит , что сейчас все будут рисовать корову (слона, зайца, принцессу) все по очереди подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали. Получается смешная картина. Во время рисования звучит музыка А. Лядова «Музыкальная табакерка»(волшебная, пронизывающая, игривая и светлая мелодия)
Цветопись настроения
В начале занятия выясняется настроение детей, для этого педагог просит выбрать цветной листочек и повесить на дерево. Детям предлагагаются 2 дерева: «Радость» и «печаль» ( цвет листьев дети выбирают сами, что позволяет взрослому диагностировать их настроение)
Цветопись настроения:
Красный цвет – восторг
Оранжевый - радость,весельеЖёлтый - мне приятно
Зелёный - спокойно
Синий - грустное настроение, неуверенность
Фиолетовый- тревожно
Чёрный- унылое настроение
Белый- состояние страха
Взрослый обращает внимание на общий фон настроения: «На каком дереве больше листьев?» Выясняет причину печали, грусти или тревоги, если такие переживания есть.
Рисование «Дерево радости»
Взрослый раздаёт детям контурные изображения дерева и наборы цветных карандашей. Задача детей- передать « настроение» дерева:
«А этот рисунок раскрась так, чтобы получилось дерево радости»
Рисование « Дорисуй картинку»
Антошка предлагает детям дорисовать картинку, работу над которой он не успел завершить. Задача детей- увидеть в штрихах образ и дорисовать его.
Три подружки
Жили- были 3 загадочные подружки: Плакса, Злюка и Резвушка (показать иллюстрации) Однажды, гуляя, они попали под дождь и сильно промокли. Покажите ,как они себя поведут.
По окончании упражнения можно предложить детям подумать: Какую из трёх подружек вам было приятнее изображать? Почему?
Рисование
Детям даётся контурное изображение девочки .Они должны нарисовать лицо одной из трёх подружек: Плаксы, Злюки или РёвушкиЗанятие в старшей группе «Как зайчишке Тошке скучно было»
1.Разминка (ритуал приветствия)
Психолог: Ребята давайте поздороваемся глазками, ладошками.
Дети стоят по кругу .Психолог с каждым по очереди встречается взглядом, затем по кругу дети касаются друг друга ладошками.
2.Организационный момент (настрой на занятие)
а. «На лесной опушке»- локти ,ладони соединить
б. « В маленькой избушке»- руки домиком
в. « Жил был зайчишка Тошка»- руки зайчик
г.Каждое утро мама – зайчиха пекла для него вкусные бублики-
«бублик»- образуем пальчиками круг –бублик
д. Тошка за обе щёки уплетал бублики –поочерёдное надувание щёк.
е. похлёбывая горячий чай из красивой чашечки- ручками делаем «чашечку»
ж. В гости к зайцам заглянула весёлая змейка .Она приветствовала ушастиков на своём змеином языке ш-ш-ш , а после угощения благодарила ш-ш-ш (руки перед грудью ,локти опущены ,ладони от себя, выполняем волнообразные движения руками вперёд.
3.Узнай пиктограмму « Чудесный мешочек» (пиктограммы)
Грустный заяц
Сердитая белка
Удивлённая сорока
Спокойный ёжик
Весёлая лягушка
4.Продолжи предложение
«Что вы делаете , чтобы не было скучно»
5.Прощание :руки на руку ведущему с хорошими пожеланиями.
Затем говорим до свидание. До новых встреч.
Игры с использованием материалов психологического уголка
Игры с клубочками
Цели: успокоить расшалившихся детей, обучить их одному из приёмов саморегуляции.
Оборудование: клубочки плотных ниток
Ход игры: Педагог предлагает расшалившемуся ребёнку смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться всё больше. Взрослый сообщает дошкольнику , что это клубочек не простой , а волшебный. Как только ребёнок начинает его сматывать , он успокаивается.
Вариант 2
Цели: воспитание чувств принадлежности к группе , безопасности в коллективе, единства, сплочённости ,умения действовать согласованно.
Ход игры: Воспитатель и дети стоят в круг .Педагог запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передаёт клубок следующему ребёнку ,называя его в песенке по имени когда песенка заканчивается все дети и воспитатель соединены ниточкой . Клубок должен вернуться к педагогу , проделав полный круг. Затем все одновременно аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут её на стол. Внимание детей обращается на то , что ниточка не порвалась и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить.(попросить детей вспомнить пословицы и поговорки о дружбе)
Игра «Мешочки настроений»
Цель: научить детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.
Оборудование: два мешочка один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением .Это мешочек радости, хорошего настроения, улыбок ,веселья. Второй – мешочек плохого настроения из тёмного материала, на нём изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками.
Ход игры: Выяснив , у кого из воспитанников плохое настроение , педагог предлагает им воспользоваться мешочками . Дети развязывают шнурки , «складывают» своё плохое настроение , злость, обиды в мешочек с плохим настроением и тщательно завязывают шнурок. Потом развязывают шнурок на мешочке с хорошим настроением и берут оттуда хорошее настроение , улыбки , смех, радость.
Игра «Подушка примирения»
Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.
Оборудование: подушка , на которую можно сесть двум детям . К ней пришиваются на резинках перчатки.
Ход игры: Поссорившиеся дети садятся на подушку , надевают перчатки и мирятся , произнося разные стихи- мирилки.
Игра « Коробочка примирения»
Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.
Оборудование: яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы.
Ход игры: Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки , внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи- мирилки.
Игра « Коробочки добрых дел»
Цели: научить чуткому , доброжелательному отношению к товарищам , побудить детей к нравственным поступкам, воспитать чувства уважения к людям, доброжелательность, желание совершать добрые поступки.
Оборудование: Коробочки разного размера и цвета, у каждого ребёнка своя коробочка.
Ход игры: Воспитатель показывает и рассказывает детям о том , что это не простые коробочки – в них хранятся добрые поступки и хорошие дела . Теперь каждое хорошее дело и добрый поступок они будут отмечать фишками , складывая их в коробочку . Когда закончится неделя , дети смогут посмотреть , в чьей коробочке фишек больше. Кто из дошкольников совершит больше всех хороших поступков , замечательных дел – заслужит приз.
Игра « с сонными игрушками»
Цели: Снижение тревоги , агрессии , общей тревожности и невротичности в период адаптации ребёнка в детском саду, создание положительной мотивации на режимный момент сна ,улучшение эмоционального фона и развитие чувства уверенности.
Оборудование: мягкие игрушки (безопасные зверюшки) размером от 10 до 20см расположены на специальной полочке в спальне ( по количеству детей) Для детей с вредными привычками и гиперактивных детей – игрушки с наполнителем. Диск с медленной спокойной музыкой для засыпания и пробуждения.
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на полочку с игрушками и объясняет : « Это сонные игрушки. Они вам помогут заснуть и увидеть сказочные сны.»Тихо звучит музыка, вместе с игрушкой педагог подходит к детям , которые легли в постель и шепотом обращается к каждому , называя его ласковым словом .Например « Ты сегодня так старался на занятии, что зайчонок выбрал именно тебя для сна. Он шепчет тебе ласковые слова и ты ему прошепчи тоже что то приятное и приласкай его. После того как все игрушки « выбрали» детей , музыка затихает и воспитанники вместе с ними отдыхают. Пробуждаются дети под музыку одеваются, по желанию рассказывают сны друг другу и взрослому, затем аккуратно ставят игрушку на полочку , поблагодарив за сон.
Игра « Доска настроений»
Цель: определение эмоционального состояния каждого ребёнка в группе выделение детей, которым необходима эмоциональная поддержка .Оборудование: доска с вертикальными полосками липкой ленты и набором картинок , изображающих настроение людей , фотографии всех детей группы
Ход игры:
На одном из занятий познавательного цикла детям предлагается определить по картинкам настроение человека и указать почему оно такое . В последующие дни провести игры «Зеркало», «Сердитое и доброе», «Какое настроение?» Когда дети научатся обозначать свое настроение при помощи символов в группу вносят доску настроений. Воспитатель просит каждого ребёнка определить и показать на доске , какое у него настроение.