проект «Безопасное поведение на улице в зимнее время года»
Муниципальное казённое учреждение
«Школа-интернат №5
среднего(полного)общего образования ,
г.Нижнеудинска».
-786496740100
проект
«Безопасное поведение
на улице в зимнее
время года»
Кл.руководитель: Ощепкова М.М.
Г.Нижнеудинск
СОДЕРЖАНИЕ
Краткая аннотация проекта Актуальность проекта
Цель, задачи проекта
Ресурсное обеспечение проекта
Ожидаемые результаты
Этапы реализации проекта
Работа с детьми
Работа с родителями
Итоги проекта
Список литературы
1.1. Перспективное планирование работы по проекту «Безопасное поведение на прогулке в зимний период времени»
1.2. Картотека игр и упражнений по формированию основ безопасности в зимнее время года
1.3. Картотека бесед по формированию основ безопасности на улице в зимнее время года
1.4. Родительского собрания на тему: «Безопасность ребенка на улице в зимний период времени»
1.5. Анкета для родителей: «Безопасность на улице в зимнее время года»
1.6. Анализ анкетирования родителей
1.7. Памятка «Правила безопасной зимней прогулки»
1.8. Консультация для родителей «Как безопасно кататься на коньках»
1.9. Консультация «Зимние забавы и безопасность»
Краткая аннотация проекта
В этом году я работаю с детьми по формированию культуры безопасного поведения на улице. Проект является краткосрочным: рассчитан на один месяц. Сроки работы над проектом – с 13 января по 13 февраля . Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Но зимнее время омрачает радость детей и родителей очень распространенными травмами, простудными заболеваниями. Обеспечение безопасности жизни детей - одна из основных задач для родителей и педагогов . При этом важно не просто оградить ребёнка от опасностей, а научить его, подготовить к возможной встрече с ними.
Важная составляющая деятельности по проекту – это взаимодействие с родителями. Для того, чтобы заинтересовать родителей данной проблемой, я организовала:
тематическое родительское собрание «Безопасность ребенка на улице в зимнее время года». Задачи: повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей навыков безопасного поведения на улице в зимний период времени; формировать готовность родителей к сотрудничеству в вопросах развития у детей навыков безопасного поведения;
консультации «Зимние забавы и безопасность»; «Как безопасно кататься на коньках»;
памятку «Правила безопасной зимней прогулки»;
В сотрудничестве с родителями воспитанников мы обогатили уголок безопасности Реализация проекта позволила учащимся овладеть знаниями о правилах безопасного поведения в зимнее время года; дети стали сознательно относиться к соблюдению этих правил, проявляют интерес к собственной безопасности.
Конечным продуктом моего проекта стало итоговое открытое занятие , подготовка презентации и защита проекта. В перспективе планирую разработать проекты по безопасности в природе в весеннее, летнее и осеннее время года.
Актуальность проекта
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и детей основам безопасности жизнедеятельности. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.
Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей! Возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травматических ситуаций. Ребенку интересно все, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Особая ответственность за формирование навыков безопасного поведения в окружающей среде возлагается на воспитателей. Значимой также является проблема создания условий, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.
В своей деятельности я использую программы и технологии следующих авторов: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, «Основы безопасности детей. Среди основных тематических разделов работы по формированию ОБЖ учащихся большое внимание уделяю блоку «Ребенок и природа».
Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство учащихся со значением природы в жизни людей. Необходимо формировать целостное представление картины мира, о человеке, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека.
Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:
беседы: как избежать неприятностей в лесу, на речке и др;
различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, , подвижных и игр-драматизаций;
разбора проблемных ситуаций.
Воспитание культуры безопасного поведения предполагает овладение детьми навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях.
С наступлением зимы потенциальных опасностей на улице становится больше, следовательно, актуальна проблема формирования у детей навыков безопасного поведения в зимнее время года.
Мы, взрослые, должны не просто оградить ребенка от опасностей, которые встречаются в зимнее время года, а подготовить к возможной встрече с ними, привить им навыки безопасного поведения. Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения у дошкольников в зимнее время года, необходимо содействовать овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения на зимних прогулках в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности.
Цель проекта: формировать у детей культуру безопасного поведения на улице в зимний период времени.
Задачи проекта:
Дать детям знания о правилах безопасного поведения в природе в зимний период.
Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения зимой на улице.
Приобщать детей к правилам безопасного поведения во время зимних игр.
Развивать способности у детей к предвидению возможной опасности.
Развивать умение детей обращаться за помощью к взрослым.
Развивать интерес детей к собственной безопасности.
Привлечь родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о безопасности в зимнее время года.
Участники проекта: учащиеся 8 класса, родители .
Ресурсное обеспечение проекта:
перспективный план работы по проекту;
картотека дидактических и подвижных игр;
конспекты занятий,
иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций;
подборка познавательной и художественной литературы.
215836569850040436802851150028194019748500
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать основные правила безопасного поведения на улице в зимнее время, соблюдать эти правила;
Дети научатся обращаться за помощью к взрослым в случае опасности;
Дети будут проявлять интерес к собственной безопасности и безопасности окружающих;
Родители будут соблюдать с детьми правила безопасного поведения на прогулке в зимнее время года.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
Основной
III. Заключительный
Поиск, изучение и обработка информации
(подготовительный этап) - Создание проблемы, постановка цели и задач;
- работа с методической литературой по данной проблеме;
- предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;
- подбор методической, познавательной и художественной литературы;
- подбор наглядного иллюстрированного материала;
- подбор дидактических, подвижных игр;
- подбор материала для продуктивной деятельности детей;
- составление перспективного плана мероприятий;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
Работа над проектом
(основной этап) - работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности;
- работа с родителями;
Заключительный этап - проведение итогового занятия на тему: «Зимняя прогулка»;
- проведение родительского собрания «Безопасность на улице в зимнее время года»;
- совместный отдых взрослых с детьми на природе
- презентация и защита проекта
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Направления работы Содержание деятельности
1. Работа с детьми 1. Беседы, дидактические и подвижные игры.
2. Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.
3. Чтение познавательной, художественной литературы.
4. Целевые прогулки, наблюдения.
5. Продуктивная деятельность детей.
6. Итоговое занятие.
2. Сотрудничество с родителями 1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом уголка безопасности .
2. Анкетирование родителей.
3. Родительское собрание.
4.Оформление консультации для родителей.
5. Совместный отдых детей и родителей на природе.
3. Методическое сопровождение 1. Организация предметно-развивающей среды для ознакомления детей с основами безопасности.
2. Подборка наглядно-иллюстрированного материала.
3. Картотека дидактических, подвижных игр.
4. Конспекты бесед, занятий.
5. Подборка художественной литературы .
7. Консультационный материал для педагогов.
8. Консультационный материал для родителей.
9. Обобщение и распространение наработанного материала.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Реализация проекта через различные виды деятельности
Виды детской деятельности Формы организации деятельности
Игровая деятельность Дидактическая игра «Чем опасно? Расскажи правило»;
Дидактическая игра «Кто поступает неправильно?»
Дидактическая игра «Как избежать неприятностей»;
Дидактическая игра «Опасности зимы» Дидактическая игра «Основы безопасности на прогулке»;
Дидактическая игра «Азбука здоровья»;
Дидактическая игра «На прогулке»;
Познавательно-речевая деятельность Беседа «Правила поведения на горке»;
Беседа «Не ходи по льду водоемов»;
Беседа «Обходи стороной скользкие места»;
Беседа «Осторожно, сосульки!»;
Беседа «Не ешь снег и сосульки»;
Рассматривание иллюстраций: «Осторожно: сосульки, гололед!», «Безопасность на льду», «Осторожно: санки, лыжи и коньки»;
Целевые прогулки «Опасные места », «Игры с соблюдением правил»
Продуктивная деятельность
Рисование на тему: «Безопасность на улице в зимнее время»;
Физическое развитие Катаниена коньках;
Игра в снежки;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Направление Цели Форма взаимодействия
Информационно-аналитическое Выявить интересы, потребности, запросы родителей; Анкетирование «Безопасность на прогулке в зимнее время года»;
Познавательное Повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей навыков безопасного поведения на прогулке в зимний период времени; Родительское собрание «Безопасность ребенка на прогулке в зимний период времени»;
Наглядно-информационное Повышать уровень знаний у родителей по вопросам безопасности; Консультации: «Зимние забавы и безопасность», «Как кататься на коньках»;
Памятка «Правила безопасной зимней прогулки»;
Досуговое Закрепить и обобщить полученные навыки безопасного поведения на прогулке зимой;
Совместный отдых на природе;
Итоги проекта:
Реализация проекта способствовала овладению детьми элементарными знаниями о правилах безопасного поведения в зимнее время года, формированию навыков сознательного отношения к соблюдению этих правил, развитию способностей к предвидению возможной опасности зимой на улице. Дети стали проявлять интерес к собственной безопасности и сохранению здоровья.
Работа в проекте позволила донести до каждого ребенка необходимость неукоснительного выполнения правил, как залога его здоровья и безопасности.
Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности.
Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам безопасности более интересным, доступным, значимым.
Список литературы:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2011. – 336 с.
2. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б., Безопасность. – СПб, 2005. – 144 с.
3. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб, 2012. – 128 с.
4. Самые новые правила поведения для воспитанных детей / Г. П. Шалаева, Н. В. Иванова. – М, 2009. – 240 с.
5. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. – М., 2010. – 144 с.
6. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт.-сост. Н.В. Коломеец. – Волгоград, 2014. – 168 с.