РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ. В.01 Современные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛКАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЖЕЛЕЗНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПМ. В.01 Современные психолого-педагогические технологии
в дошкольном образовании

для специальности 050144 «Дошкольное образование»



















2014г






ОДОБРЕНА
предметной (цикловой)
комиссией

Протокол № ____ от ________ 20____г

Председатель __________
Составлена в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 050144 «Дошкольное образование»

Заместитель директора по УР и ТО
_____________ 20____г
_____________ О.П.Акимкина

Заместитель директора по УПР
_____________ 20____г
_____________ Чистяков Ф.М.




СОГЛАСОВАНО
Руководитель ____________________
(наименование предприятия/ организации)
_________________________________
_________________/_______________/
«______» _______________201_г.






Организация-разработчик: ОБОУ СПО «Железногорский ПК»






Разработчики: Лютикова Л.В., Минаева А.М., Трунова Н.Ф. - преподаватели ОБОУ СПО «Железногорский ПК»








СОДЕРЖАНИЕ






1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
5

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7


4.  условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


13

5. Контроль и оценка результатов освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

15

















1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. В.01 Современные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании.

1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050144 Дошкольное образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) «Современные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК.В.01.1 Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК.В.01.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК.В.01.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК.В.01.4. Анализировать занятия.
ПК.В.01.5. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.


1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
уметь:
формулировать методическую задачу;
использовать разнообразные методы, приёмы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;
- выстраивать учебные действия обучаемых для овладения учебным материалом и для решения методической задачи;
- контролировать знания, умения и навыки обучаемых, применяя нормативные, индивидуальные эталоны оценивания и содержательную оценку результатов их учебной деятельности;
вносить необходимые коррективы в собственную обучающую и в учебную деятельность воспитанников.
использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе

знать:
- особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
- теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;
- приемы работы с одаренными детьми;

1.3. Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение программы профессионального модуля:
всего - 206 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 206 часов, включая:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 170 часов.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Современные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании» в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код
Наименование результата обучения

ПК.В.01.1
Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК.В.01.2.
Проводить занятия с детьми дошкольного возраста

ПК.В.01.3.
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК.В.01.4.
Анализировать занятия.

ПК.В.01.5.
Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников

ОК.2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК.3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК.4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК.5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК.7.
Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за качество образовательного процесса

ОК.9.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

ОК.11
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. Учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)




Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10



ПК.В.01.1.
ПК.В.01.2.
ПК.В.01.3.
ПК.В.01.4. ПК.В.01.5.
МДК 01. 01Психолого-педагогические основы организации воспитательно-образовательного пространства в ДОО разного вида и в домашних условиях
96
16
8
-
80





МДК.В. 01. 02 Методика обучения иностранному языку детей дошкольного возраста
55
10
4

-
45





МДК 01. В.01.03 Новые информационные технологии в воспитательно - образовательном процессе ДОУ

55
10
4

-
45





Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

-





Всего:
206
36
16

170









3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения

1
2
3
4

МДК.В.01.01
Психолого-педагогические основы организации воспитательно-образовательного пространства в ДОО разного вида и в домашних условиях

96


Введение.
Содержание учебного материала
2



Цели и задачи учебной дисциплины. Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях реализации федеральных государственных требований. Государственный заказ на конструктивное взаимодействие семьи и ДОУ.



Тема 1.1. Личностно-ориентированные технологии.
Содержание учебного материала

3


Гуманно-личностные технологии. Технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.




Практические занятия
2



«Личностно-ориентированные технологии по работе с семьёй». (презентация)



Тема 1.2. Формы организации воспитательно-образовательного пространства в ДОУ разных видов и в домашних условиях.
Содержание учебного материала
2
3


Особенности организации центров дошкольного образования сельских и городских районах. Изучение основных нормативно-правовых документов о создании и деятельности вариативных форм дошкольного образования.




Практические занятия
2



Формы организации воспитательно-образовательного пространства в ДОУ разных видов и в домашних условиях.




Содержание учебного материала
6
3


Особенности функционирования групп кратковременного пребывания детей




Тема 1.3. Центры игровой поддержки.
Содержание учебного материала
2



Особенности деятельности центров игровой поддержки.




Практические занятия
2



Проведение игр в центре игровой поддержки.




Содержание учебного материала



Тема 1.4. Лекотека
Содержание учебного материала
2



«Организация работы «Лекотеки» в условиях дошкольного образовательного учреждения.



Тема 1.5. Семейный детский дом
Содержание учебного материала
2



Организация деятельности семейного детского сада.




Практические занятия
2



Знакомство с деятельностью семейных детских садов и лекотек (на основе презентаций студентов)



Самостоятельная работа при изучении раздела
МДК 01. Психолого-педагогические основы организации воспитательно-образовательного пространства в ДОО разного вида и в домашних условиях
Виды работ
Подготовка к практическим занятиям
Оформление результатов практических занятий по заданным критериям
Работа по предложенным темам
Примерная тематика
Психолого-педагогическое сопровождение детей в ДОУ.
Социально – психологические условия для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Содержательные и дидактические компоненты системы воздействия на ребёнка. Выстраивание индивидуальных образовательных программ.
Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении. Организационно-педагогические технологии. Психолого-педагогические технологии. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка. Организация физкультурно-оздоровительных тренингов в дошкольном образовании. Реферирование: Обобщение опыта по реализации технологий здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования.
Гуманизация воспитательно - образовательного пространства ДОУ.
Самостоятельное изучение темы по рекомендуемым источникам.
Дошкольная образовательная организация как открытая развивающая система. Создание и обновление предметно-развивающей среды.
Психологизация воспитательно - образовательного процесса Самостоятельное изучение темы по рекомендуемым источникам.
Дошкольная образовательная организация как открытая развивающая система. Создание и обновление предметно-развивающей среды
Группы кратковременного пребывания детей. Особенности деятельности консультационных пунктов. Консультативная работа взрослых по вопросам психологического развития детей. Средства развития психолого-педагогической компетентности родителей. Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума. Организация консультирования родителей и планирования работы с ними.
Служба ранней помощи. Служба ранней помощи – новое подразделение ДОУ. Клиенты службы ранней помощи (семья с проблемными детьми с 1.5 до 3 лет: с выявленными отклонениями в развитии, нервно-психическими нарушениями, которые могут приводить к проблемам в будущем; дети групп биологического и социального риска). Цель работы Службы ранней помощи.
Отечественные психологи об особенностях взаимодействия ДОУ и семьи
Обобщение опыта по реализации технологий здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования.
Трудности в работе с родителями в организации досугового направления.
Новая (вариативная) форма работы ДОУ – ЦИПР
История создания «Лекотеки»
Задачи Службы ранней помощи
История создания семейного детского дома Красиных.















1
2
3
4

МДК.В. 01. 02 Методика обучения иностранному языку детей дошкольного возраста



55


Тема 2.1. Особенности обучения иностранному языку в дошкольном возрасте



Содержание учебного материала
2



1.
Особенности занятий при обучении иноязычному общению Трудности усвоения иностранного языка дошкольниками Предпосылки успешного овладения иностранным языком дошкольниками. Содержательная основа обучения иноязычному общению на ранней ступени


2


Практические занятия
-


Тема 2.2. Организация обучения иностранному языку в дошкольных образовательных учреждениях


Содержание

4



1.
Цели обучения иностранному языку Принципы обучения иностранному языку детей дошкольного возраста Основные компоненты содержания обучения Организационные формы обучения Методы и приёмы обучения и воспитания

3


Практические занятия
4



1.
Планирование работы Этапы изучения лексико – грамматических тем




2.
Интеграция иностранного языка в продуктивные виды детской деятельности Использование игр при обучении иностранному языку



Самостоятельная работа при изучении раздела
МДК. 01. 02 Методика обучения иностранному языку детей дошкольного возраста
Виды работ
Подготовка к практическим занятиям
Оформление результатов практических занятий по заданным критериям
Работа по предложенным темам
Примерная тематика
Психологические основы обучения иностранному языку дошкольников.
Многоязычие в детском возрасте.
Взаимодействие языков в процессе обучения.
Факторы, влияющие на усвоение второго языка.
Особенности общения в детском саду.
Факторы,объясняющие актуальность раннего обучения иностранным языкам.
История преподавания иностранных языков.
Состояние методики раннего обучения иностранным языкам (мировой и отечественный опыт).
Современные методы преподавания иностранных языков.
Закономерности усвоения элементов коммуникации в разных видах деятельности.
Интеграция иностранного языка в различные виды детской деятельности.
Игра как основной способ раннего обучения ИЯ.
Использование и построение языковой и речевой игры.
Учебные пособия по иностранному языку для дошкольников.

45



МДК 01. В.01.03 Новые информационные технологии в воспитательно - образовательном процессе ДОУ


55


Тема 3.1. Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольных учреждениях

Содержание учебного материала
2



1.
Информационно-коммуникационные технологии. Области применения ИКТ в ДОУ. Требования к организации компьютерного обучения дошкольников.   Компьютер и дошкольник

3


Практические занятия
-


Тема 3.2. Санитарно-эпидемиологические требования для занятий с детьми с использованием компьютерной техники
Содержание учебного материала
2



1.
Санитарно-эпидемиологические требования для занятий с детьми с использованием компьютерной техники




Практические занятия
-


Тема 3.3. Организация обучения и применения ИКТ в дошкольных образовательных
Содержание учебного материала
2



1.
Цели обучения, принципы ИКТ обучения, организационные формы обучения, методы и приёмы обучения и воспитания ИКТ в дошкольных образовательных учреждениях. Подготовка ребенка к работе на компьютере

3


Практические занятия
4



1.
Презентации для дошкольников (тема на выбор)




2.
Интернет для дошкольника



Самостоятельная работа при изучении раздела МДК 01. В.01.03 Новые информационные технологии в воспитательно - образовательном процессе ДОУ
Виды работ
Подготовка к практическим занятиям
Оформление результатов практических занятий по заданным критериям
Работа по предложенным темам