Статья Использование технологии сопровождения в профессиональном образовании


Архипова Л.Н.
ГБОУ СПО «Брянский техникум питания и торговли
Использование технологии сопровождения в профессиональном образовании
Мы привыкли рассматривать успех, как событие, получающее социальную и общественную оценку. Успех зависит от психологии человека, от его системы ценностей, профессиональных навыков. Действительно, а в чем заключается формула успеха?
ПОДДЕРЖКА – СОПРОВОЖДЕНИЕ – ПОМОЩЬ
В современном образовании мало быть учителем, который, приходя на урок имеет и реализует свои образовательные интересы и цели. Педагогическая позиция преподавателей Брянского техникума питания и торговли связана со специальным образом организованной системой образования, то есть учебный процесс, режим и характер занятий выстраивается и складывается, исходя из познавательных интересов, склонностей, способностей, восприятия студентов.
ПОДДЕРЖКА – создать условия для формирования студентами образа своего профессионального будущего, организация целеполагания в его профессиональном образовании, проявлении имеющихся сильных сторон и точек роста в достижении профессиональных целей.
СОПРОВОЖДЕНИЕ –сопутствовать, идти вместе, быть рядом в ситуациях неопределенности, преодоления, проектирования профессиональных компетенций, при соотнесении целей и результатов профессионального образования.
ПОМОЩЬ -стать «посредником» между студентом и возможностями социума, т.е. помочь использовать индивидуальные ресурсы для личностного и профессионального самоопределения.
Другими словами, преподаватель, реализуя принципы индивидуализации, работает с каждым студентом, создавая для него среду, возможности, ориентируя на личный результат. Главным инструментом обучения, воспитания является индивидуальная образовательная траектория, которая в ходе учебного процесса постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижения к успеху на пути освоения знаний. Уникальность человеческой личности, ее профессиональное предназначение и, связанная с этим, индивидуализация обучения – вот основная цель профессионального образования в нашем техникуме.
Сегодня образование СПО- это своего рода социальный лифт, возможность сделать первый уверенный шаг в профессию, соприкоснуться со взрослой средой, где все по- другому. И чтобы быть в ней успешным, нужно многому научиться и, самое главное условие, научиться быть самим собой. Надо ценить каждый день, понимать свою ответственность за каждое событие, осознавать любой свой выбор как важный и значимый в своей жизни.
В современной системе образования происходит трансформация основной функции преподавателя. Если раньше она сводилась к передаче обобщенного социального опыта некоему усредненному обучающемуся, то сегодня преподаватель должен выполнять функции и путеводителя по образовательным траекториям, и гаранта выполнения условий для индивидуального развития каждого студента. Образовательная система постоянно обращается к ценностям, потребителям и интересам личности, поэтому деятельность педагога предполагает уточнение и расширение его профессиональной компетентности.
По идеям нам близки технологии сопровождения, которые помогают преподавателю организовать работу с личным интересом (потребностью) студента и переводом индивидуального интереса подопечного в инициирование конкретной деятельности. Поэтому большим подспорьем, в данном случае, является технология индивидуального образования траектории,суть которой заключается в том, что преподаватель двигается от интересов студента помогая ему определять его цели. Принцип индивидуализации состоит в том, что каждый проходит собственный путь к освоению знания, которое именно для него сейчас являются наиболее важным.
Цель педагога: помощь каждому студенту в определении собственного образовательного пути и сопровождение его в построении индивидуальной образовательной траектории.
Образовательная траектория для студента задается в каждый определенный момент времени не только какой-либо программой, которую он должен освоить, сколько осознанием своей самоидентификации разнообразными образовательными возможностями и их определенной самоорганизации в свою обратную траекторию.
Выстроить индивидуальную образовательную траекторию помогает использование технологии портфолио.
Цель: портфолио процесса показать процесс и динамику работы по достижению максимально возможного уровня формирования профессиональных и общих компетенций. Оно предназначено для того, чтобы, систематизировать накопленный опыт и знания чем определить направлении своего развития в получаемой профессии, облегчит помощь или консультированию со стороны преподавателя или работодателя, сделает более обьективную оценку своего профессионального уровня.
Портфолио создается самим студентом для оценки своего процесса, преподаватель лишь помогает обучающимся организовать этот процесс и оценить свои достижения. Следовательно, мотивация обучающихся в начале создания и в процессе работы над портфолио должна быть высокой. Для повышения уровня мотивации необходимо, чтобы и педагог, и студенты творчески подошли к процессу.
Функции портфолио:
-диагностическая- фиксирует изменения и рост за определенный период времени;
- целеполагания- поддерживает учебные цели;
- мотивационная- поощряет результаты обучающихся, преподавателей и родителей;
- содержательная- раскрывает весь спектр выполняемых работ;
- развивающая- обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;
- рейтинговая- показывает диапазон навыков и умений.
Структура портфолио:
1. Портрет (описания себя и своих взаимоотношений с профессией (профессиональная цель).
В первый раздел портфолио входит информация о студенте, которая включает в себя следующее:
- личные данные;
- информацию о полученном дополнительном образовании (кружки, секции, курсы);
- эссе о своих взаимоотношениях с профессией (профессиональная цель);
- рекомендации по результатам анкетирования, по выполнению уровня сформированию им качеств, обеспечивающих успеваемость выполнения профессиональной деятельности.
Результаты анкетирования учитываются при выстраивании индивидуальной образовательной траектории. Рассматриваются такие характеристики студента, как
а) способности (ручная ловкость; тонкие вкусовые качества; хорошее зрительное восприятие цвета, формы, размера; творческое воображение и т.д.)
б) личностные качества (терпеливость, выдержанность, аккуратность, творческое начало, расторопность и т. д.).
2. Индивидуальная образовательная траектория ( по ОК,ПК).
Первый МДК студенты демонстрируют первые навыки в приготовлении блюд. Преподаватель наблюдает, комментирует, консультирует. В процессе отмечает студентов, которые обладают уже к этому моменту некоторыми навыками и имеет возможность на последующих ЛПЗ приготовить блюд средней сложности, а не простые. Отсюда и начинается формирования индивидуальной образовательной траектории студентов.
Этапы ИОТ формирования компетенций
Продвинутый
Творческий
Базовый


развитие компетенций
развитие компетенций
требования ФГОС


УП, ВСРС, семинары практикум
ПП, ВСРС
ЛПЗ, ВСРС


мастер-классы преподавателя, работодателя

мастер-классы студентов

мастер-классы работодателя с участием студента

ЛПЗ-лабораторно-практические занятия
ВСРС- внеаудиторная самостоятельная работа студентов
УП- учебная практика
ПП – производственная практика
В портфолио индивидуальная образовательная траектория выглядит в виде таблицы, отражающей этапы формирования профессиональной компетенции, форм работы и результативность.
Ш. Личные достижения.
В данном разделе портфолио студента размещают материалы, отражающие их результаты участия в профессиональных конкурсах, мастер-классах, семинарах-практикумах, видео- и фотоматериалы по профессиональному становлению. А так же, материалы по самооценке и оценке работодателей, руководителей практики и т.д.
Портфолио формируется на протяжении всего периода обучения и является неотъемлемой частью процедуры итоговой государственной аттестации студентов. Государственная аттестационная комиссия, наряду с выпускной квалификационной работой, знакомится с содержанием портфолио, что позволяет ей более объективно оценить уровень квалификации студентов и позволяет самопределению с дальнейшим трудоустройством.
Технология работы с портфолио на первых этапах была очень трудоемкой в силу большого количества «бумажной работы». В настоящее время, используя ИКТ, технология работы с портфолио компьютеризирована. У преподавателей, работающих с индивидуальной образовательной траекторией в социальных сетях, создаются группы, где расположены портфолио студентов определенной группы. Каждый из них имеет пароль для доступа исключительно к своему порфолио. Задача преподавателя состоит не только в оценивании этапов индивидуальной образовательной траектории, но и в подборе необходимых учебных материалов, практических заданиях для профессионального продвижения студента индивидуально по способу и скорости.
В январе 2015 года состоялся выпуск студентов группы по профессии «Повар, кондитер», с которыми проводилась работа по технологии индивидуальной образовательной траектории. По результатам обучения установленные разряды получили 15% студентов, выше установленных – 85% (в среднем по техникуму – 75%).
Все студенты на данный момент успешно трудоустроены. На государственной итоговой аттестации представители работодателей, которые принимали участие в процессе осуществления профессионального образования на протяжении всего периода обучения, отмечали высокий уровень подготовки студентов.
Мы считаем, что именно применяемая технология индивидуальной образовательной траектории, позволила добиться наиболее эффективного формирования профессиональных компетенций, развитию индивидуальных ресурсов студентов и, как результат, их успешное профессиональное самоопределение.
Литература
Швец И.М., Левина Л.М., Марико В.В., Грудзинская Е.Ю. Современные педагогические технологии в контексте ФГОС третьего поколения (Методическое пособие для преподавателей вузов). - Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2010. - 127 с.
2.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/РАО; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — 2-е изд. -М.: Просвещение, 2009.- 5 с.
3. Хачатрян Э.В., Тьютерское сопровождение профессионального развития педагогов в процессе реализации инновационной деятельности//обучение и воспитание:методики и практика 20113/2014 учебного года:Сборник материалов XVМеждународной научно-практической конференции/под общ.ред. С.С.Чернова, - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014.- 142 с.43-47
4. Хачатрян Э.В., Тьютерское сопровождение педагогов в процессе освоения инновационных образовательных технологий// Методология научных исследований:традиции и инновации: материалы III Международной научной конференции 10 ноября 2012 г., Санкт-Петербург.- Петрозаводск: Открытие, 2012.-111с. С.83-88.