Использование информационных технологий в профессиональном образовании
ГБПОУ РМ «Зубово-Полянский педагогический колледж»
«Использование информационных технологий в профессиональном образовании»
Автор: Андреева Елена Григорьевна
Особенности применения дистанционные образовательные технологии в учебном процессе
Дистанционные образовательные технологии в учебном процессе
Современный этап развития общества поставил перед российской системой образования целый ряд принципиально новых задач, среди которых особо выделены необходимость повышения качества и доступности образования, усиление связи между разными уровнями образования, интеграции в мировое научно-образовательное пространство. Поэтому в последние годы наметилась тенденция повышения эффективности образования за счет широкого использования технологий электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Одной из главных проблем и важнейшим приоритетом образовательных учреждений, реализующими ЭО и ДОТ, является создание и развитие высококачественных сред обучения, разработка учебного контента. Во многом именно дефицит качественного учебного контента является главным препятствием распространения этих технологий. Это обусловлено несколькими причинами: отсутствием квалифицированных специалистов в сфере ЭО и ДОТ; высокой стоимостью разработки учебного контента; отсутствием формализованных материалов, которые могли бы стать основой при разработке учебного контента.
В корпоративном обучении электронные курсы разрабатываются в компаниях регулярно обучающих большое число сотрудников. Целесообразность финансовых затрат на разработку высококачественных электронных учебных курсов в корпоративном секторе обусловлена несколькими факторами. Во-первых, многие компании имеют стандартизированные технологии и процедуры. В этом случае они имеют библиотеку стандартных курсов, например, по пожарной безопасности или правилам оформления каких-либо документов. Как правило, эти курсы требуют минимальных изменений в течение большого промежутка времени. Поэтому обучение происходит обычно по одним и тем же темам (например, правилам оформления договоров банковским служащим или алгоритму расчета страховой премии страховым агентам). Во-вторых, электронные учебные курсы позволяют обеспечить одинаковое обучение сотрудников вне зависимости от месторасположения дополнительного офиса для предприятий, имеющих географически распределенную сеть филиалов.
Электронное обучение значительно экономит деньги компании, время сотрудников и тренеров на обучение. Что становится особенно актуальным в компаниях с высокой сменяемостью специалистов. Дополнительное преимущество – всегда можно найти необходимую информацию, т.е. у сотрудников под рукой своеобразный путеводитель. Конечно, можно обучать персонал очно, многие компании так делают до сих пор: у них существует штат тренеров, и они регулярно проводят обучение в регионах. Естественно, это очень недешево.
Однако, не каждое образовательное учреждение в отличие от крупных коммерческих компаний может себе позволит себе разработку электронных учебных курсов, требующих больших финансовых затрат. Поэтому часто разработкой учебного контента занимаются сами преподаватели, проводящие обучение в традиционной очной форме. При этом они не обладают достаточной компетенцией в сфере программирования и педагогического дизайна.
Таким образом, в информационной сфере в учебных заведениях сложилось противоречие между все более расширяющейся сферой применения ЭО и ДОТ, требующих качественных электронных учебных материалов как средств обучения, отсутствием выявленной специфики подобных материалов и недостаточной компетентности преподавателей в сфере программирования и педагогического дизайна.
Необходимость разрешения противоречия обусловливает актуальность исследования, а также определяет его проблему: каким образом должен быть построен электронный учебный курс для дистанционной поддержки учебного процесса, чтобы он повышал качество обучения и какие программные средства использовать при разработке.
Одно из возможных направлений разрешения противоречия может обеспечить использование специализированных инструментальных средств разработки электронных учебных курсов. Такие среды тесно интегрированы с системами управления обучения (системами дистанционного обучения).
Объектом исследования является электронные учебные курсы для дистанционной поддержки учебного процесса в образовательном учреждении.
Предмет исследования – специализированные инструментальные средства разработки электронных учебных курсов.
Цель работы состоит в проектировании и разработке электронного учебного курса для дистанционной поддержки учебного процесса по выбранной дисциплине (теме).
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать литературу по теме исследования, определить понятия электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронный учебный курс, педагогический дизайн;
выполнить обзор и систематизацию систем управления обучением;
выполнить обзор и систематизацию специализированных инструментальных сред разработки электронных учебных курсов;
изучить и осуществить отбор популярных форматов электронных учебных курсов;
сформулировать критерии выбора инструментов разработки электронных курсов;
изучить особенности организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на примере образовательного учреждения и разработать электронный учебный курс с использованием отобранного инструментального средства;
разместить и протестировать разработанный электронный учебный курс в системе управления обучением;
принять участие в мероприятиях по обмену опытом.
Проектирование электронных учебных курсов для дистанционной поддержки учебного процесса
Педагогический дизайн – это область науки и практической деятельности, основывающаяся на теоретических положениях педагогики, психологии и эргономики, занимающаяся вопросами разработки учебного материала, в том числе, на основе информационных технологий и обеспечивающая наиболее рациональный, эффективный и комфортный образовательный процесс.
Педагогический дизайн в Российской Федерации является относительно новой дисциплиной. Это подтверждается присутствием очень небольшого количества печатных материалов и информации в русскоязычном сегменте сети Интернет. Педагогические дизайнеры способны собрать контент и обработать его так, чтобы получить цельный, сжатый, значимый и сфокусированный курс.
Основной целью современного педагогического дизайна является обеспечение разработки качественного учебного контента для проведения электронного обучения и реализации дистанционных образовательных технологий.
Построения дистанционных курсов осуществляется на основных дидактических принципах (целенаправленности, научности, связи обучения с жизнью, систематичности и последовательности, сознательности и активности, наглядности обучения, доступности, интерактивного подхода, воспитывающего и развивающего обучения, прочности). Можно также включить следующие требования:
краткости – информация в электронных курсах должна быть представлена в доступной и лаконичной форме, отличаться информационной насыщенностью теоретического и практического материала и использованием разнообразных методических и дидактических приемов в его изложении; интерактивных технологий для организации электронных курсов с минимальными временными затратами;
практической направленности – в электронных курсах все теоретические аспекты должны быть рассмотрены через призму практических ситуаций, что является оптимальным методом при организации обучения;
универсальности – соответствие международным стандартам представления электронных учебных курсов и интеграции во все современные системы дистанционного обучения.
Перед любым дистанционным курсом стоят конкретные цели. Обычно это обозначено как «после завершения курса слушатель должен знать, уметь и др.». Цель дистанционного курса разбивается на несколько более мелких целей, каждая из которых отвечает за конкретную группу знаний и навыков. В рамках дистанционного курса мы можем автоматически отслеживать эффективность достижения каждой сформулированной цели, связывая ее с конкретными заданиями и оценками курса. Таким образом, после завершения курса мы можем получить не просто общую оценку, а понять, что именно слушателю давалось наиболее легко, а где он нуждается в дополнительном обучении.
Для контроля и коррекции получаемых знаний существует механизм обратной связи. Именно благодаря этому механизму система понимает движетесь вы в соответствии с целями, намеченными в дистанционном курсе, или начали отклоняться.
Выглядит этот механизм очень просто. В структуре курса используются промежуточные тесты и вопросы для самопроверки. В самом простом случае система просто знает правильный ответ, и в случае, если вы дали неправильный ответ система не просто скажет вам «неправильно!», но и может дать расширенный комментарий «почему именно этот ответ неправильный». Автор дистанционного курса может сделать систему обратной связи более разнообразной и интеллектуальной. Другими словами автор может предположить несколько вариантов ответа, каждый из которых предполагает некое соотношение правильно усвоенных идей и распространенных ошибок. В этом случае каждый ответ может быть снабжен своим комментарием направленным на преодоление именно того ошибочного суждения, к которому пришел слушатель дистанционного курса. Симуляция является способом учебной имитации рабочей ситуации. Автор дистанционного курса на этапе проектирования курса создает некий сценарий, в котором должен принять участие (совершить действия, ввести данный и т.д.) слушатель. Сценарий построен таким образом, что слушатель продвигается по нему в случае совершения правильных действий. По ходу выполнения действий слушатель дистанционного курса может получать комментарии и рекомендации. Разумеется, это не тренинговая ситуация, но формирование, таким образом, первичного (необходимого) представления о навыке может быть достаточно эффективным.
Критерии оценки эффективности электронных курсов
Система дистанционного электронного обучения (СДЭО) учебного заведения состоит из множества электронных курсов. От эффективности каждого из них зависит эффективность всей СДЭО.
Критерии оценки эффективности ЭК составляют основу для ответа на главный вопрос: «Каким должен быть качественный электронный курс?»
Критерии оценки эффективности электронных курсов разработаны Калифорнийским Государственным Университетом, Чико, США (Библиотека критериев оценки электронных курсов Smart education Том 8). Библиотека описывает процесс разработки и поставки электронного курса, и предоставляет инструктору средства для самостоятельной оценки своей работы, исходя из представлений Университета. Более того, в ней можно найти средства для выявления и поощрения усилий персонала по созданию экспертных знаний о дистанционном обучении и преподавании онлайн.
Материалы этой библиотеки могут быть использованы:
в качестве «инструмента самооценки» она поможет инструкторам пересмотреть готовые курсы.
для разработки новых онлайновых курсов, в качестве опорной схемы.
как средство для получения общественного признания образцового преподавания онлайн.
как первичный опыт, на базе которого может быть разработан собственный стандарт оценки эффективности электронного курса.
С учетом современного этапа развития электронного обучения, нами критерии были переработаны и приняли вид, представленные в таблицах.
Таблица 1 – Группа критериев оценки эффективности электронных курсов «Поддержка учащихся и ресурсы»
Категория 1 Поддержка учащихся и ресурсы
Базовый уровень
Эффективный уровень
Образцовый уровень
1.1
В курсе содержится
ограниченный объем
информации о поддержке студентов дистанционного обучения и приведены ссылки на соответствующие ресурсы
В курсе содержится оптимальный объем информации о поддержке студентов дистанционного обучения и приведены ссылки на соответствующие ресурсы
В курсе содержится
исчерпывающий объем информации о поддержке студентов дистанционного обучения и приведены ссылки на соответствующие ресурсы
1.2
В курсе предложено ограниченное число специальных ресурсов, ограниченные контактные данные для связи с инструктором/преподавателе м, факультетом, организаторами программы.
В курсе предложено оптимальное число специальных ресурсов, достаточные контактные данные для связи с инструктором/преподавателем, факультетом, организаторами программы.
В курсе предложено большое разнообразие специальных ресурсов, полные контактные данные для связи с инструктором/преподавателем, факультетом, организаторами программы.
1.3
В курсе предложено ограниченное число ресурсов в поддержку контента курса и различных возможностей для обучения
В курсе предложено оптимальное число ресурсов в поддержку контента курса и различных возможностей для обучения
В курсе предложено широкое разнообразие ресурсов в поддержку контента курса и различных возможностей для обучения
Таблица 2 – Группа критериев оценки эффективности электронных курсов «Организация и дизайн электронного курса»
Категория 2 Организация и дизайн электронного курса
Базовый уровень
Эффективный уровень
Образцовый уровень
2.1
Большая часть курса еще находится в разработке, но указаны ключевые компоненты, например, его план.
Курс имеет четкую организацию и навигацию. Студенты могут уяснить ключевые компоненты курса и его структуру.
Курс хорошо организован и имеет простую навигацию. Студенты могут полностью уяснить все компоненты курса и его структуру.
2.2
В плане курса нет четкихуказаний, что ожидается от студентов
План курса указывает и подчеркивает роль, которую в курсе будет играть онлайновая среда
План курса выделяет и недвусмысленно подчеркивает роль, которую на протяжении всего курса в нем будет играть онлайновая среда
2.3
Эстетическое оформление курса не служит ясной презентации курса и донесению информации о нем
Эстетическое оформление курса презентует курс и ясно доносит информацию о нем
Эстетическое оформление курса на всем его протяжении ясно доносит всю необходимую информацию
2.4
Веб-страницы не согласованы ни визуально, ни функционально
Большинство веб-страниц
визуально и функционально согласованы
Все веб-страницы курса
визуально и функционально согласованы между собой
2.5
Решения для проблем общедоступности курса не предусмотрены (доступ для слабовидящих и слабослышащих, вопросы распознавания; вопросы мобильности, ESL, техническое вопросы и др.)
Предусмотрены базовые решения для проблем общедоступности курса не предусмотрены (доступ для слабовидящих и слабослышащих, вопросы распознавания; вопросы мобильности, ESL, техническое вопросы и др.)
По всему курсу предусмотрены оптимальные решения курса не предусмотрены (доступ для слабовидящих и слабослышащих, вопросы распознавания; вопросы мобильности, ESL, техническое вопросы и др.)
Таблица 2 – Группа критериев оценки эффективности электронных курсов «Педагогический дизайн и поставка»
Категория 3 Педагогический дизайн и поставка
Базовый уровень
Эффективный уровень
Образцовый уровень
3.1
Курс предоставляет ограниченные возможности для коммуникации и взаимодействия студент
· студент, студент
· инструктор/преподаватель, студент
·контент
Курс предоставляет оптимальные возможности для коммуникации и взаимодействия студент
·студент, студент
·инструктор/преподаватель, студент
·контент
Курс предоставляет богатые возможности для коммуникации и взаимодействия студент
·студент, студент
· инструктор/преподаватель, студент
·контент
3.2
Цели курса определены неясно и не согласованы с учебными целями
Цели курса определены,
учебная активность им соответствует
Цели курса определены и четко интегрированы с учебной активностью
3.3
Учебные цели являются
смутными или неполными, учебной активности не предусмотрено или она не ясна
Учебные цели определены, учебная активность им соответствует
Учебные цели определены и четко интегрированы с учебной активностью
3.4
В курсе предложено
огран
·иченное количество видов визуальной, текстовой, кинестетической и аудиальной учебной активности – с учебными целями и для обеспечения общедоступности курса
В курсе предложено
оптимальное количество видов визуальной, текстовой, кинестетической и аудиальной учебной активности – с учебными целями и для обеспечения общедоступности курса
В курсе предложено
множество видов визуальной, текстовой, кинестетической и аудиальной учебной активности – с учебными целями и для обеспечения общедоступности курса
3.5
В курсе предложено
ограниченное число видов
учебной активности, направленных на развитие критического мышления и умения решать задачи
В курсе предложено
оптимальное число видов
учебной активности, направленных на развитие критического мышления и умения решать задачи
В курсе предложено
множество видов учебной активности, направленных на развитие критического мышления и умения решать задачи
Таблица 2 – Группа критериев оценки эффективности электронных курсов «Оценка эффективности обучения студентов»
Категория 4 Оценка эффективности обучения студентов
Базовый уровень
Эффективный уровень
Образцовый уровень
4.1
Курс предлагает ограниченное количество видов активности, чтобы оценить готовность студента к изучению контента курса и пользованию предусмотренным в курсе способом поставки
Курс предлагает оптимальное количество видов активности, чтобы оценить готовность студента к изучению контента курса и пользованию предусмотренным в курсе способом поставки
Курс предлагает многочисленные и своевременные виды активности, чтобы оценить готовность студента к изучению контента курса и пользованию предусмотренным в курсе способом поставки
4.2
Цели обучения, учебная
активность и оценочные процедуры не согласованы между собой
Цели обучения, учебная
активность и оценочные процедуры в должной степени согласованы между собой
Цели обучения, учебная
активность и оценочные процедуры тесно связаны между собой
4.3
Стратегии оценивания, измеряющие усвоение контента, освоение умений и изменения в установках, применяются ограниченно
Применяется постоянно
действующая стратегия для измерения усвоения контента, освоения умений и изменений установок
Применяются многочисленные и постоянно действующие стратегии оценивания, для измерения усвоения контента, освоения умений и изменений установок
4.4
Студенты имеют лишь редкие и нерегулярные возможности для получения обратной связи относительно своей производительности
Студентам предоставляются возможности для получения обратной связи относительно своей производительности
На протяжении всего курса студентам предоставляется регулярная и своевременная обратная связь относительно их производительности
4.5
Возможности студентов для самооценки и обмена обратной связью друг с другом ограничены
Существуют возможности для самооценки студентов и обмена обратной связью друг с другом
На протяжении всего курса существуют возможности для самооценки студентов и обмена обратной связью друг с другом
Следующая группа критериев оценивает эффективность электронных курсов по применению инновационных технологии в обучении и преподавании. Новыми инструментами обучения выступают инструменты фасилитации.
Фасилитация (от англ. facilitate – помогать) – это форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности, либо повышенной важности. Фасилитатор, в отличие от тренера, не является экспертом и не обучает участников, а предоставляет им специальные технологии групповой работы для создания необходимого продукта. Фасилитатор помогает группе, сопровождая поиск решения. Целью работы фасилитационной группы может быть решение любого производственного или бизнес-вопроса, разработка стратегии деятельности компании и др. Фасилитатор направляет работу участников, модерирует результаты и следит за выполнением участниками заданных технологией правил. Технологии фасилитации: «Open Space Technology», «Динамическая фасилитация», «Грейп-коктейль», «Идея-лог», «Интернациональное кафе», «Scamper» и другие ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Таблица 2 – Группа критериев оценки эффективности электронных курсов по применению инновационных технологии в обучении и преподавании
Категория 5 Инновационные технологии в обучении и преподавании
Базовый уровень
Эффективный уровень
Образцовый уровень
5.1
Инструменты для
фасилитации обучения и коммуникаций использованы в курсе в ограниченной степени
Инструменты для фасилитации обучения и коммуникаций
использованы в курсе оптимально
В курсе использовано
Разнообразие технологических инструментов для необходимой фасилитации обучения и коммуникаций
5.2
Новые методы преподавания, способствующие активному обучению студентов, использованы в ограниченной степени.
Новые методы преподавания, инновационно способствующие активному обучению студентов, использованы оптимально.
Использованы новые метода преподавания, они
инновационно содействуют активному обучению студентов и интерактивно вовлекают их в учебный процесс.
5.3
Элементы мультимедиа и объекты, позволяющие применение различных стилей обучения, использованы в ограниченной степени
Элементы мультимедиа и объекты, позволяющие применение различных стилей обучения, использованы и являются адекватными
На протяжении всего курса адекватным образом использовано широкое разнообразие элементов мультимедиа и объектов, позволяющих применение различных стилей обучения.
5.4
В курсе предусмотрен доступ в Интернет, и студенты таким образом вовлекаются в учебный процесс, но только в ограниченном объеме
Доступ в Интернет предусмотрен в курсе в оптимальном объеме, это эффективно вовлекает студентов в учебный процесс
Доступ в Интернет предусмотрен в курсе в оптимальном объеме, это эффективно вовлекает студентов в учебный процесс. Это осуществляется на протяжении всего курса и с применением множества способов
Таблица 2 – Группа критериев оценки эффективности электронных курсов «Использование обратной связи, получаемой от студентов»
Категория 6 Использование обратной связи, получаемой от студентов
Базовый уровень
Эффективный уровень
Образцовый уровень
6.1
Инструктор/преподаватель предоставляет студентам ограниченные возможности давать обратную связь относительно содержания курса
Инструктор/преподаватель предоставляет студентам оптимальные возможности давать обратную связь относительно содержания курса
Инструктор/ преподаватель предоставляет студентам множество различный возможностей давать обратную связь относительно содержания курса
6.2
Инструктор/преподаватель предоставляет студентам ограниченные возможности давать обратную связь относительно простоты применения технологий курса и его общедоступности
Инструктор/преподаватель предоставляет студентам оптимальные возможности давать обратную связь относительно простоты применения технологий курса и его общедоступности
Инструктор/преподаватель предоставляет студентам множество различный возможностей давать обратную связь относительно простоты применения технологий курса и его общедоступности
6.3
Инструктор/преподаватель использует полученную от студентов обратную связь для планирования преподавания и оценки обучения в следующем семестре, но лишь в ограниченной степени
Инструктор/преподаватель просит студентов дать обратную связь несколько раз в семестр, чтобы это помогла ему в планировании преподавания и оценке обучения в течение оставшегося времени семестра
Инструктор на постоянной основе пользуется формальной и неформальной обратной связью, получаемой от студентов, чтобы в течение всего семестра планировать преподавание и оценивать обучение
Ряд критериев к электронным учебным курсам можно сформулировать исходя из модели Келлера для повышения мотивации обучающихся. Американский исследователь систем обучения Джон Келлер предложил модель повышения мотивации к обучению ARCS, главными компонентами которой являются внимание (Аttention), значимость (Relevance), уверенность (Confidence) и удовлетворение (Satisfaction). Келлер говорил о том, что сначала нужно привлечь внимание обучаемого, затем нужно убедить его в важности и значимости обучения, после чего необходимо поддержать его уверенность в себе и, в конце концов, добиться удовлетворенности учащегося.
Применяя эту модель к электронному учебному курсу можно получить следующее.
Первый способ повышения мотивации – привлечение внимания пользователя к курсу. Автор курса должен завладеть первоначальным вниманием обучаемого и удержать это внимание на протяжении всего курса. Если с первой задачей справиться достаточно легко, то вторая задача далеко не так проста. Спасти от скуки и эффекта «засыпания» может разнообразие типов контента: иллюстрированные слайды со ссылками на всплывающие окна, по которым пользователь может «кликать», аудио, видео, флеш-анимация, интерактивные диаграммы и игры. Подача учебного материала важна не меньше, чем метод его доставки. Важно заинтриговать обучаемого, «зацепить» его, привлечь его внимание нестандартными, спорными, возможно даже парадоксальными идеями. Очень облегчают восприятие сложной информации юмор и неформальный (в меру) стиль изложения.
Однако мотивация может снизиться, если содержание курса не представляет никакой практической ценности для учащегося. Второй способ повышения мотивации – это демонстрация значимости учебного курса. Чтобы повысить ценность курса в глазах учащихся, не следует задиктовывать банальные определения и неприменимые в реальной жизни теоретические выкладки, а объяснить, почему эта тема важна для обучаемого. Во время обучения пользователь будет оценивать практическую значимость материала лично для себя. Поэтому мы должны постоянно соотносить результаты обучения с личными целями пользователей, говорить на их языке, использовать близкие им термины и примеры. Также очень важно наличие в учебном курсе алгоритмов конкретных действий, образцов документов, любых инструментов, которые можно использовать немедленно, «здесь и сейчас».
Третий способ повышения мотивации – это поддержка уверенности обучаемого в своих силах. Нужно укреплять уверенность пользователя учебного курса в том, что он успешно овладевает материалом и справляется с поставленными целями. Объяснили пользователю материал? Теперь дайте ему возможность добиться промежуточного результата, успешно ответить на вопрос, решить задачу. Если задание сложное – нужно использовать подсказки и предусмотреть возможность «второй попытки». Очень важно, чтобы в учебном курсе не было заданий с некорректными условиями (ответ на вопрос нельзя найти в материалах курса) или спорными решениями.
Четвертый способ – удовлетворение. Даже если автор курса в полной мере использовал первые три фактора сохранения мотивации (внимание, значимость и уверенность), ближе к концу учебного курса мотивация пользователя все равно будет падать. Накапливается усталость, голова «забита» большим объемом информации, требующей осмысления. Возникают сомнения – что дал мне учебный курс? Насколько применимы полученные знания? Как изменится качество моей жизни и работы после обучения? Поэтому в конце курса необходимо сместить фокус мотивации на удовлетворение учащегося. Так что же рождает удовлетворение от обучения? В первую очередь – соответствие результатов обучения ожиданиям учащегося. Кроме того, мы должны показать, что обучение приведет к позитивным переменам в жизни пользователя. Очень важны и простые «мотиваторы» – вознаграждения, похвалы, празднование успехов пользователя при завершении всего курса одного из его этапов.
Таким образом, чтобы электронный учебный курс стал содержательным, и в то же время легким для восприятия и интересным необходимо выполнить два условия: оптимизировать исходный материал для целей электронного обучения; применить модель Келлера (внимание, значимость, уверенность, удовлетворение) для создания и поддержания мотивации к обучению. Эти две задачи, техническая и творческая, тесно связаны между собой. Интерес пользователя к курсу сильно зависит от технической реализации (визуальное оформление, текса, картинки, игры, диаграммы, прочие «фишки»). В то же время даже сделанный на высоком техническом уровне курс может быть скучен и «непроходим», если его создатели забыли о мотивации обучаемого.
Применения электронных обучающих технологий позволяют превратить дистанционное обучение в достаточно эффективный инструмент корпоративного обучения (что существенно отличает дистанционный курс от электронной книги или странички сайта с необходимой информацией).
Разработка электронного учебного курса в настоящее время является актуальным направлением в развитии информационных технологий, направленных на помощь преподавателю и студенту в образовательном процессе.
Современный уровень развития и применения информационных технологий открыли широчайшие возможности для реализации дистанционных образовательных технологий
развития дистанционного обучения (далее - ДО), которое при этом получило новое качество. Обучающийся в ДО почти не ограничен пространственными, а главное, временными рамками для получения учебной информации.
Учение, самостоятельное приобретение и применение знаний стало потребностью современного человека на протяжении всей его жизни в условиях информатизированного общества. В настоящее время человеку приходится учиться практически всю жизнь. Поэтому парадигма «образование через всю жизнь» приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения.
Использование дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения и переучивания специалистов. Информатизация образования должна быть направлена, в первую очередь, на определение того, что нужно изучать в конкретных условиях, на обеспечение поиска, извлечения, передачи и представления знаний в системах дистанционного обучения.
Был разработан ЭУК по электронным таблицам MSExcel.
Помимо текстовых слайдов, курс содержит несколько видеоуроков. Система тестовых заданий представлена такими типами вопросов как Соответствие, Активная область, Порядок, Множественный выбор и др.
В курсе реализован сценарии ветвления. Это позволит повысить эффективность теста: каждый учащийся пройдёт собственный маршрут теста с максимальной пользой. Ветвление реализовано так, что при верном ответе на вопрос пользователь переходит к следующему заданию теста, а при неверном – на информационный слайд.
Также в курсе предусмотрена гибкая система подсчета баллов.
Разработанный курс был экспортирован в несколько форматов: swf для размещения в web (на странице сайта или блога); в Word для подготовки материалов к печати; в SCORM, AICC, TinCan для загрузки в СДО; iSpring Online для загрузки в СДО iSpring.
Пройти курс можно с любого устройства. iSpringQuizMaker поддерживает технологию HTML5, благодаря чему учащиеся смогут пройти курс в любое время и с любого устройства, будь то компьютер, планшет, смартфон или iPad.
Таким образом, теоретическая значимость исследования состоит в анализе специализированных инструментальных средств разработки электронных учебных курсов, которые позволяют разрешить выявленное в исследовании противоречие между необходимостью разработки качественных электронных учебных материалов в образовательных учреждениях, реализующих ЭО и ДОТ и недостаточной компетентностью преподавателей в сфере программирования и педагогического дизайна.
Практическая значимость исследования заключается в разработке критериев оценки качества электронного учебного курса и создании электронного учебного курса для дистанционной поддержки обучения Зубово-Полянского педагогического колледжа.
"$(*.046<@BDHJNTXZ\^bdhlnrtz|~„†ЉЊђ”–љњў¤¦ЁЄ¬°І¶єјАМОРТФЦ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·к
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·JЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615