Использование е-портфолио в целях формирования у студентов карьерной компетенции в профессиональном образовании


Использование е-портфолио в целях формирования у студентов карьерной компетенции в профессиональном образовании
Ученые отмечают проблемную ситуацию, суть, которой в несформированности карьерной компетентности выпускников, проявляющуюся в неумении планировать карьеру и ставить реалистичные карьерные цели, в излишней амбициозности (необоснованное желание сразу занять лидирующую карьерную позицию) и инициативности, вместо исполнительности, отсутствии целеустремленности, не знании делового этикета, неумении работать в команде, наличии явных прагматических ориентации в профессиональной деятельности, готовности покинуть рабочее место при возникновении незначительных трудностей. Из сказанного вытекает педагогическая проблема формирования у студентов карьерной компетентности в профессиональном образовании.
Базируясь на понимании компетентности как интегративной личностной характеристики, выражающейся в готовности и способности к успешной социальной и профессиональной деятельности, дадим наше понимание карьерной компетентности как видового понятия: карьерная компетентность – интегративное качество личности, характеризующее ее стремление, готовность и способность к профессиональной самореализации, сопровождающееся рефлексивным видением себя, адекватной самооценкой и определяющее целенаправленный процесс и результат развития профессиональной карьеры.Известно, что мотивы и ценности имеют особое значение в структуре личности и определяют субъективную важность объекта относительно других, исходя из актуальных потребностей личности. Ранее существовавший негативный взгляд на феномен карьеры и осуждение обществом карьеристов современным обществом связывается с социальной потребностью, которая выражается в том, что успешными, конкурентоспособными могут быть люди с типом сознания, основанным на ответственности за свои поступки, способные к личностному саморазвитию и самоактуализации. Рост профессиональной и карьерной компетентности сотрудников в современных социально-экономических условиях связан с повышением конкурентоспособности организации. М. Г. Рогов отмечает, что структура ценностей и мотивов личности изменяется не только в зависимости от самой личности, но и от требований предъявляемых социумом, особенностей профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка, способствуя реализации ценностей и мотивов, влияет на изменение социального статуса личности.
В педагогическом смысле ценным является создание условий для формирования мотивов, положительно влияющих на развитие личности, являющихся отражением ее внутреннего мира, потребностей, ценностей, устремлений.
Безусловно, современный уровень доступности информации дает молодежи широкие возможности анализировать требования, предъявляемые работодателями к соискателям работы на ранней стадии (стадии выбора направления социально трудовой деятельности). Однако возможности сети «цифровое» поколение в большинстве использует, как правило, для других целей (в основном, связанных с развлечениями и общением в социальных сетях). Помимо этого для достижения целей, связанных с карьерным ростом, необходимо умение общаться с людьми, понимать чужую эмоциональную реакцию, уметь сотрудничать, контролировать свои эмоции, быть приятным собеседником, коллегой, однако, по мнению психолога О. И. Маховской, отличительной чертой современного, «цифрового» поколения является их эмоциональная «холодность и нарциссизм». Психолог Л. П. Шевякова считает, что во время общения без физического контакта теряет значение целый ряд традиционных барьеров, таких как пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность или непривлекательность, коммуникативная компетентность человека, а точнее, невербальная ее часть (мимика и жесты).
«Цифровая жизнь» создает иллюзию «легкости скольжения», что может привести к социальной дезадаптации «цифровых» детей», которые не смогут вести себя адекватно в реальном обществе. Одним из важных факторов эффективного взаимодействия в аспектах деятельности, связанных с явлением межличностных отношений является эмоциональный интеллект. Развитый эмоциональный интеллект определяет удачную профессиональную карьеру, в связи с тем, что высокий уровень эмоционального интеллекта характеризуется осознанием, пониманием и управлением не только собственными эмоциям и чувствами, но и осознанием, пониманием эмоций и чувств окружающих людей.
Анализ своих мотивов, потребностей, идеалов, целей, требуемых знаний, компетенций и личных качеств позволит организовать процесс профессионально го образования в соответствии с перспективными планами на дальнейшую профессиональную деятельность и карьеру. Развитый эмоциональный интеллект будет способствовать адекватному поведению и соответственно более быстрой адаптации, более продуктивному взаимодействию с окружающими при решении профессиональных и социальных задач.
Сказанное выше позволяет сделать следующие выводы:
1) карьера как важная часть жизни человека, показатель профессионального успеха и личностного развития невозможна без сознательного, ответственного и свободного строительства своей жизни, совершения поступков и выбора – занятия субъектной позиции;
2) успех в карьере связан с положительным представлением человека о себе как субъекте профессиональной деятельности и как личности, оценкой своего потенциала, результатов деятельности – положительная профессиональная Я концепция;
3) реальная самооценка потенциала и результата деятельности позволяет ста вить достижимые цели самореализации в профессии и лежит в основе позитив ной мотивации саморазвития – адекватная самооценка.
Формирование выделенных качеств личности (субъектной позиции, положительной профессиональной Я-концепции, адекватной самооценки) необходимых для успеха в образовательной и профессиональной карьере возможно при реализации принципов личностно ориентированного подхода, ориентирующего образование на использование технологий развивающих потенциал личности. Такими технологиями являются процессуальные педагогические технологии, реализующиеся в следующих формах:
проблемная, исследовательская (постановка проблемы, выдвижение и проверка гипотез, генерация идей и т.д.), проектная деятельность;
коммуникативно-диалоговая, дискуссионная (выявление и сопоставление точек зрения, позиций, подбор и предъявление аргументации и т.д.);
игровая, моделирующая в предметно-содержательном (имитационно-игровом) и социально-психологическом (ролевом) плане.
В педагогических исследованиях, посвященных проектной деятельности в определении этого понятия больших разногласий нет. Приведем, как наиболее содержательное, понимание метода проектов Е. С. Полат: определенным образом организованная поисковая, исследовательская, творческая, познавательная деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает процесс достижения результата определенными методами, приемами, что при водит к развитию познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном поле, анализировать, выдвигать гипотезы.
Среди учебных проектов Г. К. Селевко выделяет следующие типы: исследовательские, творческие, информационные, социально-значимые .Значимость проектной деятельности для формирования карьерной компетентности студентов определяется включением в процесс самостоятельной деятельности, в ходе которой:
развиваются способности к аналитическому, критическому, творческому мышлению;
используются и получают дальнейшее развитие исследовательские умения (выявление проблем, выдвижение гипотез, определение исследовательских задач, анализ, поиск степени изученности проблем, проведение опытно экспериментальной деятельности по доказательству выдвинутой гипотезы);
присваиваются компетенции необходимые для современной жизни: способности брать на себя ответственность применять знания к жизненным ситуациям;
участвовать в принятии решений;
регулировать конфликты ненасильственным путём;
оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой;
делать свой выбор;
владеть устным и письменным общением;
способности учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки в профессиональной, общественной деятельности, в личной жизни;
развиваются личностные качества: способности к целеполаганию, анализу, оценке результатов своей деятельности, деловые качества, настойчивость в преодолении трудностей, инициатива и творческие способности, формируются навыки коллективной деятельности и взаимопомощи.
Таким образом, второе педагогическое условие формирования карьерной компетентности студентов в профессиональном образовании – реализованы личностно ориентированные педагогические технологии, способствующие занятию субъектной позиции, формированию позитивной профессиональной Я-концепции и адекватной самооценке, формирующие деятельностный компонент карьерной компетентности студентов.
Педагогические технологии, построенные на принципах личностно ориентированного образования, подразумевают обязательное применение в процессе профессионального образования рефлексивных технологий. В данном исследовании рефлексия понимается как мыслительный, личностно переживаемый процесс осознания учащимся результатов своей образовательной деятельности, ее границ, осознания и выявления смысла и способов данной деятельности.
Одним из современных педагогических методов, вовлекающих в процесс самоактуализации и рефлексивной деятельности, является создание «Портфолио», фиксирующего, накапливающего, систематизирующего достижения и способствующего постановке на их основе новых целей дальнейшей деятельности. Применение портфолио в образовательной практике впервые началось в Соединенных Штатах Америки в 80-х годах прошлого века как популярного способа самопрезентации.
В педагогической науке используются различные подходы к определению «портфолио», отражающие направления его использования:
способ фиксации, накопления достижений в определенный период обучения и дальнейшая их оценка;
коллекция значимых результатов, демонстрирующая усилия учащихся, их прогресс и достижения;
систематический, организованный сбор доказательств, используемый педагогом и обучающимися для мониторинга знаний, навыков по предмету и отношения к нему;
папка, которая содержит информацию, документирующую достижения учащихся.
Портфолио может быть как на бумажном носителе, так и на электронном, в таком случае его называют е-портфолио. Безусловно, использование е-портфолио предпочтительнее, в связи с возможностью использования достижений современных информационных технологий.
Я разделяю позиции исследователей в области педагогики и психологии С. Дж. Пейп, М. А. Чошанова и О. Г. Смоляниновой в отношении учебного и е-портфолио, отражающие целеполагающую, рефлексивную и оценочную функции портфолио:
форма и процесс организации продуктов учебно-познавательной деятельности учащихся, информационных материалов из внешних источников (педагогов, родителей, центров тестирования и др.), предназначенных для последующего анализа, количественной и качественной оценки и дальнейшей коррекции процесса обучения ;современная электронная технология, с помощью которой можно накапливать информацию о своих достижениях, навыках, умениях, компетенциях, начиная со старшей школы, продолжив в университете, в дальнейшем использовать при трудоустройстве и развитии карьеры в течение всей жизни.
Исследователи (Э. Х. Тазутдинова, Н. Г. Шилина, О. Г. Смолянинова) отмечают, что в зарубежной высшей школе технология портфолио служит показателем готовности студента к самостоятельной деятельности и более того наличие е-портфолио является конкурентным преимуществом. В отечественном высшем образовании пока нет единого подхода к использованию портфолио. В портфолио могут входить:
официальные документы;
творческие работы;
отзывы, рекомендации, самоотчеты, эссе.
Ученые считают создание е-портфолио – современной формой рефлексивной деятельности студента, способствующей решению важных педагогических задач, обеспечивая: поддержание высокой мотивации к достижениям;
развитие способностей к целеполаганию, планированию и организации деятельности;
проявление самоактуализации, занятие субъектной позиции;
не только количественную оценку приобретаемых знаний, но и качественную оценку достижений, личных качеств;
создание конкурентной среды, служащей не только стимулом, мотивом образовательной деятельности и развития личностных качеств, но и пробой себя в конкурентной борьбе;
развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов.
Сказанное позволяет заключить, что использование в педагогической деятельности «Портфолио» актуализирует мотивационно-ценностное отношение к образованию, вынуждает студентов занять субъектную позицию, способствует кристаллизации профессиональной Я-концепции, вовлекает студентов в рефлексивную деятельность и способствует адекватной самооценке студентов в профессиональном образовании. Описанные выше особенности портфолио делают его не только перспективной формой самопрезентации, представления индивидуальных достижений студента, а инструментом развития, выступая не только как итог, но и как база для постановки новых целей в процессе профессионального образования, начала процесса прогнозирования, планирования и выстраивания карьеры.
Результатом такой деятельности является перспективный план карьеры.
Успехи и индивидуальные достижения в учебной, спортивной, творческой, научно-исследовательской, социальной деятельности как бы эффектно не были зафиксированы и представлены, не заменят личных качеств необходимых для успешной профессиональной деятельности, карьерного роста, жизнедеятельности в целом, такими качествами являются коммуникабельность, ответственность, организаторские способности. Оценка личных качеств необходимых для успешной карьеры и жизнедеятельности в целом происходит в процессе рефлексии деятельности моделирующей различные общественные феномены.
Одним из видов деятельности, являющейся средством формирования способности к активной коммуникации, предоставляющей возможность моделирования ситуации в незнакомой обстановке, принятия решений как модели профессионального поведения, «примерки» конкретного социального опыта в предлагаемых новых ситуациях, адаптации к окружающей среде и развития является игровая деятельность. Игровая деятельность, как и рассмотренная выше проектная относятся к развивающим потенциал личности процессуальным педагогическим технологиям.
Г. К. Селевко определяет игровую деятельность как один из видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования, в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Деловая игра, зародившаяся как инструмент поиска решений в управленческих структурах, в педагогической деятельности определяется как педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, цель которых – обучение отдельных личностей и их групп принятию решения (Г.П. Щедровицкий).
В процессе профессионального образования игра выступает как форма моделирования предметного, социального содержания осваиваемой профессиональной деятельности, одной из базовых форм организации учебной деятельности студентов в контекстном обучении. Содержанием деловых игр являются жизненные и типичные ситуации при отсутствии полной информации, т.е. принятие решения происходит в условиях неопределенности.
В процессе игры ее участники: занимают субъектную позицию, характеризующуюся целеполаганием, способностью действовать целенаправленно и самостоятельно, принимать решения, активностью и заинтересованностью в достижении результата, инициативностью, способностью анализировать деятельность, имеют возможность сравнить результаты своих решений, действий в игре с результатами других участников и при необходимости скорректировать свое решение, имеют возможность «примерить» на себя роль в деловой игре, как модель профессионального поведения, что способствует формированию позитивной профессиональной Я-концепции.
При этом в игре создается положительная эмоциональная обстановка, сопровождающаяся возможностью для творчества, приобретения опыта межличностного и коллективного взаимодействия, что особенно ценно для «цифрового» поколения, в силу их эмоциональной «холодности». Деловая игра, моделируя различные ситуации социального взаимодействия, позволяет участникам проявить особенности поведения, эмоции, чувства, способности влиять на других людей, лидерские способности, способности к командному взаимодействию. Поэтому деловые игры все чаще используют в процессе отбора кадров.
Кроме того необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики, которые удобно систематизировать и представлять в е-портфолио.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что использование портфолио относятся к личностно ориентированным педагогическим технологиям и удовлетворяют второму педагогическому условию формирования карьерной компетентности студентов.
Таким образом, вытекает проблема - в ГБОУ СПО «Чапаевский губернский колледж» используется портфолио на бумажном носителе, что затрудняет работу студентов с ним, а также требует больших временных и материальных затрат. Использование автоматизированного электронного портфолио позволит студентам быстрее обрабатывать и добавлять информацию, автоматически рассчитывать баллы, наглядно представлять свои достижения на квалификационных экзаменах и государственных итоговых экзаменах без использования дополнительных наглядных средств. Кроме того будут экономиться материальные и временные ресурсы, которые могут быт использованы на другие аспекты воспитательной деятельности, например, духодно-нравственные ценности, развитие личностных и профессиональных качеств и т.д.
Реализация проекта началась в 2012 году с группой первого курса специальности 230115 Программирование в компьютерных системах.
Первым этапом в 2012-2013 учебном году стала совместная разработка с активом группы документов автоматизированного подсчета баллов по портфолио на основе электронных таблиц, данные документы не были объединены в единую автоматизированную систему. К концу 2012-2013 учебного года данными наработками пользовалась уже вся группа, состоящая из 20 человек.
Вторым этапом в 2013-2014 учебном году выступила модернизация, добавление и структурирование автоматизированных документов подсчета результатов портфолио в связи с новыми требованиями, установленными педагогическим советом колледжа на основе Федерального государственного стандарта. Также на данном этапе к использованию данной системы привлекались вновь поступившие студенты в данную группу (на базе 11 классов).
Третьим этапом, реализованным в 2014-2015 учебном году, стала разработка интерфейса, его объединение с структурированными автоматизированными документами, т.е. по сути, само создание целостного электронного портфолио.
В ходе реализации проекта велась тесная связь с семьями студентов. На общих родительских собраниях демонстрировались наработки портфолио, демонстрировались достижения студентов, учитывались рекомендации и пожелания родителей. Каждый родитель мог всегда просмотреть портфолио своего ребенка, в том числе и дома в электронном варианте (у каждого студента на съемном носителе или через дистанционную связь с руководителем группы).
На данный момент е-портфолио имеет следующую структуру:
Главная страница (в форме титульного листа).
Пояснительная записка.
Личные данные.
Содержание.
На главной странице размещен титульный лист портфолио. В верхней части находятся меню с кнопками, по которым можно перейти на следующую страницу.
На странице пояснительная записка описывается, что портфолио является формой оценивания результатов, достигнутых студентов за время учебного времени и какие задачи решает сбор портфолио.
Перейдя по ссылке «Личные данные» можно узнать информацию о студенте.
Перейдя по ссылке «Содержание» находятся разделы и подразделы с гиперссылками, продемонстрировано на рисунке 1.

Рисунок 1. Содержание е-портфолиоПри нажатии определенной ссылки открывается автоматизированный документ для заполнения, подсчета и просмотра результатов. Пример такого документа представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Документ автоматического подсчета среднего бала и вывода диаграммы.
Некоторые клетки, содержащие формулы автоматического подсчета не выводят числовых значений, т.к. заполнены не все ячейки для подсчета по данным семестрам и годам, при заполнение соответствующих данных на листе 2, будет автоматическое заполнение данной таблицы и построения следующих столбцов диаграммы.
Стоит отметить, что продолжается работа по усовершенствованию данного проекта, в частности оформления и удобства работы с данным продуктом.